Учителя и первые спортивные победы. Главы - 14-15

Александр Сергеевич Воробьёв (1924 – 1990)

МЕМУАРЫ РЯДОВОГО РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА


14.МОИ УЧИТЕЛЯ


Нам не страшен был серый волк. Занятия проводились, в основном, вечером, после занятий в школе или в выходные дни, что нас очень устраивало. Первые полмесяца желающих было так много, что в другой раз попасть на занятия было просто невозможно, но со временем мода прошла, и остались, как говорил наш тренер Федяков Виктор Александрович, только те, кому спорт был нужен. Мы занимались регулярно, кропотливо и со вкусом. Я познал технику ходьбы на лыжах, коньках, бегал не хуже других, играл в футбол в молодежной команде «левым крайним», я, как потом выражалась мачеха, «ходил как на пружинках». Это все сказалось и на моих знаниях в школе, в которую я ходил с большим удовольствием и желанием. Я не боялся ни одного из уроков, если не считать немецкого, так как у нас в классе было целое паломничество вхождения в онемечивание – все хотели знать немецкий. Я с большим удовлетворением вспоминаю своих учителей, которые в какой-то мере привили желание ко всем предметам : Иван Иванович, Антонина Ивановна, Артем Иванович, Павел Иванович, химичка, географиня, военное дело и др. Уже после Великой Отечественной войны основательно мне пришлось учиться и переучиваться: Путивльский техникум советской торговли, Обоянская одногодичная сельхоз-школа, десятый класс вечерней школы в г.Ужгороде, там же физико-математический факультет Ужгородского университета, Якутский педагогический институт на математическом факультете, институт советской торговли, политехнический институт города Братска и, наконец, защита диплома в финансовом институте г. Иркутска – я нигде не заваливал экзаменов. В академии наук Якутии, где   позже сдавал «Историю народного хозяйства», принимали экзамены у нас с Усатым Л.И. два ученых мужа, которые сказали: «Молодой человек, хороши у тебя были учителя в юности, хороши».
Антонина Ивановна Попова была классным руководителем в 8-м «А», преподавала у нас алгебру, геометрию, тригонометрию.  Представьте себе учителя, к которому нельзя было идти, не зная урока и уроков двух-трех дней назад, т.е., практически, я должен знать любой вопрос ее предмета, которые она у нас читала. И большинство из нас их знало.
Попова, Дмитренко и другие девушки всегда были готовы отвечать. Из ребят хорошие отметки были у меня и Терновцова.
Попова А.И. часто ездила в Москву к своей дочери, и злые языки говорили, что она так повторяла операции с бородавкой на лице. И мы, конечно, пользовались ее отсутствием, ставили в журнал отметки, кто какую хотел. По приезду из Москвы на первом из уроков брала журнал и с таким ехидным подходом спрашивала: «Ну, какие тут у нас отметки? Нуте-с, тов. Кошелев расскажите мне теорему...?». А уже после войны, когда мы встретились на равных, и  завел разговор о тех отметках, она, конечно, сказала: «Все это я знала и спрашивала тех, кто авансом завышал себе отметки».



15.ПЕРВАЯ ПОБЕДА НА ЛЫЖНЕ


В воскресенье 23 февраля 1941 года в 23-ю годовщину Красной Армии на острове Лука состоялся большой спортивный праздник, на который собралось молодежи чуть ли ни всего Глушковского района. Внушительная комиссия из представителей райвоенкомата, райкома комсомола, сельсовета, нашего спортивного общества «Сахарник» торопилась с открытием праздника. Более 300 человек выстроилось на Сейме в четыре шеренги. С деревень и сел, с хуторов района съехались они, чтобы в спортивной игре победить тёткинцев.
Коньки и другие виды зимних игр меня не интересовали, я ждал старта лыжной гонки на 10 км. И, наконец, дали старт выстроившимся колоннам по тридцать человек. И так через определенный промежуток времени выпускали и выпускали лыжников. Я вышел на лыжню где-то в седьмой или восьмой колонне. Не буду я описывать, как мы шли сразу после старта. Там тогда ничего нельзя было понять, где лыжня, где первые, где вторые, третьи. Сплошная лавина двигалась на восток в сторону Поповки. Я старался обойти этих спортсменов, вырваться на лыжню, но это было не так-то просто.
Где-то минут через десять я выбрался из этой массы желающих победы. Я думал тогда, что это неплохо, так как сначала я догонял, а потом мне надо будет уходить, удирать от кого-то. Так вот приметив, я делал расчет. И, конечно, мои расчеты были верны, хотя и не обошлось без приключений. В Теткино, на худой конец, в школе, лучшим лыжником считали меня. Я уже не первый раз выхожу на лыжню с 10 км дистанцией, я каждый день тренировался, объездил в окрестности все села, водил в лыжные походы ребят младших классов, занимался по методике хождения на лыжах. Но я думал, что я не лучше всех, что кто-то помешает мне быть первым. Со старта я уходил медленно, вел легко. Лыжи у меня были финские на мягком креплении, был в валенках. Подшитые русские валенки. В километре-полтора я на лыжню, впереди меня шли крепкие парни, уступая мне лыжню, других я обходил, и только один лыжник из с.Карыж, чего я и боялся, был впереди меня в трех-четырех метрах. Я его обошел на втором круге, и, представьте себе, как я был благодарен своему сопернику, так как 10 км в этот раз я прошел за 43 минуты. У меня предыдущие десятикилометровки были в одном времени - 45 мин, там я никого не боялся, а здесь - такие серьезные спортсмены. В честь этой победы вечером в заводском парке меня сфотографировали в буденовке и с винтовкой за плечами. Я был на пятом небе, нам обещали провести подобные соревнования этой же зимой.

Фото из семейного альбома - Александр Сергеевич и Ольга Демьяновна. Ужгород.1952 год


Рецензии
В честь этой победы вечером в заводском парке меня сфотографировали в буденовке и с винтовкой за плечами.(с)

Вот это награда для сельского хлопца - фотография!Жаль,что не привели с качестве иллюстрации.Затерялась?!

Монахов Владимир   22.01.2020 01:53     Заявить о нарушении