Мой императив

Наверное, многие рано или поздно задумываются о критериях, которыми ограничено их поведение. А ограничения существуют у всех, только в различных сферах, поэтому, например, отпетый преступник вовсе не лишен ограничений (они у него просто в чем-то другом, чем у людей законопослушных, и не менее мощные). Бывают еще и т.н. «внештатные ситуации», иными словами, экстремальные. В них у одних людей некоторые существенные в «обычной жизни» ограничения срывает, а другие, напротив, усиливаются.
Но сейчас речь не об экстремальных ситуациях, хотя – кто знает - велика ли вероятность, что через некоторое время именно они и будут фоном «обычной жизни»?

Опять же, большинство людей ограничиваются внешними норами, законами, моралью, условиями воспитания, религиозными правилами, критериями той или иной субкультуры, а также - предписаниями т.н. «сценария жизни». Кстати, именно эти предписания являются гораздо более сильными, чем все прочие. Иными словами, учитывая, что мы, все-таки, субъекты бессознательного (обобщенное слово: смысл в том, что есть нечто неизмеримо бОльшее и несравненно более сильное, чем наше сознающее «я»), важно понимать, что кроме Представлений (о себе, других и мире), существуют Убеждения (о себе, других и мире). Это, к примеру, означает, что сознательно человек считает себя (это Представление о себе) «белым и пушистым», а на деле поступает как «серый и колючий» (это уже из Убеждений, которые большей частью неосознаваемы), или наоборот.

И.Кант, например, явно переоценивая роль сознания (а о бессознательном он попросту еще не знал) предложил т.н. «Категорический Императив» - безусловное нравственное предписание, которому каждый взрослый человек обязан соответствовать. Многие ли соответствуют?

Были в истории другие примеры. Алистер Кроули, человек, безусловно, крайне незаурядный и отвечающий за базар, написал «Книгу Закона», в которой основным принципом провозгласил: «Делай что пожелаешь!» Для него этот принцип был основан на большом личном опыте и ему соответствовал. Ограничения, безусловно, были и у Кроули, но их диапазон был очень широк – для среднего обывателя – необозрим, но, все же, неизбежно существовал. Наблюдая за многими последователями Кроули, я замечаю, что, несмотря на повторения этого лозунга, большинство из них либо ничего не желают, либо боятся желать, тем более, в масштабах, хотя бы отдаленно напоминающих кроулевские. И это правильно! Некоторое время назад в новостях промелькнула заметка про суд над каким-то китайским миллиардером. За коррупцию, взятки и какие-то еще безобразия его приговорили к смертной казни. К заметке были приложены фотографии этого деятеля после вынесения приговора – очень жалкое зрелище – слезы, сопли и искаженное ужасом жало. Вряд ли он был последователем Кроули, но действовал, вероятно, из Представления, что «право имеет». И, подобно Родиону Раскольникову, оказалось, что не имеет – ибо отвечать за базар он никоим образом оказался не способен. Раскольников, к слову, все-таки повел себя в итоге гораздо достойнее.

Но я несколько отвлекся. И это было важно, чтобы понимать, что, вопреки чаяниям Канта, никакой Категорический Императив – как предписание, общее для всех – невозможен, во-первых, а во-вторых, необходимо достаточно длительное время для исследования (методов в наше время множество) хотя бы основных особенностей бессознательного (достаточно удобна здесь косвенная система координат – «сценарий жизни» по транзактному анализу, или же различные архетипические исследования).

Тогда возможен будет Императив – индивидуальное предписание – именно он и может служить нравственным принципом, особенно в условиях, когда внешнее законодательство разворачивается на очень весьма заметный угол за считанные годы а то и месяцы, а за два десятка лет – вообще радикально.

Человеку ищущему и экспериментирующему с собой и жизнью, кроме того, важны еще и усилия по хотя бы частичному выходу за пределы бессознательной обусловленности. Обусловленность, безусловно, останется, но некоторые степени свободы от каких-то факторов вполне возможны.

После этого предисловия я кратко расскажу, что же я считаю для себя Императивом, и не только считаю, но чему и следую. Я не являюсь христианином, но достаточно подробно изучал и Писание, и историю религии. К апостолу Павлу у меня нет такого резкого отношения, как, скажем, было к нему у Ницше, однако, симпатии к Павлу тоже не испытываю.

Но! Однако же, через него в мир вошли как раз те фразы, которые и стали для меня Императивом. Не знаю как, но наряду с достаточно жесткими ограничениями, через него, вдруг, проливается совершенно потрясающее РАЗРЕШЕНИЕ, записанное в «1-м послании к Коринфянам». Павел жестко упрекает недавних язычников за вольности в сфере сексуальных отношений, а затем, вдруг, произносит следующее (1Кор, 6:12):

«Все мне позволено, но не все полезно; все мне позволено, но ничто не должно владеть мною»

Естественно многие комментаторы посланий Павла Коринфянам давно уже дали понять верующим, что эти фразы нельзя вынимать из контекста, что в данном случае Павел был рад, что язычники приняли таки христианство и, поэтому, решил не быть с ними слишком строгим и т.п.

Я же, не являясь последователем Павла, именно вынул эту фразу из контекста, более того, для меня она стала именно Императивом, и не просто потому что любое вольнодумство мне по душе (что в теневой стороне содержит стремление к диктату, хотя это мною и осознано и, частично находится в зоне управления), а потому что, соотнося эту фразу уже много лет с исследованиями своей жизни, я убедился в том, что она действительно для меня уже из области Представлений переместилась в Убеждения, более того – стала определяющей Ценностью – т.е. именно управляющим принципом, а не только декларируемым.

Хочу дополнительно обратить внимание на вторую часть фразы. Без нее Все мне позволено но не все полезно - имело бы совсем не тот эффект.
Да, Все мне позволено но не все полезно – безусловно, Разрешение. В своих действиях я руководствуюсь им, и, в случаях, когда нечто может оказаться отнюдь не полезным, а даже (в крайних ситуациях) крайне вредным, я это понимаю и соотношу степень вреда с другими критериями, например – сверх-задачей и т.п. Или со способностью без кривляний отвечать за сделанное. Но, тогда, если отдаться какому-нибудь совершенно срывающему крышу дионисийскому порыву, да еще и отдавая себе отчет, что по любому – сожалеть и причитать не стану, можно было бы наделать много действительно лишнего, особенно с возрастанием (после 2014-15гг. в значительной мере) готовности спокойно и даже смиренно принимать последствия того, что иногда очень даже не полезно. Что же значит «лишнего», и что в случае такого радикального Разрешения вообще может быть лишним?

А вот для понимания этого и существует вторая часть фразы:
Все мне позволено, но ничто не должно владеть мною!
Учитывая этот важнейший критерий, понятно, что лишнее – то, что исходит от любой одержимости.
А любая одержимость также может быть исследована применительно к собственному поведению. Для этого в «Методологии импровизации», которая с 1992 года вошла мне в подкорку (ссылка в первом комментарием) есть инструментарий, базирующийся на применении принципа Доминанты, открытого для науки физиологом А.А.Ухтомским.

Это тема большая и обширная, так что, дабы завершить и без того уже затянутое повествование, процитирую еще одну интересную мне фразу из Писания (Ин, 16:12) но в вольном пересказе, учитывая серьезную, в большинстве своем, аудиторию, к которой обращаюсь: :
Многое еще имею сказать, но далеко не все смогут это вместить))


Рецензии
Сначала, были язычники, которые верили в идолов.

Потом появились политеисты, которые различая разницу между человеком и животным миром: в том, что человек имеет сознание, самосознание и знание добра и зла – поняли, что человечество принадлежит к высшему миру. В их "адекватной" оценке, люди уже – полубоги. И следовательно, свои дарования люди получили от богов.

Потом появились материалисты. )) Как ни странно. Педали продолжают крутить греки. Материалисты верили в Природу. То есть, сам мир, как вечно существующий, а все природные циклы, развитие, единство и гармония флоры, фауны, условий жизни – от Единой Мудрой Созидающей Природы. То есть Природа – это Божество (Бог) материалистов.

Потом появились монотеисты, которые стали понимать, что этот мир (Вселенная) и Природа, существуя в единстве и гармонии, подчинены Высшей Силе.
Судя по фактам творения и превращения не только в жизненных формах, но и всей материи, космоса. А также, разумное управление стихиями - свидетельствует о существовании Творца всего Бытия.
На этом этапе сознания появились Пророки, получающие откровения от Творца.
Пророки познали, что такое святость и божественная любовь.
"Если космос имеет причину, то и причине этой мы должны приписать такие же свойства всеобщей любви" (К.Э. Циолковский).
В связи с этим они могли, как устремлённые к духовному росту, и по промыслу Творца, получать откровения и силу Святого Духа.
Однако само человечество затруднялось взойти на этот уровень сознания, и потому через Пророков получило для своего совершенствования закон и заповеди. Апостол Павел назвал данный закон «детоводителем ко Христу».
То есть, подчиняясь определённым (соответствующим нравственным) правилам поведения, привычка становится второю натурой, что обуславливает в какой-то мере сознание и чувство.

Однако пришло время, и явлен был Божественный Учитель человечества Христос.
Человечеству теперь нужно научится самосознанию, самопознанию, осознанности и познанию нравственности «в духе и истине». Поэтому Апостолы всегда призывали к этому всему.
Здесь стоит сделать оговорку. В мире уже существовали философско-религиозные системы (Буддизм, Бхагават Гита) с дисциплинами самопознания и познания объективного мира, с нравственным совершенствованием и в сознании.
Но как недостаточно было лишь верить в Бога - что Он есть, так и недостаточно самосовершенства для духовного преображения без рождения от Духа Святого.
В частности в (1Кор, 6:12) Павел действительно не применяет строгих наставлений, а подобно Ошо говорит: «Если вы ещё не нашли бриллианты, то несите в своих руках пока камни». То есть, если человек имеет веру, но не постиг духовных ценностей, то пусть живёт иногда земными, не порабощаясь им.
Вместе с тем, сам Иисус Христос показывает необходимый образцовый уровень сознания, где, например, необходимо не только не прелюбодействовать, но и не смотреть с вожделением. А как поднимается планка в нагорной проповеди!
Жизнь Иисуса Христа, Его мудрость, святость, любовь, сверхъестественная божественная сила исцеления и воскрешения, аскетический (ангельский) и героический путь – картина, восхищающая сознание и производящая невероятную переоценку ценностей. То есть «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9).
И как не верить слову такой cвятости – тому, кто за это слово и жизнь свою отдал. И отдавая, просил Бога не вменить греха своим палачам, ибо те «не ведают что творят».
Иначе говоря, через сат-чит-ананд (бытие – сознание - блаженство) и согласно Книги Бытие в Писании, человечество не смогло пробудиться сознанием до откровения «райского сада, в котором созерцается Бог».
Когда пришёл Христос, божественный свет явлен был невероятной силы. Вспомним явление Царства Небесного в силе и преображение Христа на горе Афон… само воскресение… вознесение…
Всё это (и проповеди Христа) Благая Весть человечеству, наполняющая смыслом жизнь и вдохновляющая.
Во всём этом приходит поклонение Богу "в духе и истине". Не как раньше - "на той или другой горе".
И вот в таком отношении к Богу - «в духе и истине», и через веру во Христа, изливается на посвящённого и ставшего на путь христианина божественная сила и вдохновение – благодать Святого Духа. Поэтому Иисус сказал: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам".
Вот в чём суть христианства!

То есть, несовершенному Адаму, вкусившему от добра и зла, путь в вечную жизнь закрыт.
Иисус Христос, не только смог прожить земную жизнь, не допустив малейшего греха, но Его жизнь и смерть есть великие дела и великий подвиг.

Кстати, в том, что Иисус Христос родился в этот мир в безгреховной плоти, имеется необходимый смысл. Первое, становление Сына Божьего. Второе, Бог, как Творец имеет возможность (и право) создать такого Человека (иными словами - Самому воплотиться) который будучи чист и непорочен, сможет жить по закону любви и явить достоинство человека (тем самым реабилитировать человечество, сняв проклятие первородного греха) пред всем миром ангелов и всей Вселенной.
1Кор. 15. "45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек -- из земли, перстный; второй человек -- Господь с неба".

Творец в предвидении знал, в каком роду, колене и когда исторически выпадет в генном сочетании рождение единственной без греховной плоти. И блюдил это родословие.
Возможность зачатия через Святой Дух можно объяснить тем, что чудом является уже сам природный феномен жизни и развития. Мы наблюдаем невероятную уникальность, разнообразие и превращения во времени. И всё из одной таблицы Менделеева. Поэтому весь арсенал для чуда и потенциальная в этом возможность Творца - наблюдаемый для нас факт. И можно не сомневаться, что несколько ускорив процесс и применив необходимые технологии, рессурс и творение, возможно и из ребра сотворить было Еву. Только недавно наука открыла клонирование. А сколько ещё неизведанного.

Святой Дух – «плод древа жизни». И как говорили многие Святые (в частности Серафим Саровский, Симеон Новый Богослов) смысл христианского пути - это стяжание Святого Духа.
Кстати, религиозные люди так и остались под законом. Для них буква закона, даже Евангелие и Послания, как своего рода идол. А благодать у протестантов и таинство в православии больше декларируется, чем переживается в Святом Духе. Но есть, конечно, христиане, живущие по духу и благодати.

Михаил Пушкарский   27.01.2021 18:39     Заявить о нарушении