Быть Умой

ПЕРВОЕ.

Сначала вы живёте жизнью обычного человека, не понимая и не зная себя, не придавая значения второму имени Ума, которым назвал вас ваш дедушка по материнской линии. Вы просто правильная девочка, строго воспитанная в семье русского офицера, отличница, старшая сестра, с детства вкладывающая силы в воспитание младших братьев, заплетающая себе по утрам длинную косу, старательная, послушная дочь, которой ничего не нужно повторять дважды, давая задания. Потом вы начинаете замечать, что отличаетесь от сверстников, живущих менее осмысленной жизнью, чувствуете себя с ними как учительница, а не как одноклассница, ибо вы по своему развитию уже взрослая, именно взрослая, а не многоопытная. Даже в детском саду вы были лидером, решающим, кого принять в игру, а кого наказать. И в воспитании своих братьев вы преуспели так, что школьные учителя, желая повлиять на их баловство и озорство, жаловались на их поведение именно вам, а не родителям. Привыкшие беспрекословно слушаться старшую сестру, они с лёгкостью игнорировали призывы родителей идти домой, резвясь на прогулке, и моментально реагировали на ваше строгое:"Домой!".
Видя в вас очень разумного ребёнка, ваши родители начинают интересоваться вашим мнением, желая принять то или иное решение, они всё чаще и чаще спрашивают совета, замечая, что сказанное вами сбывается в точности, поняв, как это удобно и хорошо - посоветоваться с дочерью, они в итоге закрепляют за вами право последнего слова, и как следствие, все важные решения в семье принимаете вы!  Будучи подростком, вы ещё не понимаете, какая это ответственность и какой риск, ведь можно оказаться неправым, однако привыкаете к своей миссии, не замечая того, как это тяжело - каждый раз авторитетно подтверждать свою правоту, ведь прежде чем изречь вердикт, нужно вникнуть во все детали, в самую суть вопроса. Возможно, будучи подростком, вы были взрослой ещё и потому, что с
десятимесячного возраста вас воспитывала прабабушка, пока родители были студентами и учились очно. Детских игрушек у вас не было, своей лаской и нежностью вас никто не быловал, так что вы даже называли мамой совершенно чужую женщину, а именно: невестку прабабушки.
Когда ваш классный руководитель в беседе с вашими родителями, говорит, что вы чересчур идейная, вы, как и ваши родители, не придаёте значения этим словам. А между тем, именно идейность - ваша отличительная черта, приверженность строгим моральным принципам, нравственным и эстетическим идеалам. С ранней юности ваш кумир М. Ю. Лермонтов, абсолютный гений, поэт, прозаик, драматург, русский дворянин и патриот. Не придаёте вы значения этому упрёку ещё и потому, что живёте в стране с особой идеологией, где быть безыдейным считается плохой характеристикой: в СССР. К тому же вы не просто дочь офицера, вы дочь сотрудника КГБ, самой серьёзной и авторитетной организации в Советском Союзе.
Итак, вы правильная, идейная, воспитанная в строгости. С таким багажом вы и входите в свою молодость, первым достижением которой становится издание поэтического сборника тиражом 30 000 экземпляров. Издание осуществляет калмыцкое книжное издательство, ибо по папе вы русская, а по маме калмычка, и Калмыкия - место, где вы родились и окончили школу. Начав сочинять стихи в 16 лет, в 20 лет вы уже издаёте свой первый поэтический сборник. Это становится возможным, потому что пишете вы много и ежедневно, повинуясь вдохновению, и боясь того, как бы умение рифмовать не покинуло вас. Вы с жаром пишете письма в стихах своим родственникам и подружкам, и каждый раз удивляетесь отметке "хорошо" вместо "отлично", которую вам ставят на уроках литературы за сочинения в стихах, при отсутствии ошибок и полном раскрытии темы.  Вы участвуете в республиканских литературных конкурсах и побеждаете.  Но когда ваша родная бабушка, предрекая ваше будущее, объявляет вам, что вы будете писать книги, вы не верите в это предсказание, ибо никогда не видели себя в этой роли.
Ваш первый поэтический сборник - это ранняя любовная лирика, стихи старшеклассницы, 111 страниц в мягкой обложке формата блокнота. Он позволяет вам узнать, каково это - раздавать автографы.
Но более всего он помогает понять, что вы и ваша лирическая героиня - это не одно и то же, что для написания того или иного стихотворения приходится входить в образ этой героини и писать от её имени: страдающей, любящей, ревнующей. Вы начинаете понимать, что такое творчество и создание образа, особо не задумываясь над тем, как вашим читателям отличить откровения автора от откровений лирической героини. Возможность издать молодому автору книжку огромным тиражом приходит вслед за распадом страны советов, это начало 90-х годов, когда появляются первые предприниматели и коммерсанты, и коммерция уже  не считается чем-то, достойным осуждения, то есть книга издаётся за счёт средств спонсора.
В эти трудные годы под названием лихие 90-е, после распада огромной империи СССР, когда каждый в стране выживал, как мог, вы, будучи студенткой открываете собственное ИЧП, индивидуально-частное предприятие, основным видом деятельности которого становится издательская деятельность, и продолжаете издавать свои поэтические сборники, то есть ваше творчество начинает приносить реальный доход, так как средства спонсоров, оставшиеся после уплаты полиграфических услуг и реализации книжек - это и есть ваш гонорар, позволяющий вам и сделать ремонт в квартире, и купить новую мебель, и  позволить себе отдых вместе с родителями на курортах Кавминвод и Краснодарского края. Регулярно публикуясь в периодической печати, в эти страшные для всех 90-е годы вы становитесь членом Союза российских писателей и даже телеведущей коммерческого телепроекта. А впереди ещё более жуткие годы - первая Чеченская война и вторая Чеченская война. Калмыкия вплотную прилегает к Северному Кавказу. В эти судьбоносные для всей страны годы, вы знакомитесь с представителями новой политической элиты, уже имея в республике известное поэтическое имя и благодаря поддержке калмыцких чиновников издаёте книгу, посвящённую памяти жертв депортации калмыцкого народа со вступительной статьёй народного поэта Калмыкии с мировым именем. То, что в такие тяжёлые времена вы помогаете своей семье, простой, обычной российской семье, выжить, когда в стране не просто кризис, а подготовка к гражданской войне, когда вашего отца планируют отправить на Кавказскую войну снайпером, просто потому что он чемпион Юга России по пулевой стрельбе среди сотрудников КГБ, воодушевляет вас, ведь кому-то приходится уезжать на заработки из страны, чтобы содержать семью в России. В США и в Европу в те годы уезжали даже некогда успешные люди, уезжали сотни тысяч людей. И вот вы, будучи ещё студенткой, являетесь опорой своим родным и близким. Примерная сестра и дочь!

ВТОРОЕ.

Написанная о вас хвалебная  статья под названием "Встреча", написанная тем, кто дал вам рекомендацию в Союз писателей России, не столько удивляет вас, сколько настораживает. Опубликованная в главной республиканской газете, в газете с самым большим тиражом, она вызывает громкий резонанс. Ни об одном многообещающем даровании ещё никто так не отзывался. Из уважения к автору статьи вы стараетесь об этом не думать, хотя чувствуете, что всё это неспроста и не просто ради "красного словца". Однако, оснований не верить народному поэту Калмыкии в его желании воспеть талант молодой поэтессы, землячки, тоже не находится. Седовласый старик, уважаемая личность, по мнению знающих людей, серый кардинал, имеющий прочные и давние связи в политике, оказывающий гласное и негласное влияние на все значимые события в степной республике, может позволить себе всякое, но такое...??? Удивление, недоумение, ропот случились не только в литературной среде. В чём же суть? Оглядываясь назад, мысленно возвращаясь в тот далёкий 1993 год, вы всё ещё пытаетесь разгадать эту загадку. Вы перечитываете эту статью снова и снова, уже зная её наизусть. Ведь именно эта статья и есть поворотный пункт в вашей судьбе. С этой статьи всё и началось! Можно ли навредить чрезмерной похвалой? Может ли высокая оценка поэтического дарования вызвать негативную реакцию? Да, можно. Да, может. Поэт - это словесник. Поэт работает со словом. В связи с этим первым делом на ум приходит известное изречение:"В начале было Слово, и Слово было у БОГА, и Слово было БОГ". Первая строка Евангелия от Иоанна, Новый Завет. Божественное Слово - это Логос, в переводе с греческого Логос - это и "слово", и "мысль",  и "смысл", и "намерение". Дао, вселенский Дух, мировой Разум, вселенское Сознание, все вероучения мира так или иначе используют этот термин: вечный Логос. По признанию многих признанных гениев, сначала они "слышат" нечто, идущее свыше, это либо смутная идея, либо чёткая мысль, либо, как у поэтов, это первая строка будущего произведения. Научные открытия случаются тоже именно так: в виде озарения и наития. Что такое озарение? Это "внезапное прояснение сознания, внезапное понимание чего-либо". Другими словами: Разум транслирует - разум принимает. В этой связи становятся интересными пророчества, которые делаются чаще всего в иносказательном виде и, что особенно удивительно, в стихотворной форме. Оказывается, в рифмованном тексте можно закодировать максимальное количество информации. И многие священные книги написаны стихами. Умение правильно трактовать стихотворный текст требует не просто некоторых умственных усилий, это требует знаний.
Обо всём этом вы как словесница узнаёте постепенно, наблюдая за тем, как приходит к вам вдохновение, задумываясь над тем, что оно из себя представляет, пытаясь понять,  что это за особая энергия, можно ли ей сопротивляться, можно ли ею управлять. Одновременно с этим вы задаётесь вопросом о свободе воли человека, в чём его право выбора: отказаться от "присланной" мысли или же принять её, назвав своею, а стало быть, стать ответственным за последующее действие, к которому подталкивает та или иная мысль, то есть вы начинаете изучать Себя. Углубление в Себя происходит не сразу. Поначалу вы просто пишете по вдохновению книги и ещё не знаете о том, что спустя какое-то время ваши стихотворные строки окажутся вовсе не случайными.
Итак, строки народного поэта Калмыкии о вас звучат так:"На днях я прочитал рукопись нового сборника стихов Надежды Деевой, студентки Калмыцкого государственного университета, недавно принятой нами в члены Союза писателей России. Это уже третья её книга, может, наиболее ответственная. Первая и вторая книги иногда бывают результатом энергии всех потенциальных возможностей поэта. К сожалению, так бывает, если мы имеем дело с не очень одарённым автором. И я с боязнью начал чтение рукописи Нади Деевой. Начал и.... Дальше уже боялся, что вот-вот кончится моё наслаждение, кончится моя радость, и, чтобы удвоить удовольствие, я читал стихи вслух, одаряя Прекрасным свою жену. Надя Деева - явление редкое, уникальное, феноменальное. И смею утверждать, она состоялась как истинный Поэт, не она владеет словом, а сама стала Словом, как сказано в Библии от Иоанна, рассеивает тьму. Уже не она владеет тайной поэзии, а стала сама той Тайной, которую нужно сладостно раскрывать и радоваться тому, что эта Тайна бездонна. Послушайте:

Одни - сжигают корабли,
Другие - веруют в надежды.
Рыдают гении Земли -
Смеются глупые невежды.
И я - одна среди тревог -
Среди потока злодеяний....
В беде меня спасает слог,
Во тьме - мой факел покаяний!

Браво!
И ещё:

Поверь, мне не о чем жалеть,
Хотя ошибок было море!
Смогла я многое успеть,
Увидеть зло, изведать горе.
Стихи стыдливые мои
Читают люди разных мнений.
О, если б слышал Навои
Их отклик, полный умилений!
Живут в веках его труды!
Заслугой мне - вопрос тот верный:
Как встретить лучшие цветы
На поле том, где ты не первый?

Говорят, Бог любит троицу. Прочитайте третье стихотворение:

Я Вас люблю, как любят только те,
Кому нельзя в любви своей признаться!
Молюсь за Вас, молюсь своей звезде –
Спешу исчезнуть и хочу остаться!
Без Вас мне солнце кажется луной,
При Вас мне слёзы – лучшее спасенье!
Вы! Только Вы стоите надо мной,
Моё несчастье и моё везенье!
Как объяснить трагическую боль
Того, что мы не созданы для рая
Здесь, на Земле? Моя и Ваша роль -
Искать друг друга, встречи избегая! 

Не могу удержаться, чтобы не процитировать золотинки из её двустиший:

Смотрю на тебя, как царица печали...
Зачем вы меня с палачом повенчали?

***

Сверкает над морем мечта звездочёта,
Есть в жизни награды, да нет в ней почёта.

Надя Деева - виртуоз версификации, послушайте её "Тавтограмму", стихотворение, которое состоит из слов, начинающихся с одной и той же буквы! Сколько в этом технически чрезвычайно сложном стихотворении того необыкновенного, утончённого чувства, которое поистине творит волшебство, создавая атмосферу чуда.
Для Нади Деевой нет преград в версификации, хотя выдающийся английский поэт Чарльз Джонстон, переводчик "Евгения Онегина", утверждал в беседе со мною, что Пушкин очень долго был не переводим на английский из-за того, что переводчики не могли одолеть, вернее, не могли быть принятыми магией онегинской строфы.
Когда читаешь её, Нади Деевой, грациозные терцины, наслаждаешься отточенностью её королевской, чосеровской, строфы или восхищаешься её изящными японскими танка, перед тобой возникают божественные образы Данте, Китса, Басё, и ты как бы приветствуешь их, как равный, стихами милой пра-пра-пра-пра их единорядного Пушкина!
Я поздравляю Вас, дорогой читатель, со встречей с настоящей солнечной Поэзией в наши пасмурные, увы, не очень поэтические дни! Благодарите судьбу! Вам повезло, нам повезло!
Давид Кугультинов. 1993 год.

Всё это написано в адрес девушки, которой на тот момент всего лишь 22 года! Удивительно, не правда ли?
Вы понимаете, что вам дана наивысшая оценка из всех возможных оценок. И тем не менее... ваша реакция почти равна нулю. Вы сдержанно благодарите в устной форме народного поэта, считая, что, возможно, когда-нибудь вы  и станете "той Тайной, которую нужно сладостно раскрывать и радоваться тому, что эта тайна бездонна". Пройдет очень много лет, прежде чем, вспомнив одно из стихотворений этого сборника, вы задумаетесь над словами автора статьи о вас. В 1993 году, за семь лет до вашего личного знакомства с президентом России Путиным, о котором тогда ещё как о политике никто не слышал, вы написали:"Я с ужасом смотрю на то, что впереди! Нет выхода из пут, и больше нет пути! Мой разум снизошёл до битвы с клеветой. Быть грешной не хочу - не в силах быть святой!". И далее, в этом же стихотворении, за год до начала Чеченской войны:"Разрушена мечеть мечтающей души. Поёт за упокой гонец косматой Лжи. Ни света, ни конца. Ужасны день и ночь.... О, Господи! Ведь я - Твоя земная дочь!". 
И ещё одно ваше стихотворение из этого же сборника 1993 года, за год до начала вооружённого конфликта на Северном Кавказе. Вы пишете такое в то время, как ваши сокурсники и сверстники, живя студенческой жизнью, вообще ни о чём не задумываются! Эпиграфом вы ставите строки Сергея Есенина:"Я собираю пробки - Душу мою затыкать". 

Сколько ты будешь плакать,
В пьяном угаре, Русь?
Спирт самогонный, слякоть,
Дым папиросный, грусть...

Бог ли тебя поднимет?
Слёзы твои - дожди.
Горькая правда стынет
Стоном в моей груди!

Пеплом застыли реки,
Гнилью покрылся брод.
Руки твои и веки
Сморщились от забот.

Быть ли тебе пропащей?
Быть ли тебе живой?
Будешь ли настоящей,
Сильной и молодой?

Корни твои сжигают
В праздник под Рождество,
Люди не понимают,
Что ты за существо!

Вор предаёт, мошенник,
Ты всё равно стоишь.
Ярости ждёт изменник -
Нет ничего... лишь тишь!

Веет бедой молчанье,
Я ж не его боюсь...
Грезится мне рычанье,
О, боевая Русь!

Стоит ли напоминать, что  активные боевые действия на территории России закончились в 2000-м году?!

ТРЕТЬЕ.
И вот, спустя много лет, вы всё ещё пытаетесь объяснить себе своё прохладное восприятие лестной похвалы со стороны именитого поэта. Быть может, вы ожидали его письменной реакции на ваше стихотворение "Памяти жертв депортации", потому что в личной беседе с ним слышали его устный отзыв? Возможно.
Если говорить о творчестве, то можно заметить, что начинающему автору собственные строки всегда кажутся совершенными, и в пылу вдохновения он не в состоянии смотреть на свои стихи объективно. Именно поэтому у поэтов есть такое правило: написанное должно "отлежаться". Спустя какое-то время автору становятся видны недостатки тех строчек, которые казались ему идеальными. А посторонним эти недочёты могут быть видны сразу. Автор стремится выразиться при помощи рифмы, он подбирает рифмы, чтобы выразить свои чувства, мысли, переживания. К тому же всё должно быть образно, дабы не скатиться к рифмованной прозе. Иногда та мысль, которую он пытается донести до читателя, понятна и ясна только ему, а это значит, что над строчками нужно ещё поработать. Пушкин одну свою строку мог зачёркивать до 7 раз. Вдохновение дарует идею, поэту эту идею нужно ещё воплотить в жизнь. А для этого над стихами приходится трудиться. Одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Если ещё в юности вы для себя решили, что будете работать так, чтобы у читателя не возникало ощущения, что он чего-то не понимает, чтобы стихи читались легко и даже учились наизусть легко, то, значит, и потом вы будете следовать этим правилам. И тогда особенно приятно, когда люди признаются вам, что ваши поэтические строки хочется перечитывать снова и снова, и каждый раз открывается какой-то новый смысл. И вот, после знакомства с вашими книгами те, кто считал себя ничего не понимающими в поэзии, даже останавливают ваших родителей на улице и горячо благодарят их за то, что благодаря таким поэтессам, как Надежда Деева, они теперь тоже понимают и любят поэзию! Благодарные читатели, пожилые мужчины, обрадовавшись, что на старости лет они стали понимать стихи, даже целуют вашей маме руки, узнав, что она и есть мама поэтессы. И ваш строгий отец, не позволяющий никому прикасаться к своей супруге, в подобных ситуациях всё же снисходительно молчит... Нужно ли пояснять, что писать ясно, чётко и понятно вы учились у Лермонтова, никогда не скрывая, что он и есть любимый ваш поэт? Ещё будучи студенткой, вы решили посвятить своему кумиру крупное поэтическое произведение, а именно: роман в стихах. Решили сделать это и... сделали! Однако, в процессе творчества, наблюдая за собой в часы поэтического труда, когда вдохновение является к вам ночью и начинает вас эксплуатировать, вы вдруг понимаете, что это не... Бог, несмотря на то, что талант именуется божьим даром, вы чувствуете, что милосердный Бог не может так нещадно истязать, до такой степени, что ваша рука пишет, в то время как ваше сознание уже отключается,
ведь строки идут по вдохновению, их нужно только успевать записывать! 
Переутомление. Ежедневное. По внешним признакам: добровольное, а на самом деле?  Но кто же это, если не Бог? А это некое срединное божество, иными словами - Муза! Да. Кого-то истязает Муза Поэзии, а кого-то Муза Музыки. Наиболее смелые предположения звучат ещё более пугающе, к примеру: демон Музыки, демон Живописи, демон Поэзии и так далее.
Чуть позже, набравшись смелости, вы всё же спрашиваете у Давида Кугультинова, что именно его так изумило? И ответ  его:"Вашей рукой кто-то водил, когда Вы писали эту книгу!" напоминает вам слова вашей матери, которая призналась как-то:"Я захожу в комнату дочери, она сидит за письменным столом, низко склонив голову,, засыпает, а рука её продолжает писать...".
Приятно думать, что вы выполняете волю Бога, но какова Его воля, кто может это знать? Сначала вы делаете то, что считаете нужным и важным, а значит, правильным, посвящаете этому годы своей жизни, а потом приходит понимание того, что, возможно, это был ошибочный путь. И тогда вы вспоминаете свой собственный афоризм:"Тропа Заблуждения любого путника превращает в бродягу". Желание угодить Богу, не зная, чего именно хочет от вас Бог, может увести от счастья далеко-далеко, после  чего  приходится твердить себе ещё одно собственное изречение:"Как это ужасно - совершать правильные шаги в неверном направлении!".  
Итак, статья Давида Кугультинова "Встреча:" становится поворотным пунктом в судьбе! Почему? Будучи студенткой филологического факультета, вы являетесь членом Союза российских писателей, у которой берут интервью поэтессы, вступившие в ряды Союза, самое раннее, в пятидесятилетнем возрасте, владеете собственной частной издательской фирмой, общаетесь с руководством республики, периодически печатаетесь в калмыцкой прессе и так далее, и тому подобное. Вам пророчат большое будущее, ибо тираж вашего первого сборника огромен: 30 000 экземпляров; и, как это обычно бывает, находятся те, кто считает, что крылышки взлетающей птичке нужно подрезать. Поводом для этого служит высокая оценка вашего поэтического дарования.
Несмотря на то, что прошло очень много лет, вам и сейчас больно вспоминать об этом! Всё начинается со сдачи зачёта, во время которого пожилая преподавательница, еврейка, некогда вышедшая замуж за калмыка и родившая от него дочь, (на тот момент эта взрослая дочь имеет сомнительную репутацию в городе), заявляет при студентах, что ваша поэзия ей не нравится, и  её личное мнение не совпадает со всеобщим. Поскольку вы человек не только  слова, но и дела, вы отвечаете спокойно и коротко, и по существу сделанного заявления, ваша ответ звучит так:"Относитесь ко мне как к студентке, а не как к поэтессе". Реакция на такой спокойный ответ шокирует вас. Женщина начинает требовать от вас извинений за произнесённую фразу, сочтя себя оскорблённой. Вы не понимаете, за что требуют от вас извинений, и отказываетесь извиняться. Тогда она отказывается принимать у вас зачёт! Вы мгновенно понимаете, что без сдачи зачёта вас не допустят к сдаче госэкзамена. И ваши опасения тут же подтверждаются, эта преподавательница заявляет при полной аудитории, что вы выйдете из университета со справкой вместо диплома, на что вы с расстановкой и медленно говорите, что у вас будет не просто диплом, а диплом с отличием, ибо все студенческие годы вы не просто студентка, вы отличница. Вызов брошен - вызов принят! На тот момент вы ещё не понимаете, каково это - стать жертвой настоящего заговора, вам это только предстоит узнать.  Постепенно конфликт, который случился у всех на виду, перерастает в скандал, ибо все, ректорат, деканат, учёный совет, требуют от вас публичных извинений.
Вы жалуетесь на происходящее Давиду Кугультинову, который предлагает вам задуматься над тем, а зачем вам, собственно, высшее образование, если вы поэт? Он приводит в пример имена известных поэтов, у которых было неоконченное высшее, среди них даже Лермонтов и Есенин. Тогда вы отвечаете ему резонным вопросом: а причём тут то, что вы поэтесса? Вы, которая пять лет успешно сдаёте зачёты, экзамены и прилежно посещаете все занятия? Почему вы должны сказать себе: достаточно того, что я поэт? В этом нет логики.
Думая о сложившийся ситуации,
вы понимаете, что обращаться за помощью в Союз писателей Калмыкии, членом которого вы тоже являетесь, не имеет смысла, ибо преподавательский состав филфака, где вы учитесь, буквально весь, состоит из тех же фамилий, что и калмыцкий Союз писателей, то есть на филологическом факультете КГУ студентов обучают дети известных калмыцких поэтов и писателей: заведующая кафедрой литературы - жена литературного критика из Союза писателей Калмыкии, некоторые дети поэтов и сами поэты, доценты, кандидаты наук гордо носящие фамилии своих отцов и матерей, чьи имена хорошо известны знатокам калмыцкой литературы. Все они, дети заслуженных литераторов, из чувства солидарности на стороне "оскорблённой" преподавательницы. И тогда, находясь в хороших отношениях с исполнительной властью в Республике, вы идёте к чиновникам, взывая о помощи и о защите собственных прав.
В министерских кабинетах вас выслушивают, но решений никаких не принимают. В каждой инстанции вы доказываете свою правоту, говорите о том, что не понимаете, почему от вас требуют извинений, ведь, когда на одном из заседаний деканата с участием и студентов, и преподавателей, вы прямо спрашиваете у этой пожилой женщины, считает ли она себя оскорблённой вашим ответом на зачёте, она отвечает: нет, ибо ничего оскорбительного не было, она просто не желает принимать у вас зачёт! Настоящий беспредел! В отчаянии вы посылаете телеграммы в федеральные органы власти, не ожидая, впрочем, никакого ответа, но понимая, что о таком беспределе должны знать. Всё это стоит вам огромного количества нервов! Заведующий кафедрой истории,  на историческом факультете у вас учатся ваши родные братья, заявляет вашим родителям следующее:"Как только Надежда выйдет со справкой вместо диплома, я на следующий же день исключу ваших сыновей из университета!". Это означает призыв в Армию, и возможную отправку новобранцев на Кавказ.
Вы сразу понимаете, что это не просто битва за высшее образование, это битва за будущее ваших младших братьев, которым потом предстоит-таки стать: одному кандидатом исторических наук, а другому кандидатом политических наук.
Во время этого открытого противостояния вы делаете для себя много открытий. Люди показывают вам себя с неожиданной стороны, становясь не просто чужими вам людьми, но вовсе как бы незнакомцами. Чего стоит только публичное обсуждение вашего "непозволительного" поведения! Этакий суд над вами, кто же судьи? Обвинителями на этом судилище выступают даже те студенты, которых не было в аудитории во время сдачи злополучного зачёта. То есть желание выполнить указание и открытый призыв "оскорблённой" особы повоспитывать студентку Дееву принят на "ура!".


ЧЕТВЁРТОЕ.
На момент конфликта в университете, вы ещё не знаете, что в этой жизни существуют богоборцы, которые каждый человеческий талант воспринимают как проявление Бога на Земле. С "божьим даром", с "искрой божьей" эти люди борются активно, усердно, кропотливо. И если есть борцы за правду, то есть, оказывается, и борцы за ложь. И для этого совсем не обязательно состоять в какой-то тайной организации, в секте, в ордене. Будучи студенткой, вы даже не догадываетесь, какая это давняя борьба Добра и Зла, вам только предстоит это узнать, и взглянуть на трудные судьбы известных людей с другой стороны. Это противостояние шагает по миру с незапамятных времён. В чём его суть? Некоторые считают, что Бог это не только Свет, но и Тьма. Такой эдакий двуликий и БелоБог и ЧерноБог. И вот люди выбирают, кому лучше служить: тому, до кого трудно достучаться даже молитвами или тому, кто благодаря заклинаниям и ритуалам может выполнить просьбу гораздо быстрее? Власть над людьми - вот, что нужно так называемым богоборцам, а она невозможна без помощи потусторонних сил. Если подумать, то можно понять, что, для того, чтобы противостоять Господу Богу, нужно не просто иметь много настоящих знаний, нужна помощь Тёмных Сил, Вечной Тьмы, духов Зла. К ним и взывают, их силу и используют в борьбе со Светом, но при этом наказания не боятся, ибо считают, что Бог - это и хорошее, и плохое. А люди выбирают, кому, что ближе. Власть над людьми предполагает воспитание стадных чувств, управлять стадом легко. Поэтому никакое самостоятельное мышление не поощряется, созидательное творчество, призванное воспитывать благородные чувства, тоже; самый главный враг - это Личность, с большой буквы. Это целая доктрина!  Навязывается идеология безнравственности, привлекательности неблаговидных поступков и насилия. Однако те, кто вызвал вас на конфликт, конечно же, не именуют себя богоборцами, не занимаются белой или чёрной магией с целью изменить вашу судьбу, они просто принимают участие в травле!  Какие формы может принять эта борьба, вы ещё не знаете, отбиваясь от обвинений в свой адрес в присутствии студентов и преподавателей. И те , и другие вами недовольны, их претензии звучат крайне глупо и нелепо, но на них всё же приходится отвечать. Вас обвиняют в том, что вы заходите в аудиторию с высоко поднятой головой и горделивой осанкой. Это бесит, это раздражает. "Чем ты лучше нас?" - кричат вам ваши однокурсницы, двоечницы и троечницы на заседаниях кафедры литературы и деканата. Упрёки же преподвателей звучат так:"Нельзя ставить автографы на собственных книжках без слов "с глубоким уважением, с глубоким почтением".
История изобилует примерами травли различных творческих людей. И чем ярче талант, тем громче и чудовищнее травля! Как будто на вас спускают всех собак. Делается это на виду у огромного количества людей. Вы в роли жертвы, вы обречены. Вас некому спасти. Вас некому защитить. Ваша гибель - это всего лишь вопрос времени. И вы начинаете давать отпор каждой собаке в отдельности. Вы собираете в кулак всю свою волю, весь свой ум, силу характера, обретаете боевой дух, и дерётесь не на жизнь, а на смерть, как говорится, и за себя, и за того парня, который в подобной ситуации проиграл, будь это хоть Лермонтов, хоть Байрон, хоть Есенин. Но ведь есть ещё те, кто спустил на вас собак! И вы понятия не имеете, кто это. 90-е годы двадцатого века. Только что распался Советский Союз, с его комсомольскими и партийными собраниями, с идеологическими программами, с его всеобщим атеистическим воспитательным процессом. Правого государства ещё нет. Его только планируют постороить, а пока в эти годы из танков и пушек расстреливают парламент страны в центре Москвы: и само здание, и депутатов; готовятся к Кавказской войне. Почему же так важно погасить "искру божью"? Потому что влияние таких людей, как 26-летний Лермонтов, 36-летний Байрон, 30-летний Есенин не просто велико, оно вечно! Это влияние на умы, души, сердца людей! Что можно этому противопоставить? Чем это можно победить? Как можно этому помешать? Вот и начинается борьба!
Находятся те, кто дёргает за ниточки, как кукловод, исполнителей главных и второстепенных ролей.
Пишется и утверждается сценарий травли, с учётом полной информации о жертве, её привычках, характере, достижениях. Кто-то скажет, что в это трудно поверить, в то, что работа ведётся целенаправленно. Но знающие люди промолчат.
ПИШУ  ПРОДОЛЖЕНИЕ.
""БЫТЬ УМОЙ".

Отстаивать свою правоту - это всегда трудно. Но есть такие ситуации, когда и, доказав свою правоту, приходится опровергать очередную ложь, даже спустя много лет. Так, выйдя из битвы за диплом победительницей, вам приходится давать объяснения по поводу заявлений некоторых седовласых преподавателей калмыцкого университета, которые говорят своим студентам на лекциях:"А вот была у нас такая студентка Деева, которая хотела, чтобы её книги засчитали как дипломную работу!". Когда у вас спрашивают, почему о вас распространяют такие слухи, и правда ли это, вы отвечаете коротко и сухо:"Клевета!". Клевета... Вы не объясняете вопрошающим, что всем известно, в чём суть того давнего конфликта, ведь именно правовой беспредел во время несуразных разборок становится поводом для подачи заявления в городской суд Элисты на ректора КГУ Борликова. Отказ принимать у студентки зачёт - это невыполнение своих функциональных обязанностей преподавателем! И когда в суд вызывают декана филологического факультета Колодько, он, по его собственному признанию, дрожит от мысли, что гражданский иск Деевой - это дело уголовное.
Много ли таких случаев знает история российского образования, когда студентка подаёт в суд на ректора за то, что её незаконно не допускают к сдаче государственного экзамена? Много ли таких случаев, когда в региональный конфликт вмешивается сам министр образования России, на тот момент господин Кинелёв, который заявляет ректору КГУ Борликову, что таких студенток, как Надежда Деева, в Российской Федерации нет, что Деева уже, будучи студенткой филфака, вошла в золотой фонд российской культуры, являясь членом Союза российских писателей и автором трёх изданных поэтических сборников? И далее, просто невозможно об этом не упомянуть, ибо вы помните, как эмоционально именно Борликов в своём кабинете пересказывает вам слова министра образования, чеканя каждое услышанное от него слово:"То, что вы творите в Калмыкии, это просто чудовищно! Я бы снял свой ремень и отхлестал вас по заднице! Она отличница, учится на филфаке, поэтесса, да вы должны гордиться ею, и (внимание, откуда и пошли последующие слухи), и вообще... , - добавил он, - вы могли бы её изданные книги засчитать как дипломную работу, ибо что такое дипломная работа по сравнению с её книгами?!".
Вы и сейчас хорошо помните, как звучит название вашей дипломной работы:"Поэтика стихотворений в прозе И. С. Тургенева"; как, отстояв своё право на защиту диплома, вы отвечаете на вопросы государственной комиссии по экзаменам в присутствии заочников, ибо к сдаче экзамена с очниками, с теми сокурсниками, которые вас стыдили вопросами "чем ты лучше нас?", вы всё-таки не успели. Вы отвечаете на вопросы членов комиссии, что такое "стихотворение в прозе", чем оно отличается от ритмической прозы, говорите, что это очень редкий жанр, что и вы, как и Тургенев, являетесь автором изданных стихотворений в прозе. Вам задают вопросы снова и снова, ведь одним из членов комиссии является и та преподавательница, которая отказалась по личным соображениям принимать у вас зачёт, без сдачи которого невозможно было начать сдавать госэкзамены. И вот многочасовое испытание позади. Но сил прийти на вручение "диплома с отличием" у вас нет. В памяти всплывают и другие детали, к примеру, спешный отъезд членов экзаменационной комиссии, которые приехали из других городов России, их открытое нежелание участвовать в конфликте, нежелание присутствовать на решающем сражении грандиозного скандала, где на одной стороне - региональные участники, а на другой - федеральные наблюдатели.
Итак, всё с точностью до наоборот. Была борьба за допуск к экзаменам, а не за то, чтобы их не было. Городской суд Элисты обязал ректорат КГУ допустить студентку Надежду Дееву к сдаче государственного экзамена.

ПЯТОЕ.

Сейчас приходит понимание того, что именно так и совершается судьбоносный  поворот на жизненном пути.
Последствия битвы за диплом оказались более ужасными, чем можно было предположить. Когда вы сражаетесь за правду и справедливость, тратите свои силы и внутреннюю энергию на протяжении полугода, а а не двух-трёх недель, вы входите в состояние постоянного напряжения, где о расслаблении не может быть и речи. Когда вы доказываете свою правоту во всех существующих инстанциях, и не находите поддержки, и единственное, что вам остаётся, это подать в суд с просьбой о защите ваших конституационных прав, о защите права на высшее образование, вы чувствуете себя морально раздавленным, ведь все прекрасно знают и понимают, что творится несправедливость. Вы терпите насмешки двоечников, которые уже сдали экзамены, к которым вас, отличницу, на виду у всех внаглую не допускают без сдачи зачёта, а зачёт отказываются принимать, требуя публичных извинений за одну-единственную фразу! Именно нелепость требований больше всего и возмущает честное сердце и честный ум! Именно нелепость искусственно созданной конфликтной ситуации больше всего и травмирует вашу психику. Но ваше имя Ума! Получив свой "красный диплом" вы говорите ректору Борликову, который в момент президентских выборов в республике, баллотируясь на этот пост, заявляет в беседе с вами, что скоро он войдёт в историю, как кандидат на пост главы Калмыкии, вы говорите ему медленно, тихо, с расстановкой:"Вы войдёте в историю с того входа, на который я Вам укажу!". И... пишете и издаёте свою сатиру на высшее образование в России, комедию в стихах "Аттестация", где персонажи имеют фамилии: Глупцов, Подхалимов, Хамов, Трусливцев, Гадюкина, Интрижкина и так далее.
Вы понимаете, что это лучшая месть из всех возможных. Показать филологическому факультету калмыцкого университета, кто есть кто. Ведь в русской драматургии нет женщин, авторов комедий в стихах. Комедиографы в русской литературе есть, но все они пишут прозой, а не стихами, за исключением одного громкого имени - Грибоедов, и не менее громкого названия пьесы "Горе от ума".
Для того, чтобы создать литературное произведение, требуется уединение. Но не это заставляет вас надолго удалиться из общества. При любом начатом споре, даже на бытовые темы, у вас начинают капать слёзы, и чтобы успокоиться, приходится уходить в себя и подолгу молчать.


Рецензии