Письма с фронта Николая Георгиевича Авзурагова

Это письма Николая Георгиевича Авзурагова, начальника связи полка 1092 пап, 7-ой АД, РГК. Воевал на Воронежском, Юго-Западном, 2-ом и 3-м Украинских фронтах. Награжден орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Закончил войну в звании майора. Преподавал в Тульском артиллерийском училище, подполковник.

20.01.43
Сев. Кавказ
Северо-Осетинская АССР, Дигорский р-н, селение Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Авзураговой Ольге Андреевне

Здравствуй, Ольга!
Я получаю все твои письма, хотя с опозданием, но получаю. Получил последнее письмо, отпечаток руки Рустема. Меня волнует, что стало с вами после освобождения. Были ли у немцев, или нет. Получил одно письмо от Георгия, он здоров. Жду с нетерпением письмо свежее. Новости после освобождения. Не дождусь встречи с вами. Приветы всем.  Напиши, где наш Казбек? Что слышно от Дзандира? Живу хорошо, одеты тепло, громим фрицев по всем швам. Я тебе посылал 500 р., но наверное не успела получить, пиши.
Я тебе писал очень много писем. Приветы от тов. Расса – фотокарточку послал его.
Пиши, дорогая. Приветы Гигка, Хадзигуа, Дасга, Венере, Раисе, Нюре и остальным. Пока.

2022 п.п. часть 294.
20.01.43
Авзурагов

2 марта 1943 г.
Сев. Кавказ
Северо-Осетинская АССР, Дигорский р-н, селение Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Авзураговой Ольге Андреевне
Здравствуй, Ольга!
Пишу опять, но кто его знает, получишь мое письмо или нет.
Жив здоров, привет тебе из города Ворошиловграда. Писал и Дзазо, но ответа не получил.
Что нового дома, не дождусь ответа. Что пишут Дудар и Георгий, Виктор?
Дорогая, пиши чаще, соскучился. Живу хорошо, про меня не беспокойтесь. Наоборот, я больше беспокоюсь за вас – ибо ваше молчание меня удивляет. Где Даска, Раиса и Нюра? Как здоровье Рустема? Привет Хадзигуа, Венере и остальным.
(Пишет по-осетински: Ками дан, ой енур зона. – Где я теперь, теперь знай). Пишу из Ворошиловграда.
После проклятых немцев  приступили к ликвидации последствий и чистке города.
(Пишет по-осетински: Исон цауан разма. Баолафдан ами фондз бони. Тарска макана равдза дан биндзи фад дар мабал нама ес. Рахги бабай ма фауалдар кандзанца, мА куст хуарз цауй. – Завтра наступаем. Отдохнули здесь 5 дней. Не бойся, я цел, на мне даже следа мухи нет. Скоро меня опять повысят, моя служба идет хорошо).
Приветы всем. Пиши, дорогая. Проездом через Ворошиловград.

Николай
2 марта 1943 г.


Северо-Осетинская АССР, Дигорский р-н, селение Дигора, ул. Карла Маркса, 162
Авзураговой Ольге Андреевне
35606 «К» полевая почта
Авзурагову

Сегодня получил опять от тебя маленькое письмо. Конверт здоровый, а там клочок аптечной бумажки, как ты не можешь писать побольше. Ты все пишешь, что я твои письма не получаю, это ты получаешь мои старые письма, тогда действительно, после немцев был перерыв, и я не получал. Сейчас по всем адресам получаю регулярно, так что не беспокойся относительно адресов, ты не знаешь наши порядки, письма не пропадут. Пиши по самому свежему адресу и все. Сегодня получил твое письмо, где ты пишешь, что выслала фотокарточку, но еще не получил. Наверное, это письмо выслала из Орджоникидзе, и прибыло быстрее, видать, по старому адресу. Получил письмо от Симы, она прислала мне твое письмо, что ты писала, это для меня представило большую радость, хотя я от тебя получаю регулярно, а она думает, что я еще не получаю. Послал старые фотокарточки, получили или нет? Фотокарточку жду с нетерпением. Наверное, меня переведут в другую часть, т.е., в такую, которая объединяет несколько таких частей, как наша, вернее, повыше. Правду сказать, неохота, хотя это для меня повышение,  но привык к людям и с товарищами живу хорошо, хозяин меня пока не отпускает, хотя было уже указание, надеюсь, останусь.
Знаю, что аттестат у тебя закончился, но я новый вышлю с таким расчетом, чтобы не было интервала. Наверное, уже получила и аттестат, и еще 500 р. по почте. Знаю, что ты получила перевод на 500 р. в январе. Сейчас сижу под сосной около своей землянки, и пишу тебе письмо, а сам думаю, когда же придет тот день, когда я вас увижу с Рустиком, и всех остальных. (Три строчки зачеркнуты цензурой). Пиши побольше новостей, чересчур маленькие записки шлешь. Приветы всем, особые Хадзигуа и Даска. Целую вас с Рустиком много-много раз.
Николай.
3.6.43 г.
35606 «К» полевая почта
Мне


22.6.1943 г.
Северо-Осетинская АССР, Дигорский р-н, селение Дигора, ул. Карла Маркса 162,
Авзураговой Ольге Андреевне

П.п. 35606 «К»
Авзурагову Н.

Здравствуйте, Ольга и Рустем!
Получил вчера открытку и долгожданное письмо с фотокарточкой. Ка приятно было смотреть на семью. Ты пишешь, что, мол, никому не показывай, но ведь пойми, что карточка переходила из рук в руки. Рустем возмужал, и такой хороший, а ты похудела, тебе надо поправиться, и это надо проделать. Карточка замечательная, смотрю через каждый час. Я тебе писал недавно, так что особенно писать нечего. Жив здоров. Получаю от тебя с каждой почтой письма, это очень хорошо. Пока есть время, я тоже пишу часто, но скоро, наверное, придется писать не так часто (пишет по-осетински: рахги райдайдзинан – скоро начнем, видимо, наступление).
Что нового дома, как поживает Таймураз. Передай ему сердечные приветы от меня. За карточку не знаю как благодарить. Какие вы замечательные, когда же я вас увижу. Ну, пока, целую вас много много раз.
Привет всем.
Николай.

23.6.1943 г.
Северо-Осетинская АССР, Дигорский р-н, селение Дигора, ул. Карла Маркса 162,
Авзураговой Ольге Андреевне

Здравствуй, Ольга!
Вот писал только что, и решил еще одно письмо написать. Почтальон дома скажет – что такое, так часто пишет. Конечно, скучно, кому из нас не хочется поскорей встретиться с семьей, но ничего, Родина все же дороже, запомни одно:
Пускай в боях проходят дни и ночи,
Не сдам, сумею все перенести,
И обо мне ты не тревожься очень,
О сыне думай – береги, расти.

Придет время, когда встретимся вновь, а как приятно встретиться с победой, это самое главное. У вас наверное уже поспели вишни, но ничего, придет еще время, когда вновь поспеют, и тогда будет особенно приятно вспомнить все прошлое под прекрасной вишней.
Таймураз знает, куда меня послали из Москвы,  когда приехали туда, вот в этой части до сих пор. Живу хорошо. Почему-то не пишет Георгий. Я ему писал, но пока ответа нету. Как живете, что нового дома?
Ну, пока . Приветы всем. Завтра ожидаем почту, должен получить письмо  и тогда еще напишу. Привет Хадзигуа, Гигка и всем остальным.
Целую вас с Рустемом.
Николай.


23.6.1943 г.
Северо-Осетинская АССР, Дигорский р-н, селение Дигора, ул. Карла Маркса 162,
Авзураговой Ольге Андреевне

35606 «К» полевая почта,
Авзурагову Николаю Георгиевичу
Здравствуйте, Ольга и Рустем!
Я уже вам писал, что карточку получил, и в день несколько раз смотрю на вас. Вот она сейчас передо мной, как замечательно смотрит Рустем, какая у него большая уже лапа, вот и ты как рядом, с хорошей косой, да и сама ничего, все хвалят. Сегодня что-то весь день думал о вас. Во сне видел Нюру, ругался с ней, почему, мол, вышла замуж за какого-то Калабекова, а не за Казбекова. Напиши, кто же муж. Пиши, не жалей бумагу.
Приветы Хадзигуа, Гигка, Рустему и всем остальным.
Николай.

24.7.1943 г.
Здравствуй, дорогая Ольга!
Вчера тебе написал письмо второпях, некогда было, да и вообще сейчас не то, что было до 17.7.1943 г. С этого дня пошла другая жизнь, т.е. боевая, истребляем немецкую сволочь.
(Пишет по-осетински: Разма цауан, фал нин бера нама антасуй изюми ардигай – Наступаем, но пока немного получается со стороны Изюма)  Настроение у всех отличное, все горим желанием быстрее разгромить немца. Позавчера встретился с неким Кесаевым, кажется, сын Гуhо Кесаева, ст-й л-т, это первый осетин, которого я видел, он вел свою часть в бой (лейтенант Кесаев Саладин Гугоевич погибнет через 4 месяца, 22.10.1943 г., в Белоруссии, Гомель кий район, с. Казимировка). Работаю уже на новом месте, то есть в такой части, которая объединяет несколько таких частей, где работал раньше, и моя старая часть тоже входит сюда. Вчера был там, в прежней части, и меня встретили мои бойцы. 18.7.43 г. погиб мой друг Расс (Расс Михаил Ефимович, капитан, погиб 18.7.43 г.), тяжелая потеря, хороший был друг. Но мы за друга отомстим. (Пишет по-осетински: Худтахгута на архуастонца, ма уотемай фаммардай, а кахта ма ин иссиртан. – Самолеты нас разбомбили, и так он погиб, мы только ноги от него нашли).
Пиши,что нового, как вы живете, как здоровье Рустема. Передай мой адрес нашим, у меня нет времени сейчас писать всем. Передай приветы Таймуразу. (Пишет по-осетински: Тарсун махецан, фал ци ганан ес. – Боюсь и за себя, но делать нечего).
Передай приветы всем. Пока, дорогая. Не дождусь встречи. Целую вас с Рустемом.
Пиши мне по адресу: полевая почта 43188 «А», Авзурагову Н.Г., 24.7.43 Г.
8.8.1943 г.

Здравствуй, Ольга!
Вчера получил от тебя 5 писем, и решил ответить сейчас. Очень рад, что дома все живы-здоровы. У меня сейчас особенно писать нечего. Жив здоров, самочувствие хорошее. (Пишет по-осетински: Кума рацудан, ой дама финстон, ракустан ами дас бони, нурбабай фастама на заронд бунатма фацауан, изюми разма, а галеу фарс ардама. – Куда мы приехали, я тебе писал, поработали здесь десять дней, и возвращаемся обратно на старое место, слева от Изюма).
Дела наши идут хорошо, выматываем всю душу у немецкой сволочи, и продвигаемся вперед на запад. Прошло то время, когда ты получала от меня часто письма, сейчас не обижайся, некогда часто писать, заняты боевыми делами. (Пишет по-осетински: Адаман дессаги пурх са канан, СА бон неци балай. Алиардигай са цаван ма и бал а сар зелун райдатта. На куст кудай отемай зумагма фауодзинан, аци анз са еугур пурх никандзинан. - Поразительно, как мы их громим, они больше ничего не могут. Со всех сторон их бьем, и у них голова начала кружиться. По тому, как идет наша работа, мы к зиме закончим, в этом году их полностью разгромим).
Ну, пока, всего хорошего, желаю вам всем здоровья. Передай приветы всем. Рустем меня радует, пусть растет, это не плохо, что он купается, когда же я его увижу, надеюсь, скоро. Приветы Таймуразу и Худалову.
Целую вас с Рустемом. (Дописано по-осетински: Рахги райдайдзинан бабай ацирдигай. Нурбал дзабахдан.  Скоро опять начнем с этой стороны. Я пока здоров).
43188 «А» полевая почта
Авзурагов
Как приедем, сразу же напишу, а до этого некогда писать.
8.8.43 г.

20.8.1943 г.
Здравствуй, Ольга!
Свободная минута, и это время решил использовать для письма. Прошло уже несколько дней, как я не писал, и решил сегодня успокоить тебя, ты привыкла получать от меня часто, но пойми, что это время кончилось. Жив, здоров, видел недавно тебя во сне, ты сидела в другой комнате, и как я не старался попасть к тебе, мне не удавалось, так я и проснулся. (Пишет по-осетински: Сабургай разма цауан, сарай тахгутай тухай фаервастан бал, устур дессаг хуаст на кодтонца арта бони, нуртакка ба минки дар. Цафрабунти занхи медама цаста искодтан мА ку фаззинунца уад оми баласан. Мах онта дар устур берай тахун райдадтонца. Тухт а такка тумуhбалай. Нуртагка hади ан, арв идзагай мах онта мА ой онтай, дуйне гургур кануй дзармадзанти hарай, нур камидан ордиги фасгойманма ес арта километри. Лаhузай а хуттаг фаскомайган, сабургай ледзуй. Тухай фаервастан дуйа хадти, сарай тахгутай. Дон ардагма бахистан еу hаума, ма на оми арта бони фаххуаста, уаттарай ниппурх кодтан, аz дзармадзанти хадза дан, сада ма дуадас ама дуинсадзи каманай а цух, оханти хаддза) – Потихоньку продвигаемся вперед, от самолетов пока удалось спастись, чудовищно бомбили нас три дня, сейчас меньше. Мы в воронках прокопали дыры вглубь, и когда они появляются, залезаем туда. Наши тоже начали летать в огромных количествах. Война в самом разгаре. Я сейчас в лесу, небо полно нашими и ихними, мир грохочет пушечным громом, от того места, где я , до врага три километра. Плохо дело у врага, бежит потихоньку. Два раза мы чудом спаслись от самолетов, Зашли в одно село на берегу реки, и они там три дня нас бомбили, и все равно мы их разгромили, я здесь с пушками, 152-мм).
Сегодня получил письмо от Георгия, он здоров. Привет всем.
(Пишет по-осетински: Ескад ма сабур цард бакана, е цай арhай. Тог расуг да, заhга, заhиса минки ку исарканина уад, нурба бустаги. Адами хузан кА тохуй, уонай агас кА байзая е настоящий псих уодзай. – Хоть бы когда-нибудь ещё пожить спокойной жизнью, этому цены нет. Когда я чуть-чуть повышал голос, ты говорила – ты с ума сошел? А теперь еще хуже. Те, которые достойно воюют, если останутся живы, будут настоящими психами).
Что нового дома? Напиши привет Нюре, а я думал, она вышла замуж за Казбекова. Поздравляю их с дочкой. Как живет Рустем? Поцелуй его за меня. Привет всем. Постараюсь завтра написать Георгию, сейчас уже темно. Ну, пока, целую крепко вас с Рустемом. Пиши чаще. У меня нет времени.

43188 «А»
Авзурагов


27.01.44 г.
Северо-Осетинская АССР, Дигорский р-н, селение Дигора, ул. Карла Маркса 162,
Авзураговой Ольге Андреевне
43188 «А» полевая почта
Авзурагову

Здравствуй, Ольга!
Сейчас получил от тебя письмо. Рад, что вы все здоровы. Новостей особых у меня нету. Жив здоров.
Привет всем. Почему мне не пишут Казбек и Георгий с Виктором. Передай приветы всем. Пока. Напишу поподробнее после, спешу.

27.01.44 г.
43188 2А»
Авзурагов

29.6.44 г.
Северо-Осетинская АССР, Дигорский р-н, селение Дигора, ул. Карла Маркса 162,
Авзураговой Ольге Андреевне

П.п. 43188 «А»
Авзурагову

Здравствуй, Ольга!
Давно не писал, и нельзя было, а также запоздал с некоторыми документами. Ничего, нагоню. Жив, здоров, самочувствие сейчас хорошее. Приболел немного, простудился, и получилось опять осложнение на левый глаз. Сейчас прошло. Посылаю фотокарточку, когда глаз начал болеть, заметно даже на снимке. За форсирование реки Свирь представлен к награде. Громим финнов, проездом побывал в Одессе, Москве и Ленинграде. Что нового дома. Что пишут наши вояки? Наверное, беспокоитесь, но напрасно.
Воюю хорошо. Чем занимаетесь, как здоровье Рустема. Вчера получил от тебя старое письмо с фотокарточкой, ничего мадам.
Приветы Хадзигуа и всем остальным. Если бы знали, как далеко я от вас, и в каких лесах и болотах. Погода хорошая, живем очень хорошо. Фины драпают. (Пишет по-осетински6 Понимай, где я ). Пишите чаще. Приветы Гигка, Цеца, Дадзи, Наhуа и остальным.
Николай.


Рецензии