Дорога в детство

Долго-долго собирались с Люсей сходить на её малую родину – хутор, где она родилась и жила в детстве, недалеко от деревни, в настоящее время покинутый людьми (остался только крест – капличка  в память о том, что здесь когда-то жили люди), но как-то всё не получалось.
Помнит она всё: как был расположен дом, где что стояло в хате, что находилось во дворе…
Её воспоминания я записала здесь.
- Я всё так явно представляю, хотя уже ничего нет, только неумолимая память возвращает в детство, трудное, полуголодное, но счастливое.
Были рядом родные: мать и отец, бабушки, братья и сёстры.
Помню, однажды отец принёс саженцы берёзок и посадил  во дворе целую аллейку. Мы, дети, бегали вокруг них и радовались.
А вот и мама, молодая, красивая, любящая и заботливая.
Так и хочется, чтобы всё вернулось, чтобы можно было обнять её, чтобы приласкала она нас, своих деток, погладила по головкам, успокоила, когда ушиблись, приложила листочек к ссадине, вытерла слёзы. Жаль, что этого уже не повторится…
С детства мы старались помогать маме по хозяйству. Детей было пятеро, и как старшей, мне приходилось  раным-рано встать, истопить печь, приготовить завтрак (чаше всего – комяк – толчёную картошку), напоить и накормить корову, отогнать на выпас.
Потом я убегала в школу, которая была за 5 км от дома. В любую погоду, в плохонькой одежонке, в кирзовых сапогах 44 размера. Как сейчас вижу, стою у доски в этих огромных сапогах. Худенькая, маленькая. А учитель спрашивает: «А ты не могла сапоги надеть побольше?» Я и ответила: «Отец на базаре другого размера не нашёл.» А мы-то эти сапоги по очереди всей семьёй носили. Не было другой обуви…
Летом серпом жала пшеницу, полола свёклу (бурячкИ)  в колхозе, помогая мамочке.
Участок, чтобы косить сено корове, летом не давали. Приходилось скашивать картофельную ботву (картофлянник).
Однажды, мне было лет семнадцать, я пошла на картофельное поле. Думала, что быстренько накошу и дам коровушке поесть. Но быстро  не получалось. Ботва разлеталась в разные стороны, а ровных рядков нет, как нет.  Идёт «Француз».  Я спрашиваю:
- Дядька, почему у меня прокосы не получаются? Мамка косит, у неё ровно получается, а у меня в разные стороны летит картофлянник (ботва).
Объяснил он, что пяточку косовища надо ставить к земле. Сам взял косу, показал, как надо косить. Вот и пошла работа.
Вечером рассказываю маме о встрече с дядькой, как он научил меня правильно держать косу. Спросила и почему все в деревне называют его «Французом»?
 От неё и узнала я, мамин брат Саша и Иван Марзалюк (отец  т. Вали Кучуровой)  пошли искать работу во Франции. До войны это ещё было. Территория проживания относилась к Польше. Люди жили очень бедно. Хоть ложись и помирай. Вот и пошли во Францию, чтобы найти  работу.
Помолились, попрощались, мать перекрестила, в дорогу благословила. Подхватили молодые люди торбочки и отправились искать лучшую долю.
Дошёл ли Саша до Франции? Нашёл ли жизнь лучше, чем была на родине? Неизвестно. Не  получили от него весточки родные. Как в воду канул человек. Может быть, война проглотила, а может, не было возможности сообщить. Такая круговерть была в те времена. Иван вернулся один.
После войны деревня уже относилась к Советскому Союзу. Колхозы образовались. Паны в Польшу ушли. Отец и мать стали работать на колхозных работах. Зарабатывали палочки на бумаге - трудодни вместо денег. В конце года получали мешок муки. А в семье пятеро детей. Как прокормить?
Мать из сил выбивалась, трудилась за трудодни. Чтобы облегчить как-то труд матери, приходилось мне, как самой старшей, всю работу по дому брать на свои слабенькие детские плечи. Когда училась в 1 и 2 классе, уже помогала дёргать колхозный лён. Сил не хватало, чтобы его выдернуть. Всё делала через силу.
Деревня была большая. В каждом дворе была корова-кормилица. Детей в семьях тоже было много, от 5 до 10 ребятишек. Вечерами улица (вёска) оглашалась звонкими детскими голосами, песнями, белорусскими и русскими, звуком гармони, балалайки, белорусских национальных инструментов. На лавочках, которые были у каждой калитки, собирались разного возраста жители деревни. Ходили в гости друг к другу на соседние скамеечки. Тут и новости деревенские, и шутки, и анекдоты. Обсуждали даже то, что и обсуждать не следует, но деревня есть деревня, все родные по крови и по духу. Секретов ни от кого не скроешь. Выясняли, кто прав, кто не прав в том или ином случае. Всегда старались найти справедливое решение и дать нужный совет, как поступить в данном случае. Осуждали плохие поступки, а зло искореняли. Правда и добро всегда побеждали. Благодарность нашим предкам. Оттого, наверное,  и порядочность в людях, проживающих ныне в этих местах.
Когда я училась в школе, там объясняли, какими жестокими были паны. Этот же вопрос я задала маме. Она рассказала: «Не знаю, какими были другие паны, а пан, у которого работала моя семья, был добрый. Однажды мама несла вязанку хвороста из лесу. Пан встретил её, велел бросить дрова, А отцу велел передать, чтобы он взял у него лошадь и навозил дров, а не запрягал ребёнка. » А ещё говорила, что при панах мы жили лучше, чем при советской власти. Если сравнить, то за месяц работы в колхозе мама получала столько, сколько  платил пан за один день.
Вспоминаю: мамина сестра Вера жила около каплички. (В настоящее время  уже нет ни Верочки,  ни её дома. Колхоз запахал землю,  где она жила,  и посеял  кукурузу.)
С ней-то и случилась мистическая история.
Однажды была сильная гроза. На следующий день вышли соседки поделиться новостями. Одна говорит:
- Верка, я думала, что у тебя ночью пожар был. Такое светло-голубое свечение было над хатой.
А она отвечает:
- Перепугалась я, подруженька, до смерти испугалась.
Осветило всё в хате, а по полу туман стелется. В хате светло, как днём, и стоит в горнице городской человек, в чёрном костюме, в белой рубашке, в чёрных туфлях. Не говорит ничего, молчит, а я его мысли понимаю. Будто бы  он хочет сказать:
- Не бойся, не бойся меня! Я тебе ничего плохого не сделаю.
И добрым взглядом на меня смотрит. Постоял так-то и растаял, только туман остался. Как вошёл, как ушёл, не знаю.
Историю эту вся родня знает.
А я вот состарилась, Детей подняла на ноги. Жила в городе. А маму навещала каждую неделю. И по хозяйству помогала, и продукты привозила. А когда мама занемогла, забрала её к себе. Да только душа всегда рвалась на родину. Вернулась в свою деревню, как вышла на пенсию, завела хозяйство: и курочек, и гусей, и индюков, и уточек. Держала и козочек и свиней. Свою семью обеспечивала продуктами и детям помогала внуков растить. Огород обрабатываем с дедом. Радуемся жизни, дышим свежим воздухом, и хоть нелегко всё достаётся, не жалуемся на жизнь. Всё своим трудом зарабатываем.
Вот что рассказала мне моя знакомая, которая стала мне очень близким человеком.  А работает она, не покладая рук, с утра до вечера на ногах. И доброты в её глазах столько, сколько ни у кого нет. И помочь всем старается. Соседка жила рядом, старушке 101 год был, так Люся и ей помогала. То воды принесёт, то испечёт что-нибудь и несёт ей, то обед приготовит. Душа-человек!
Я благодарна судьбе, что свела меня с этой замечательной женщиной. Она и добрый советчик,  и отличный собеседник,  внимательный слушатель  и прекрасный критик.
А вот на её хутор мы так и не сходили, тут уж я виновата. Прихватила болезнь. А  она со своим дедом съездила, поправили крест на капличке, цветы посадили.
Повспоминали ушедшие годы. 

© Калинина Г.В. 13.10.2019


Рецензии
Детство - волшебный мир, где сбываются все мечты, желания, прихоти. Люди понимают эту истину только взрослом возрасте. Этот период жизни пролетает очень быстро, но он самый веселый, самый беззаботный, самый интересный. Это пора мечтаний, незабываемых моментов, искренности и радости. Я уверена, что каждый человек, вспоминая свое детство, может сказать о нем только приятные слова.
С Уважением, Ваш, Александр!!!

Александр Псковский   24.02.2020 10:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за прекрасные слова рецензии!

Галина Калинина   24.02.2020 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.