О России и русском языке

О РОССИИ И РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Когда русского языка хулители,
Ненавидящие русских правители
Вторят хору гнусному России врагов,
Изобличать их чтобы, не подбираю слов.

И без повторения прописных истин
(Привести их всех не вижу причин),
Народы мира запомнили Россию
Как приносящего мир всем им мессию...

По природе своей язык русский велик,
Пусть ненавидят его все те, кто двулик.
Дороге в Космос проложено начало
Русским словом, которое прозвучало
Из уст советского парня как в подвиг призыв,
С задором и гордо Вселенную пронзив:
"Поехали", и в Космос открыты двери,
А в истории Земли - новая эра.
Клич "Вперёд" звучал под Москвою и Курском,
И тосты произносил Сталин на русском.

На русском говорили Пушкин и Ленин,
Саврасов, Айвазовский, Шишкин и Репин,
Гремел Маяковский и писал Есенин,
Сочиняли Глинка, Чайковский, Бородин...
Бесконечен список знаменитых имён,
Кто русским родился, иль в России рожден.

Россия никому ничего не должна,
Благодарность сыновей Отчизне нужна!


     PS: В конце 2012 года эта тема стала предметом моего спора с президентом Академии наук Республики Таджикистан Мамадшо Илоловым на страницах газеты "Азия-Плюс". По совету одного из своих друзей сегодня (17.08.2019 г.) считаю уместным предлагать вниманию читателей этот материал:

1) Из ответов президента Академии наук Республики Таджикистан Мамадшо Илолова на вопросы читателей газеты "Азия-Плюс" ( Указанная газета № 88 от 22 ноября 2012г.)

Вопрос: "Уважаемый Мамадшо Илолович!
        Меня и многих моих друзей и знакомых, мягко говоря, удивляет пренебрежительное отношение некоторых "учёных", журналистов и политических деятелей к месту и роли русского языка в нашем обществе. Вы прекрасно знаете, что благополучие, стабильность и мир в нашей стране во многом зависят от Великой России. С учётом интересов нашего народа, каковы планы Академии наук по данному вопросу? Не считаете ли Вы, что в школах, средних специальных и высших учебных заведениях необходимо увеличить количество часов на изучение русского языка? Не пора ли на государственном уровне ввести политику более бережного отношения к оставшимся специалистам - преподавателям русского языка и литературы и планировать их качественную подготовку в вузах страны?
        С уважением, пенсионер МВД Мамаджанов А."

Ответ: "Тут пишут "учёные" в кавычках, но почем-то журналистов и политических деятелей в кавычки не берут. Да, на самом деле, в последнее время начали говорить о том, что нам не нужен русский язык. Ну. интересно, разве кому-нибудь мешает язык? Если я знаю три языка, то это лучше, чем если б я знал только один или два языка, а если знаю пять языков, то это вообще здорово. Новый язык - это новый мир. Зная другой язык, мы открываем новые горизонты для себя. А русский язык -это язык науки и литературы.
       Конечно же,мы являемся наследниками великой таджикско-персидской поэзии. К примеру, Пушкин знал, кто такой Гафиз, кто такой Саади. И он им посвятил несколько стихотворений. Но русская литература 19-го века -это уникальное явление. Когда мы говорим: Чингиз Айтматов... Он только потому известный всем Чингиз Айтматов, что вырос на произведениях Толстого, Достоевского, Пушкина, Гоголя. Это великие имена, и хотя бы ради этого мы должны относиться к русскому языку с почтением.
       На самом деле я замечаю, что даже в печати "учёные" нам доказывают, что можно обходиться без русского языка. Мол, давайте мы с русским языком попрощаемся и будем заниматься английским языком. Но обойтись не могут. Чтобы английский язык стал для нас рабочим, для этого требуется минимум 50 лет; и если мы откажемся от русского, то мы просто окажемся в изоляции. Знаю, какова позиция Президента страны в этом вопросе, и он постоянно говорит, что надо изучить языки: русский и английский, и никогда не отдаёт предпочтение английскому языку. Если дать оценку даже нашим библиотечным , то уверен, что 95% из них - на русском языке. Что ж теперь делать, кто будет читать эту литературу?
       Я свидетель  того, что много раз на уровне заседаний правительства перед министрами образования ставился вопрос о подготовке учителей русского языка в среднеобразовательных школах, и были какие-то директивы. Но не думаю, что ситуация такая серьёзная."

           2) Ответом Президента Академии наук Таджикистана Мамадшо Илолова  не  удовлетворён...
          (газета "Азия-Плюс" № 95 от 17 декабря 2012 г.)

         "Здравствуйте, уважаемые сотрудники уважаемого издания «Азия-Плюс»!
        В этом письме нет необходимости писать об очевидной истине, что предоставленная вами возможность каждому простому гражданину нашей Родины и небезразличным к проблемам Таджикистана гражданам других государств обращаться с вопросами к общественным, политическим и государственным деятелям нашей страны является, по-моему, основной эффективной формой такого полезного и нужного взаимного общения. За это всем вам огромное человеческое СПАСИБО!
       В числе других ваших читателей я также обратился через ваш сайт к Президенту Академии наук Таджикистана с интересующим не только меня, но и многих других соотечественников, вопросом не о месте и роли русского языка в нашем обществе и несомненной полезности его изучения, а об отношении к вопросу повышения эффективности процесса обучения русскому языку в системе народного образования, начиная с детских садиков и средних школ, о принимаемых конкретных мерах по решению возникших в этом, жизненно важном для нашего народа, вопросе.  Не знаю, кто подготовил ответ Мамадшо Илоловичу на поставленные мной вопросы, но думаю, что не специалист и, тем более, не учёный. На этот раз имею ввиду учёного без кавычек…
        Любой мало-мальски уважающий себя первокурсник филологических факультетов прекрасно знает, что А.С. Пушкин и множество других поэтов и писателей не только русской, но и мировой литературы не только «знали кто такой Гафиз, кто такой Саади». Они – эти великие люди просвещённых народов большинства стран современного мира, считали не менее великих наших поэтов и учёных (и Рудаки, и Фирдоуси, и Авиценну, и Бируни, и Хафиза, и Саади, и Низами и…,если перечислить всех, страницы не хватит), но для многих из них они – наши великие предки были  устодами (учителями) и примерами для подражания. Но это к слову, эмоции, так сказать…
      Прочитав ответ, я, к великому сожалению, пришёл к неутешительному выводу, что в Академии наук Таджикистана абсолютно (а может быть, я ошибаюсь ?) ничего не делается, чтобы решить сложившуюся, весьма удручающую ситуацию – проблему безразличного отношения к изучению русского языка в образовательных учреждениях всех уровней. Иногда, беседуя с преподавателями и студентами вузов, даже таких специализированных, какими должны были бы являться факультеты русского языка и литературы, я просто ужасаюсь. А однажды, прочитав на страницах областной газеты «Согдийская правда» хвалебную статью об одной отличнице старших курсов руслита ХГУ, в которой был цитирован отрывок из её сочинения, и, посчитав грамматические ошибки восхваляемого «корреспондентом» текста, я понял масштабы катастрофы…
        В ответе Мамадшо Илоловича, конечно же, меня растрогала озабоченность автора, который «на самом деле ЗАМЕЧАЕТ, что даже в печати «учёные» нам доказывают, что можно обходиться без русского языка.» Позвольте поинтересоваться: «А членам и сотрудникам  Академии наук  слабо  замечать многочисленные вопиющие непростительные ошибки в учебниках для средних школ? Даже по предметам, призванным обучать учащихся правильному литературному таджикскому языку?!  Не говоря о таких позорных казусах, когда в учебниках по истории  портреты одних исторических персонажей выдаются за изображения других, а в книгах для чтения и по литературе путают авторов художественных произведений или же искажают их? Мне не понятно, почему он «свидетель , что много раз на уровне заседаний правительства перед министрами образования ставился вопрос, что мы должны рассмотреть вопрос о подготовке учителей русского языка в среднеобразовательных (?) школах, и были какие-то директивы.» и при этом «не думает, что ситуация такая серьёзная». А будущий депортированный из России трудовой мигрант, наверное, так не думает.
        На этом хотел было поставить точку, однако совсем чуть-чуть продолжу, так как какую-то маленькую, но, всё-таки питаю надежду на то, что не все безразлично относятся к решению вышеназванной проблемы, вселяют материалы некоторых уважаемых периодических изданий, в том числе газеты «Азия-Плюс». К примеру, из статьи «Очередное испытание для мигранта» («Азия-Плюс» № 88 от 22 ноября 2012 г., автор Акмал Манонов) я узнал, что оказывается «главный специалист Управления дошкольного и школьного среднего образования Минобразования Холмахмад Холназаров отмечает, что на сегодняшний момент со сторон специалистов Минобразования пересматриваются предметные стандарты для общеобразовательных учреждений. Вместе с этим в ближайшем будущем, возможно, будет пересмотрено количество часов, предусмотренных  для изучения русского языка в школах». Кстати, уважаемый Мамадшо Илолович, задавая свой вопрос, я осознанно не взял слово «журналист» в кавычки потому, что помимо прочих есть и такие ЖУРНАЛИСТЫ, какими являются  Акмал Манонов, Ольга Тутубалина, Мавлюда Рафиева и другие, которые уважают свою профессию и, которым небезразлична судьба народа и страны. Дай Бог всем им здоровья!
         А статья «Российские учителя так и не приехали в Таджикистан…» (тот же номер «Азии-Плюс») и комментарий к ней меня «убедили» в том, что этим самым учителям (даже если они являются уроженцами и гражданами Таджикистана) в нашей стране нечего делать, так как «в роли учителя русского языка у нас выступает Мобильник», о чём сообщается в статье «Хочем гаварит паруски» (тот же номер «Азии-Плюс»).
        Таким образом, дорогие соотечественники,  вы тоже (Боже упаси!) не думайте , «что ситуация такая сложная».

               P.S: Я до сих пор не уверен, нужно ли было взять слова «политические деятели» в кавычки, или, может быть, я не ошибся, не заключив их в кавычки? Впрочем, это не так уж важно.

С уважением, пенсионер МВД Мамаджанов Абдукаюм (Абдукаюми Мухаммадчон), полковник внутренней службы".





_____________________________________________________


А вот и другая сторона этого вопроса:


 http://www.proza.ru/2020/01/13/383
         


 


Рецензии
Покорена Вашими стихами и отношением к русскому языку.
Огромное за это спасибо!
Успехов Вам в творчестве.
С большим уважением.

Татьяна Шмидт   19.07.2020 19:32     Заявить о нарушении
Благодарю,уважаемая Татьяна, за понимание и отзыв!
С добрыми пожеланиями

Абдукаюм Мамаджанов   19.07.2020 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.