Трудодень

ТРУДОДЕНЬ


В далекие 50-е годы уже прошедшего столетия я с отцом приехал в его родные края на Русском Севере, что на юге Архангельской области.
Там в селе Ровдино жила родня моего отца, то бишь и моя родня, конечно.
Там вообще в селе Ровдино чуть ли не каждый второй человек мой родственник. Только они меня не знают, да и я  знаю о них  понаслышке. С ними я генетически родственник, но рядом с ними не рос, потому что родился далеко от родовой деревни отца, в гарнизоне, где служил мой отец, будучи военным. А потом мое детство и отрочество проходило в различных городах и весях на просторах великой страны, но по большей части в Крыму,  на родине моей матери после того как отец  демобилизовался и с семьей обосновался в Севастополе.
Отец уже привык к югу, но его всегда тянуло в родные края. Вот он время от времени и  ездил туда. Когда один, а когда и с семьей.

ххх

В тот раз он приехал вместе со мной.
Расположились в доме его сестры. Здесь я случайно обнаружил кипу каких-то бумаг, которые использовались не по назначению для хозяйственных нужд.
Оказалось, это протоколы правления колхоза от времен его основания вплоть до предвоенных лет. Этих протоколов еще оставалось достаточно много.
Я принялся читать их,  и это было необыкновенным чтением. В этих бумажках отражалась  целая эпоха, причем в форме необычной.
Ну, например, распределялись по итогам работы трудодни между колхозниками.
- У Васьки, который не живет с женой и детьми, изъять столько и столько трудодней в пользу его жены с детьми. Его жене Марии выдать на эти трудодни в виде алиментов,  определенное количество килограммов картофеля, овса, ржи, моркови,  энное количество сена и дров  и т.д. и т.п.

В общем-то, довольно-таки тягостное впечатление от этого!
После этого чтения остался неприятный осадок.

ххх

Сегодня мало кто знает, что такое трудодень. Особенно непонятно это юношам и девушкам поколения сникерсов и айподов, смартфонов и разного рода девайсов, гаджетов и  коммуникаторов.
Но мое поколение, родившееся в годы войны,  слышало о трудоднях, об этом изобретении советского строя эпохи строительства социализма на селе. Слышали от родителей, слышали на уроках обществоведения и истории в школе, в институте на учебных занятиях гуманитарного цикла. 
Сегодня в Википедии пишут: «Трудоде;нь — мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год.
Заработная плата членам колхозов не начислялась. Весь доход после выполнения обязательств перед государством (обязательные поставки и внесения натуроплаты за услуги машинно-тракторных станций) поступал в распоряжение колхоза. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им трудодням».

Также из Википедии можно узнать о применении системы оплаты трудоднями в других странах.
В Китае в «народных коммунах» с 1958 года с целью выполнения задач Большого скачка, на основе опыта коллективизации  в СССР использовался как инструмент оплаты труда – трудодень.
И, наконец, сообщается  о непризнанной Луганской Народной Республике, где в связи с отсутствием финансов вводился учет выполненных общественных работ в трудоднях, а также планировался обмен трудодней на продуктовые наборы (См. на You Tube Плотницкий - В ЛНР вводится работа за пайки и трудодни). 
===================
Тема трудодня сопровождала меня долгие годы. Иностранцы, с которыми я работал либо педагогом, либо переводчиком часто допытывались, что такое «трудодень». Я объяснял, но мне всегда очень хотелось уйти от этого вопроса, потому что «трудодень» не красил историю моей страны, хотя и являлся суровой необходимостью в свое  время.

Особенно мне запомнился случай, когда в перестроечный период в Советском Союзе, я оказался в составе маленькой группы лекторов, направленных в Испанию Комитетом молодежных организаций СССР по приглашению левых молодежных организаций.
Мы получили задание провести серию семинаров с испанской молодежью, где должны были донести до юных пассионариев  суть тех явлений, которые имели место в советской стране в эпоху горбачевской перестройки и предшествующих периодов советской истории.
В одном из сельских поселков, один из молодых активистов движения батраков, попросил меня поделиться советским опытом коллективизации на селе в период социалистических преобразований.
В это время в Андалузии сельскохозяйственные рабочие-батраки проводили забастовки и различного типа акции против латифундистов. Они (рабочие) мечтали национализировать земли, принадлежащие   богатеям и организовать кооперативы.  По их мнению, такое обобществление труда помогло бы трудящимся наладить круглогодичную занятость на селе и жить богаче и лучше. А в реальной жизни  испанские батраки были заняты сезонно.
Отсюда можно было понять их интерес к опыту социалистических стран.

ххх

Ситуация явно парадоксальная. Лекторы были призваны освещать идеи перестройки с ее критикой реального социализма, со временем приведшей, как мы видим сегодня, к низложению социализма в СССР. А молодые испанские «комсомольцы», несмотря на то, что в Испании и Западной Европе уже вовсю гуляли идеи «еврокоммунизма» Сантьяго Карилльо и ему подобных деятелей, не были настроены столь радикально, чтобы перечеркнуть полностью марксизм-ленинизм.
Старые испанские коммунисты, с которыми у нас также была возможность встретиться, вышедшие сравнительно недавно из франкистских тюрем и лагерей, просили нас как можно меньше рассказывать молодым испанцам о негативных сторонах реального советского социализма, больше акцентируя внимание на положительных моментах.
Лекторы находились в двойственном положении. С одной стороны, они были интегрированы в систему, и служебное положение не всегда позволяло им говорить правду. С другой, было простое и естественное желание  соответствовать истине.

Для меня возникла неуютная тема советского опыта коллективизации. Почему-то сразу мне вспомнился  злополучный «трудодень», отсутствие паспортов у колхозников и прочее и прочее…

Отвечая рабочему-батраку я отделался общими теоретическими фразами и далеко уклонился  от правды.

Москва, январь 2020 год


Рецензии