Философия Льва Толстого

   Разумный человек не творит себе кумиров, так как кумиры лишают разума, но разумный человек имеет ориентиры и людей, которые ему близки по Духу и по взглядам на жизнь.
     Идеология явная или неявная существует всегда для любого, кто задумывается не только о своей животной жизни, но и о механизмах устройства общества. Доминирующая идеология присутствует и сегодня. При такой общественной болезни, как капитализм, существует капиталистическая идеология, в которой, например,  вопрос о получении вознаграждения по труду даже не ставится. Ни один капиталистический идеолог и капиталистический экономист не произнесет фразу «каждому по труду», так как сразу лишится звания идеолога капитализма или звания экономиста, соответствующих привилегий и званий, от капиталистических идеологов. После такой крамольной фразы его доходы резко упадут и способность к выживанию резко снизится. Так что тем, кто говорит, что сегодня государство не имеет идеологии, ошибается. Просто эта идеология антиобщественная и по этой причине не может быть озвучена, так как разоблачит антиобщественную сущность идеологов. В эту идеологию  посвящаются только избранные, которые управляют системой. Они действуют осознано, а для остальных действует правило игры: «прибыль (деньги) любой ценой».
     Эта статья для тех, у кого еще сохранились собственные взгляды, которые они хотят развивать. Для большинства людей Лев Толстой (https://rvb.ru/tolstoy/) – это прежде всего писатель, а для меня – это прежде всего философ и лучший психолог по фундаментальной психологии, из тех, которых я читал, поднимающий вопросы смысла жизни, а не методов манипуляций другими людьми. Он  излагал свои взгляды своим своеобразным языком, в своих терминах, возможно потому официальной философией и психологией остался не замечен.
     Лев Толстой потратил более десяти лет на перевод с древнегреческого такого произведения, как Евангелие. При этом он толковал и переводил это произведение не как религиозный деятель, а как психолог, понимающий принципы и механизм работы психики человека. Наиболее полно свои взгляды на этапы развития сознания человека Лев Толстой изложил в произведении «О жизни» Когда я первый раз читал это произведение, оно было настолько мне близко, что меня не покидало ощущение, что это я написал, но потом забыл, а теперь перечитываю свои записи. Ни в одной статье по психологии я не встречал такого краткого и емкого раскрытия данной темы.  Но это произведение до сих пор не понято многими. Полезно прочитать и произведение «Исповедь» (https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_16/01text/0345.htm), в котором ставится основная психологическая проблема личности. Произведение «О жизни» - это уже готовое  решение этой проблемы. 
      Не так много людей, с которыми я пытался разговаривать на данную тему, озабочены решением данного вопроса. Со временем я понял, что пытаться обсуждать данный вопрос со многими - это как предлагать решать какую-то математическую задачу человеку, не осознающему важности ее решения. Но если я не могу побеседовать с кем-то, а высказаться надо, то я могу просто написать статью. Истина всегда проста, но объяснить ее сложно. В качестве примера можно привести теорию относительности Эйнштейна: суть теории достаточно проста, но для понимания теории требуется хорошее знание физики. Так же для понимания того, что я пишу далее, от вас потребуется знание психологии. Может вам поможет мое произведение «Эволюция информационных систем», которое можно прочитать на сайте Proza.ru. Наука изучает законы материального мира, но пока должным образом не изучает законов развития информационного мира, законов, по которым функционируют  нематериальные программы, существующие в живых организмах. Развитие общества, как единого живого организма, так же подчиняется этим законам развития. Понимание этих законов, позволяет предсказывать дальнейшее развитие общества, разделять события, способствующие этому развитию и препятствующие ему.
       Произведение «О жизни» начинается с того, что автор рассуждает о механизме правильного мышления, которое должно иметь цель. Цель мышления любого человека – это быть счастливым. «Живет всякий человек только для того, чтобы ему было хорошо, для своего блага. Не чувствует человек желания себе блага,— он и не чувствует себя живущим. Человек не может себе представить жизни без желания себе блага. Жить для каждого человека все равно, что желать и достигать блага; желать и достигать блага — все равно, что жить.»
     Сразу, чтоб не вводить читателя в ложное размышление поясню от себя, кроме плотских благ (удовольствий) существует Духовное благо, исходящее из требования психики существ, имеющих сознание. При этом желание иметь Духовное благо для разумного человека является доминирующим и в первую очередь определяет его ощущение счастья. Для животного же благом является в первую очередь удовлетворение плотских потребностей и рефлексов: сытость и комфорт – это достаточные условия для счастья животного, но не достаточны для счастья человека. Чтоб понять верность данного утверждения следует понимать механизм работы сознания, присущий человеку и отличающий его от животного.
     Явственное ощущение Духовного блага доступно только на определенном уровне Духовного развития, потому оно не понятно людям потерявшим (продавшим) свою Душу. Весьма упрощено Духовное удовольствие можно объяснить так: организм вырабатывает подобие наркотических веществ постоянно и естественным образом, если информационная система развивается правильно.  Упрощенно можно сказать, что человек становится «Духовным наркоманом», хотя этот термин может вводить в заблуждение, так как введение наркотических веществ извне разрушает гармоничную работу информационной системы в психике человека, приводит к Духовной деградации психики. Духовная же «наркомания», поскольку вещества, формирующие ощущение удовольствия, генерируются самим организмом в должной пропорции, улучшает качество мышления человека и работу его информационной системы. 
     Чем выше Духовный уровень человека, тем сильней Духовные удовольствия, которые доступны ему, когда человек совершает благие деяния.  Духовный уровень наращивается через благие деяния. Человек со слабым Духовным уровнем развития не ощущает сильных Духовных удовольствий от благодеяния, а потому может допускать прочие удовольствия (физиологические или социальные)  в ущерб Духовным. Можно так же сказать, что Духовная сила человека наращивается постепенно подобно мышечной силе, через «упражнения» - благие деяния. Если человек осознает превосходство Духовных удовольствий над социальными и физиологическими, то сознательно он будет стремиться допускать только те физиологические и социальные удовольствия, которые не вредят Духовной сущности, не ослабляют ее. 
     Данной теорией я пытаюсь убедить читателя в признании значимости Духовных удовольствий над социальными (авторитет в обществе является информационным удовольствием для человека) и физиологическими. Душа первична не  смысле, что Душа появилась раньше материи,  смысле, что Душа более значима, чем материя и плоть человека.
       При физиологических удовольствиях «наркотические» вещества вырабатываются при возбуждении рецепторов. Наркоманию следует считать физиологическим удовольствием, хотя наркотические вещества вырабатываются не организмом за счет возбуждения рецепторов, а вводятся извне. Как же было сказано, введение наркотических веществ извне разрушает информационную систему  психике и снижает выработку этих веществ естественным образом.
      При достижении определенного уровня Духовного развития сила Духовных удовольствий начинает явственно доминировать над социальными и физиологическими удовольствиями и становится основным видом мотивации для человека. Такой человек способен осознано, ради усиления Духовных удовольствий, жертвовать социальными (противостоять ошибочному общественному мнению) и физиологическими удовольствиями (обрекать себя на физиологические страдания). Психика такого человека становится более устойчивой и менее зависимой от внешних факторов, так как для получения очередной порции Духовных удовольствий человеку достаточно совершить благодеяние, которое всегда доступно, в отличии от материальных благ.   
     Термин «продать Душу» метафорично означает осознанный отказ человека от поиска истины и осознанное определение смысла своей жизни, как удовлетворение своих физиологических и социальных потребностей даже в ущерб Духовным потребностям, как осознанное совершение зла.  Большинство людей творят зло не осознано, из-за ошибочных убеждений, искренне оправдывая свои действия благими целями.
     Как мыслить и действовать так, чтоб наиболее эффективно решать задачу «стать счастливым» ?  На этот вопрос пытается ответить Толстой в своих философских произведениях. Сначала он уделяет внимание правильности применяемых терминов и важности согласования терминов, чтоб рассуждения были  эффективными и полезными для участников. Толстой обращает внимание читателя на то, что большинство любых споров между рассуждающими  происходит из-за различий в применении терминов и в различии их понимания. Потому договоренность о терминах и их правильном применении важна. Любая демагогия и «выдающиеся» псевдооткрытия в философии начинаются с искажения терминов и применения их в ином смысле, либо в придумывании особых терминов, которые должным образом не определяются.  Важно в рассуждениях избежать этой ловушки и вовремя определять факт возникновение спора из-за различий в терминологии, чтоб диспут не был бесполезным.
       Я бы объяснил рассуждения Л.Толстого так: наука о законах материального мира не подходит к объяснению информационного (нематериального мира, в том числе к рассуждению о психике человека). Требуется иной подход, основанный на функционировании и законах развития информационных сущностей.
       «Жизнь человека, как личности, стремящейся только к своему благу, среди бесконечного числа таких же личностей, уничтожающих друг друга и самих уничтожающихся, есть зло и бессмыслица, и жизнь истинная не может быть такою».  Но более правильно эту мысль следует высказать так: «Жизнь человека, как личности, стремящейся только к плотскому благу… есть зло и бессмыслица, и жизнь истинная не может быть такой» Именно наличие сознания в человеке не позволяет ему быть счастливым и ограничиваться плотскими потребностями. Но многие люди не осознают этого, так как не имеют понимания механизма работы психики. Так как приобретение понимания требует усилий, большинство ограничиваются верой в наличие своей Души и верой ее высокой значимости. Поскольку их вера соответствует соблюдению объективных информационных законов и приводит к правильным деяниям, то они заслужено приобретают счастливую жизнь, даже не имея осознанного понимания причин своего правильного поведения. Таким образом, человек судится по деяниям. Человек, имеющий понимание,  может нарушить понимаемые им законы информационного развития и потерять ощущение счастья, подобно тому, как врач, осознающий на практике вред курения, может  продолжать курить и в итоге приобретет болезнь своей плоти.  Таким образом, важность соблюдение закона выше и значимее для человека, чем его понимание. Но понимание законов, конечно же, полезнее, чем вера в закон, так как позволяет человеку осознанно и более правильно соблюдать эти законы и не становиться жертвами религиозных прохиндеев, которые не имеют понимания законов и подменяют их своими порочными законами с целью корыстной манипуляции другими людьми для удовлетворения своих плотских потребностей.
   Процитирую названия глав из произведения Л.Толстого «О жизни» со своими добавлениями: 
 «ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ НЕ ЕСТЬ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ» (глава XIV). Истинная жизнь человеческая – это то, что происходит в информационном пространстве психики человека.
«ОТРЕЧЕНИЕ ОТ БЛАГА ЖИВОТНОЙ ЛИЧНОСТИ ЕСТЬ ЗАКОН ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ» (глава XV).  Более правильно это звучит так: Доминирование Духовных потребностей над плотскими – есть закон жизни человеческой (существ обладающих сознанием).
«ЖИВОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ ОРУДИЕ ЖИЗНИ» (глава XVI)    Наша плоть – это биологический механизм, который должен быть подчинен требованиям нашей Души.
«ЧУВСТВО ЛЮБВИ ЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПОДЧИНЕННОЙ РАЗУМНОМУ СОЗНАНИЮ» (глава XXII)  Чувство любви есть проявление нашей Духовной сущности. Оно противоречит нашему сознанию, если мы не понимаем механизм работы сознания, для которого законы информационного развития отличны от существ, не имеющих сознания, потому что это чувство любви зачастую принуждает нас действовать вопреки наших плотских интересов и даже вопреки нашему личному плотскому выживанию.
«СТРАХ СМЕРТИ ЕСТЬ ТОЛЬКО СОЗНАНИЕ НЕРАЗРЕШЕННОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ ЖИЗНИ» (глава XXVII)   Страх смерти (речь идет не об инстинкте самосохранения, а об осознанном страхе, который порождается сознанием при отсутствии реальных угроз) возникает из-за внутренних противоречий в психике, возникающих из-за нарушения информационных законов развития. Самым естественным методом освобождения от такого страха является любовь, которое позволяет человеку ощущать других людей, как самого себя (сопереживание). В таком состоянии человек не осознает себя единственной ценностью в этом мире, а потерю плотской жизни не осознает, как потерю высшей ценности, так как прочие более важные ценности, которые у него возникают в результате Духовной любви, продолжат свое материальное существование.
«СТРАДАНИЯ ТЕЛЕСНЫЕ СОСТАВЛЯЮТ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ И БЛАГА ЛЮДЕЙ» (глава XXXV)  Правильнее сказать, что телесные страдания теряют свою значимость и перестают мучить человека, если в его психике доминируют Духовные удовольствия, а значимость телесных становится вторичной и допустимы только в том случае, если они не мешают получению Духовных удовольствий. Во имя духовных требований человек достигший должного Духовного развития способен осознанно идти на телесные страдания. Телесные страдания таким человеком могут восприниматься, как Духовное благо, если это приводит к усилению Духовной сущности. То есть, когда страдание порождено чувством любви и плотская жертва человека приводит к облегчению состояния объекта любви, с которым он имеет Духовную связь. «Ибо иго мое благо и бремя мое легко» (От Мат. Гл. 11).
      Надеюсь, что я своей краткой статьей, породил у вас желание прочитать философские произведения Л.Толстого: «О жизни», «Исповедь», «Соединение и перевод четырех Евангелий»

20.01.2020 г.   Ошнуров Андрей Михайлович


Рецензии