Всё началось с переполоха...

               
   Стояла прекрасная осень, о которой принято говорить «золотая». В конце сентября ещё чуть-чуть грело солнышко, переливалось искорками в волнах Камы, играло на багряных листьях деревьев. И настроение у отдыхающих в санатории было превосходное. Ни о чём не надо заботиться:  лечись, гуляй, набирайся сил. Только у Нины Семёновны неспокойно на душе, обида гложет её  изнутри. Ей 88 лет.  Она приехала из небольшого городка Пермского края вместе с внуком Артёмом.
    Всё началось с переполоха в санатории: « Бабушка в 507 комнате неделю ничего  не ела». Как? Почему? Разве такое возможно?  Оказывается, возможно в наше время. И потянулись к ней соседи с тарелками супа, салата, компота… Мы кормили Нину Семёновну всем этажом, пока жили там. Она была растрогана до слёз. Не ожидала, что такое внимание окажут ей посторонние люди.  И я искренне порадовалась. Всё-таки искорка доброты и стремление помочь оказавшемуся в беде человеку живёт в наших людях, хотя капиталистический строй, который нам навязали, воспитывает обратное. Нина Семёновна сопровождает внука-инвалида. Но у Артёма путёвка  на санаторно-курортное лечение бесплатная, а бабушка должна  была купить путёвку сама. Ну, откуда у пенсионерки 42 тысячи?! Ей администратор сказала: « Если у Вас нет таких денег, то выкупите хотя бы койку, чтобы жить с внуком в одной комнате». Ей некуда было деваться. С собой она взяла 20 тысяч. Из них и заплатила девятнадцать. У бабушки защемило сердце. «Ну, как я продержусь восемнадцать дней?»- со страхом думала она.
     Так и жила неделю, пока мы не узнали, что она голодает. Пошли разбираться с администрацией. Нас заверили, что сопровождающий инвалида не имеет никаких льгот. За лечение, проживание и питание надо платить самим.В законе говорится, что инвалидам и лицам, сопровождающим их,не предоставляются бесплатные путёвки.   Выходит, что наши прекрасные чиновники принимают законы по своему усмотрению и не в пользу человека. 
  Через неделю Нина Семёновна согласилась со мной пообщаться. Она оказалась хорошей собеседницей.  У неё очень доброе лицо,слегка рыхлое, со множеством морщинок; накрашенные карандашом дуги-брови, доверчивая улыбка, правильный овал лица. Всё ещё густые седые волосы причёсаны аккуратно. Слегка прищуренные глаза не утратили интереса к жизни. Они живые, с лукавинкой. Бабушка оказалась грамотной. Она закончила Ленинградский пединститут имени Герцена. Факультет психологии. Но тогда, в пятидесятые годы прошлого века, такой службы психологической и не было. Жизнь не сложилась, как мечталось. Одна дочь, умерла при родах в 39 лет, оставив двух детей на попечение своей матери. Нина Семёновна растерялась: у внучки эпилепсия лишь потому, что привезли её в роддом поздно вечером, и врачи отложили роды до утра.Может, потерпит. Артём родился маленький, семимесячный. Нина Семёновна  его выходила, он тоже инвалид с детства: у него ДЦП . Бабушка  могла бы отдать детей в детский дом, но добровольно взвалила на свои плечи этот непомерный груз. Артём очень худой, как четырнадцатилетний мальчик, сутулый, ходит , вытянув голову вперёд. Лицо постоянно напряжённое и хмурое. Странный и нервный. Я иногда прохожу мимо холла, а он лежит на спине на  диване, подложив под себя руки, и качается из стороны в сторону. Нина Семёновна говорит:  «Я сначала ничего не понимала, почему он так качается, а потом врачи мне объяснили, что ему так легче». Бабушка много пережила, пока поднимала внуков. В Кудымкаре, где они жили, в нормальную  школу его не приняли, хотя он был умный мальчик. Гороно его направило в специализированную школу - интернат за 40 километров.  Нина Семёновна с какой-то грустью говорит:"Учился Артём прилежно".  Но дети очень жестокие, они подвешивали  его за ноги  вниз головой. А сами стояли толпой и смеялись. Он выдержал  это испытание  только до шестого класса». В своём городе он закончил девять классов и поступил в строительное училище, которое успешно закончил.
   Живут они все в  бабушкиной квартире. Артёму уже 21 год. Он не может ориентироваться в пространстве, не умеет строить отношения с другими людьми в силу своего заболевания, не может контролировать своё психическое состояние и заниматься трудовой деятельностью. Но пожизненно, как говорит его бабушка, ему дали только третью группу. И какой из него работник? Ведь это рабочая группа. Что ему можно доверить? Где Артёму взять силы, чтобы работать  штукатуром или сварщиком?  И где же у нас в стране  права человека? Выходит,иногда  только на бумаге.
Январь, 2020 год.


Рецензии
Да, страшные дела творятся...

Наталия Королёва   03.03.2020 08:45     Заявить о нарушении
А что творится в СМИ?!!

Зинаида Попова   03.03.2020 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.