Государственность. Спор между норманистами и анти

Сергей Вишнёв

Часто приходится читать и слышать, что одним из фактов несостоятельности норманской теории антинорманисты считают то, что первые якобы настаивают на привнесении института государственности скандинавскими варягами Русь Славянам. Если кто-то из современных норманистов действительно так считает, то зря. Впрочем, что-то подсказывает мне, что неоантинорманисты искусственно создали конфликтную ситуацию, чтобы таким образом как-то возвысить себя. Опустим в данном разговоре вопрос об этнической принадлежности варягов Русь и попробуем разобраться с другим вопросом – «Что такое государство?».

Если брать за основу именно русское слово «государство», то мы видим, что корнем этого слова есть  «Государь», то есть – правитель. Если есть правитель, то этот правитель должен кем-то управлять, то есть –  некой общностью. Но эта некая общность должна где-то жить, то есть –  на какой-то земле. Но, эта некая общность не одна, рядом тоже есть или подобные ей или отличающиеся от неё. Следовательно, земли этих общностей должны как-то отделяться друг от друга, то есть – границами. В итоге мы имеем первое представление о том, что есть такое простая модель государства.

Государство, это некая общность (народ, племя) которая располагается на определённом участке земли в рамках её границ и управляется своим правителем (царь, король, князь, вождь племени и т.д.).

Мы знаем, что большая часть восточных Славян проживала  к востоку от Днепра. Каждое племя жило в пределах границ своих земель и имело вождя. Можно ли сказать, что все эти племена имели государственность? Вполне. Почему нет? Все племена и Славян и их соседей Угров, все имели простую форму государственности. Тогда опять вопрос, –  что же такого особенного могли принести варяги Русь, чтобы на полном основании можно было сказать, что они принесли государственность?
Фактически – НИЧЕГО.

Давайте посмотрим на современное общество. Разве простая модель государственности не является основой любой страны? Именно она и является. В каждой стране живёт титульная нация, народ. Этот народ живёт на своей земле в рамках её границ. В каждой стране есть правитель – король, князь, шах, президент. В некоторых странах, правители имеют чисто формальное значение, так как страной фактически управляет парламент. Теперь представьте себе, что современная страна откажется от своего короля, князя или президента, и станет управляться полностью парламентом. Будет ли она после этого считаться государством или это будет нечто иное? Да, конечно же, страна  так и останется – государством. Просто измениться форма управления страной вот и всё, а страна как была государством, так государством и останется. Если так, то почему не может считаться, что в Средние века, племя, которое управлялось вождём или советом старейшин, не имело государственности?

Что же в таком случае всё-таки принесли с собой варяги Русь? Начнём с того, что посмотрим, а, как и кем управлялось племя Словен? Оказывается, у Словен был правитель – князь. Но был ещё и совет старейшин – вече. Князь был фигурой избираемой на определённый срок. Вече – было основной и постоянной формой правления. Вече решало о призвании князя или отказе от него. Рюрик, после своего прихода решил стать единым правителем, как это было принято в Скандинавии, где мелкие и крупные земли управлялись конунгами и ярлами. Вполне понятно, что часть новгородцев, это никак не могло устроить. Поднялся мятеж во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик при помощи своей дружины, пришедшей вместе с ним, подавил восстание, казнил Вадима и его приближённых. В этой борьбе погибли оба его брата Синеус и Трувор. Рюрик стал единым правителем, как о том и повествует ПВЛ.

Как итог вышесказанному будет то, что никакие варяги никакой государственности Словенам не принесли. С началом единовластия Рюрика изменилась только форма правления, но не изменилась суть государственности. Так, что, перефразируя слова известного персонажа Ильфа и Петрова Кисы Воробьянинова – «Спор здесь не уместен!».


Рецензии
Добрый день, Сергей.
Отвечу на вопрос о ведизме. Надо сказать, что я сама безмерно удивлена этим способностям, открывшимся во мне после рождения детей. Их у нас с мужем семь, так что можно говорить о некой тенденции. Я осознанный атеист, стоящий на базе диалектического материализма.При этом анархист, никакой догматичности и гибкость мышления. Называю себя понимателем, потому что обычно понимаю суть сказанного сходу. Думать - мое главное занятие, чем бы ни занималась попутно. Написала это для того, чтобы Вы имели представление об особе, внезапно заявившейся к Вам на страницу. И да, всегда готова расхохотаться над собой, и голова у меня ясная. Люблю союз "И" и вечно сую его к месту и не к месту.

Анна Гриневская   24.01.2020 16:36     Заявить о нарушении
Вот цитата из Вашего текста, которую выбрала первой.

Давайте посмотрим на современное общество. Разве простая модель государственности не является основой любой страны? Именно она и является. В каждой стране живёт титульная нация, народ. Этот народ живёт на своей земле в рамках её границ. В каждой стране есть правитель – король, князь, шах, президент. В некоторых странах, правители имеют чисто формальное значение, так как страной фактически управляет парламент. Теперь представьте себе, что современная страна откажется от своего короля, князя или президента, и станет управляться полностью парламентом. Будет ли она после этого считаться государством или это будет нечто иное? Да, конечно же, страна так и останется – государством. Просто измениться форма управления страной вот и всё, а страна как была государством, так государством и останется. Если так, то почему не может считаться, что в Средние века, племя, которое управлялось вождём или советом старейшин, не имело государственности?

Сначала оценочное суждение. Мне нравится, как идет Ваша мысль, как разворачивается поле суждений, и мне нравится, что внутри этой мысли вот легко и ненавязчиво идет движение лезвия бритвы оккама: люди, не приумножайте сущности и не усложняйте без меры реальность: государственность страны вполне возможна без внешних факторов, каковыми являются варяги.

Вот главная мысль: изменить можно только существующее. Создать на пустом месте такую сложную вещь, как государственность, без наличия основных ее элементов нельзя. А они все были. Уже были. Они перечислены Вами. Логика размышлений очевидна. Была взята власть и форма правления изменена.

Анна Гриневская   24.01.2020 16:55   Заявить о нарушении
Анна!

Дальше нет слов. Шокировали. Вы поняли о чём я.

Теперь о Вашей рецензии на мою статью. Так разложить всё по полочкам - сухо, рубленными фразами и сугубо по существу. Не каждый мужчина на такое способен.

Спасибо!

Сергей Вишнёв   24.01.2020 17:31   Заявить о нарушении
Называю это эффектом эха. Чем умней мужчина, с которым разговариваю, тем легче быть умной и мне. Не подчинение, но соответствие. Да, именно так.
Иная мысль открывает пространство уже для твоей мысли - лети! Это бесценно.

Анна Гриневская   25.01.2020 09:43   Заявить о нарушении
Если вы, говоря сейчас об "умном мужчине" подразумеваете меня, то мне, конечно, лестно. Однако со стороны мы можем выглядеть, как два персонажа из известной басни Крылова... ))

Сергей Вишнёв   25.01.2020 21:37   Заявить о нарушении
Эти два персонажа всегда незримо присутствуют, когда люди взаимно вежливы.
Обычно людей смущает характеристика их, как умных. Поэтому вполне достаточно намека, а потом можно не касаться этого предмета и просто разговаривать.
Мне нравятся отстраненные разговоры, обращение на Вы, и корректность речей. Это непросто оставляет свободным самого человека - его мысли тогда свободны. А что может быть лучше для мыслящего существа? :)

Анна Гриневская   26.01.2020 00:14   Заявить о нарушении
Это небольшой пост. http://www.proza.ru/2019/03/25/640
в нем тема. Пожалуйста, когда будете свободны, прочтите.

Анна Гриневская   26.01.2020 00:27   Заявить о нарушении
Вы прекрасно поняли, что я слегка поиронизировал в хорошем смысле этого слова над нами в виде этих двух персонажей.
Рекомендованную вами статью о государстве прочитал. Рецензию написал. Подробности в личке.

Сергей Вишнёв   26.01.2020 08:35   Заявить о нарушении