Клинские слободки

Михаил Леонидович Томилин г. Клин


  Что означал термин слобода, слободка? Из толкового словаря «Живого великорусского языка» В.И. Даля: «Слобода ж. стар.село свободных людей; пригородное селение, подгородный поселок, за городом, т. е. за стеною, род посада. Ямская слобода, пригородная улица ямщиков; торговая слобода, посадских людей.» Слободами и слободками назывались различные поселений в России в XI—XVIII веках, население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Позже их названия сохранились в названиях районов городов и населенных пунктов.  Из истории известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иностранные, в городах слободы ремесленников. В Клинском уезде с XVI века, со времени правления Ивана Грозного была известна монастырская Теряева слобода, появившаяся рядом с Иосфо – Волоцким монастырём, а рядом с ней была Стрелецкая слобода, в которой селились стрельцы, защищавшие монастырь – крепость. В самом городе Клин были следующие слободки Ямская, Солдатская, Соболева и Ильинская.
  Ямская слобода в городе появилась после указа Петра I от 25 января 1702 года когда клинчане были определены почти на полтора века в ямщики, Ямская слобода находилась в северной части города, в память о ней существуют в городе улицы Новоямская и Старо – Ямская. У ямщиков в городе была своя приходская церковь, бывшая соборной - Воскресенская. Благодаря их жалобе, она сохранилась и была подновлена после постройки и освящения Троицкого собора.
   Солдатская слободка находилась в левой части излучины реки Сестры, слева от улицы Дворянской (Папивина), о ней напоминает улица Красная слободка, переименованная из Солдатской. Она появилась с середины XVIII века, когда в городах стали возникать специальные районы — солдатские слободы, так как до этого времени солдаты размещаясь на постой в сёлах и деревнях (постойная система), что приводило к конфликтам с населением и понижало боеспособность армии. В каждой такой слободе должны были быть лазарет, церковь и баня. В Клину рядом с Солдатской слободой были Лепёшкинская больница, и два монастырских храма Успения и Сергия Радонежского, которые после упразднения монастыря стали приходскими. Параллельно сохранялась постойная система, в Клину квартиры военнослужащим с 1808 года отводила особая квартирная комиссия. Хозяевам полагалось не только предоставлять помещение, но и снабжать постояльцев дровами, свечами, питанием для людей и кормом для лошадей.
    Соболева слободка была ремесленной находилась в южной части города за рекой Сестрой, на месте улиц Лесная, Лесная Набережная и Сосновский переулок. Её название сохранилось лишь в исторической памяти клинчан. Соболева слободка была названа в честь династии купцов Соболевых, их представителем был купец Пётр Васильевич Соболев, который был родоначальником чугунолитейного производства в Клину, у него уже в 1881 году в селе Демьяново работал чугунолитейный завод, отливавший 1000 пудов различных предметов для фабрик и заводов, на котором работали 61 человек. Также купец Пётр Соболев имел производство золотых и серебряных изделий, где трудились 8 рабочих и выделывали 400 пудов золото - кружевных изделий в год. Данные найдены в «Указателе фабрик и заводов европейской части России», составленном Петром Александровичем Орловым в 1881 году. Необходимо отметить, что в Соболевой слободке проживали старообрядцы о чем свидетельствует карта раскольничьих селений в Московской губернии, опубликованной Московским статистическим комитетом в 1871 году, по сведениям за 1869 год в ней проживало в то время 27 раскольников беспоповцев.
   Ильинская слободка так же была ремесленной, она находилась в западной части города за железной дорогой, о её существовании свидетельствует улица Ильинская слободка. Мне удалось найти представителя купеческой династии Ильных, в Атласе мануфактурной промышленности Московской губернии за 1872 год, составитель Н. Матисен. В разделе винокуренные заводы указано, что у Алаева Семёна Васильевича в аренде завод  купца Ильина. В Ильинской слободке не было ни церкви ни часовни, это говорит о том что и в ней вполне могли проживать старообрядцы. Такова краткая история Клинских слободок.
   В заключении, вопрос - в каком месте в старом дореволюционном Клину находился базар? На этот вопрос отвечает фотография Беликова, на которой написано «Клин. Базарная ул.», это улица, больше похожая на площадь, идущая вдоль торговых рядов между улицей Воскресенской и Почтовой площадью. Поэтому на фотографии мы видим и коновязи и сточную яму, да и место по размеру не маленькое, площадь от того места где сейчас фонтан «девочка грибница» и территория бывшего сквера у торговых рядов, это и был старый клинский рынок или базар.
22.01.2020


Рецензии
Михаил Леонидович, здравствуйте.
Мы встречались с Вами на дзэне, когда Вы писали статью о нашем двоюродном прадеде Флоринском Василии Марковиче.
Мы с мужем ведем канал Academia-nadezhda, регулярно читаем Ваш канал.
В последнее время мы стали больше заниматься родословной семьи Флоринских, публикуем о поисках предков статьи на дзэне. С удивлением мы обнаружили, что наши Флоринские вышли из Клинского уезда. Восстановление родового древа привели нас в село Поджигородово. В церкви Архангела Михаила служили родоначальники рода Николай Васильев (1749-1831 гг.). До него служил Василий Гаврилов (1726 – 1793 гг.) ( (но с ним мы не установили родство). Потомки Николая Васильева имеют фамилию Флоринский, но сам Николай Васильев в документе ревизии назвал себя "сын Тихомиров). Два его сына Петр и Матвей также назвали себя в ревизских сказках Тихомиров.
Михаил Леонидович, может Вы знаете, почему эти священники называли себя "Тихомиров"? Может, это слово как-то связано с место их проживания (Петр служил в селе Борщево, Матвей - в Введенском)?
Помогите, пожалуйста, разгадать загадку.
Спасибо!
С уважением, Надежда Б., урожденная Флоринская.

Надежда Александр Бурыкины   05.10.2023 01:47     Заявить о нарушении