I. Первые упоминания

Род Ломаковых — один из родов служилых дворян из Тверской земли, обосновавшихся в Опочецком уезде в конце XVI века. Сведения, которые удалось собрать о них очень фрагментарны, но история дворянского землевладения в Опочецком уезде на землях, располагавшихся от Голубова до Болгатово, от Бездедова до Пелагеино, связана с родом Ломаковых. Сам род пресекся в конце XVIII в., но родственные связи с Ломаковыми привлекли в Опочецкий уезд целый ряд новых фамилий. Это повлекло выделение из их земель множества имений, владельцев которых мы знаем, поэтому попытаюсь составить хотя бы схематическое изложение истории этих земель.

Первый известный нам из Ломаковых в Опочецком уезде — Третьяк Васильевич Ломаков, который по переписи 1585-1587 гг. Г.И. Мещанинова-Морозова и И.В. Дровнина — владел:

«В Ильинской губе Опочецкого уезда: За Третьякомъ за Васильевымъ сыномъ Ломакова сельцо Лисицыно, да 6 деревень, да 17 пустошей, въ живущемъ 14 чети съ осминою пашни, а въ пусте сошново писма пол-пол-чети и пол-пол-пол-трети сохи и 2 чети перелогу.

В Никольской Куцкой губе: За Третьякомъ за Васильевымъ сыномъ Ломакова пус. Горбово Ульяновская попадьина, въ пусте 5 чети съ третникомъ перелогу.

В Воскресенской губе: За Третьякомъ за Васильевымъ сыномъ Ломакова пус. Онтоново, всего 13 пустошей, сошного писма въ пусте пол-пол-пол-трети сохи и 7 чети съ осминою перелогу.

В Егорьевской Нижней губе: За Третьякомъ за Васильевымъ сыномъ Ломакова пус. Федурново, всего 6 пустошей, сошново писма въ пусте пол-пол-пол-трети сохи»[1]

Сельцо Ломакова, как видим, располагалось в Ильинской губе. Центром Ильинской губы являлось городище Коложе. Сейчас на месте сельца Лисицына сохранившаяся деревня Голубово[2].

В апреле 1596 г в Пскове на 200 четвертей верстан новик Иван Терентьев сын Ломаков[3].

Поместье Ивана Ломакова упоминается в дозорных книгах Вороночского уезда, составленных после Смутного времени:

«В Полянской губе: Ивановское поместье Ломаково, Сельцо Жаваронково, в сельце д. был помещиков, а ныне вызжен, пусто, пашня не пахана, прелогом и лесом поросла. Дер. Демешкино, в. был Амоско Новгородцов, убили литовские люди, а ныне в. Ивашко Тимофеев да Якушко Иванов, да непашенные вдова Катеринка своим сыном с Куземкою кормитца, пахано пашни полосмины. Пус./-дер/ Мишаково, в. был Якушко Иванов, сшол безвестно кормитца. Пус. пахано пашни полосмины. Пус./-дер./ Мишаково, в. был Якушко Иванов, сшол безвестно кормитца. Пус./-дер./ Ржевково, в. был Микитка Новгородцов, умер. И те пустоши, что были деревни пусты и дворы пожжены, не паханы, перелогом и лесом поросли».В марте 1614 года поместье Ивана Ломакова отделено его дочери и брату[4].

Замужем за основателем рода шведских баронов Аминофф, Федором Григорьевичем Аминевым, перешедшим в годы Смуты на службу Швеции, была Авдотья Ломакова. По мнению датского историка Джона Ховарда Линна: Федор Григорьевич и опочецкий помещик Федор Арапов Аминев, это одно лицо[5].

Во второй половине XVII в. мы можем отследить два разных имения Ломаковых — Ермолая Васильевича и Василия Ивановича Ломаковых, очевидно, родственников, так как их имения лежат в той же местности, что и имения Третьяка Ломакова и граничат между собой. Сведения о них сохранились в Древлехранилище Псковского музея.

Так как материал очень обширный, рассмотрим историю имений Ломаковых по раздельности.

Примечания:

 [1] Сборник Московского архива Министерства юстиции. Т. 5, Спб, 1913
 [2] По генеральному межеванию 1780-х «Лисицына сельца Андрейна Максимово тож а по мужицкому званию деревня Голубова»
 [3] Десятни новиков, поверстанных в 1596 году // Известия русского генеалогического общества. Выпуск 3. СПб. 1909 «Лета 7104-го году апреля в … день по государеву цареву и великого князя Феодора Ивановича всеа Росии приказу бояре князь Тимофей Романович Трубецкой, да князь Федор Иванович Хворостинин, да дьяки Андрей Татьянин да Филипп Голянищев верстали государевым царевым и великого князя Феодора Ивановича всеа Росии жалованьем поместным окладом детей боярских новиков всех городов московские и новгородцкие земли неслужилых безпоместных от отцов детей и от братей братью и от дядей племянников, вьспрашивая про них тех городов детей боярских. А что кому учинен помесной оклад, и то писано в сей десятне ниже сего....»  [4] Дозорные книги поместных земель Вороначского, Себежского, Велейского уездов Псковской земли начала ХVII в. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. АН СССР. 1985 [5] Джон Ховард Линн. Ингерманландские «русские бояре» в Швеции. Их социальные и генеалогические корни. — Российский родословный фонд. Выпуск 6. — Памятники исторической мысли. Москва, 2006.

30.12.2019


Рецензии