А нам ведь только - 50
Как-то вспомнился 2019 год, когда в нашей стране он оказался богат на праздники и яркие события.
Казалось бы, что может быть общего между Первомайским районом Минска и средней школой в деревне Бороньки Костюковичского района Могилёвской области? На первый взгляд — ничего. Однако это не так.
В указанном году Первомайский район столицы отметил 50 лет со дня основания. Ровно столько же тогда исполнилось и школе в Бороньках. Конечно, сравнивать столичный район с сельской школой в глубинке нелепо, но полвека — это значимая дата, которую принято отмечать с размахом.
Администрация Первомайского района подошла к юбилею серьёзно: была подготовлена насыщенная программа для жителей. А вот в Бороньковской школе праздник прошёл скромно, почти незаметно. Если на Тайной вечере присутствовали двенадцать апостолов, то на юбилей родной школы пришло чуть больше двадцати человек.
Почему так мало? Причина очевидна: слабая организация и отсутствие рекламы мероприятия. Большинство местных жителей даже не знали о юбилее, не говоря уже о тех, кого судьба разбросала по разным уголкам бывшего СССР. А ведь сегодня, в эпоху интернета, связаться с людьми, живущими за сотни километров, не составляет труда.
Выпускники, разъехавшиеся по Беларуси, России, Украине, наверняка приехали бы, если бы знали о событии. Тем более что на следующий день после юбилея страна отмечала Радуницу — день поминовения усопших. Это был бы повод не только вспомнить школьные годы, но и навестить могилы родных.
Впрочем, винить администрацию школы не стоит. Учебные заведения не располагают собственными средствами, а отдел образования Костюковичского района, как говорится, «беден, как церковная мышь». Провести юбилей достойно — значит не просто накрыть стол, но и организовать концерт с приглашением артистов из районного Дома культуры. А для этого нужны немалые деньги. Проще собрать несколько родственников, пройтись по школьным коридорам, взглянуть на старые фотографии, всплакнуть о былом — и на этом завершить мероприятие.
Пятьдесят лет — это много или мало?
За полвека сотни учеников получили здесь аттестаты. В памяти каждого выпускника навсегда остались строки песни:
Когда уйдём со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла…
Именно под этот вальс мы уходили во взрослую жизнь.
Как сейчас хочется снова увидеть первую учительницу, тех, кто учил нас считать с деревянными палочками, читать по слогам и выводить в тетрадках первые буквы. Увы, многих из них уже нет в живых. Нет и некоторых одноклассников — их унесла судьба. Те, кто учился ещё в старом деревянном здании школы, давно на пенсии. Но каждый из них помнит свою школу — второй дом, ставший частью жизни.
Советская эпоха: что мы потеряли?
Сегодня многие критикуют советское прошлое, даже не застав его. Да, мы жили скромно, без современных гаджетов и изобилия товаров. Но у нас были другие ценности.
Мы носили простую школьную форму, зато были самой читающей страной в мире. Даже троечники знали, кто такие Паша Ангелина, Сергей Лазо, Олеко Дундич. В наших классах не было компьютеров, у многих дома — даже телевизоров. Но те три чёрно-белых канала показывали передачи, которые запоминались на всю жизнь: *«В мире животных»*, *«Очевидное — невероятное»*, *«От всей души»*. А такие фильмы, как *«Семнадцать мгновений весны»*, собирали у экранов всю страну.
Мы были крепкими и выносливыми. Сегодняшние дети целыми днями сидят за компьютерами, хотя при каждой школе есть современные спортплощадки. А мы играли в футбол на лугу, положив вместо ворот два камня, — и так до темноты.
Как строилась новая школа.
В 1960-х в Костюковичском районе почти в каждой второй деревне была начальная школа. В Бороньках — десятилетка, занятия проходили в старых бараках с печным отоплением.
Ольга Даниловна Ривоненко, первый директор школы, мечтала о новом здании. Её идею поддержал Владимир Демидович Кудрявцев — председатель колхоза *«Бороньки»*, человек принципиальный и энергичный. Под его руководством отстающее хозяйство стало одним из лучших в области. Появились магазины, столовая, больница, детский сад, Дом культуры, баня, хлебопекарня. Была построена целая улица двухэтажных домов для специалистов.
Благодаря Кудрявцеву вопрос о строительстве школы решился быстро. Правда, между ним и директором возник спор: председатель предлагал строить школу в центре деревни, а Ольга Даниловна настаивала на месте, удобном для детей из окрестных деревень. В итоге учли её аргументы. Позже рядом появился интернат для учеников, живших далеко.
С 1970-х школа была переполнена. Занятия шли в две смены, несмотря на параллельные классы. В те годы в семьях было по 6–8 детей: люди верили в завтрашний день.
Патриотизм, которого сегодня не хватает.
Мы, выпускники Бороньковской школы, были крещеными, но в церковь не ходили. У нас были другие идеалы: труд, знания, любовь к Родине. Мы гордились старшими братьями, вернувшимися из армии в парадной форме, и сами мечтали служить.
Проводы в армию были настоящим праздником. Под гармонь, с песнями нас провожали всей деревней. И мы служили с честью. До сих пор, даже в возрасте за пятьдесят, готовы встать на защиту страны.
Обидно лишь одно: почему годы службы в армии вычеркнули из трудового стажа?
Что происходит сегодня?
Как бы ни ругали советское время, мы не знали, что такое наркотики, гражданские браки, гомосексуализм. Мы уважали старших, дружили честно, женились по любви и не боялись ответственности.
Сегодня среди молодёжи — кризис нравственности. Браки распадаются (40% — в первые пять лет). Молодые люди не умеют уступать, выросшие в эгоизме.
Кто сегодня герой для молодёжи? Те, кто снимает опасные селфи, колет мышцы, развратничает на публику. Страшно, когда общество равнодушно к этому.
Что ждёт школу и деревню?
Первомайский район Минска будет развиваться: новые дома, детсады, магазины. А что ждёт Бороньковскую школу? Учеников так мало, что их можно разместить в двух-трёх кабинетах. В прошлом году в районе закрыли несколько школ — детей нет.
Уже вымерли такие деревни как - Ивановка, Каменка, Егоровка, Покровка — от них остались только названия. Некоторые деревни доживают свой век, благодаря дряхлым старикам, которым некуда ехать, или не желающие покидать родную землю.
Как остановить вымирание? Нужны государственные программы: бесплатное жильё для молодых семей с рассрочкой, снижение выплат за каждого ребёнка, доступные детские товары.
В сельское хозяйство должны прийти люди, подобные Кудрявцеву, — те, кто будет развивать не только фермы, но и инфраструктуру. Почему бы не построить теплицы, не наладить производство местных продуктов?
Если у государства нет денег, нужно привлекать частников. Новые рабочие места с достойной зарплатой остановят отток молодёжи.
Заключение.
Нам нужны идеологи, которые смогут вернуть утраченные ценности: честность, нравственность, патриотизм. Как сказал Президент: «Надо раздеваться и работать до седьмого пота».
Если мы не сохраним свою культуру, мы исчезнем, как мамонты. Наши деды защищали Родину, веря, что мы продолжим их дело. Оправдали ли мы их доверие?
Вопрос остаётся открытым…
Свидетельство о публикации №220012100667
И вы правы в том, что начитать нужно прежде всего с воспитания человека высокой нравственности и ответственности как перед обществом, так и перед самим собой.
Необходимо формировать чувство долга перед страной и своим народом.
Хотя не по наслышке знаю, как много делается в Беларуси для человека вообще, но проблем с формированием нравственности хватает.
Да и времечко-то сегодня..!
Боже милостивый!
С добрыми пожеланиями,
Светлана Саванкова 20.03.2023 23:16 Заявить о нарушении
Капаев Владимир 29.03.2023 22:26 Заявить о нарушении