16. Русские на Лазурке

" Тайны Парижа".

16. Русские на "Лазурке".

( систематизация материала,будет дополнен парижскими русскими страницами,
напоминание)


Русские на Лазурном берегу.

ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА

Русские на Лазурном берегу: продолжение следует...



Лазурный берег в начале XXI-го века как и много лет назад остается весьма привлекательным для мировой элиты уголком земного шара не только благодаря удивительной по красоте природе и мягкому климату. Он был, есть и остается общепризнанным мировым центром культуры. Значительную роль в этом сыграли выдающиеся мастера мирового искусства: литературы, музыки, балета, в том числе и выходцы из России.
 
В конце XIX – начале XX веков здесь жили и творили Бунин, Шаляпин, Дягилев, Серебрякова, Чехов, Нижинский, Карсавина. Лазурный берег всегда был притягателен для русской знати и интеллигенции. Наряду с великолепной природой и чрезвычайно мягким, благоприятным для жизни климатом, ласковым морем и ярким солнцем, Лазурный берег насквозь пропитан тонкими эманациями русского духа и русской культуры. Здесь жили Великие русские князья и княгини, потомки царской фамилии и прямые наследники русского престола.

Недавно в Ницце был торжественно открыт и освящен русской церковью бронзовый бюст русской императрицы Александры Федоровны, которая своими роскошными приемами, удивительными карнавалами, изысканными балами и концертами  оставила неизгладимый след в сердцах коренных жителей Лазурного берега. Волнующий шлейф русского романтизма, загадочности русской культуры и ореол христианской религии навсегда вошел в ауру Лазурного побережья и тянется сквозь века.

   
Русская церковь Святого Михаила-Архангела в Каннах была освящена в присутствии Великого князя Михаила. В ней до сих пор хранятся мощи святых Алексея, Иоана Кронштадского, Серафима Саровского и Симеона Верхотурского. На мраморе могильных плит Русского кладбища на Кокад в Ницце выбиты самые громкие фамилии русской истории: Романовы, Гагарины, Раевские, Урусовы, Трубецкие, Оболенские, Галицины. Монте Карло прославило русский балет на весь мир и имена русских артистов стали известны всем ценителям этого утонченного вида искусства: Баланчин, Масин, Фокин, Давид Лишин, Александра Данилова и др.

Полвека спустя именно Канны дали дорогу на мировой экран молодому режиссеру Григорию Чухраю. В 1958 году впервые «Пальмовую ветвь» получил советский фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова. Татьяна Самойлова, сыгравшая главную роль, удостоилась чести оставить отпечаток своей руки на плите бульвара Круазетт, войдя, таким образом, в число избранных из избранных. Позднее в зале  Гарнье в Монте Карло состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Галины Вишневской и Михаила Ростроповича.

Русские сезоны не прекратились и Дни русской культуры в начале XXI века продолжают оставаться желанными для жителей  Лазурного берега. Признанная «жемчужина» Лазурного  побережья – один из самых фешенебельных курортов мира, город Канн ежегодно принимает у себя Фестиваль русской культуры, который наряду с всемирно известным Каннским кинофестивалем, собирающим элиту мирового кинематографа,  является заметным культурным и светским событием Французской Ривьеры.

Известно, что по Франции сверяет «часы моды» весь мир. И казалось бы, французскую публику невозможно удивить не только изысками лучших дизайнеров мира, но даже экзотикой русского фольклора. И тем не менее, русские дизайнеры Слава Зайцев, Андрей Шаров, некоторые молодые модельеры при поддержке благотворительного Фонда «Русский Силуэт», президентом которого является Татьяна Михалкова, уже показали свое искусство на Лазурном берегу. Кстати, вопреки законам бизнеса, российские модельеры  столкнулись не с конкуренцией,  а встретили доброжелательное сотрудничество со стороны некоронованного короля портных Лазурного побережья – Клода Бонуччи. Г-н Бонуччи и его жена с особой симпатией относятся к России и ее культуре. Мишель и Клод Бонуччи неизменно являются не только почетными гостями на фестивалях Русской Культуры в Каннах, но и активными участниками.

В рамках фестивалей были проведены совместные российско-французские показы Славы Зайцева и Клода Бонуччи в самом престижном зале Монако — Sporting Club. В рамках фестиваля 2000-го года состоялся совместный показ Клода Бонуччи и  Андрея Шарова в Гранд-Отеле в Каннах. В ноябре 2000 года Благотворительный фонд «Русский Силуэт» при поддержке министра культуры М.Швыдкого и генерального консула России в Марселе и Княжестве Монако А.Шульгина провел в Монте Карло показ «Молодые российские дизайнеры – европейская премьера в Монако».
               

Программа V-го Фестиваля российского искусства в Каннах была весьма серьезной и разнообразной. Открытие Фестиваля ознаменовалось началом работы выставки рисунков Сергея Эйзенштейна из собрания государственного архива литературы и искусства и персональной выставки произведений Зураба Церители, представленных графикой и эмалью. Отмечая значимость события, Никита Михалков, обращаясь к французской публике, сказал: «Сюжет «Анны Карениной»  может уместиться в четырех строках: жена изменила мужу и убежала с любовником. Но Лев Толстой посвятил этому четыре тома. Если Вы хотите понять искусство другой страны, надо посвятить этому время». Действительно, высокий художественный уровень представленных на выставке работ требует серьезной и ювелирной работы души в стремлении познать и понять творчество талантливых представителей другого народа.


Церемония Открытия V-го Фестиваля завершилась блистательным выступлением Государственного академического кубанского казачьего хора под управлением Виктора Захарченко. Президент Фестиваля Н.Михалков отметил на пресс-конференции, что «Кубанский хор – это не только настоящая, живая, поющая душа русского казачества, но и потрясающий профессиональный звук…». Артисты продемонстрировали уникальную эстетику национальной самобытности. В каждом движении танцоров французские зрители  остро почувствовали квинтэссенцию свободы русского духа, правдивость и органичность души, впитавшей бесконечность русских степей. Любовное томление русских сердец, бесконечные оттенки чувств, выраженных в звуках народных песен, для урбанизированного западного слушателя были своеобразным откровением. «Бестселлер» русского народного фольклора «Тонкая рябина» оказался знаком французской публике, которая неожиданно стала подпевать кубанскому хору.

Впрочем, французы оказались тотально вовлечены в «народное гуляние» кубанских казаков, которые «пошли в народ» и устроили пляски со зрителями прямо в зале под неувядающую «Калинку». У зрительниц захватывало дух при виде яркого, виртуозного и отчаянного «Танца с кинжалами», исполненного Алексеем Титовым. Кстати, как выяснилось, именно он оказался главным героем, режиссером и вдохновителем пляжной кино-,фото-сессии в стиле «ню» накануне открытия Фестиваля. Несомненно, артист обладает неординарным творческим потенциалом.


В полночь выступления кубанского хора продолжились на приеме в Русском Доме, организованном устроителями в честь Открытия Фестиваля на вилле мыса Cup d’Antib.  Прием проходил в необычных условиях. К моменту приезда гостей вилла оказалась отключенной от электричества. Приглашенные оказались бы в полной темноте, если бы не ароматические свечи, которые были спешно расставлены на траве газонов, ступеньках лестниц, фуршетных столах и вдоль бассейна.

После отъезда дипломатического корпуса Франции и России началась неофициальная часть. При свете луны, звезд и догорающих свечей солисты кубанского хора ублажали публику казачьим песнями. Чернобровая солистка хора Елена Куликовская, заглядывая в глаза хозяину вечеринки Никите Михалкову, пыталась выразить мнение большинства, напевая “каким ты был, таким ты и остался…” и вспоминая фильм “Жестокий романс”. А Никита Сергеевич настолько глубоко вошел в образ  хозяина “Ласточки”, что вызвал неподдельное восхищение у наиболее чувствительной части аудитории.

Трогательно выглядела и сцена из импровизации в стиле Михалковых: Татьяна Михалкова брала интервью у собственного мужа под пальмовыми ветвями каннского сада. Возможно, это  символично. ..Ведь, “Пальмовая ветвь” Каннского кинофестиваля была обещана Михалкову мэром г-ном Брошаном еще год назад.


Второй фестивальный день по традиции был посвящен российскому кино.  Французская публика увидела анимационный фильм Александра Петрова «Старик и море», который уже признан знатоками мирового кино шедевром анимации, художественные фильмы: Николая Лебедева «Звезда», Алексея Балабанова «Война», Глеба Панфилова «Романовы – венценосная семья».

Режиссер Андрей Железняков, продюсер Владимир Солодовников и поэт Андрей Вознесенский представили новый документальный фильм «Юнона и Авось».Аллилуйя любви». На премьеру фильма ожидали французского дизайнера Пьера Кардена, который снимался в фильме и оказывал активную поддержку зарубежным съемкам. Однако в силу нездоровья дизайнер не смог прибыть в Канны. А жаль. Ведь его ожидал приятный сюрприз: Гильдия журналистики о моде и стиле жизни МЕДИАСОЮЗА России (одним из учредителей которой является журнал «Точка отсчета» в лице главного редактора), учитывая выдающийся вклад мэтра в развитие мировой моды и российско-французской дружбы,  привезли в подарок Пьеру Кардену картину Председателя Гильдии – известного российского дизайнера Славы Зайцева «Восточная фантазия» и картину московского художника Михаила Сатарова «Русский пейзаж».

Художественные достоинства подарков по достоинству оценили Посол России во Франции  Александр Авдеев и его супруга. Они любезно предложили помощь в реализации дружественной акции и мы надеемся, что Пьер Карден сможет насладиться красотой произведений русских художников, которые пополнят его коллекцию живописи.


В этот же день в фешенебельном отеле «Нога Хилтон Канны» Благотворительный фонд «Русский силуэт» при поддержке и участии французского модельера Клода Бонуччи представил молодых российских дизайнеров. Юлия Янина, Ольга Ромина и Viva vox» представили коллекции, предназначенные для женщин. Юлия Янина показала коллекцию, уже «засвеченную» в Москве. Перед зрителями предстал диковинный сад, расцветший на платьях благодаря фантазии художницы: алые маки, нежнейшие ландыши. гордые астры, фиалки, изящные ирисы. Женщина-цветок – нежная и ароматная. Неудивительно, что к ногам русских манекенщиц после показа посыпались букеты роз и кабриолеты к подъезду от восхищенных французских мужчин.

Ольга Ромина вызвала легкий шок у зрителей, одев все тех же юных манекенщиц в звериные шкуры и бюстье из гофрированной пластмассы. Дизайнер продемонстрировала возможности работы с материалом и богатство идеи. Женщина от Роминой – явно дикарка, естественна и сильна в своей красоте, как сама природа. Кстати,  сам показ проходил под звуки льющейся воды и крики птиц.

PR-кампания «Viva vox” , на наш взгляд, прошла более заметно. Главная покровительница модных акций “Русского силуэта” Татьяна Михалкова предстала перед публикой в изящном шелковом туалете в бежевых тонах от «Viva vox”, дополненном стильным воздушным шарфом и элегантной сумочкой. Цветочные мотивы представленной коллекции прозвучали в манере “легато” с общим настроем аудитории и бархатным средиземноморским вечером. Легчайшие цветы на платьях, выполненные по узнаваемым технологиям «Viva vox” смотрелись свежо и фантазийно. Однако, зрители вновь увидели идеи без соответствующего качества исполнения. А как известно, международная конкуренция во всех видах ремесла, в том числе и в потновском, имеет качественный характер.

Клод Бонуччи продемонстрировал комплексный подход и крепкое, качественное, понятное для Запада Прет-а-порте. Его фантазия простирается не только на женскую, но и на мужскую половину человечества. Зрители увидели знаменитые двусторонние пиджаки и легкие куртки в комплекте с сумочками. Появление элегантных мужчин вызвало оживление в зале. И несмотря на то, что лето на Лазурном Берегу длится триста дней в году, Клод Бонуччи рекомендует мужчинам иметь в своем гардеробе двусторонние норковые куртки и изысканные пальто с норковым воротником.

Группа «поддержки» была явно в восторге. Показ завершила элегантная троица мужчин в символичных для Франции пиджаках красного, белого и синего цветов. В честь выхода в наличное обращение новой европейской денежной единицы - евро, Клод Бонуччи создал мужской фрак белого цвета, все детали которого, в том числе и пуговицы,  расшиты 400 монетами, достоинством в 1 евро. «Денежного» мужчину сопровождала Дама в красном платье со шлейфом, которое Клод Бонуччи создал специально для Фестиваля цветов.

В личной беседе мадам Бонуччи, которая является музой, менеджером, женой и матерью двоих взрослых сыновей Клода Бонуччи призналась, что к сожалению, стиль одежды XXI века она расценивает как нисходящий. Она с глубокой грустью наблюдает обилие унылого черного и серого цвета  и безликих, одетых «никак» людей на улицах европейских городов и сетует, что вкус большинства людей изменился в худшую сторону.

Клод Бонуччи заявил, что нужно беречь талантливых художников и дизайнеров, которые способны создавать одежду высокого стиля. Он также сказал, что одна из Премий IV-го Международного конкурса молодых дизайнеров «Новая Россия. Единый мир» будет стажировка в его мастерских под его личным руководством.

День камерной музыки на Фестивале ознаменовался выступлением в Зале Дебюсси прославленного ансамбля «Солисты Москвы» во главе с солистом и дирижером Юрием Башметом. Ансамбль исполнял произведения Г.Свиридова, Д.Шостаковича, П.И.Чайковского. И надо ли говорить, что публика буквально не дышала во время концерта, боясь пропустить тончайшие нюансы чувств и глубину звучания, продемонстрированные исполнителями.

Аудитория погрузилась в состояние магического транса, который доступен только великим мастерам. Юрий Башмет виртуозно шунтировал  подвластные только ему слои эфира, то погружая в тревожащую глубину, то мгновенно возвышая на головокружительные высоты раскрытые души слушателей. Подозрение падало на негласное соглашение Башмета с композитором. Дирижер брал на себя обязанности проводника, увлекая за собой послушных музыкантов. А они, руководимые опытом и чувствованием Маэстро, бесстрашно ныряли в глубины композиторского замысла, извлекая на поверхность драгоценные жемчужины звука, вызывая эхо сопереживания красоты в душе благодарного слушателя. Но истинное блаженство слушатели испытали, когда Маэстро взял в руки смычок. Мгновенно альт в его руках превратился в живое существо и разговор с Вечностью был продолжен без посредника…А на другом конце провода был Д.Шостакович.

Любители балета могли насладиться созерцанием красоты и пластики движения ведущих артистов Большого театра России. Французская публика увидела блистательное выступление Николая Цискаридзе, Светланы Лунькиной, Натальи Маландиной и Марии Аллаш в «Шопениане», Сергея Филина в Па де де из балета «Жизель». Мария Александрова и Андрей Уваров Блистали в Гран па из балета Л.Минкуса «Дон Кихот».
Ежедневно на Набережной Круазетт играл Детско-юношеский духовой оркестр средней специальной музыкальной школы при Магнитогорской государственной консерватории.
Церемония закрытия Фестиваля прошла без пафоса.

Президент Дворца Фестивалей и Конгрессов Давид Лиснар зачитал приветствие мэра города Канны Бернара Брошана и сказал, что во время Фестиваля “…французы совершили увлекательное путешествие в мир загадочной славянской души, приблизились к ней, почувствовали ее. Сказочная Россия, красота и древность культуры приоткрылись нам в очередной раз. Страна, где трагедия граничит с безрассудством всегда была притягательна для французов. В этом историческом горниле душа поэта завоевывает сердца тех, кто способен сопереживать и забыться”.

Андрей Вознесенский говорил о любви, “что движет солнца и светила”, читал собственные стихи и послание Пьера Кардена с пожеланиями Фестивалю “светить всегда” на солнечном Лазурном Берегу. V-ый Фестиваль российского искусства в Каннах завершился Гала-концертом “Звезды балета Большого театра” и торжественным  приемом в Русском Доме на мысе Cup d’Antib с традиционной русской закуской и танцами практически до самого утра. Картины Славы Зайцева и Михаила Сатарова, предназначенные для Пьера Кардена, к сожалению, покинули пределы Франции, так и не дождавшись получателя, но МЕДИАСОЮЗ и Гильдия Fashion-журналистов надеется на встречу с Мэтром в ближайшем будущем. Продолжение следует…


Этот материал написан в 2002 г. и опубликован в ряде журналов, в частности, в ж. " Точка отсчета", варианты статьи в ж-х " "Мужской взгляд", " Она", "Берег"...


Рецензии