Семинар по информатике-4

Лабораториум «Системного анализа»

Тема: «Принцип истинных имен»

Реферат многостраничного обсуждения: «Что такое "информация"?»
 http://philosophystorm.org/chto-takoe-informatsiya-0

4. Декларация дилетанта

> boldachev, 12 Март,
Нет никакой классики. Вы ее выдумали, как и в случае с кодированием. 
Корнак7, 12 Март,
А вы выдумали "информационную ситуацию" и в своих рассуждения опираетесь на свою выдумку. Я же использую классическое понимание - сообщение.
Проще всего сочинять свои правила и играть по ним))
boldachev, 12 Март,
Да, выдумал. Не считаю, что этого стоит стыдиться.  Термин вполне прозрачен: информационная ситуация - это событие, в котором основным элементом является информация, понимаемая как значение знака (данных). Обращаемся к кейсу "датчик - канал связи - запись данных на носитель". Фигурирует ли тут хоть в какой-то точке значение знаков? Нет. Значит и нет информационной ситуации.
А вы выдумали какую-то "классику" и при этом не можете привести хоть какие-то обоснования классичности этой "классики". Только повторяете одно и тоже. Да еще не можете объяснить, что такое сообщение, в каком значении вы используете это слово. >

> boldachev, 12 Март,
Давайте быть честными. Да я сочинил правила - правила  использования терминов в некоторой предметной области. В длинном тексте со множеством повторов рассказал про эти правила, пояснил детали и проблемы. И подробно отвечаю на множество вопросов, понимая, что новое всегда дается с трудом.
А вы? Вы предлагаете играть по правилам, которые называете "классическими", хотя не можете их пояснить. И при этом получается, что куда ни копни, эти правила оказываются неправильными. А самое главное, эти правила невозможно даже обсудить, поскольку вы не можете пояснить значение важнейшего в них слова - "сообщение".
Корнак7, 12 Март,
Почему же не могу? В сознании даны мысли, эмоции и ощущения. Мы хотим ими поделиться с собратьями по несчастью. Чтобы реализовать это желание, мы прибегаем к понятиям и прочим сигналам, которые мы применяем, предварительно договорившись, что под ними подразумеваем в своем сообщении.
boldachev, 12 Март
Понятие - это сигнал? Это в "классике" так? Ну укажите же наконец нам источник этой самой "классики".  Где этих классиков вы нашли? ) И поинтересуйтесь у классиков, что такое сигнал.
boldachev, 12 Март
А вот это просто песня:
– поскольку вы не можете пояснить значение важнейшего в них слова - "сообщение"…
– Почему же не могу? мы прибегаем к понятиям и прочим сигналам, которые мы применяем, предварительно договорившись, что под ними подразумеваем в своем сообщении.
Я задал простой вопрос "что такое сообщение?" Не что вы там в нем применяете, а чем оно само является? В каком значении вы используете слово "сообщение"? По ходу вы сами добавили еще "знание", "понятие" и "сигнал" - про их значение также хотелось услышать.
Вы что думаете, возможно вот так просто сорить словами и при это не знать их значение? Если уж начали писать да еще поучать других, так будьте добры, поясните значение используемых вами слов. >

Тезаурус Болдачева
(Пометка «def» означает определение; пометка «апейрон» означает определение описанием. Смысл понятия становится (или не становится) ясен из контекста этого описания.  В принципе, это тоже определение, только дисперсное; для такого уровня – достаточное. Пометка  «категория» означает понятие, которое считается общепонятным и поэтому не требует определения. Пометка > означает дополнительный, уточняющий комментарий.)
* система (категория)
– принимающая (категория)
– генерирующая (категория)
– , состояние (категория)
–, сложность (категория)
* информация
(def) Информация – значение данных
> Информация фиксируется только при взаимодействии данных с системой.
– синтаксическая
(def)  «синтаксическая информация» - это просто данные.
– семантическая.
(def) носитель некоторого содержания.
> Семантика, содержание, значение и значимость есть только на стороне принимающей системы. И в этой схеме информация, понимаемая как значение данных, не может быть не семантической, не иметь значения
* данные
(def) это упорядоченное множество знаков, сохраняющее свою структуру во времени
* значение
(def) смысл
> Значение - это то, что есть только здесь и сейчас.
> Я различаю два понятия "смысл" и "значение" и только в редких случаях (для согласования терминологии с собеседником) не обращаю на их различие. Говоря об информации корректнее говорить о значении - значении данных, а не о смысле.
* значимость
(апейрон) Данные значимы  для принимающей системы, то есть информативны, если они меняют ее состояние.
* информативность
(def) значимость для принимающей системы
> принципиально невозможно говорить об информационности данных вне и до указания принимающей системы
> невозможно говорить об информативности хранимых и передаваемых сведений. Информативность может проявиться только при приеме данных и она, в первую очередь, является функцией от сложности и состояния принимающей системы.
* знак.
(def) любой объект или структура объектов, которые вызывают информационную ситуацию мы называем знаками.
> если нечто для нас значимо (способно изменить наше состояние), то мы это и называем знаком.
> Такие специфические объекты, которые заведомо и задумано имеют значение отличное от понятий, под которые они подпадают вне информационных ситуаций, мы называем знаками.
* знание
(def) знание (1) - это собственные данные принимающей системы,
> Знание - это как раз то, на стороне субъекта (принимающей системы), что позволяет ему воспринять значение данных, то есть информацию.
> просто знание чего-то, возможность воспроизведения этого знания, не приводит автоматически к информационной ситуации.
> невозможно говорить об информативности хранимых и передаваемых сведений.
(def) знания (2) - это, по сути, фиксированные модели для распознавания значений в потоке данных.
* сигнал
(def) это данные, генерируемые с целью перевода принимающей системы в заданное состояние
> Следует различал сигнал и данные. Не всякие данные являются сигналом, но сигнал всегда данные.
* суждение
(апейрон) Только суждение может быть истинным или ложным, а текст понятным, полным, достоверным или содержать непроверенные факты. Все  эти атрибуты текста исследуются в логике, семиотике, педагогике, юриспруденции и т.п., но уж точно не имеют никакого отношения к информатике, к информационным ситуациям.
* информационная ситуация 
(def) восприятие значения данных/знаков
> предполагает реакцию системы на знаки, Простая однозначная информационная ситуация: знак и получатель знака.
> Вот три необходимых и достаточных элемента информационной ситуации:  система - знак - реакция системы на знак.
* Сведения
(апейрон) Невозможно говорить об информативности хранимых и передаваемых сведений. Информативность может проявиться только при приеме данных и она, в первую очередь, является функцией от сложности и состояния принимающей системы.
> Не может быть ложной информации. Информация - это значение знака. Как вы восприняли знак, такова и информация. Ложными могут быть знания/текст, которые вы интерпретируете как значение/информацию.
* текст
(апейрон) Традиционное определение информации, как сведений, приводит к тому, что ее зачастую отождествляют с текстом (понимаемом в самом широком смысле
> Сделав такую подмену, исследователи начинают заниматься анализом текста и его составляющих (суждений, слов, букв). И тогда информации приписывают истинность, достоверность, полноту, понятность и пр.
> анализируя данные на предмет возможность инициации этими данными информационных состояний, следует подсчитывать не количество знаков, слов, предложений, а пытаться выделить в данных факты, события, которые могут иметь значение для принимающей системы.
* коммуникация
(def) это обмен сигналами.
> Коммуникация подразумевает генерацию данных системой А для целенаправленного изменение системы В, и обязательный ответ системы В в форме генерации данных с целью изменить состояние системы А.

Тезаурус Семинара:
* информация
(def)  несомый смысл, содержимое, суть данных,
(def) оценочный параметр,  математическое значение которого обратно пропорционально энтропии рассматриваемой системы. 
– объективная
 (def) - это переданная  структура сформированная интеллектуально.
– субъективная
(def) это интеллектуально сформированная структура (самодостаточная, своя)
> то есть: значение, которое придаёт система тому что пришло
– конвенциональная
(апейрон) мы прибегаем к понятиям и прочим сигналам, которые мы применяем, предварительно договорившись, что под ними подразумеваем в своем сообщении.
> Знак вещь конвенциональная. Одно и то же множество объектов может быть интерпретировано как разные наборы данных при условии, что имеются различные конвенции относительно знаковой сущности объектов.
– относительная
(апейрон) информация фиксируется всегда и только в конкретной информационной ситуации. И так определенная, информация, естественно относительна
* источник информации (категория)
* взаимодействие
(апейрон) Есть взаимодействие – есть информация, нет взаимодействия – и информации нет.
* информирование
(def) передача знаний.
* знания (категория)
* источник знаний (категория)
* передача информации.
(def) передача "текста, формул, кода", то есть данных
> Информация передается вместе с данными, которые её переносят. 
> Передаются и сохраняются только данные.
* данные
 (def) носитель с несомой информацией
* генерация данных, восприятие данных.
(апейрон) Информация возникает только при восприятии данных.
> Между этими событиями могут быть тысячи лет. И первое может никак не подразумевать второе.
* кодирование
(def) это замена одного носителя другим,
* дешифрование
(def) получение знаний от источника.
> считывание данных, получение информации.
* шифрование
(def) превращение содержания знаний в данные
* содержание
(def) значимость данных.
* дезинформация
(def) это введение в заблуждение ложной информацией любым возможным способом
* достоверность информации
(def) Свойство информации быть правильно воспринятой.
* достоверность передачи информации
(def) взаимно однозначное соответствие пакетов информации, переданных и принятых
* понятие
(def) сигнал
* интерпретация (категория)
> для "интерпретации" нужен хоть какой-то элемент, фильтр, а то и сложный модуль.
* смысл (категория)
> Смысл, информация, красота - это не вещи, которыми можно делиться.
– конкретный (категория)
– объективный (категория)

    Если относиться к Семинару как к информационной системе (а автор этих строк так к ней и относится), то «Тезаурус Болдачева» – это таблица входящих кодов этой системы. Если ее дополнить «Тезаурусом Семинара», мы получим таблицу исходящих кодов. И здесь самое время уточнить: какой именно системы?
    Мне так и не удалось упросить программу публикаций разрешить активную (электронную) ссылку на моей странице; но и в текстовом варианте ее достаточно, чтобы читатель разыскал текст Семинара, записанный на облачных носителях Сети, и ознакомился с ним самостоятельно; запустив таким образом процесс в системе «Канал связи» – через пространство и время, между участниками обсуждения и собой как читателем. Тогда несовпадение между входящими и исходящими кодами свидетельствует о нарастании шумов при транспорте информации; и такие искажения действительно налицо.
    Но есть и вторая точка зрения – участников обсуждения, которое по замыслу есть не что иное как коллективный мыслитель в поисках новых знаний, и они действительно имеются как результат дискуссии. За это она и удостоена мною титула «Семинар»; да и проходила на сайте под выразительным названием «Философский штурм». Таким образом, с этой точки зрения, Семинар – ИС «Черный ящик» (Декодер – ЧЯ – Кодер); или попросту говоря, Интерпретатор, или Исследователь, или, совсем уж просто, – Мыслитель. И это совершенно меняет наше отношение к «Тезаурусу Семинара», который, оказывается, предназначен для считывания полученных в результате обсуждения открытий.
    Однако самой первой репрезентацией дискуссии на сайте ФШ была точка зрения источника ссылки на Семинар, данной автору этих строк, который автор, оказывается, оторвался от широкой общественности и потерял чувство реальности. Предполагалось, что знакомство с «многостраничным обсуждением» просветит и вразумит его (меня) и приобщит к реальному делу – пусть и в качестве наблюдателя. И это уже третий вариант ответа: информационная система «Декодер» (Канал связи – Декодер – ЧЯ); или Наблюдатель, попросту говоря.
    И как же я воспринял эту благотворительную акцию? Взял и, наоборот, познакомил широкую общественность со своими взглядами на обсуждаемый вопрос, используя для этого материалы дискуссии. И это уже четвертая идентификация  Семинара: ИС «Кодер» (ЧЯ – Кодер – Канал связи).
    Какая из версий правильная? Воспользуюсь случаем, чтобы сказать два слова о свободе – свободе от «объективной истины». На самом деле все не так, как в действительности, которая зависит от воли наблюдателя, произвольно меняющего кодовые таблицы своего восприятия этой действительности.
    По моему желанию Семинар был для меня информационной системой всех четырех типов, потому что рассматривал я его со всех четырех точек зрения – и еще с пятой, самой главной, о которой я, может быть, расскажу отдельно. В зависимости от своих целей и намерений, автор определял значимость и значение слов текста, не связывая себя предписаниями Тезаурусов – того и другого.
    Умение управлять своим персональным «окном внимания» с помощью, образно говоря, «кодовых таблиц» – центральный момент нашей свободы; свободы слова, свободы мышления и свободы действий.
    Ну, и, собственно, о Декларации. Присоединяюсь. Ник.

2020 


Рецензии