Поэма о дружбе. Сократики и Школярики

     Суть педагогической методики обучения по Сократу не дошла до нас в оригинале. Есть некоторые элементы его образовательной системы в изложении его учеников: Платона, Ксенофонта и других. Последователей этой сократовской системы называли сократиками, с маленькой буквы.
     Способность Сократа доносить свои мысли до своих учеников вошла в легенды. Его идеи запоминались на всю жизнь, ученики творчески проникались ими. Да, Сократ умел делиться знаниями.
     Сократ называл свою образовательную методику Диалектикой. Он шутливо называл себя повивальной бабкой, которая помогает мыслям своих учеников родиться на свет, после чего он, становится скульптором и помогает сформировать из этих мыслей что-то значимое. Также Сократ называл свою систему майевтикой, пригодной для обучения мальчиков.
Очень уж досужие исследователи считают, что никакого Сократе не было, всё это результат изощрённого ума Платона, который эту идею индивидуального образования приписал своему выдуманному учителю по всей видимости оттого, что сам Платон не был уверен в популярности своего учения об образовании. А когда методика получила развитие, то было уже поздно переписывать авторство на себя.
     Идея образовательного метода Сократа-Платона была в том, что учитель должен был беседовать с учениками индивидуально. При этом на задаваемые вопросы давались такие ответы, что в них возникали новые вопросы, таким образом постепенно выстраивался некий индивидуальный проект, становящийся частью программы жизни ученика. Сократ же только подталкивал его к решению задач, возникающих в этой программе.
     Сократ исходил из того, что ученик уже имеет какие-то зачатки знаний, отпечатки умений, о которых он даже и не подозревает и которые были заложены в него от природы. Своей задачей Сократ, как учитель, полагал извлечение на поверхность этих знаний и умений, структурировать их, синхронизировать с общественными устремлениями, научить пополнять свой интеллектуальный багаж новыми знаниями и новым пониманием своей цели в этой жизни.
     Ученик, в постоянных диалогах с Сократом сам находит ответы на вопросы, постепенно научается сам же находить и вопросы, приходя к определённым выводам. Его мозг начинал приучаться использовать всю свою мощь для решения интеллектуальных задач, от чего ученик получал удовольствие. Сократ своим примером показывал, что анализировать, думать, открывать истины там, где их незаметно на первый взгляд, всё это на самом деле чрезвычайно увлекательно.
     Сегодня такой подход в образовании, в котором используются заветы Сократа, применяется в домашнем образовании, в спецшколах.
     Методика Сократа эффективно применяется и развивается уже более двух тысяч лет. Она постоянно дополняется всё новыми теориями, что сохраняет её актуальность и в нынешний век бесконтактного образования.
     Научное обоснование методики Сократа давал Выготский, который полагал, что советская система образования далека от совершенства, и её главный недостаток в том, что её цель не учить людей думать, а только выявить тех, кого можно в дальнейшем использовать для реализации партийных установок и запросов индустриализации.
     Мыслящий человек не будет потребителем, но и без потребления нельзя обеспечить существование экономики. К решению этой дилеммы и было призвано строительство советской школы.
     Правительство любой страны сегодня стремится создать такую систему образования, которая нужна для того, чтобы запрограммировать молодых людей на определённую деятельность. А дальше как белки в колесе.
     Репетитор, будь то Сократ или современный, призван для индивидуализации обезличенного образования. А потребительство заложено в генокульт и социокульт человека. Вне своей генетики и социокульта он уже не человек.
     Теперь репетиторство стало чуть ли не профессией, некоторым образом конкурирующим со школой, которая является социокультурным образующим современного индустриально-промышленного образования, которое репетиторство никак не может заменить.
     Сегодня понятие потребитель наполнилось дополнительным содержанием, которое позволяет, разрешает человеку брать больше необходимого, заложенного при создании его цивилизации, получить от потребительских услуг больше удовольственности.
     Прежнее, природное понятие Потребления, концентрировало внимание человека на себе самом, когда приобретаемый предмет помогал ему поддерживать свой уровень в его занятии, которое обеспечивало его эффективное присутствие в его социокульте.
     Музыкант может позволить приобрести себе дорогой инструмент, чтобы извлекать из него более качественные звуки, но это он делает не для хвастовства перед соседями.
     Общество потребления, как оно теперь понимается, возможно лишь при отсутствии разума у людей. Разум же достигается с помощью Сократиков. Свойство разума -- разрушать систему потребления, свойство школы – создавать мировоззрение Потребителя. Диалектика.
     Через репетиторство прошли все люди. Оно начинается в период воспитания человека в семье, затем во дворе, в системе дружества. Школа придумана для другого. Но это тоже часть социокульта в системе образования.
     Всё Человечество состоит из человеков-потребителей, но не все являются его адептами. Тем не менее, голым и голодным не хочется никому ходить.
     Адепт антипотребления скажет, что идеальная система потребления есть у животных, его антипод будет утверждать, что животные ничего не покупают, потому их социокульт замедлен в своём развитии, а человек должен совершенствовать своё отношение к природе, совершенствовать природу своих чувств и создавать новые предметы для их удовлетворения, для этого была придумана экономика и индустрия создания предметов, товаров на начальном этапе.
     От того, как общество в целом относится к понятию потребления, формируются требования к школе, и самоформируется отряд сократиков.
     Сократ на ЕГЭ не натаскивал. Он учил думать. Метод Сократа предполагает диалог.
     Метод Сократа при подготовке к ЕГЭ не поможет, поможет натаскивание. Такой метод в гармоничной, диалектичной форме применяют и Сократики тоже. Про думание тут речи не идёт. Но о чём думать, если нет знаний в голове?
     ЕГЭ в отличие от метода Сократа не тестирует результаты обучения, развития. Это скорее метод Ивана Павлова, теория рефлексов. На определённом этапе развития общества, индустриальном, это работает на пользу общества, даже стимулирует его развитие.
     Для Школьной системы образования методика Сократа не пригодна. В классе полно учеников, работать с каждым индивидуально нет никакой возможности. Успеть бы доложить урок, новую тему. Можно конечно в начале урока сделать опрос нескольких учеников, но не более 3-4. На Сократовские загадки времени нет. А если среди учеников есть Платоны с Ксенофонтами, то они как-то сами разберутся, а к определённому времени им предложат пойти в усиленную группу в этой школе или в специализированной, где учеников уже 10-12 и с ними больше работают, потому что кто-то из них поступит на Мехмат в МГУ.
     С ЕГЭ или без ЕГЭ, но современная школа предполагает некую индустриализацию образования. А сократовский метод требует огромных вложений в систему образования. Родина это не потянет. Да и Сократы с Платонами на ёлках не растут, только Сократики да репетиторы, однако и их недостаточно. К тому же у Сократа не было учениц, ну кроме Аспасии, говорят. Хотя она могла быть и его женой. А в школе где найдёшь учителя-мужчину для первых классов. И не припоминается. В основном там Аспасии и трудятся.
     Сказать, что современная школа в упадке тоже нельзя. Школа выполняет ту задачу, которая перед ней поставлена изначально – создать десятиклассника с индустриально промышленным менталитетом. Сократикам ли, репетитору ли, в школе места нет. Здесь главенствуют школярики.
     Так что можно так поставить вопрос о результатах образования в современном обществе: одни считают себя учениками Сократа, другие бывшие школьники. Но на самом деле все мы немного от Сократа, но больше от школы.
     Нынешнее репетиторство также далеко от методики Сократа. Так или иначе, но оно встроено в индустрию школьного образования, поскольку репетиторам платят не за то, чтобы они раскрывали интеллектуальный уровень своих учеников, а за то же самое, зачем школьники ходят в школу – именно поступить в ВУЗ или Училище высокого уровня.
     Кто платит, тот и заказывает. Что могут заказать родители ребёнка, которому нужен репетитор для повышения баллов его ЕГЭ?
     Репетиторы только натаскивают решать те задачи, которые могут встретиться на экзаменах, они не ставят перед собою задачу научить думать, делать выводы, высказывать свои мнения. Это те же самые требования, которые предлагаются школой.
     В России были свои Сократы, которые воспитывали выдающихся деятелей, можно вспомнить Жуковского. Но это не была школа всеобуча. У каждого дворянина был свой учитель, задачей которого было не только обучить азбуке своего венценосного подопечного, но дать ему навыки правильных манер, выявить у своего ученика его индивидуальные способности. Но такого рода образование существовало и сейчас существует в единичных экземплярах. Его основа – патриотизм. Его главный принцип: люби своих врагов, громи врагов Родины своей, порицай врагов Бога. Жуковские воспитывали людей, способных защищать интересы государства на самых высоких уровнях власти. Это были Воины Белой духовной Гвардии.
     Но перед этой самой Родиной стоит задача сделать грамотными всех своих граждан, причём таким образом, чтобы они могли создавать экономику, громить врагов, строить мосты, города, церкви и театры.
     Нынешняя система всеобщего образования продажна, здесь всё покупается вместе с образованием. Ни Жуковский, ни Сократ не брали денег со своих учеников. Сократ не брал, потому что его, говорят не было, а Жуковский не брал, потому что он был из дворян, им не положено было вообще работать, они служили Отечеству.
     Система школьного образования не позволяет создать у школьника цельное мировоззрение, позволяющее ему объединить в общую программу жизни свои фрагментарные знания в различных науках. Для 99% людей достаточно будет научиться пользоваться кайлом в мозолистых руках, семья и газета к пенсии.
     Фрагментарность знаний, делает мышление молодёжи уязвимым перед хитрыми манипуляциями социокультурными понятиями, они податливы по отношению к пропагандистскому влиянию, в чём поднаторели США и Западная Европа. Отсюда прямо вытекает необходимость вплетения патриотического воспитания в систему всех видов и методик образования. Формирование фрагментарного мышления у школьников катастрофично для любой страны, особенно для Родины.
     С другой стороны, если считать школу одним из социокультурных столпов цивилизационной самостоятельности, государственности, то государственная система, чтобы быть прочной и фундаментальной, должна из школы, как с конвейера, постоянно получать цельнозначимую молодёжь, способную создавать социальную перспективу развития цивилизации, государства и общества. И всё равно, невозможно от школы требовать того, для чего она не предназначена. Духовность и высокий уровень интеллекта куются за пределами школьной индустрии. Это доступно только наследникам Сократа и Жуковского.
     Сократовская система может дать хорошие результаты, но только на малых объёмах. В оные времена этого было достаточно. Нынче же сила государства не только в образованности некоторой небольшой части дворянства, но и образованности каждого. Это пока неразрешимая дилемма в системе образования любого государства, не говоря уже о Родине.
     Сегодня апологет нынешней системы образования в школах скажет, что все эти сократовские умности нереализуемы, они интересны как умственные упражнения. А должность Патриота Родины в нынешних условиях весьма опасна для здоровья.
     Некоторые аналитики предлагают рассматривать две стратегии обучения: инструктивизм и конструктивизм, считая их основными.
     Методика инструктивизма предполагает передачу знаний, фактов, процедур от учителя к ученику при сопровождении инструкций. Применялась активно в Советской системе образования. Всё запомнить, а потом применять согласно инструкциям. Очень трудоёмкое занятие, отнимающее львиную долю времени и не позволяющее осознать полностью полученные знания.
     Стратегия конструктивизма помогает сформировать знания в голове ученика, для чего его нужно стимулировать к получению этих самых знаний. Но тогда нужно стимулировать и ученика к самостоятельному получению знаний.
     Знания без философского осмысления представляют собой бесформенную груду сухой травы из фактов, засушенный и неплодоносящий набор истин.
     Сегодня школьные учителя подгоняют обучение под умение заполнять тесты ЕГЭ и выполнять типовые задания. Система ЕГЭ, если посмотреть с другой стороны, позволяет государству расширить число молодых людей, претендующих на продолжение образования, что-то вроде соревнований, позволяет расширить географию студентов в вузах Родины. Что касается самих знаний, то это вопрос индивидуальный, кому-то их нужно больше, а кому-то их нужно только для получения профессии, и всё.
     Сократ же помогал самому ученику думать, делать выводы. В процессе такой умственной работы знания усваиваются лучше всего, так как ученик их как бы проживает. Но это нужно на самом деле не для всех. Основная масса школьников вполне удовлетворится натаскиванием на будущую профессию.
     Специалисты, практически работающие с ЕГЭ, возражают его критикам, что для выполнения его тестов невозможно без умения применить полученные знания. И здесь часто помогает репетиторство, когда репетитор помогает, часто своим же ученикам из школы, где он преподаёт, более эффективно заполнять егэшные тесты. Они скажут, что натаскать чисто механически невозможно, надо научить ребёнка думать, причём в усложнённых условиях, с ограничением времени. Натаскивание есть, скажут они, это натаскивание как раз именно на то, чтобы школьник усвоил логику этих заданий. Никакой логики не может быть, если он не выучит эти знания.
     Система ЕГЭ придумана чиновниками, ими же контролируется, но это сермяжная необходимость. Это образование по средствам.
     Хочешь не хочешь, а в итоге основная масса людей, получивших школьное образование, не имеет никакого понятия об образовании духовном, о воспитании духовном, потому что образование индивидуальное, а не индустриальное, не создаётся, не оценивается, а формируется путём взаимодействия двух душ: Сократа и его ученика, где главной фигурой является ученик, потому что перед ним будущее его страны, Родины, семьи. В школе всё наоборот, Родине нужны рабочие и инженеры.
     Сократовская методика заключается в том, что ученик направляется к источнику знаний, он должен идти, собирать знания и изучать их, намечая новые пути для собирания новых знаний. Если ученик смотрит не туда, идёт в неверном направлении, Сократ его поправляет. Так выстраивается диалог, основанный не только на методиках получения знаний, но и на духовности, подобной нирване. Эта конструкция образования связывает Сократа со своим учеником навсегда.


Рецензии