Ч. 4 Предатели и шпионы

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/01/20/1009

Каттли, хотя и не получил военного образования, очень быстро всему учился. Он установил тесную связь с французской разведкой. Союзники организовали постоянное наблюдение за передвижениями русских войск в Севастополе и  его окрестностях.

Британские шпионы собирали сведения о материальных условиях севастопольского гарнизона и о его моральном  состоянии. Каттли, в довоенное время объездивший весь Крым, использовал как свои старые связи, так и занимался вербовкой новых агентов.

Допросы пленных, дезертиров и русских шпионов велись в комнате, находившейся в штабе британских войск. Руководитель британской военной разведки получил право расходовать суммы, выделявшиеся на секретную службу без отчёта перед главнокомандующим Рагланом.

Идею использовать воздушный шар с гондолой для наблюдения за Севастополем отвергли, главным источником информации для Каттли были агенты, дезертиры и местные татары из числа тех, кто испытывал неприязненные чувства к русским.

Каттли рассылал шпионов за линию фронта в Бахчисарай, Симферополь и даже в Ялту. Однако ему не удалось завербовать русских,  да и никого в русской армии. Его агентами были татары, с которыми он устанавливал контакт через своего слугу и помощника Ибрагима.

Например, в январе 1855 года Каттли отправил татарского лазутчика в Симферополь и Бахчисарай, который вернулся с письмом, написанным братом Ибрагима. Самого Ибрагима Каттли посылал в Евпаторию, чтобы тот выяснил силы русских между Евпаторией и Севастополем.

Для проверки правильности донесений своих агентов Каттли сам пробирался в Симферополь, выдавая себя за русского. Агенты из татар отказывались писать письменные донесения, опасаясь оставлять свидетельства их предательства, предпочитали устные доклады.

Шпионы Каттли посещали и Керчь. Каттли учил их различать форму одежды видов русских войск, офицерские звания, определять число войск, вооружение. В британском архиве сохранилось письмо одного агента, написанное на русском языке с множеством грамматических ошибок. Есть и другие документы.

Пользовались ли агенты шифрами, неизвестно, но, скорее всего, это маловероятно. Агент по имени Мустафа сообщал очень точные сведения из Бахчисарая о передвижении русских войск, которые позже подтверждались.

Он скрывал своё прекрасное владение русским языком, притворяясь его не понимающим, и подслушивал разговоры офицеров. От него Каттли узнал о прибытии в Крым в мае 1855 года 7-й и 9-й дивизий 3-го корпуса и 15-й дивизии 5-го корпуса  из Бессарабии.

Он же сообщил о большом числе рекрутов, замеченных  на дороге Бахчисарай – Симферополь. Агент в Симферополе доложил, что в соответствии с распоряжением Каттли он отправил татарина в Керчь.

Ещё один шпион подробно доложил о русских войсках в Керчи, Еникале, Феодосии, об укреплениях в Керченском проливе. Он сообщил, что там установлены 18 орудий, но есть правка Каттли, что их 17.

По словам этого шпиона, в Керчи находилось 1500 солдат и офицеров, но Каттли, у которого были и другие источники, исправил эту цифру на 2500 человек. Важным источником информации были для него дезертиры и пленные.

Количество дезертиров возросло после первой бомбардировки Севастополя. Поляков дезертировало в два раза больше, чем русских. Их сведения были точнее тех, которые сообщали русские дезертиры. Возможно, это объясняется тем, что они были более грамотными.

Они же принесли и слух, что всех поляков переводят на Кавказ. Ценность полученной информации от всех этих источников колебалась. 46 процентов разведывательных сводок в 1855 году были основаны на донесениях шпионов.

Каттли доверял им больше, чем результатам допросов дезертиров и пленных. По сведениям в записках Тотлебена, в среднем в 1855 году в месяц пропадало без вести 16 солдат. Часть из них, возможно, погибала при обстрелах, а часть дезертировала.

Во время осады без вести пропали 54 офицера. В сражениях на Альме, в Балаклаве и Инкермане без вести пропавшими числились  соответственно 728, 15 и 1743 солдата. Сколько из них было пленных, и какое количество допрашивали, осталось неизвестно.

В марте 1855 года английской разведке несказанно повезло. Они получили ценнейшую и точную информацию от двух офицеров Тарутинского полка 17-й пехотной дивизии, капитана Роберта Ходасевича  и прапорщика фон Реймера. Оба готовились к переходу на сторону противника, поэтому собрали очень важные сведения.

Фактически они сдали союзникам всю систему обороны Севастополя. Ходасевич принёс с собой 15 карт и схем, на которых были нанесены точные позиции батарей, укреплений с указанием количества и калибра орудий, пути сообщения.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/22/761


Рецензии
Опять крымские татары и поляки!

Евгений Колобов   19.05.2020 11:20     Заявить о нарушении
И те, и другие были завоёваны, поэтому любви к русским не испытывали.

Владимир Врубель   19.05.2020 13:31   Заявить о нарушении
А может -это генетически? Анекдот. Что случается если на необитаемом острове окажутся два мужчины одной нации.2 англичанина - Клуб 2 немца- партия 2 француза -бардак, 2 белоруса- партизанский отряд 2-украинца-партизанский отряд с предателем

Евгений Колобов   19.05.2020 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.