Див свистящий змий - Слово о Вавилоне

Первые издатели предположили, что див – филин: огромная ночная птица таращит глаза, как бы чему-то дивясь. В настоящий момент он сидит на дереве и ухает, клича своих («галок стада»), а позже он низвергнется на землю (допустим, за мышкой), и это будет символизировать гибель Игорева полка и контрнаступление половцев на Русскую землю. Такова реалистическая трактовка дива «Слова». Представлению о том, что див является птицей, пусть и символической, вторит зеркальность его в тексте зегзице, также обращённой к земле Незнаемой.
Покажем, что под «дивом» «Слова» имеется в виду, скорее всего, змий (но не полоз Н.В.Шарлеманя, а змий из древнерусского бестиария, изображение которого можно видеть на иконе «Чудо Георгия о змие»).
Данный фрагмент связан с другим: «Овлуръ СВИСНУ за рекою, ВЕЛИТЬ Князю РАЗУМЕТИ. Князю Игорю не быть. КЛИКНУ, СТУКНУ ЗЕМЛЯ, въшюме трава …»
Сравним: «Нощь стонущи ему грозою птичь убуди СВИСТЪ зверинъ въста зби. Дивъ КЛИЧЕТЪ веръху древа, – ВЕЛИТЪ ПОСЛУШАТИ ЗЕМЛИ незнаеме…»
Это один из многих примеров того, как слова из одного места «Слова» переходят в другое «стайками». В данном случае это слова «СВИСТ», «ВЕЛИТЪ» и «ЗЕМЛЯ». В обоих фразах «кличет» означает «зовёт», а выражение «велитъ разумемети» тождественно «велитъ послушати» (далее указание адресата).
КЛИЧЕТ Овлур Игоря (и таким образом «велит ему разумети») СВИСТОМ.
По аналогии: КЛИЧЕТ ДИВ землю Незнаемую (и таким образом «велит послушати») также, возможно, СВИСТОМ (который назван несколькими словами ранее).
В древнерусской литературе свистит именно змий, причём свист его так громок, что слышат его сказочно далеко (и многие падают при этом замертво). СВИСТ ЗМИЯ очень важен в символическом «Слове о Вавилоне», с которым у «Слова» есть ряд созвучных моментов*. Итак, имеем цепочку: ДИВ – ОВЛУР – СВИСТ – ЗМИЙ.
Предположение о том, что под дивом «Слова» скрывается змий подтверждается следующим. В той же сцене с Овлуром словосочетание «ЗЕМЛЯ СТУКНУ» (в сочетании с предшествующим «кликом»)есть ссылка на фрагмент «Повести временных лет» за 6599 год:
«В се же лето ЗНАМЕНИЕ ВЪ СОЛНЦИ, ЯКО ПОГИБНУТИ ЕМУ И МАЛО СЯ ЕГО ОСТА, аки месяцъ бысть, в 2 часа дни, месяца майя 21. В се же лето Всеволоду ловы деющу звериныя за Вышегородом, заметавшее тенята и людемъ КЛИКНУВШИМ, СПАДЕ ЗМИЙ ПРЕВЕЛИКЪ ОТ НЕБЕСИ, и ужасошася людие. В се же время и ЗЕМЛЯ СТУКНУ, яко мнози слышаша».
Это затмение солнца и падение змия напоминают фразу «Слова»: «На реце на Каяле ТЬМА СВЕТ ПОКРЫЛА… …уже ВРЪЖЕСЯ ДИВ НА ЗЕМЛЮ…».
Див кличет «веръху ДРЕВА» и это отсылает нас к МЫСЛЕННОМУ ДРЕВУ и потому может оказаться не реальным древом, но такой же абстракцией (или даже им же). ЗМИЙ НА ДРЕВЕ, конечно же, напоминает того библейского змия на древе познания добра и зла**. Что ж, это он и есть (даже реальных змеев, например, того, который ужалил Олега, изображают на миниатюрах также – так как он «внук» того змия).
Кардинальная ошибка в восприятии этого места «Слова» заключается в предположении, что дива воочию видели участники похода.

* Несколько совпадающих моментов «Слова» и параллельного ему рассказа Ипатьевской летописи со «Словом о Вавилоне»:

«Се же вставъ, УЖАСЕНЪ И ТРЕПЕТЕНЪ»
«Они же УЖАСНЫ БЕША ВЕЛМИ. И бысть имъ глас 2-е: «Не ужасайте, идите!»

«Тiи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ, уже ЛЖУ УБУДИ, которою то бяше УСПИЛЪ отецъ ихъ Святъславь грозный Великый Кiевскый»
«Сынъ же обежанинъ, именемъ Яковъ, запенъся съ 15 степени и полете долу и УБУДИ ЗМЕЯ. И ВЪСТАША на змеи чешуя, акы волны морьскыя»
(ЛОЖЬ = СПЯЩИЙ ЗМИЙ, пробуждается и свистит)

«КОМОНЬ въ полуночи. Овлуръ СВИСНУ за рекою, велить Князю разумети. Князю Игорю не быть: кликну, стукну земля, въшюме трава…»
«Егда начаша вскладывати бремя на своя КОНЯ, И СВИСНУ ЗМЕЙ. Они же от страха быша акы мертвии.

«СВИСТзверинвСТАзби»
«И падше от СВИСТА того, ослепле бяхут, и мнозе от СТАДЪ их изомроша...»

«И ИДЕ ПЕШЬ 11 ДЕНЬ до города Донця, и оттоле иде во свой Новъгородъ, и ОБРАДОВАШАСЯ ЕМУ… …Игорь же оттоле еха ко Киеву, к великому князю Святославу, и РАДЪ БЫСТЬ ЕМУ СВЯТОСЛАВЪ, такъже и Рюрикъ, сватъ ЕГО»
«И ПОСТИГОША ЦАРЯ ЗА 16 ДНИЙ, И ПРИШЕДШЕ, поклонишася цареви. И РАДЪ БЫСТЬ ЦАРЬ и вси вои ЕГО».

«Сыпахутъ ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ ВЕЛИКИЙ ЖЕНЧЮГЪ на лоно и негуютъ мя»
«А что собе принесоша, поведавше цареве ЗЛАТО И СЕРЕБРО и камение драгое и ЖЕМЧЮГЪ ВЕЛИКЫЙ»

В «Слове о Вавилоне» (кстати, речь в нём идёт о передаче двух царских венцов из мёртвого города, т.е. о легитимности власти) есть даже «ЛАВЕРЪ РУСИНЪ», так, что выйти на этот текст можно было бы через фразу летописи «ЛАВРОМ В РУСЬ». Эта «случайность» – маленький пример того, как хорошо автор позаботился о том, чтобы быть правильно понят потомками. Той культуры больше нет, но есть «Слово», которое содержит в себе как в семени всю древнерусскую культуру.


** То, что древо, с которого див звал своих, есть древо познания добра и зла, следует также из строчного акростиха:
 
Дивъ кличетъ веръху ДРЕва. ВЕлитъ ПОслушати Земли НЕзнаеме Влъзе И Помор;ю и Посул;ю и Сурожу и Корсуню и тебе Тьмутораканьскый блъванъ.               

ДРЕ-ВЕ ПО-З-НЕ-В(ОЛ)-И

По вертикали вниз:
ДИ(в)-ВЕЛ(ит...) З(емли...)-ВОЛ(зе...)
ДИ(А)ВЕЛ ЗВАЛ
или
ДИ(А)ВЕЛ З(О)-В-ИТ(ебе...)


Рецензии