Государственность. Спор между норманистами и анти
Часто приходится читать и слышать, что одним из фактов несостоятельности норманской теории антинорманисты считают то, что первые якобы настаивают на привнесении института государственности скандинавскими варягами Русь Славянам. Если кто-то из современных норманистов действительно так считает, то зря. Впрочем, что-то подсказывает мне, что неоантинорманисты искусственно создали конфликтную ситуацию, чтобы таким образом как-то возвысить себя. Опустим в данном разговоре вопрос об этнической принадлежности варягов Русь и попробуем разобраться с другим вопросом – «Что такое государство?».
Если брать за основу именно русское слово «государство», то мы видим, что корнем этого слова есть «Государь», то есть – правитель. Если есть правитель, то этот правитель должен кем-то управлять, то есть – некой общностью. Но эта некая общность должна где-то жить, то есть – на какой-то земле. Но, эта некая общность не одна, рядом тоже есть или подобные ей или отличающиеся от неё. Следовательно, земли этих общностей должны как-то отделяться друг от друга, то есть – границами. В итоге мы имеем первое представление о том, что есть такое простая модель государства.
Государство, это некая общность (народ, племя) которая располагается на определённом участке земли в рамках её границ и управляется своим правителем (царь, король, князь, вождь племени и т.д.).
Мы знаем, что большая часть восточных Славян проживала к востоку от Днепра. Каждое племя жило в пределах границ своих земель и имело вождя. Можно ли сказать, что все эти племена имели государственность? Вполне. Почему нет? Все племена и Славян и их соседей Угров, все имели простую форму государственности. Тогда опять вопрос, – что же такого особенного могли принести варяги Русь, чтобы на полном основании можно было сказать, что они принесли государственность?
Фактически – НИЧЕГО.
Давайте посмотрим на современное общество. Разве простая модель государственности не является основой любой страны? Именно она и является. В каждой стране живёт титульная нация, народ. Этот народ живёт на своей земле в рамках её границ. В каждой стране есть правитель – король, князь, шах, президент. В некоторых странах, правители имеют чисто формальное значение, так как страной фактически управляет парламент. Теперь представьте себе, что современная страна откажется от своего короля, князя или президента, и станет управляться полностью парламентом. Будет ли она после этого считаться государством или это будет нечто иное? Да, конечно же, страна так и останется – государством. Просто измениться форма управления страной вот и всё, а страна как была государством, так государством и останется. Если так, то почему не может считаться, что в Средние века, племя, которое управлялось вождём или советом старейшин, не имело государственности?
Что же в таком случае всё-таки принесли с собой варяги Русь? Начнём с того, что посмотрим, а, как и кем управлялось племя Словен? Оказывается, у Словен был правитель – князь. Но был ещё и совет старейшин – вече. Князь был фигурой избираемой на определённый срок. Вече – было основной и постоянной формой правления. Вече решало о призвании князя или отказе от него. Рюрик, после своего прихода решил стать единым правителем, как это было принято в Скандинавии, где мелкие и крупные земли управлялись конунгами и ярлами. Вполне понятно, что часть новгородцев, это никак не могло устроить. Поднялся мятеж во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик при помощи своей дружины, пришедшей вместе с ним, подавил восстание, казнил Вадима и его приближённых. В этой борьбе погибли оба его брата Синеус и Трувор. Рюрик стал единым правителем, как о том и повествует ПВЛ.
Как итог вышесказанному будет то, что никакие варяги никакой государственности Словенам не принесли. С началом единовластия Рюрика изменилась только форма правления, но не изменилась суть государственности. Так, что, перефразируя слова известного персонажа Ильфа и Петрова Кисы Воробьянинова – «Спор здесь не уместен!».
Свидетельство о публикации №220012201157
Отвечу на вопрос о ведизме. Надо сказать, что я сама безмерно удивлена этим способностям, открывшимся во мне после рождения детей. Их у нас с мужем семь, так что можно говорить о некой тенденции. Я осознанный атеист, стоящий на базе диалектического материализма.При этом анархист, никакой догматичности и гибкость мышления. Называю себя понимателем, потому что обычно понимаю суть сказанного сходу. Думать - мое главное занятие, чем бы ни занималась попутно. Написала это для того, чтобы Вы имели представление об особе, внезапно заявившейся к Вам на страницу. И да, всегда готова расхохотаться над собой, и голова у меня ясная. Люблю союз "И" и вечно сую его к месту и не к месту.
Анна Гриневская 24.01.2020 16:36 Заявить о нарушении
Давайте посмотрим на современное общество. Разве простая модель государственности не является основой любой страны? Именно она и является. В каждой стране живёт титульная нация, народ. Этот народ живёт на своей земле в рамках её границ. В каждой стране есть правитель – король, князь, шах, президент. В некоторых странах, правители имеют чисто формальное значение, так как страной фактически управляет парламент. Теперь представьте себе, что современная страна откажется от своего короля, князя или президента, и станет управляться полностью парламентом. Будет ли она после этого считаться государством или это будет нечто иное? Да, конечно же, страна так и останется – государством. Просто измениться форма управления страной вот и всё, а страна как была государством, так государством и останется. Если так, то почему не может считаться, что в Средние века, племя, которое управлялось вождём или советом старейшин, не имело государственности?
Сначала оценочное суждение. Мне нравится, как идет Ваша мысль, как разворачивается поле суждений, и мне нравится, что внутри этой мысли вот легко и ненавязчиво идет движение лезвия бритвы оккама: люди, не приумножайте сущности и не усложняйте без меры реальность: государственность страны вполне возможна без внешних факторов, каковыми являются варяги.
Вот главная мысль: изменить можно только существующее. Создать на пустом месте такую сложную вещь, как государственность, без наличия основных ее элементов нельзя. А они все были. Уже были. Они перечислены Вами. Логика размышлений очевидна. Была взята власть и форма правления изменена.
Анна Гриневская 24.01.2020 16:55 Заявить о нарушении
Дальше нет слов. Шокировали. Вы поняли о чём я.
Теперь о Вашей рецензии на мою статью. Так разложить всё по полочкам - сухо, рубленными фразами и сугубо по существу. Не каждый мужчина на такое способен.
Спасибо!
Сергей Вишнёв 24.01.2020 17:31 Заявить о нарушении
Иная мысль открывает пространство уже для твоей мысли - лети! Это бесценно.
Анна Гриневская 25.01.2020 09:43 Заявить о нарушении
Сергей Вишнёв 25.01.2020 21:37 Заявить о нарушении
Обычно людей смущает характеристика их, как умных. Поэтому вполне достаточно намека, а потом можно не касаться этого предмета и просто разговаривать.
Мне нравятся отстраненные разговоры, обращение на Вы, и корректность речей. Это непросто оставляет свободным самого человека - его мысли тогда свободны. А что может быть лучше для мыслящего существа? :)
Анна Гриневская 26.01.2020 00:14 Заявить о нарушении
в нем тема. Пожалуйста, когда будете свободны, прочтите.
Анна Гриневская 26.01.2020 00:27 Заявить о нарушении
Рекомендованную вами статью о государстве прочитал. Рецензию написал. Подробности в личке.
Сергей Вишнёв 26.01.2020 08:35 Заявить о нарушении