Полет души и метаморфозы настроения

Рассуждения о поэзии.
Откуда это пошло, я не понимаю, но помню. Это случилось в детстве, как  неосознанная тревога, и потом сами родились слова:
Наша деревня стоит на горе,
 Снегом заносит её в январе –
Белая улица, белый народ,
Белая тройка копытами бьёт.
Это были первые мои стихи, я их рассказывал на новогодней ёлке, которую устраивали мои родители. Что-то произвольно сочинялось и потом, но это была лишь детская игра, забава. Она и окружающими воспринималась так: пустяковина.
В восьмом классе понял, что могу сочинять что-то похожее на стихи, а не просто рифмовать слова. Была у меня заветная тетрадочка, в которую я заносил свои опусы.Я был и остаюсь стеснительным и довольно замкнутым человеком-романтиком, стараюсь не пускать окружающих в свой внутренний мир. Поэты –  ранимые люди, их легко обидеть непониманием. Про мои стихи знала только одноклассница ТТ (моя Муза), в которую я был по-юношески влюблён. Этой первой влюблённости я, по большому счёту, и благодарен за «искру божию». Школа, институт, работа – время развело нас в разные стороны, но что-то от того, раннего, застряло во мне навсегда. И потом, в другие мои возрастные периоды, влюблённость и мечтательность оказывали на меня магическое влияние, заставляя выражать свои чувства откровенно и в стихах.  Думаю, что это явление знакомо многим читателям.  Кто не писал стихов, будучи влюблённым?!
Никогда не занимался сочинением стихов специально, как говорят, «на злобу дня». Никогда этому специально не учился и сегодня хорей от ямба вряд ли отличу. Просто читал поэзию в журналах «Сельская молодёжь» и «Юность», в школьной библиотеке брал поэтические сборники. Потом, когда была возможность, сам покупал брошюрки поэтов в магазинах. Стихов читал много, но нравились и запоминались не все. Полюбил Маяковского, Блока, Вознесенского, Рождественского, Высоцкого, Рубцова, Тушнову, Татьяничеву. Но ближе всех и понятней для меня был и остаётся Сергей Есенин. Стихи каждого поэта индивидуальны и отражают характер и эмоциональное состояние автора. В начале творческого пути пытался подражать своим кумирам. Так, наверное, делают многие.
Бывал на выступлениях известных поэтов: Эдуарда Асадова, Нины Груздевой, Ольги Фокиной. Заметил, что авторы читают свои стихи по-другому, более проникновенно, выстрадано. Артисты перед публикой играют, конечно, красиво, выразительно, но более искусно, наигранно.
Та заветная тетрадочка пропала в перипетиях жизни, утратились мои первые опыты. И последующие творения раздавались друзьям и подружкам, коих тоже уже не найти. Сожалею ли об этом? Нет.
Тематика стихов со временем тоже изменилась: в школьные и студенческие годы –  любовная лирика. Взрослея, стал посвящать стихи своей профессиональной деятельности, природе. Сейчас больше философствую, но редко. Не всё написанное мной достойного качества, многое откровенно слабое. Но есть, на мой взгляд, и хорошие, образные, мелодичные стихи. Хорошо бы получить отзывы и рецензии.
В целом, большое влияние на содержание и окрашенность моей поэзии влияет настроение. Стихи пишутся, когда мне грустно, особенно осенью. Когда одиноко, чаще всего ночью и утром. Образы рождаются неожиданно, и, если их не записать, они уходят в никуда и больше не возвращаются. Так было много раз. К первым родившимся строчкам через какое-то время приходят другие, слова каким-то образом сами рифмуются. Мой труд заключается только в том, чтобы придать этим образам сюжет и смысл. Жаль, что окончательно оформить стихи в законченную форму не всегда удаётся. Получаются, как выразилась одна знакомая, «недоделанные стихи». Они идут в стол до будущих хороших времён. Профессиональные поэты работают, вероятно, по-другому, но у меня творческий процесс именно такой. Можно сказать, что моя поэзия – это полёт души и метаморфозы настроения.
Первые свои публикации увидел в Некрасовской газете «Районные будни». Осмелившись, опубликовал подборку на сайте «Стихи.ру». Потом был приглашён в районный литературно-краеведческий альманах «Живая нить». Спасибо большое всем, кто принял участие в моём продвижении к читателям и любителям поэзии. Особая благодарность Наталии Николаевне Родионовой за её чуткость и деликатность. И, конечно же, той однокласснице ТТ– за память.

А.П. Шушарин


Рецензии