Везунчик Буби Хартман

     Летчик-истребитель германских Люфтваффе Эрих Хартман считается, безусловно, самым результативным асом второй мировой войны. Одержав 352 воздушные победы, он установил совершенно умопомрачительный рекорд, который, учитывая современные реалии, уже никто и никогда не превзойдет. Споры о его феноменальных достижениях не прекращаются и, судя по всему, будут продолжаться ещё долго.
 
     Интересно отметить, что внешне Хартман был симпатичным голубоглазым блондином с очень юным улыбчивым лицом, за что и получил прозвище «Буби» (по-немецки «Bubi» — малыш). Глядя на его лицо, трудно поверить, что этот обаятельный молодой человек был опаснейшим вражеским асом, погубившим множество «Сталинских соколов», в том числе нескольких Героев Советского Союза.

     Впрочем, не будем вдаваться в подробности воздушных побед Хартмана, а поговорим лучше о том, сколько раз сбивали его самого и сколько раз у него возникали аварийные ситуации, приводившие к потере или повреждению самолета. Правда, информации об этом явно недостаточно, к тому же, она достаточно спорная.

     Так, первые биографы Хартмана, известные американские историки Раймонд Толивер и Тревор Констебль, в своей книге «Снимите Хартмана с неба!» написали, что во время боев на Восточном фронте Хартман 14 раз совершал вынужденные посадки.

     Почти то же самое, но более подробно, отвечает на данный вопрос в своей книге «Знаменитые Ме-109 и их пилоты» ещё один американский знаток авиации Вальтер (Уолт) Мусциано. По его утверждению, самолеты Хартмана 13 раз получали повреждения, в том числе в 3 случаях из-за попадания в них обломков сбитых Хартманом самолетов противника. При этом 12 раз Хартман совершал вынужденные посадки, а 1 раз даже покидал свой самолет на парашюте.

     Немецкий автор Нико Фаст (кстати, бывший обер-лейтенант и офицер связи JG.52) в своей книге «52-я истребительная эскадра» упоминает о том, что Хартман был сбит 9 раз.

     А некоторые историки считают, что Хартман покидал свои «Мессершмитты» с парашютом 8 раз.

     Ну, и так далее.

     Как видим, сколько источников – столько и различных версий. Попробуем и мы разобраться в этой запутанной истории, собрав воедино все имеющиеся документальные и другие источники.
 
     Итак, согласно биографии Хартмана, первая неудача постигла его 14 октября 1942 года, когда он совершал свой первый боевой вылет. Тогда в паре с опытным летчиком фельдфебелем Эдмундом Россманом он вылетел на патрулирование в район между Грозным и Дигора. 

     Через 15 минут ведущий по радио сообщил Хартману, что перед ними внизу «Индейцы» (так немецкие летчики обозначали истребители неприятеля). После этого и Хартман увидел два темно-зеленых советских истребителя ЛаГГ-3.

     Однако будучи в возбужденном состоянии неопытного новичка, открыв огонь с большой дистанции, он лишь напрасно израсходовал боеприпасы. И самое главное – при атаке он оторвался от своего ведущего и потерял ориентировку.

     К тому же, его самого атаковал и долго преследовал русский истребитель. Хартману удалось оторваться от преследователя, но при этом у него закончилось горючее. Мотор его самолета остановился, и Эрих вынужден был посадить свой «Мессер» на фюзеляж, подняв тучу пыли, примерно в 30 километрах от своего аэродрома в станице Солдатская северо-восточнее Нальчика. 

     Добравшись на автомашине в свою часть, Хартману пришлось выслушать немало упреков в свой адрес от командира 3-й группы майора Хубертуса фон Бонина, который за нарушение летной дисциплины, наказал «Буби» тремя днями работы в качестве помощника механиков и оружейников.   

     Короче говоря, для Хартмана первый блин, то бишь вылет, вышел комом. Остается добавить, что, в связи с неполнотой данных по потерям JG.52, никакой конкретной информации о первом поврежденном самолете «Буби», к сожалению, нет. Известен только тип истребителя – Bf 109G.

     Вскоре, 5 ноября 1942 года, Хартман второй раз произвел вынужденную посадку. Произошло это при следующих обстоятельствах. В составе звена из четырех Ме-109 под командованием адъютанта группы обер-лейтенанта Рудольфа Трепте, молодой лейтенант Хартман вылетел на очередное 19-е боевое задание.
 
     Через некоторое время, немецким летчикам повстречалась группа советских самолетов, в составе 18 штурмовиков Ил-2, прикрываемых 10 истребителями ЛаГГ-3. В последующем затем бою, в 12 часов 25 минут, Хартман одержал свою первую воздушную победу, сбив Ил-2. Однако, увлекшись атакой, он слишком близко подошел к штурмовику и несколько обломков пораженного «Ила» угодили в двигатель истребителя Хартмана, повредив его. Эриху ничего не оставалось, как произвести вынужденную посадку в районе Дигора юго-восточнее Нальчика. При этом его Bf 109G-2 «Weisse 10 или 11» был поврежден на 30% (по другим данным, на 10%).

     После этих случаев Хартману, по некоторым данным, ещё дважды приходилось производить вынужденные посадки на фюзеляж, но точной информации об этом нет.

     Следующая неудача постигла Хартмана утром 25 мая 1943 года. Тогда, в паре с обер-лейтенантом Вальтером Крупински, он вел бой с группой «Сталинских соколов». После атаки одного ЛаГГ-3, Эрих стал уходить в сторону солнца, но был ослеплен лучами и случайно столкнулся с другим русским истребителем. Пришлось Хартману совершить вынужденную посадку на фюзеляж рядом с передовой, при этом он получил незначительные ушибы, которые никак не повлияли на его боеспособность. Это была его пятая вынужденная посадка на фюзеляж.   

     Судя по всему, при посадке его Bf 109G-4 W.Nr. 14 997 «Weisse 2» был лишь легко поврежден (в списке потерь JG.52 этот случай даже не отражен), и на аэродроме его быстро подлатали. Однако, через два дня, 28 мая, этот самолет пришлось всё же списать, так как, будучи подбитым в воздушном бою, «Мессер» снова плюхнулся на фюзеляж, но уже на русской территории. Правда, на этот раз за его штурвалом находился унтер-офицер Герберт Майсслер, поэтому, к неудачам Хартмана данный случай никакого отношения не имеет.

     А вот бой 20 августа 1943 года мог стать последним для Хартмана, хотя раннее утро того дня не предвещало ничего плохого. Наоборот день начался довольно удачно: в период с 5 часов 30 минут по 6 часов 15 минут Эриху в районе Кутейниково юго-восточнее Донецка удалось сбить два штурмовика Ил-2, доведя свой боевой счет до 90 воздушных побед.

     Кстати, несмотря на такие выдающиеся достижения, на тот момент Хартман, кроме двух Железных крестов, никаких других наград не имел. Странно, однако, ни Рыцарским крестом, ни Германским Золотым крестом, или хотя бы Почетным Серебряным кубком за отличия в воздушных боях, его до сих пор не наградили, хотя, представления на них уже давно находились в штабных канцеляриях. Но это так, к слову, поэтому продолжим рассказ о злоключениях «Буби» 20 августа.   

     Итак, после двух побед подряд над штурмовиками, Эрих попал под меткую очередь стрелка-радиста одного из Ил-2, в результате чего мотор его Bf 109G-6 W.Nr. 20485 «Weisse 8» вышел из строя. И снова Хартману пришлось произвести вынужденную посадку на фюзеляж, причем за линией фронта. Таким образом, этот истребитель Хартмана оказался на все 100% потерянным для Люфтваффе. 

     Что же касается самого Хартмана, то прямо на месте приземления он был тут же взят в плен и, всё говорило о том, что его боевой карьере летчика-истребителя наступил конец. Тем не менее, «Буби» невероятно повезло, причем, благодаря его находчивости.

     А произошло следующее. Симулируя травму живота, Эриху удалось разжалобить сердобольных красноармейцев и притупить их бдительность. Сначала его понесли на носилках, а затем, повезли в кузове грузовика, вероятно, в какой-то советский штаб. Неожиданно в небе завыли сирены немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87, шофер грузовика запаниковал и свернул в кювет.

     Воспользовавшись замешательством русских, Хартман выпрыгнул из кузова и сломя голову помчался по кукурузному полу. Опомнившиеся конвоиры открыли по нему беспорядочную стрельбу, но, к счастью для «Буби», ни одна пуля в него не попала.

     Удрав из плена, в котором он пробыл всего четыре часа, Хартман немедленно направился в сторону линии фронта. Через какое-то время, ему удалось перейти на немецкую сторону, при этом его едва не застрелил немецкий часовой, но судьба и на этот раз хранила Эриха. А 23 августа, к всеобщей радости пилотов 9-го отряда и особенно его верного механика Карла Мертенса, Хартман уже прибыл в свою группу.

     Разумеется, «Буби» не стали подвергать прессингу и наказывать за невольное попадание в плен, как это часто бывало в советских частях, а наоборот, дали трехнедельный отпуск для поправки здоровья.   

     Следующий известный случай вынужденной посадки из-за отказа мотора произошел 14 ноября 1943 года. Кстати, к тому времени лейтенант Эрих Хартман был уже командиром 9-го отряда и кавалером Рыцарского креста. Свой Bf 109G-6 W.Nr. 20499 «Gelbe 1» он посадил на аэродром Кировоград, при этом истребитель получил повреждения, оцененные ремонтниками в 20%.

     22 февраля 1944 года Хартман, по техническим причинам, снова вынужден был произвести аварийную посадку своего Bf 109G-6 в районе Умани. Некоторые отечественные историки не согласны с технической версией и считают, что это произошло после встречи с советскими истребителями. Впрочем, в любом случае, о повреждениях самолета упоминаний в документах не найдено.

     Любопытнейший случай произошел с Хартманом 24 июня 1944 года. Как утверждают Раймонд Толивер и Тревор Констебль, в одиночку долгое время сражаясь против восьми американских истребителей Р-51 «Мустанг» над Румынией, Хартман израсходовал весь боезапас. К тому же, из-за выработки горючего, у него уже не было возможности дотянуть до своего аэродрома.

     Оказавшись в безвыходном положении, Хартман не стал дожидаться, когда мотор его самолета остановится, и он неминуемо будет сбит противником. Эрих принял единственно верное решение и просто выбросился с парашютом из своего Bf 109G-6.

     Обычно американские летчики не отказывали себе в удовольствии расстрелять беззащитных летчиков, опускающихся на парашютах. Как вспоминал позднее Хартман, в ожидании смерти он мысленно уже прощался со своей невестой Урсулой. Однако ангел хранитель и на этот раз отвел смерть от Эриха – янки не стали расстреливать его, висящего на парашюте, а, пролетев рядом с ним, удалились на запад. Вероятно, у них тоже заканчивалось горючее. А счастливчик Хартман благополучно приземлился в 6 километрах от своего аэродрома Роман.   

     Далее, на страницах своей книги те же Толивер и Констебль упоминают о примечательном факте во время беседы Хартмана с Гитлером, когда фюрер вручал ему бриллианты к Рыцарскому кресту. Так вот, Хартман поведал фюреру, что летом 1944 года, во время боев в южной части Польши ему дважды приходилось совершать вынужденные посадки в лесистых районах, обозначенных на немецких картах, как районы, занятые партизанами. При этом, по словам «Буби», во время этих «прогулок», ему повезло ни с кем не встретиться. Так ли это было в действительности, сказать затруднительно – никаких документальных подтверждений этому пока не найдено.
 
     Не подтверждена также информация о том, что, якобы, 1 октября 1944 года в районе Борисполя капитан Хартман в очередной раз выпрыгнул с парашютом. При каких обстоятельствах это произошло и происходило ли вообще, никаких данных нет.

     Последняя нестандартная ситуация произошла у Хартмана, по некоторым данным, в январе 1945 года, когда он был, якобы, сбит. В то время он был командиром 1-й группы JG.53 «Пиковый туз», в составе которой одержал одну воздушную победу. А вот сбивали ли его самого – подробностей нет.

     Других аварийных ситуаций, связанных с «Буби» Хартманом, пока не выявлено, хотя не исключается, что таковые были. А всего, из 14 случаев, нам удалось собрать информацию о 13 авариях самого результативного летчика-истребителя всех времен и народов. Истины ради заметим, что приведенная информация не во всех случаях подтверждена документами и поэтому не претендует на полноту.       

     Ну, и напоследок – ещё несколько фактов и цифр. 23-летний Эрих Хартман завершил свое участие во второй мировой войне в звании майора, будучи командиром 1-й группы 52-й истребительной эскадры, отмеченным многими наградами Германии, в том числе Рыцарским крестом с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами. А вот особенного знака отличия – «Знака за ранение» – у него не было. Почему?

     Да потому, что совершив за время войны 1.425 боевых вылетов, проведя 825 воздушных боев, сбив 352 самолета, пережив 14 вынужденных посадок и даже оставления самолета с парашютом, «Буби» Хартман умудрился не получить при этом ни единой царапины! Ну, что сказать, – везунчик!          


Рецензии
Таки да, малыша Хартмана навряд ли кому уже удастся обойти на авиационном
Олимпе во веки веков...

Насчет же какого то особого везения Хартмана, то тут не все так однозначно,
в прочим, ВСЕ кому удалось пережить "мясорубку" 1939-1945 гг.; годы отсидки
в различных "исправительных" и не совсем богоугодных заведениях однозначно
можно считать везунчиками...

Хотя порой, действительно, попадается инфа за судьбы людей, обладавшим просто невероятным, тут даже можно сказать, мистическим везением. И как я думаю малыш Хартман все же будет не из их числа...

С уважением и наилучшими пожеланиями...

Собянин Александр   30.01.2020 21:18     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Александр!
Разумеется, Хартману фартило не во всем: он провел много лет в плену, в котором над ним жестоко издевались, кроме того, он потерял сына. Однако в боях ему, несомненно, везло...
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Олег Каминский   31.01.2020 07:52   Заявить о нарушении
как обещал. Там вопросы, кстати, возникают.
http://vk.com/feed?w=wall-160661843_96026

Аркадий Уйманов   01.02.2020 23:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.