Наш Ландау 10

              Капица*  сам себя зачислил в штат Резерфорда**


                В комнате Ландау и его жена Кора. Звонит телефон.

    Л а н д а у (берет трубку). Да!.. Нет, семикомнатная квартира мне не нужна. Ну и что, что в центре Москвы. Моя квартира меня вполне устраивает. Я не буду советоваться с женой, она со мною согласна. И дача в Барвихе с кирпичным гаражом мне не нужна, у меня есть… Куда я должен  прибыть? В Президиум Академии наук на инструктаж по случаю приема в Кремле? Сейчас посмотрю в записную книжку, смогу ли. (Смотрит в записную книжку.) К сожалению, ничего не выйдет. Сейчас ко мне должен прийти студент сдавать теоретический минимум… Вам непонятно, что такое теоретический минимум? Это круг вопросов по физике и математике, на которые студент должен мне ответить, чтобы я смог допустить его на свой семинар… А! Вам непонятно, как я могу так относиться к инструктажу. Что поделаешь, я такой. Ну, до свидания. (Кладет трубку.) Хотят меня подкупить, чтобы я занимался техническими вопросами… Кора, напомни мне, чтобы я поздравил Капицу* с днем рождения.
     К о р а. Ты же не любишь юбилеи.
     Л а н д а у. Ты разве забыла, Коруша, кто меня вытащил из тюрьмы в далеком 1938 году? Перевел, так сказать, из отрицательной области в положительную. Капица спас мне тогда жизнь.  Я это всегда помню… Не хочется вспоминать то время, но надо. –    Чтобы не повторилось. Для нашей страны оно было чем-то вроде страшной средневековой чумы.
     К о р а. Тогда мне сообщили, что ты – шпион иностранной разведки. Смешно, если бы не было страшно. Обвинить такого человека, как ты, в том, что он  променял профессию физика, которую бесконечно любит, на грязное дело шпиона? Абсурд!
     Л а н д а у. А ты знаешь, Коруша, физика мне тогда, действительно, здорово помогла.
     К о р а. Ты мне никогда не рассказывал об этом.
     Л а н д а у. Физики всего мира в то время  ломали головы над явлением сверхтекучести жидкого гелия, обнаруженного Капицей. Но не могли объяснить его. И тогда Капица решился написать письмо самому Сталину о том,  что он прекратит все  работы в своем институте, если не освободят Ландау, который один только может объяснить это явление. И меня  выпустили.
     К о р а. Ты родился в рубашке, вот что я тебе скажу.
     Л а н д а у. Нет. Тут дело в другом. Будь на месте Капицы другой, неизвестно чем бы все это для меня кончилось. (В глазах Ландау заиграли искорки смеха.) А ты знаешь, Коруша, как Капице в бытность начинающим физиком удалось остаться работать в Англии у самого Резерфорда?** Я тебе еще не рассказывал. Слушай… Когда академик Иоффе попросил       
Резерфорда зачислить Капицу в штат его лаборатории,   тот ответил: «Простите, сэр! Но это невозможно. У меня  в штате только 30 мест. И все они заняты». После этого к Резерфорду обратился стоящий рядом  Капица: «Профессор, скажите, пожалуйста, какой процент ошибок вы допускаете в научных опытах?» – «Один процент». – « Почему же тогда вам и в штате не допустить ошибку в один процент?» –  «Оставайтесь! Вы зачислены в штат!» – быстро сказал Резерфорд, сразу оценив талант молодого ученого... Каково? А? Капица в одну минуту сам себя зачислил в штат самого Резерфорда! (Хлопает себя по коленям и, наклонившись, покатывается от смеха.)

      
     *Петр Леонидович Капица, выдающийся советский физик, директор института, в котором работал Ландау.
     *Выдающийся английский ученый, внесший значительный вклад в ядерную физику..

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии