Жан Огюст Доминик Энгр Купальщица Вальпинсона

Жан Огюст Доминик Энгр Купальщица Вальпинсона. 1808фр. La Baigneuse Valpin;on.Холст, масло. 146 ; 97,5 см.Лувр, Париж

КАК ПИСАЛИ ОБ ЭТОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ КАРТИНЕ:
    Братья Гонкур писали, что «сам Рембрандт позавидовал бы янтарному цвету этого бледного женского стана».

     Лувр охарактеризовал работу как «шедевр гармоничных контуров и тонкого света»

     Шарль Бодлер описал картину, как сочетание глубинного сладострастия и подлинного целомудрия.
      
     Отмечая уникальную манеру Энгра в изображении человеческого тела, искусствовед Роберт Розенблюм писал, что картина «вызывает ощущение магического замирания времени, движения и даже законов гравитации. Женщина словно парит в воздухе, и её массивные формы удивительным образом отвергают земное притяжение»

       Картина написана  в Риме, в период учёбы Энгра во Французской академии,  первоначально называлась «Сидящая женщина». Нынешнее название носит по фамилии одного из прежних владельцев — Леонарда Вальпинсона.
    
     Энгр уже писал обнажённую женскую натуру ранее, например «Купающуюся женщину» 1807 года, однако именно «Большая купальщица» общепринято считается его первым выдающимся произведением на данную тему. Несмотря на схожесть композиции, в картине отсутствует откровенная сексуальность, как в предыдущей работе, и она передаёт лишь спокойную и размеренную чувственность.
    
     Мы наблюдаем сочетание глубинного сладострастия и подлинного целомудрия. Это противоречие проявляется в различных элементах картины. С одной стороны, оборот шеи, изгиб спины и ног подчёркивается спадающей зелёной драпировкой, белой занавесью, складками простыней и белья; с другой — им противопоставляются прохладные телесные тона купальщицы и чёрный мрамор в левом нижнем углу.

     Так драпировка занавески делает акцент на вертикаль спины, а завитки-складки тюрбана гармонируют с локонами барышни, так же как и с аккуратной раковиной уха. Линия художника определённа и неразрывна, что не мешает Энгру играть с формами и объёмом.
     Изображение невероятно пластично и спокойно. Здесь нет кричащих цветов и ярких контрастов за исключением одного –красные пятна на платке-тюрбане несколько выбиваются из спокойной палитры картины.
      
      Свою купальщицу Энгр осветил ярким светом, чем не только подчеркнул красоту женского тела, но и придал ощущение интимности и одновременно комфорта. Купальщица абсолютно спокойна и раскована в привычной для себя обстановке, и зритель может без стыда наслаждаться прекрасной героиней, открытой и одновременно целомудренной.

      Энгр неоднократно возвращался в своём творчестве к образу сидящей спиной обнажённой женщины, достигнув кульминации его исполнения в центральной героине «Турецких бань» (1863), играющей на мандолине на переднем плане и перекликающейся по ритму и тону с купальщицей Вальпинсона


Рецензии