Свобода, брат, свобода

               
В декабре 1991 года окончательно рухнул СССР, КПСС запрещена, радость для малой группы реформаторов, а остальным нет времени участвовать в политиеских играх страны – им надо было выживать. Хотя нет, у  моряков загранплавания была особая радость – помполитов больше нет,  и теперь  можно устроиться на работу на иностранные суда. Наконец-то, пришла СВОБОДА!                Всё по порядку. О чём речь? Во - первых – помполиты. На судне редкого помощника капитана по политической части,  уважали, потому что страх перед его должностью затмевал всё человеческое, что было в нём. По мнению моряков  он не работал, а только собирал сведения обо всех и докладывал « наверх», а    ТАМ! могли визу прикрыть в один миг и прощай море, навсегда.               
Во – вторых - теперь моряки через посреднические конторы могли устроиться на иностранные суда. А там «рай» - денег куры не клюют. Справедливости  ради,  Пароходства быстро «шли ко дну», работа заканчивалась. Суда переходили в частные руки, а хозяевам нужны были только деньги, только прибыль. Романтической любви к морю, судам и морякам у них не наблюдалось. СВОБОДА!
      Открылась и в Мурманске такая кампания. Начали набирать моряков на  иностранные суда. Помогали им собрать, необходимые  для работы документы,  наспех открывали  краткосрочные курсы английского языка.  После этих курсов моряки, в основном командный состав, сдавали экзамен  и ждали своей очереди для отправки на судно.
      Сейчас я рассказываю случаи, конечно, со слов,  десятки лет я «замужем за морем», да и сама побывала на судне не только во время стоянок, но и в море ходила чуть-чуть.  Однажды в рейсе ночь просидела с ножом в руках для само-обороны. И я решилась написать, потому что чувствую этот перестроечный балаган. Итак, старший помощник капитана с дипломом капитана дальнего плавания   и  пёстрая сборная команда попали под начало греческого капитана на американское судно «Lucky», стало быть, «Счастливчик».
Отправляя очередную команду в рейс, ни за что не отвечающие, отцы – работо-датели, напутствовали экипаж:
     - Вы должны понимать, что это судно принадлежит иностранной кампании и вам  не стоит расслабляться. Они платят деньги за работу и за каждое нарушение  будут штрафовать, а за серьезное нарушение с судна спишут и отправят  домой за ваш счёт.
          И вот сбылась  мечта.  Стоит команда на причале иностранного порта у борта белого  красавца- теплохода  «Lucку». Идет выгрузка. Смена экипажа произво-дится быстро и одновременно: старый экипаж ещё работает, а прибывший  уже
должен приступить к работе.               
       Случай первый.  «ПРИЕХАЛИ!» Оказалось, что многие матросы - рыбаки и  вообще не знают работы на грузовом судне и впервые видят такую технику. Значит надо ставить второго помощника капитана погрузочные работы, но тот наотрез отказался:
        - Это не моя обязанность, моя обязанность – штурманское дело, корректура . карт и пособий.               
           Старпом был ошарашен таким быстрым вхождением молодого штурмана  в рыночные отношения.               
       - Но Вы же сейчас на вахте, и, вообще, как дальше  будете работать? Сами знаете - грузовые работы ведутся круглосуточно.
         - Работа с грузовыми лебедками – это боцманская обязанность, вот его и
заставляйте.               
        А боцман молодой парень, до этого работал на буксире у нефтяников и с  грузовым устройством на  торговых судах он не знаком, в-о-о-б-щ-е. Сейчас его учить уже нет времени. Старпом сам встает на управление грузовыми лебедка-ми.                СВОБОДА, МУЖИКИ!  Где тот злыдень – помполит?
       Случай второй. «УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА».   Раз в месяц, по морским правилам, надо отыгрывать учебную тревогу. А нынче, народ уже устал, раздражён и об-щее мнение высказывает боцман:
      - Зачем нам эти тревоги? И так работаем, чуть ли не круглые сутки. Это раньше при Союзе, можно было над моряками издеваться, боялись, что помполит куда надо донесет, а сейчас- то это зачем?               
В- о- о -т,  и  помполита  вспомнили.
        Бросил  боцман «в сердцах» электрический механизм для подъема шлюпок на палубу. Грохот услышал капитан:
       - Что случилось?  Зачем бросили на палубу этот механизм?
       Попытался старпом объяснить капитану ситуацию, но капитан не дослушав, приказывает:
       - Боцману штраф 50 долларов. Подготовьте приказ и отошлите его в Вашу кампанию и в Мою.
       Это был первый штраф в этом рейсе за нарушение дисциплины и не последний.
       Случай третий. «КОК». Капитан  заказывал продукты на судно и объяснял, что это продукты взяты на столько - то дней. Но повар, видя изобилие продуктов, хотел угодить экипажу. А, как же, работаем на американцев, значит не  должны себе ни в чем отказывать. Готовил большие порции, которые -нормальный человек и съесть не в состоянии. На замечание старпома:
       - И зачем ты такие порции делаешь? Ведь не хватит до следующей закупки
продуктов.
       - А, пусть берёт больше продуктов, ответил хлебосольный, за чужой счёт кормилец.
          Случай четвёртый. «ПОГУЛЯЛИ». Примерно через три месяца, во время очередной стоянки  на рейде, капитан разрешил морякам побродить по суше, посмотреть город. Вызвал рейдовый катер.  Самые активные моряки первыми отправились в увольнение. Вернулись они вечером из увольнения сильно довольные. Рассказывают, фотокарточки показывают:
       - Вышли из проходной порта. Город незнакомый, куда идти, не знаем. Пошли, куда глаза глядят. Оказалось, зашли в неблагополучный район. Навстречу старушка, что-то говорит, жестами показывает, что туда идти не надо и повторяет понятное слово – бандито. Ну, нам- то, это до лампочки. Оказалось, мы зашли в очень даже интересное место. Кругом небольшие ресторанчики и, как, оказалось, бордели. Около них очень яркие девахи, зазывают в гости. Зашли, цены небольшие, отдохнули от души, и даже подружки нам свои фотокарточки подарили.
        На следующий день новая партия моряков отправилась отдыхать на берег в то же место. Вечером вернулись на судно, спиртное с собой привезли и устроили вечер воспоминаний с музыкой, с громким обсуждением отдыха и своих случайных подруг. В это время поступило распоряжение следовать под погрузку к очередной пристани. Как в той песне: «С якоря сниматься, по местам стоять!»,  а ребятам не до этого. Старпом пытается образумить моряков:
       -  Мужики, мы же пришли на это судно работать, деньги зарабатывать. В чем дело? Бросайте ерундой заниматься, давайте все по рабочим местам.                Ребята пошли в разнос:
       - Мы натерпелись при коммуняках, а теперь свобода.
         Капитан (напоминаю, капитан – грек) не дождался выхода моряков на свои места и спустился на палубу, услышал крики, снял с пожарного щитка топор и открывает каюту. Без знания греческого языка срочно поняли, что капитан не шутит. А внешность у капитана интересная. Лет ему около пятидесяти, невысокого роста, плотный, длинные седые волосы. Но главное  – это огромные глазищи, которые, кажется, сверкают и даже вращаются. Матросы потихоньку разошлись по своим рабочим местам. На следующий день опять последовали приказы о штрафах.  Больше капитан рейдовый катер не заказывал.
      Случай пятый. «ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ» Ну, матросы – они люди не шибко воспитанные и грамотные, да и молодость еще играет, а вот у комсостава тоже отношения  совсем простые. Рейс скоро заканчивается, судно должно встать в ремонт. Капитан дает распоряжение старшему механику (стармех, дед – Т.Е.) подготовить ремонтную ведомость для руководства фирмы, чтобы там подготовили смету и место для ремонта судна. Старший механик все это выполнил, но в английском языке он не силен и написал все на русском языке. Для отправки телексом руководству фирмы, необходимо это все перевести на английский язык и отпечатать. Этим на судне, по рабочим обязанностям должен заниматься третий помощник капитана. Капитан дает указание старпому и тот передает бумаги третьему помощнику:
       - Переведите это на английский и напечатайте, чтобы радист смог отправить
в кампанию.
       - А, я не обязан это делать. Пусть дед сам переводит и печатает. Я за него работать не буду. Это его работа. Он несколько лет работал за границей и язык
должен знать. Не буду я за стармеха работать.
        - Ну, ладно, я передам вашу работу второму помощнику.
        - Валяйте, но он тоже за стармеха работать не будет.               
Что делать? Ладно, с третьим помощником потом разберусь, думает старпом и идет к второму помощнику капитана. Там  повторяется примерно тоже, что и с третьим.
         - Господа офицеры, это что? Саботаж? Как мне об этом доложить мастеру?
         - А, как хотите, так и докладывайте.
           Капитан уже насмотрелся на своих помощников и у него сложилось свое мнение:
         - Передайте эту ведомость радисту, и пусть он переведет ее, покажет мне
и потом отправит в фирму.
           Радист отказался выполнить работу и Капитан принял решение:
         - Ладно, пусть радист отправит эту ремонтную ведомость, как она есть, на
русском языке, я потом руководству все объясню. Но подготовьте приказ о
штрафе по 100 долларов 2-му,3-му помощникам и 150 долларов радисту за
невыполнение своих должностных обязанностей.
        Судно продолжает работать шестой месяц. У старшего механика (стармеха) сегодня день рождения, ему исполнилось 52 года. Идет старпом на обед, перед кают-компанией стоят моряки, здесь старший механик, механики, мотористы и еще несколько моряков. Старпом думает, что моряки хотят стармеха поздравить и начинает его поздравлять. Все, как обычно:
        -  Поздравляю вас с днем рождения, желаю и т.д.
         Поздравил, и спрашивает рядом стоящих моряков:
        -А, вы как Василия Ивановича поздравили, что подарили?
       - Мы подарили ему веревку и мыло, чтобы он скорее повесился. – Отвечает
моторист.
        Святые отношения.               
 P. S. 1. После окончания рейса старпом с командой вернулись на Родину. В Аэропорту Пулково в Ленинграде прошли досмотр на границе, им пересчитали валюту.  В те годы не редки были случаи грабежей  вновь прибывших из –заграницы и не только. Слава богу, добрались до Московского Вокзала, а дальше –Мурманск. Чтобы лишний раз не показывать доллары, нашли господа офицеры в своих карманах рубли -  как раз хватило на три билета в жестком  вагоне совсем нефирменного поезда. На двое суток запаслись едой: купили, аж, 2 батона хлеба на троих. Вообще то, старпом мог остановиться в Ленинграде у тёщи, но морское братство и солидарность…. Прибыли в Мурманск. Хронически не выспавшийся за последние полгода старпом,  посреди вокзальной площади на автобусной остановке оставил свой чемодан с деньгами и коробку с видеомагнитофоном незнакомым парням и пошёл искать жену. Она работала в здании где-то рядом, взять рубли на дорогу до дома. Не нашёл и вернулся на остановку, парни уехали, а чемодан сиротствовал на площади. Совсем недавно, вспоминая этот случай, старпом говорит, что хорошо, что ещё не хохотал.               
        2. Прощаясь с русским старшим помощником, греческий капитан американского судна сказал:
        - Я больше н и к о г д а  не пойду в море с российским экипажем и другим расскажу. И ещё. Скажите всем, чтобы ничего не воровали на судне, а то на таможне найдут и могут посадить в тюрьму. Законы у нас строгие».
СВОБОДА, брат, это тебе не АНАРХИЯ. До СВОБОДЫ дорасти надо.
                2020 г. Керчь             


Рецензии