Нирвана

       Когда из динамиков перестала играть музыка, а снизу послышались первые звуки гитары и барабана, мы приняли решение как можно быстрее спуститься этажом ниже, в подвал, чтобы послушать живую музыку. Паб назывался «Nirvana». Место казалось аутентичным – вывески, меню и атмосфера отсылали к культовой группе. В целом это было небольшое заведение с хорошей музыкой и удобоваримым пивом. Из фотографий на стенах смотрели музыканты прошлого века, свет был приглушенным, что красные диваны приковывали все внимание, а в воздухе парил еле уловимый запах жареной карамели. Внутри, как обычно, было людно. Все перекрикивали громкую музыку и выглядели уставшими. Полный бармен с татуировкой на предплечье старательно протирал бокалы, вынужденно выслушивая человека за стойкой. «Вам повторить?» «Как вам пиво?» «Что выбрали?» «Рекомендую светлое фирменное» - это все, что он говорил.
       За соседним столиком сидела чрезвычайно шумная компания из взрослых людей. Все были изрядно выпившими, что-то громко выкрикивали, пытались перекричать друг друга и хохотали. За другим находились мужчина с девушкой, на столе у них стояла пустая бутылка дорогого алкоголя, две рюмки и остатки салата. Мужчина давно уснул на её коленях, а она пыталась дозвониться в такси. За столиком у окна было четверо – я со своей девушкой Крис и Николас со своей девушкой Анной. На тот момент мы уже около часу сидели в пабе, когда Крис увидела молодых людей с музыкальными инструментами, вошедших в паб и спустившихся вниз. Мы стали хватать вещи с кресел в надежде поскорее занять свободные места, как официантка с наращёнными ресницами оказалась рядом и попросила рассчитаться. Мы с Николасом переглянулись.
       — Да, конечно. Можно счет? – сказала Анна.
       Та облегченно захлопала ресничками:
       — Одну секунду, пожалуйста. – И ушла.
       Когда официантка удалилась, Анна вопросительно взглянула на нас.
       — У кого сколько есть?
       — Ну, ты знаешь… - промямлил Николас.
       Мне показалось, что Анну это не встревожило.
       — У нас сколько? – спросил я у Крис. – У меня ни копейки нет.
       — Да, знаю. У меня ещё остались. – Крис повернулась к Анне, перебирая деньги в сумочке. – Сколько там с нас?
       Вскоре официантка вернулась с терминалом и счет был оплачен. Девушки спустились занять места, а мы наспех допили остатки пива в бокалах.
       — Пойдем курить? – предложил Николас.
       — Пойдем.
       На улице стемнело и было прохладно, так, что я топтался на месте в надежде согреться. Мы стали под неоновой вывеской с названием паба. Ярко-красное свечение пронизывало воздух вокруг. Рядом стояли еще несколько курящих.
       — Стрельнешь сигарету? – спросил у меня Николас.
       — Держи – я протянул пачку, попутно заглянув внутрь. Там оставалось четыре или пять штук и я думал о том, что денег на новую нет.
       В последнее время мы виделись все реже, потому что я, в основном, был занят поиском работы, а у Николаса были проблемы с учебой. К тому времени я уже закончил университет, переехал с Крис из общежития на съёмную квартиру и пытался найти такую работу, чтобы протянуть на ней больше трёх месяцев.
       — Как там работа? – спросил Николас.
       — Да никак… ищу пока. – Самому было неприятно оттого, что никак не могу устроиться столько времени хоть куда-нибудь. – Хочется чего-то нормального, понимаешь? Чтобы было нормально…
       — Да, мне тоже надо. Одна знакомая, кстати, предлагает работу, что-то с нейросетями связано.
       — С нейросетями?
       — Ага.
       — А ты в этом разбираешься?
       — Ни капли, но там, вроде, зарплата хорошая.
       Я подумал про себя, что, какая бы ни была зарплата, все равно это не восполнит всего того отвращения, что предоставляет любая работа, встретившаяся мне.
       Несколько секунд курили молча, затем я опустил голову.
       — А мне еще квартиру надо как-то оплачивать.
       Затем Николас стал приводить аргументы в пользу общежития. Единственное, в чем общежитие брало верх над съемной квартирой, так это цена. Мы все это понимали, но я подыгрывал, будто всерьез раздумываю над таким вариантом. Я твердо знал, что больше ни за что не вернусь в общежитие. 
       — Индусы до сих пор варят свой вонючий плов на кухне? – я вспомнил, как из-за этого оставался голодным по вечерам. Они всей толпой заполняли кухню, занимали все возможные конфорки на нашем и ближайших этажах, а затем по несколько часов крутились над чем-то сильно пахнущим. Как-то стало удобно думать, что это был рис.
       Николас на секунду задумался.
       — По-моему, вчера не варили.
       Затем мы снова заговорили о работе и деньгах.
       — Крис не злится, что ты не работаешь? – спросил он.
       — Не думаю, что ей это нравится. Но она мне об этом не говорит. Наоборот, всегда поддерживает. – И я понял, что она и в самом деле поддерживает меня там, где кто-либо не смог бы. – Даже когда я, после долгих поисков работы, в первый же день стажировки на новой работе ухожу домой среди дня, все равно поддерживает. А так было далеко не один раз.
       — Ну, у меня немного другая ситуация. Ну ты и сам знаешь. – Николас существовал на деньги Анны, так как она любила его так сильно, что тратила всё на двоих. Сам он, понятное дело, никогда не просил у нее денег, но и работу не стремился искать. Получала Анна тогда действительно много. Я неоднократно спрашивал у Николаса, не чувствует ли он себя скверно от этого.
       Мы потушили окурки, протиснулись у входа меж двух громко спорящих о чем-то мужчин и спустились вниз по лестнице.
В нижнем зале было по-хорошему шумно. Музыканты уже играли «Message in the bottle». Мы сразу же нашли девчонок и заняли свои места в ожидании официанта. Этот зал был поменьше того, что наверху - все такой же тусклый свет, все те же красные диваны. На стенах так же висели портреты известных музыкантов. Несколько столов было свободно. Звук инструментов был выкручен настолько, что даже слов вокалистов временами не было слышно. Было действительно громко - стоило кричать, чтобы сказать что-то друг другу.
Вскоре появилась блондинистая официантка в коричневом фартуке.
       — Вы готовы сделать заказ?
       — Да! Можно четыре пива, пожалуйста! – выкрикнул Николас, так как девушка была к нему ближе всех. Затем осмотрел нас, как бы ища согласия в своем выборе.
       — Светлое, темное, фирменное, нефильтрованное? – залпом проговорила официантка.
       — Четыре фирменных! – так уж сложилось, что только его мы и заказывали.
       — Что-нибудь к пиву желаете?
       Николас окинул нас взглядом. Все покачали головой.
       — Нет, спасибо!
       Сцена, на которой расположились музыканты со своими инструментами, находилась в углу зала и занимала буквально несколько метров. Прямо перед ней организовали небольшой импровизированный танцпол, на котором из последних сил плясали две крупные женщины и одинокий пьяный мужчина. Пока мы ждали пиво, было интересно наблюдать за танцующими. Мужчина энергично размахивал руками во все стороны, а женщины топали каблуками по деревянному покрытию.
       — Потанцевать не хочешь?! – крикнул я Крис на ухо, прекрасно зная ответ – им стала гримаса из отвращения и удивления с нахмуренными бровками и прижатыми губами.
       Женщины время от времени обращались к своему столику с приглашением на танцпол, но сидящие были против. Мы заключили, что там собрался корпоратив, потому что за двумя сдвинутыми вместе столиками сидели еще пятеро женщин и трое мужчин, все были красиво наряжены, а в меню были только дорогой алкоголь и всякие закуски.
       Официантка принесла пиво, мы стукнулись бокалами и отхлебнули каждый кто сколько.
       Я разглядывал музыкантов. Всего их было пятеро: четверо парней – вокалист, два гитариста и барабанщик, и одна девушка-вокалистка. Они кое-как умещались на маленькой сцене, стараясь не сильно двигаться - разве что кивали головой в такт. У них даже была своя фишка – все парни были в одинаковых кепках.
       — Смотри, они в одинаковых кепках! – крикнул я Крис.
       А вот своих песен у них, судя по всему, не было - весь вечер они играли знакомые композиции. В этом списке были Земфира, Imagine Dragons, Nirvana, Звери, Metallica, Three Days Grace, 30 Seconds to Mars и всё в таком духе. Однажды проскочила одна песня Монатика «Давай, танцуй!» – и я попытался пропустить это сквозь.
       — Что-то я плохо себя чувствую! – обратилась ко мне Крис. Вид у неё был уставший.
       — Подымемся наверх?
       — Нет! Тут лучше!
       Тут и правда было лучше. Достаточно громко, чтобы не слышать ничего больше.
       С Николасом и Анной мы почти не говорили. Они сидели в обнимку и о чем-то болтали друг с другом. Чтобы докричаться до них, нужно было облокотиться вперед всем телом на стол. Когда музыканты исполняли какую-нибудь очень знакомую нам песню, мы взрывались пением, не вставая с мест. 
       — Надо собраться как-нибудь! – однажды прокричал мне Николас.
       — Что?! – не расслышал я.
       — Надо собраться как-нибудь!
       — Куда?!
       — Гитара еще целая?!
       Когда-то давно я пытался научиться игре на гитаре, воображал из себя известного музыканта, виртуозно исполняющего свои хиты. Я самостоятельно выучил несколько простых и популярных песен, сидел в своей комнате и часами натирал мозоли на подушечках пальцев рук. В целом всё это занятие заняло у меня не больше полугода, затем страсть постепенно утихала и, в итоге, я вовсе забросил инструмент. С того времени прошло много времени и я даже не помнил, где эта гитара делась. Вряд ли я смог бы сейчас сыграть что-нибудь из того, что умел раньше. Временами, даже по сей день, я думаю о том, что мог бы стать кем угодно, если бы умел сохранять жгучее желание и неподдельную страсть к делу.
       — Целая, лежит дома! – крикнул я Николасу. Я знал, что он и сейчас здорово играет на электрогитаре, практикуется чуть ли не каждый день. Наверное, у него не было мечты или цели стать музыкантом – он просто любил играть на гитаре. Может, в этом и кроется главный секрет – нужно просто не прекращать делать то, что любишь. Даже тогда, когда понимаешь, что это может ни к чему не привести.
Мы просидели там какое-то время – час или два. Пили пиво и громко пели. Пили, не пьянея. Иногда кто-то из нас доставал телефон и пытался сфотографировать остальных.
       — Ты же знаешь, что я плохо получаюсь!
       — Да красиво ты получаешься!
       — Удали!
       — Нет!
       — Отдай телефон!
       — Нет!
       Корпоратив разошелся, а тот одинокий мужчина остаток вечера провел за столом. Он опустил голову, смотрел просто перед собой, иногда выпивая из бокала. Место на танцполе заняли другие люди – три девушки и парень, все из одной компании.
       Pain! You break me down, you build me up, believer, believer! Мы пели, не зная слов. Пели, не зная проблем. В такие моменты вовсе ни о чем не думаешь.
       — Пойдем курить?! – прокричал Николас.
       — Пойдем!
       Вдвоем мы поднялись наверх и оказались на улице. Стало ощутимо прохладней. Я вдохнул свежий вечерний воздух и протянул Николасу пачку сигарет.
       — Спасибо!
       Было уже поздно. Паб закрывался через полчаса. Мы закурили. Меня съедала необъяснимая пьяная печаль о том человеке, каким я мог бы стать.
       — Всё-таки, давай как-нибудь соберёмся. – сказал я Николасу.
       — А?
       — Попробуем что-то сыграть, я достану гитару и все такое.
       — А-а, да, давай. Если что – прямо ко мне в общагу приходи. 
       — Просто попробуем, вдруг что-то получится…
       — Парни! – со спины появился пьяный мужчина в грязной куртке, расстегнутой наполовину. Он еле стоял на ногах. – Дом…такси…взвать…пзвонить… - С трудом произнес он, тыча нам свой телефон.
       — Вам вызвать такси? – переспросил я.
       — Да! …Пжалста!
       Я достал свой телефон и обратился к Николасу.
       — Какой там номер у такси?
       — Я…есть…тут…пзвонить… - мужчина так же тыкал своим телефоном.
       — 839 попробуй – посоветовал Николас.
       Я набрал номер и стал ждать ответа. Долго шли гудки.
       — Такси «Эконом», здравствуйте. – послышался холодный женский голос.
       — Добрый вечер! Можно машину, пожалуйста?
       — Откуда забирать?
       — Радужная, 12…Тут паб «Нирвана».
       — Куда ехать?
       — Куда ехать? – спросил я у мужика.
       — Моги…лева…всемь. – даже части слов давались ему с трудом.
       — Могилёва, 8? – я снова переспросил.
       — Да! …Пжалста!
       — На Могилёва, 8, пожалуйста.
       — Радужная, 12, Могилёва, 8. Ожидайте машину в течение 10 минут.
       — Спасибо. – я положил трубку и обратился к мужику. – Сказали, через 10 минут будет такси.
       Тот пытался смотреть мне в лицо, но у него не сильно получалось - глаза болтались со стороны в сторону, вместе с головой и всем телом сразу.
       — Спсиба…сиг…рета…не угстишь?
       Я достал пачку и протянул свою последнюю сигарету.
       — Спсиба…нап…лся сбака…жена…
       Затем он медленно проковырял пару метров в сторону, а мы вернулись в паб.
       Люди уже потихоньку собирались. Я словил поникший взгляд Крис, когда подходил к столику.
       — Ты знаешь, сколько мы за это заплатили? – глядела она на меня.
       Я вопросительно кивнул головой.
       — 563 гривны! – в ее глазах читалось отчаяние. На тот момент это был чуть ли не весь наш бюджет.
       — Откуда так много-то? За что?
       — За пиво…
       С первых нот я узнал «Smells like teen spirit». Финальная песня.
       — У нас осталось 200 гривен на две недели! – Продолжала Крис, а я только и мог, что молча опустить голову. - Нам конец…
       Hello, hello, hello, how long…
       Я приобнял её, прижал к себе и поцеловал в макушку.
       — Ничего, мы справимся.


Рецензии