ИРАН

ИРАН

Борис Ихлов


Площадь немаленькая: около 1, 65 млн км;,  примерно в 10 раз больше площади Пермского края. Население – лишь в 1,8 раза меньше численности населения РФ, 81 млн чел. (2017) , 68% - горожане.
Основные народы: персы 51%, азербайджанцы 20%, еще 8% курдов. Государственная религия – ислам шиитского толка.
Крупнейший город – Тегеран, 8,7 млн человек (14 млн в агломерации), почти Москва. В Тегеране сосредоточено более половины промышленности страны, в том числе - автомобильной, электронной, оружейной, химической, пищевой.
2-е место по добыче нефти среди стран ОПЕК, 16% мировых запасов природного газа. Крупнейший импортёр газа - Турция.
Нефтеперерабатывающие, нефтехимические заводы. Кроме нефти и газа - уголь, медные, железные, марганцевые и свинцово-цинковые руды. Машиностроение, металлообработка, пищевая и текстильная промышленность. Кустарное производство ковров, метизов. Пшеница, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарная свёкла, сахарный тростник, табак, чай, орехи, фисташки. Овцы, козы, верблюды, крупный рогатый скот. Орошается 7,5 млн га земель.
45% доходов бюджета - от экспорта нефти и газа, Основные покупатели в 2017 году - Китай (27,5%), Индия (15,1%), Южная Корея (11,4%), Турция (11,1%), Италия (5,7%), Япония (5,3%).

ВВП по ППС (2017) – 1,55 трлн. долл. По данным МВФ темпы роста ВВП Ирана в 2016 и 2017 гг. составили 4,5% и 4,1% соответственно. Инфляция за этот же период выросла примерно на 10%.

Конституция Ирана гарантирует каждому гражданину вне зависимости от национальности и вероисповедания социальную защиту: пенсию, пособие по безработице, инвалидности, медицинскую страховку. Образование и медицинские услуги - бесплатные. Среднегодовой доход на душу населения низок - 2700 долл. (2006). Около 18% населения проживают за чертой бедности.

В 1979-м в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, была свергнута монархия. Революция стала переходом от шахского проамериканского режима Пехлеви к исламской республике. Начало революции - массовые антишахские протесты в январе 1978 г., подавленные правительственными войсками. В январе 1979 г., после того, как страну парализовали постоянные забастовки и митинги, Пехлеви с семьёй покинул Иран, и 1 февраля в Тегеран прибыл Хомейни, находившийся в изгнании во Франции. Аятолла был встречен миллионами ликующих иранцев. 1.4.1979 после проведения всенародного референдума Иран был официально провозглашён исламской республикой.

В 1997-м президентом Ирана был избран Мохаммед Хатами, провозгласивший начало проведения политики терпимого отношения к культуре и установления более тесных связей со странами Запада. В конце 90-х европейские государства начали восстанавливать прерванные революцией экономические связи с Ираном. Тем не менее, США предъявили Ирану обвинения в спонсировании терроризма и разработках оружия массового уничтожения. Вашингтон следовал Тель-Авиву: Иран ежегодно направляет 1 млн долл. для Хезболлах.
Позже президент США Джордж Буш закрепил за Ираном ярлык страны «Оси зла». Причина проста – американцы оказались хуже хохлов: республика отняла у США наворованное, нефть.

Разумеется, мировые левые поддерживают Вашингтон в его борьбе против «тоталитаризма».
С точки зрения развитых стран Иран считается нестабильным государством.
В Иране запрещена трансляция западной музыки. Интернет подвергается цензуре.
20.6.2019 ВВС КСИР сбили американский беспилотный аппарат в районе Ормузского пролива. По версии ИРНА, дрон США RQ-4 Global Hawk нарушил воздушное пространство Ирана и был сбит ракетой «земля - воздух» над провинцией Хормозган. По версии США, дрон MQ-4C Triton совершал полёт в международном воздушном пространстве и не нарушал границ Ирана. США планировали нанести ответный удар по трём военным целям в Иране, однако, по заявлению Дональда Трампа, он отменил это решение за 10 минут до атаки.
Один из лидеров оппозиции (Мехди Каруби) обвинил иранские власти в использовании пыток по отношению к политическим заключённым. В статье, помещённой на сайте его партии, упоминаются случаи жестокого изнасилования заключённыхю
Хотя репрессии режима Пехлеви была много масштабнее и отличались значительно большим зверством. В Тегеране даже открыт музей пыток, практиковавшихся при Пехлеви, выжить было практически невозможно.
В декабре 2017-го в разных городах страны началась серия антиправительственных выступлений, Которая  продолжилась до середины января 2018. Начавшись как социальные протесты против повышения цен на продукты питания, демонстрации быстро приобрели политический характер, протестующие выступили в них против руководства исламской республики и клерикального режима в стране.
В поддержку протестующих выступила запрещённая властями компартия Ирана.

Ноябрь 2019 – власти подняли цены на бензин с 10 000 до 15 000 риалов (около 13 центов) за литр и ограничили продажи. Возникли протесты. Иранская полиция и силы безопасности подавили демонстрации в Тегеране и десятке других крупных городов, применив слезоточиый газ. Протесты снова приняли политический характер. Некоторые демонстранты напоказ скандировали антиправительственные лозунги. «Люди атаковали топливное хранилище в Сирджане и попытались его поджечь», говорится в сообщении ИСНА. Участники протестов поджигали здания, оказывали сопротивление полиции, блокировали дороги и устраивали пожары на улицах Тегерана и других городов.
Протесты охватили как минимум 40 городов.

Несмотря на относительно высокое расслоение по доходам в Иране, оппозиция малочисленна, слаба, без иностранного финансирования существовать не может.
Подавляющее большинство граждан настроено против США.

ЕЩЕ ОДИН БОИНГ

В ночь на 3 января США провели в районе международного аэропорта Багдада операцию против командующего элитным подразделением армии Ирана, силами специального назначения «Кудс», генерала Касема Сулеймани и зам. главы иракского шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандиса, которых в Вашингтоне считают причастными к организации нападения на американское посольство в Багдаде 31.12.2019. Был убит Сулеймани и еще 9 человек. Утверждают, что Сулеймани координировал все проиранские силы в Сирии (их численность, по оценкам США, составляла полтора года назад около 12,5 тысяч человек).

7.1.2020 парламент Ирана проголосовал за признание Пентагона террористической организацией
В ночь с 7 на 8 января Иран нанес более дюжины ракетные ударов по аэропорту Эрбиля и крупнейшей базе ВВС США в Ираке Айн аль-Асад. Также 5 ракет было выпущено по американской военной базе в Эт-Таджи севернее Багдада. На базе в Аль-Асаде уничтожены оборуование, десятки самолетов, вертолетов и ударных беспилотников. На основе Айн аль-Асад в провинции Анбар США планировали построить гигантский аэродром для стратегических бомбардировщиков B-52 Stratofortress.
Иранское ТВ сообщает о 35 ракетах.

9.1.2020 российское ТВ начало уверять, что обстрел не причинил никаких повреждений, что это было сделано военными Ирана сознательно, только для того, чтобы сохранить лицо. Американская, и иракская сторона сообщают, что потерь нет.
СМИ Ирана сообщают о 80 погибших и свыше 200 раненых американцев.
Военные Ирана заявляют, что это только начало, однако в МИД Ирана утверждают, что на этом обеим сторонам нужно поставить точку. Трамп, еще вчера обещавший ответить ударом на удар, 9.1.2010 объявил о необходимости договариваться с Ираном.
МИД Ирана отверг предложения США о переговорах без предварительных условий, как не имеющие смысла.

Комплексы ПВО "Пэтриот" не перехватили ни одной иранской ракеты, хотя Ирак предупредил об ударе, за 2 дня до удара все вооруженные силы США на Ближнем Востоке были приведены в состояние повышенной боеготовности. Представители Министерства обороны США заявили: "Вооруженные Силы США не пытались перехватить ракеты, но ракеты отслеживались с помощью радаров, что позволяло персоналу на базах укрыться, прежде чем они ударили".

В Багдаде в различных районах города –выстрелы, взрывы мин, обстрелы американских объектов.
По некоторым данным в столице Ирака начал действовать иранский спецназ и шиитские вооруженные формирования.
К крупной операции против американских военных в Ираке приступили иракские «Силы народной мобилизации» (СНМ) - Хашд аш-Шааби, передает Интерфакс-Казахстан со ссылкой на иранский телеканал Press TV.
Силы народной мобилизации» (СНМ) - коалиция, состоящая из шиитских, езидских и христианских милиций (иррегулярных частей), сражавшихся на стороне иракского правительства против «Исламского государства». Основу организации составляют различные шиитские вооруженные группировки. СНМ финансировались за счет средств Минобороны Ирака. Некоторые руководители СНМ, например, глава Катаиб Хезболла Абу Махди аль-Мухандис признаны в США террористами.

По Багдаду выпущены две ракеты, в зону, где находится посольство США.
12.1.2020 восемь самодельных ракет упали на аэродром в Багдаде. США обвиняют иракских военных.

Американский посол в Афганистане Джон Басс подал в отставку.
ЦАХАЛ приведена в полную боевую готовность. США привели в состояние повышенной боевой готовности  свои военные группировки на Ближнем Востоке. Также в состояние боеготовности были приведены армии Саудовской Аравии, ОАЭ и других государств залива.

В Корпусе стражей исламской революции (КСИР) пообещали атаковать Израиль и Объединенные Арабские Эмираты в случае, если США решат ответить Ирану на обстрел военных баз в Ираке.

***

Трамп заявил о «необходимости большей вовлеченности стран НАТО в кризис на Ближнем Востоке».
И как-то вовремя подоспела катастрофа с очередным боингом рейса «Тегеран – Киев» авиакомпании «Международные авиалинии Украины». Большинство пассажиров составляли иранские студенты.
Иранцев – жаль, но, разумеется, никакого сочувствия погибшие украинцы не вызывают. Как некогда заявил Кучма, когда украинские ПВО на учениях по халатности сбили российский пассажирский самолет: «Бывает». Ну, вот и тут – бывает.

Украинская сторона снова ищет руку Москвы, публикует фото с осколками от российского «Тора», проданного Ираку, но опять же не указывает, где это фото сделано. Секретарь СНБО Украины пообещал привлечь Россию к ответственности.

Киев несколько сместил акценты, потому из Вашингтона последовала команда «фас».
Первым формулировку выдает иорданское издание Al Hadath: лайнер «был по ошибке сбит силами ПВО Ирана». Никаких подтверждений, никаких ссылок на источники.
Правительство Ирана делает официальное заявление: Иран не имеет никакого отношения к трагедии и готов это доказать. Австралийский авиационный эксперт Джеффри Томас категорически отрицает возможность ракетного удара, утверждает, что внутри самолета произошел взрыв.
The New York Times публикует статью: «Иранская ракета случайно сбила украинский самолет, заявляют источники в правительстве, ссылаясь на первичные данные».
The Wall Street Journal публикует информацию о спутника США, якобы засёкших запуск и попадание иранской ракетой воздушной цели в районе Паранда, над тем местом, где самолет перестал подавать сигналы.
Некий свидетель снял на смартфон старт ракеты и попадание её в самолет. То есть – знал и поджидал, иначе снять невозможно.
Премьер Канады Трюдо в прямом эфире CNN сообщает об обмене разведывательной информацией с американцами, согласно которой украинский самолет был якобы сбит иранской ракетой «земля-воздух».
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон повторяет слова Трюдо.
Информационное агентство Fars заявляет, что получило доступ к заявлению генштаба Вооруженных сил Ирана, в котором говорится о том, что крушение самолета «Международных украинских авиалиний» произошло из-за случайно выпущенной ракеты.

Официальный Киев делает заявлений, Зеленский – в отличие от Обамы и Порошенко! И российских либералов! И Трюдо и Джонсона! - предлагает дождаться результатов расследования. Руководство Германии тоже поостереглось, но немецкие СМИ поддерживают версию Пентагона.
Правда, часть американцев свихнута на Трампе, как часть россиян – на Путине, потому иные считают, что самолет сбит военными США. «Добавьте еще 176 [человек] в список убитых Трампом», - пишет пользователь Armo из Сан-Франциско.

Наконец, российские либералы начали распространять в интернете следующую информацию:
«Иранские военнослужащие заявили, что "Боинг" авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) летел вблизи от зоны военных операций и был непреднамеренно сбит. Как отмечается в заявлении генштаба вооруженных сил Ирана, которое транслировалось государственными СМИ страны, причиной трагедии стал человеческий фактор. Также отмечается, что все виновные будут привлечены к ответственности.
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф также написал в своем "Твиттере", что катастрофа произошла из-за "человеческой ошибки в период кризиса, спровоцированного авантюризмом США".»
Или: «По сообщению ТАСС (Лента в 07-58), глава МИД Ирана Мохаммад Зариф заявил… « И т.д.
Действительно, в ленте ТАСС информация озаглавлена именно так: «Иран признал, что случайно сбил украинский Boeing».

Еще: «Иран официально признал вину в крушении украинского Boeing».

Некий Виктор Розенберг на сайте «Макспарк» патетически резюмирует: «Вот и закончилась эпопея со сбитым украинским Боингом -преступник сам  признался в содеяном  .На языке юристов -оформили явку с повинной . Запад оставил ему  такую возможност и сам первый , боясь дальнейшей эскалации  , подсказал выход из сложившейся ситуации , в озвученной им ранне фразе   -"вероятно сбит по ошибке .Достойный пример для России .которая в своем упорстве, признания преступления, зашла слишком далеко изворачиваясь и ловча стараясь затянуть процесс ,тем самым только усугубив своё положение. Но всё ещё есть возможность посыпать голову пеплом и сознаться . Хватит ли России  мужества и совести сознаться в содеянном, поставить точку в этом гнусном преступлении , успокоив этим хоть как то страдания родственников жертв, свершиться правосудию».
Начал было исправлять ошибки в тексте – бросил, их слишком много. «В своем упорстве признания преступления». Афазия у мальчика.

И еще: «Иранские аятоллы оказались смелее и честнее Путина и не стали трусливо прятаться за гибридную войну и уходить в глухую несознанку, а честно все признали через 2 дня. … Аятоллы оставили без работы весь пропагандистский полк в РФ - ни Соловьеву не повыть, ни диспетчеру Карлосу не поврать, ни пригожинским получить деньги за комментарии. Симонянше вообще поди пришлось фейкомет свой на ходу грудью останавливать. Только они приготовились, руки потирали, кремлевским кураторам планы по вранью и вони строчили... и тут Иран признал честно, что сбил украинский Боинг», - пишет некая Ольга Кортунова
https://www.facebook.com/olga.efa/posts/3084013778293359
 Олю тут же цитируют по всему интернету.
И еще: «… в виновности Тегерана сознался президент Хасан Рухани…» - пишут Mignews.
И самое-самое: Путин находился в Дамаске исключительно «для организации иранской атаки на украинский лайнер».

И вишенка на куче дерьма: «Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана берет на себя всю ответственность за авиакатастрофу неподалеку от аэропорта Тегерана. Об этом заявил командующий Воздушно-космическими силами КСИР, бригадный генерал Амир Али Хаджизаде, его слова передает ТАСС. «Мы признаем всю ответственность и готовы следовать любым распоряжениям, которые примут власти», - заявил он».»
А как же американские, канадские и иранские заявления о случайности?? И где после этого официальный Тегеран?

Сознались? Но ведь не только многие террористические, но и государственные силовые структуры брали и берут на себя ответственность за любые катастрофы, даже если они к ним не имеют никакого отношения.

Вместе с либералами в первых рядах – Анатолий Баранов, один из лидеров никому не известной «Объединенной компартии. Он ретранслирует сообщения либералов и замечает: «Делает честь персам, конечно. Виноваты – признали».

В сообщении Ирины Чевтаевой более интересно: «Иран по ошибке сбил Boeing 737-800 «Международных авиалиний Украины», сообщает информагентство ISNA со ссылкой на заявление генштаба Вооруженных сил страны. Лайнер, разбившийся под Тегераном, пролетал над важным военным объектом и был схож с вражеским самолетом. Трагедия произошла на фоне повышенной боевой готовности после авиаударов со стороны США и возросшей интенсивности полетов американской военной авиации возле границ Ирана, уточняется в заявлении».

Что такое ISNA? Это информационное агентство иранских… студентов. Спасибо!
Но далее. «Согласно предварительному отчету Ирана, - пишет та же Чевтаева, - выпущенному на следующий день после авиакатастрофы, через несколько минут после взлета самолет, набравший высоту 2400 м, поменял курс: развернулся и стал возвращаться в аэропорт вылета. В результате столкновения с землей лайнер взорвался. Пилоты не сообщали диспетчеру аэропорта о нештатной ситуации на борту».

То есть: нештатная ситуация возникла до возгорания.
И точные слова Зарифа в твиттере: «Грустный день. Предварительные выводы внутреннего расследования вооруженных сил Ирана: человеческая ошибка, допущенная в кризисный период из-за авантюризма США, привела к катастрофе».
Чья ошибка – Зариф не указал. В словах Зарифа нет никакого признания, что самолет сбили иранские ПВО.

***

Наблюдается интересная последовательность.
1. 20.4.1978 пассажирский самолет Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс KE902 по маршруту Париж - Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже.
По версии западных СМИ пилот якобы сбился с курса из-за ошибки в расчетах.  Как можно было так ошибиться в расчетах, чтобы вместо Аляски полететь точнехонько в Североморск, где располагалась секретная база Севморфлота,  центральный командный пункт управления силами Северного военно-морского флота, главная база стратегических подводных лодок Северного флота, центральный командный пункт авиации и войск ПВО Северного флота и где в тот момент проходили крупномасштабные оперативно-тактические учения, одному Вашингтону известно.
Боинг сел на лед озера Корпиярви, был обнаружен советской поисковой группой. При попадании ракеты один человек погиб, прочие вывезены в Кемь, оттуда в Хельсинки. Командир и второй пилот рейса были задержаны в связи с проводимым расследованием в СССР. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР. Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И командир, и второй пилот обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением пилотов за пределы СССР.

2. 1.9.1983 самолет все тех же корейских авилиний KAL-007 совершал рейс по всё тому же маршруту Нью-Йорк – Анкоридж – Сеул. Опять же случайно отклонился от курса на 500 км, пролетал опять же над советскими стратегическими объектами. На борту - якобы 289 пассажиров.
В небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит. Пассажиры обнаружены не были.
Диспетчеры гражданской службы американского наземного контроля обменялись такими фразами: «Эй, парни, там кто-то приближается к зоне противовоздушной обороны русских». – «Не может быть, ты шутишь?» - «Надо предупредить его». Переговоры были задокументированы записью диспетчеров.
Геннадий Осипович, пилот Су-15, сбивший лайнер, был уверен, что его мишенью являлся негражданский борт.

Один из советских водолазов, принимавших участие в поисках, вспоминал: «Я не пропускал ни одного спуска. У меня совершенно четкое впечатление: самолет был начинен мусором, и людей не было там. Почему? Ну, вот если разбивается самолет, даже - маленький. Как правило, должны оставаться чемоданы, сумочки, хотя бы - ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормальные люди. Ну, скажем, рулон амальгамы - как с помойки... Одежда вся, как со свалки - из нее вырваны куски... Мы же месяц почти работали! ...Мало было и носильных вещей - курток там, плащей, туфель - очень мало. А то, что находили - какое-то рванье!»
В сентябре 1983 года в районе Сахалина не было ни одного течения, которое гнало бы волны с юга на север. Подробные метеосводки утверждали, что сильный ветер дул совершенно в противоположную сторону. Иными словами, обломки самолета могли попасть в Японию только с юга, но никак не с севера.

Президент США Рональд Рейган назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто».

3. В 1988-м ВМС США сбили пассажирский А300 над Персидским заливом, приняв его за иранский истребитель. Вашингтон отказался признать вину.
В 2001-м украинские ПВО, проводя учения, из комплекса С-200В случайно сбили над Черным морем российский Ту-154, летевший курсом Тель-Авив – Новосибирск. Киев признал ответственность, однако: в 2003-м Украина подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе без юридического признания вины.

4. 11.9.2001 якобы самолеты террористов, боинги, разрушили башни-близнецы. Виновным назначили Бен Ладена. При этом:
1) Самолеты управлялись неопытными пилотами и не могли попасть в башни.
2) Башни не могли рухнуть от ударов самолетов.
3) Третья башня рухнула без всякого попадания в нее самолета.
4) Третий самолет якобы попал в Пентагон, но не обнарудено ни повреждений от крыльев, ни останков боинга, ни даже следов авиационного горючего.
Результат: вторжение США в Афганистан якобы в поисках Бен Ладена, которого там в помине не было.

5. В 2014-м в зоне АТО был сбит малайзийский боинг. Как раз в то время, когда ополченцы ДНР и ЛНР могли отбить у фашистов ВСУ Мариуполь, когда население мира уже узнало, что на Украине – фашизм. Без всяких доказательств. До всякого расследования Ващингтон и Киев обвинили в катастрофе ополченцев и Россию.
1) Следствие Нидерландов не принимает данные РФ о наличии двух военных самолетов типа Су рядом в боингом. Была массированная информационная кампания с доказательствами невозможности для самолетов типа Су сбить боинг. Все доказательства опровергнуты.
2) Следствие отказывается принимать во внимание тот факт, что Киев не закрыл воздушное пространство над зоной АТО.
3) Все фото и прочие свидетельства перемещения российского «Бука» в зону боевых действий оказались фальшивкой.
4) Следа от ракеты «Бука» никто не видел. На предоставленном неясном фото следа, сделанном издали, не определена местность, причем след вертикальный, тогда как у ракеты Бука он вначале экспоненциальный.
5) Курс малайзийског боинга меняли дважды, первый раз – испанский диспетчер, второй раз – днепропетровский, который направил боинг именно в зону АТО и понизил  курс до 10 км. Киев спрятал днепропетровского диспетчера и не дает возможности его допросить.
6) США известили мир о катастрофе за сутки до того, как был сбит боинг. Аналогично Вашингтон проинформировал об обстреле автобуса под Волновахой за сутки до обстрела, а Порошенко выразил соболезнования родственникам Немцова за несколько часов до убийства.
7) Следствие Нидерландов не принимает во внимание показания первых свидетелей: от трупов сильно пахло формалином, а движок от упавшего самолета в разы был меньше реального движка от боинга.
8) Незадолго до катастрофы Федеральная агентство авиации США закрыло небо для гражданских самолётов над зоной АТО.

Аналогично: незадолго до катастрофы украинского «боинга» Федеральная агентство авиации США закрыло небо для гражданских самолётов над Ираном, Ираком, Персидским и Оманским заливами, оповестив об этом европейские авиакомпании. Видимо, Украина – не Европа.

***

Тегеран допустил украинских представителей расследовать катастрофу.  То же время Иран не передал черные ящики разбившегося украинского авиалайнера компании - производителю Boeing или США, заявил глава Организации гражданской авиации Ирана Али Абедзаде. Но может передать их России.

Фантазия у США настолько бедна, что кроме боингов ни на что больше не способна. Видимо, в Тегеране это осознают.

О ПРИЗНАНИИ ИРАНА

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля заявил, что Тегеран «обманул весь мир»: «Так же, как они лгали про свою секретную ядерную программу, они сейчас врут об украинском самолете. С самого начала они знали, что это они сбили его. Они знали, что он был сбит непреднамеренно, но соврали они намеренно».

Зеленский объявил, что именно украинские эксперты не позволили Ирану скрыть правду. Из 176 погибших всего 2 жителя Украины (и 9 членов экипажа). Но визжит больше всех именно Украина.

Никто подобных заявлений не делал, когда в территориальных водах Ирана американской ракетой был случайно сбит иранский пассажирский самолет, погибло 290 пассажиров. США и не подумали приносить извинения.

Командующий ВКС КСИР Али Хаджизаде показал на карте, как произошла трагедия. Когда цель только появилась на экране радара иранской пусковой установки средств ПВО, до нее было всего 19 км. Связь с командованием прервалась. На принятие решения у оператора оставалось 10 секунд и он «сделал плохой выбор».

Президент Ирана Хасан Рухани назвал крушение самолета «великой трагедией» и «непростительной ошибкой». Он пообещал, что конкретных виновников найдут и накажут.

По сообщению  агентства Fars 11.1.2020 Тегеран должен был сделать официальное заявление. Не сделал.

По словам Али Хаджизаде, иранские военные незадолго до крушения «Боинга» просили прекратить полеты гражданских самолетов на время ударов по американской базе в Ираке. Но это по какой-то причине не было сделано. По какой — непонятно.
Евгений Дихне, президент «Международных авиалиний Украины», разумеется. отрицает
этот факт: «На момент вылета из аэропорта Борисполь никакой информации о возможных угрозах у авиакомпании не было. На момент из аэропорта Тегерана абсолютно также никакой информации у авиакомпании не было, никаких решений со стороны ответственных администраций не было доведено нам».
То есть: пилоты якобы не знали о военной напряженности между США и Ираном.

Обратим внимание: вылет боинга был задержан на час. В момент задержки США объявили о закрытии неба над Персидским заливом. Через час после этого объявления взлетел украинский боинг, ведь каждая минута простоя  - деньги.

До возгорания украинский боинг почему-то развернулся и отправился обратно. При этом пилоты украинского самолета не подавали сигнала о нештатной ситуации.

Евросоюз не считает катастрофу поводом для санкций против Ирана. В Брюсселе полагают, что нужно дождаться результатов расследования.

В правительстве Ирана создана специальная рабочая группа, которая займется расследованием обстоятельств катастрофы и оказанием помощи жертвам трагедии. Туда вошли в том числе министры обороны, транспорта, юстиции и представители МИД. 10.1.2020 Иран пригласил США принять участие в расследовании.
Бортовые самописцы повреждены.
Расследование черных ящиков, кроме Ирана – на откуп Франции, Украины, России в списке не оказалось.

Российские СМИ начали было уверять, что все разведки мира объявили. что украинский боинг был сбит, в отличие от боинга, сбитого в 2014 году, что говорит о том, что боинг-2014 был сбит ВСУ.
Однако Агентство Reuters 9.1.2020 со ссылкой на источники в американской, европейской и канадской разведке сообщило: по мнению западных спецслужб самолёт не был сбит, а разбился из-за технической неисправности. По данным источника в канадских спецслужбах, речь шла о перегреве двигателя.
Исследовательская группа Bellingcat, которая занимается, в частности, расследованием катастрофы "Боинга" над Донбассом в июле 2014 года, предостерегла от поспешных выводов на основании фото в соцсетях. В частности, на фотографиях, на которых пользователи углядели дыры в обшивке разбившегося в Иране самолёта, по мнению Bellingcat, на самом деле присутствуют камни и частицы грязи.
В Bellingcat также с недоверием отнеслись к фото, на котором якобы изображены обломки ракеты вместе с обломками самолёта – нет доказательств, что оно сделано именно в Иране.

Итак, Трюдо, Борис Джонсон, Нетаньяху, ведущие американские издания, а вместе с ними российские ведущие СМИ - объявили о виновности Ирана в катастрофе еще до начала расследования.

Неожиданно либеральная пресса замолчала, редкие сообщения повторяют информацию официальных СМИ. Прочие СМИ тоже лишь повторяют сообщения двух-трехдневной давности.

Покамест 8 самодельных ракет 12.1.2020 упали на аэродром в Багдаде. США обвиняют иракских военных.
В тот же день полиция Ирана разогнала порядка 1000 человек. участников траурного митинга, а также задержала британского посла, который подначивал толпу.

Кто же виноват в катастрофе боинга на самом деле?
В Иране арестовали первых причастных к крушению украинского самолета. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на представителя судебной власти страны Голамхоссейн Эсмаили.
Число арестованных иранских военных не сообщается, других подробностей о произошедшем также не приводится. Ранее президент Исламской Республики Хусан Рухани отдать под суд иранских военных, сбивших лайнер. Однако.

Незадолго до крушения украинского самолёта иранские военные просили правительство страны прекратить полёты гражданских самолётов на время ударов по американской базе Айн аль-Асад в Ираке, но их требование не было выполнено украинскими пилотами.
Самолёты авиалиний других стран в эту ночь вылетали из аэропорта Тегерана в штатном режиме, утверждает информагентство «Украинские Национальные Новости» (До и после катастрофы украинского "Боинга" полёты других самолётов из аэропорта Тегерана были успешными – МАУ).
В то же время Росавиация рекомендовала авиакомпаниям не летать над Ираном и Ираком. Наконец, США закрыли для своих самолетов воздушное пространство над заливом и еркомендовали сделать то же всем европейским кампаниям.

Российские «эксперты» на ТВ утверждают, что аэропорт в Тегеране работал в штатном режиме и машут бумажкой с расписанием вылетов. Но и «эксперты», и украинское информагентство лгут.

С 3 до 4 ночи в Тегеране приземлились самолеты трех турецких компаний (Turkish Airlines, Pegasus и AtlasGlobal) и Qatar Airlines, а в 5:35 сел еще один самолет Turkish Airlines из Стамбула.
Западные авиакомпании, имеющие сообщение с главным аэропортом Ирана, в ту ночь также выполняли перелеты. В 2:43 ночи из Тегерана вылетел рейс Lufthansa во Франкфурт, в 4:23 (с 40-минутной задержкой) - рейс Austrian в Вену. С 5:00 до 5:20 произошло три вылета турецких и катарской авиакомпании.

Однако все эти рейсы стартовали ДО предупреждения военными Ирана, примерно за час. Украинский же самолет вылетел около 7 утра по местному времени, примерно через час после предупреждения.
В то же время большое количество международных перевозчиков, у которых до того не было рейсов в Тегеран, после обстрелов американской базы в среду ночью объявили, что будут облетать воздушное пространство как Ирана, так и Ирака.

К тому же украинский самолет умудрился почему-то отклониться от курса и развернуться на 26 градусов в сторону иранского военного объекта, при этом ПВО Ирана работали в режиме радиоподавления американскими РЭБ, вдоль границы Ирана барражировали шесть американских F-35.
То есть. Помните, как в 2014-м днепропетровский диспетчер изменил курс боинга, направив его в зону боевых действий? Снова у руля - две страны: США и Украина…

Всё говорит о том, что Иран рано повинился.
Во-первых: Недалеко от места катастрофы была в действительности обнаружена упавшая ракета иранских ПВО. Но источники сообщают, что она имеет повреждения как будто не попала в цель. Не уничтожив объект, ракета падает как болванка, так она запрограммирована. Во-вторых: Неподалеку от места пришествия был обнаружен беспилотник ВВС США "MQ-1 Predator", который кружил в районе иранской воинской части. Его наблюдали не только военные, были другие очевидцы. В-третьих: есть данные, что в момент атаки Ирана на военные базы США в Ираке активно работала с противоположной стороны американская система РЭБ. Так что же все-таки произошло? В США уже многие издания предполагают, что в тот момент шла "охота" за высокопоставленными иранскими лицами, причастными к нападению на их воинские части, которые дислоцированы на иракской стороне. Компания "Международные авиалинии Украины", в том числе рассматривает подобную версию. Следственная группа в Иране по расследованию трагический событий с украинским "Боингом" официально начала работать 14 января, но еще до этого было понятно, что без американского следа не обошлось. Поэтому Вашингтон так стремиться "замять" дело.
По словам научного сотрудника Королевского объединенного института оборонных исследований в Лондоне Джастина Бронка, установка иранской ПВО была развернута для защиты ракетной базы в селе Бидканех под Тегераном. Таким образом, персонал ПВО спутал украинский самолет с вражеской ракетой на расстоянии 19 км.
Военный аналитик и соучредитель аналитического центра Air Power Australia Карл Копп отмечает, что самолет находился на расстоянии 12,9 км от установки ПВО, когда в него попала 1-я ракета. Сама установка, скорее всего, стояла на южном конце ракетной базы в Бидканехе. При этом максимальный радиус поражения установки Тор-М1 составляет 12 км.
По словам Коппа, даже если предположить, что реальная эффективность системы лучше, расстояние и геометрия наведения на вражеский самолет на том маршруте, на котором двигался авиалайнер, сделали запуск ракет выстрелом «вслепую». Даже тренировочные материалы для таких систем не советуют делать что-то подобное.
«За 16 сек. лёта ракеты авиалайнер увеличил бы свое расстояние относительно Тора на несколько км. Поэтому когда ракета преодолела это расстояние, ее система наведения прекратила бы работать, она пролетела бы мимо, как камень», – отметил Копп.
Непонятно и то, как операторы ПВО могли спутать самолет с ракетой, которая значительно меньше и быстрее. Лайнер двигался по привычному для самолетов маршруту. Он поднялся на высоту в 2500 м и двигался со скоростью 500 км/ч. Крылатые ракеты обычно движутся на высоте до 100 м со скоростью 850 км/ч и выше.
Самолет был оснащен исправным транспондером, который показал был его на радаре установки ПВО в случае отправки запроса. Кроме того, установка Тор-М1 оснащена системой телескопии, при помощи которой иранские военные могли бы увидеть украинский самолет.
Однако транспондер почему-то не работал.
17.1.2020 духовный лидер исламской республики Али Хаменеи заявил, что в деле сбитого украинского самолета есть неясные моменты.

Итак? Напомню, что в 1978 году над Локсбери был взорван и рухнул на жилые дома американский Boeing 747, летевший из Лондона в Нью-Йорк. Виновными назначили спецслужбы Ливии. 15 лет Каддафи посылал далеко иностранное следствие, но затем обменял признание и выплату компенсации на снятие санкций.

***

Российские СМИ, всевозможные «эксперты» твердят, что общество Ирана раздираемо противоречиями, что режим ослаб, что руководство страны стало прислушиваться к оппозиции и «перестало убивать».
Покамест хорошо известно одно: Иран вышел из договоренностей по ядерному оружию.
Хорошо известно одно: крушение боинга не обошлось без Вашингтона, и Вашингтон в этом деле «подпирает» политику Израиля. Есть еще один убитый заяц – стоит ли покупать у РФ С-300, если такая оказия с Тор-М1.

Январь 2020


Рецензии