Древняя Мексика - цивилизация ацтеков

     В первом тысячелетии н.э. на древней земле Анауака (нагорье в центральной Мексике) об ацтеках еще никто и не слышал.


   Этот народ, как и их предшественники и этнические родственники тольтеки были выходцами с юго-запада Северной Америки (современные штаты Аризона, Нью-Мексико).
   После ухода ацтеков на юг  в 13 веке в тех краях обосновались такие индейские племена как навахо, апачи и команчи.


    В те времена ацтеки не были монолитным народом, а представляли собой  близкородственные племена языковой группы «науатль», себя они называли «науатлака», т.е. первые среди науа.


        Изначально, уровень общественного развития ацтеков был весьма низок, они вряд ли были заметно цивилизованнее команчей. Спустившись в долину Анауак (Мехико) ацтеки заняли территорию тольтеков, чья цивилизация уже находилась в состоянии глубокого упадка и все основное для своей будущей цивилизации эти вчерашние жители Северной Америки переняли у тольтеков, ставших для них вечным образцом наивысших культурных достижений.


      В этот ранний период своей истории ацтеки переняли немало у народов, чья цивилизация к тому времени уже насчитывала сотни лет – миштеков, сапотеков, воинственных, но вполне культурных хуастеков.


     В центральной и южной части Мексики почти не встречалось «диких» племен, за малым исключением кочевников, которых местные жители с презрением называли «чичимеки», т.е. «варвары». Также они сначала окрестили и ацтеков – «чичимека астека» - «дикари из Астлана», захватывали их в рабство, всячески третировали.


     Но на раннем этапе ацтеки зарекомендовали себя как воины-наемники, умелые, ловкие и крайне жестокие. Их обычай сдирать кожу с принесенных в жертву людей, отрезать уши убитых в доказательство своей победы представляемое нанимателю,  несколько шокировал цивилизованных коренных жителей этих мест.


    Даже став цивилизованным народом через века ацтеки не утратили своей воинственности и склонности к завоевательным походам, из-за чего испанцы прозвали их «римлянами Нового Света». Для сравнения, майя она называли «греками Нового Света».


    Название «Мексика» произошло от имени ацтекского божества-покровителя Мешитли (Мекситли), ацтеки также еще называли себя «теноча» в честь древнего вождя, приведшего их народ с юга Северной Америки в «землю обетованную». Отсюда произойдет название ацтекской столицы Теночтитлан – «земля народа теноча».


   «Мексикой» в доиспанский период не считалась ни северная часть современной Мексики, населенная отсталыми племенами, ни самая южная ее часть, там находились царства народов майя.


    Символ царского дома древних ацтеков – орел, сидящий на кактусе и разрывающий змею – стал национальным символом современной Мексики, что особенно занятно, этот «языческий» символ красуется на стенах католических соборов Мексики.


    Молодое государство ацтеков укрепилось в 14 веке. Основанная ими столица Теночтитлан, мексиканская Венеция, стоящая на островах.


   Ацтекская столица Теночтитлан в начале 16 века была уже крупнее тогдашнего Мадрида, Лондона или Парижа, насчитывая 650  тыс. жителей. Город очень напоминал Венецию, с сушей его связывали три дамбы (по числу городских ворот), через озеро к столице тянулся акведук с терракотовыми трубами, по которым с гор текла чистая пресная вода.

   Ацтекский водопровод в Мехико вполне работоспособен и в наш век.

   На городских рынках ацтеков торговали не только овощами, фруктами, приправами, тканями и косметикой, но и рабами. Денежным эквивалентом у ацтеков служил золотой песок в мешочках «на вес», сверкающие перья священной птицы кетсаль, а также, считавшиеся драгоценностью яшма и нефрит.


     Индейские города были поразительно чисты, существовали у ацтеков общественные туалеты и на улицах не валялся мусор и отбросы, как в городах средневековой Европы.


    Известен курьезный случай, когда по приговору  суда был казнен горожанин Пульча Като за то, что выжигал прямо на улице древесный уголь, т.е. «загрязнял окружающую среду»!


    Ацтеки были крайне чистоплотны, и каждый день принимали ванну, при доме, даже у простых людей,  была непременно баня. И это на фоне средневековых европейцев, тех же испанцев, мывшихся несколько раз в год по случаю, гордо считавших всех «не христиан» и  «цветных»  дикарями!


    Индейский Теночтитлан (Мехико) был огромен, идеально и строго спланирован, сказочно не по-европейски красив.


    Среди ярко-синей глади озера возвышались белоснежные здания, огромные ступенчатые храмы-пирамиды, пятиэтажные дворцы, богато украшенные скульптурами, барельефами, фресками, с величественными лестницами у входа, библиотеки с большим количеством свитков, многочисленные школы и бани, город утопал в тени садов.


   По дамбам, связывавшим островной  город с сушей ходили туда-сюда люди, сановников носили в паланкинах, обмахивая веером из ярких перьев. По водам каналов скользили легкие каноэ местных индейцев, занятых своими повседневными делами.


    Существовали у ацтеков школы и в отличие от современной им Европы там учились, хотя и раздельно, не только юные аристократы, но и дети из народа.


    В школах для знати учили письму, чтению, математике, астрономии, астрологии (к ней относились серьезно), стихосложению, ораторскому искусству, философии.
     В «народных» школах детей учили основам религии и трудовым навыкам, ремеслу и строительству.
    Не бегали по улицам Теночтитлана и привычные для средневековой Европы бездомные дети, они были пристроены.


    Как и майя, миштеки, сапотеки и другие мексиканские народы, ацтеки имели письменность и литературу, из образцов литературы можно привести в пример драму «Кетсалькоатль», комедию «Поэма переодеваний», «Песню о веселых девушках», писали ацтеки не только исторические летописи, но и комедии, драмы, стихи о любви, существовали жанры документалистики и религиозной философии.


     Много можно было бы рассказать о Теночтитлане... но...
     С 1525 года этого великолепного города, впрочем, как и сотен других, достойных считаться чудесами света, не хуже античных, больше нет.


      Испанцы сносили до фундамента не только ненавистные им «языческие» храмы, но и дворцы, знати, и дома простых горожан, чтобы на ровном месте основать свои, колониальные в европейском стиле города...


     Главная достопримечательность доиспанского Мехико – великий храмовый комплекс Коатокалли (Дом Различных Богов), это ацтекский пантеон, архитектурное выражение религиозных символов народа.
   Боги ацтеков были те же, что и у тольтеков: Высшее Начало Ометеотл, почитались также Кетсалькоатль – покровитель знаний, наук и исскуств, Уицилопочтли, Тескатлипоки, Тласолтеотль и многие другие.


    Общество ацтеков делилось на касты «кальпулли», надо все стоял Совет «тлатокан», он избирал шесть высших представителей государства.
    Властитель ацтеков назывался «тлакатекухтли» («текухтли» - знать, «тлака» - главный, первый из всех,  т.е. «главный над знатью», вполне уместно перевести как «царь», «император», т.е. монарх). Его власть была наследственной, ступенькой ниже стоял его заместитель на время отсутствия в столице «сиуакоатль», он возглавлял Верховный Суд.


    Ацтеки имели регулярную армию, насчитывавшую более 200 тыс.человек, с крайне жесткой дисциплиной. Это огромная армия для 15-16 веков.


    За 15 век ацтеки настолько укрепили свою государственность и армию, что стали самыми активными и агрессивными захватчиками в центральной Мексике. Жестокие завоевательные походы подчинили им разные другие народы и государства.


    Но ацтекская «империя» по сути, это скорее конфедерация, они не разрушали государственность покоренных народов, ничуть не пытались навязать им свою религию, язык и оставляли на тронах царей, добиваясь лишь покорности «центру», т.е. Теночтитлану и регулярной дани. К концу 15 века границы государства ацтеков вплотную приблизились к границам государств народностей майя, а чуть позднее, ацтеки захватили майясскую территорию Табаско.


     Если бы не нашествие испанцев, в скором времени вероятно начались бы войны между ацтекской империей и царствами майя.

    Больше всего покоренные народы ненавидели ацтеков за то, что дань они брали не только драгоценностями, продуктами, тканями и т.п., но и рабами.
    Люди нужны были не только для работ, но часто буквально «на убой», ради ритуалов с массовыми человеческими жертвоприношениями.


   Тотонаки, хуастеки и другие ждали только неких обстоятельств, которые позволили бы им восстать против деспотии Теночтитлана, ждали появления некоей третьей силы, которая даст им шанс сбросить иго. К сожалению, поначалу, за эту силу они и приняли испанцев...


   Первыми и главными союзниками испанцев стали гордые и очень воинственные горцы тласкальтеки, сломленные ацтеками сравнительно совсем недавно, ненависть и жажда мести ослепили их. Победив ацтеков и разрушив Теночтитлан, они думали избавиться от испанцев и занять лидирующую позицию в регионе...


    Ацтекская империя была разрушена руками индейцев, отдававших под испанское командование десятки тысяч молодых воинов, самих же конкистадоров было ничтожное, в сущности, количество.


    Испанцам удалось обхитрить своих союзников тласкальтеков, после падения Теночтитлана, в Мексику вдруг хлынул поток подкрепления из многих тысяч испанцев, с ними обошлись точно также, как и с прочими местными жителями, тласкальтеки ничего не выиграли от своего невольного предательства...


    Что касается личности императора Монтесумы (правильнее его имя звучит как Мотекузома). Следует отметить, что он не последний правитель ацтеков, как принято считать. После него, уже при испанцах несколько месяцев правил  и возглавлял сопротивление его брат Куитлауак.


    Реально последним императором ацтеков стал молодой 25-летний Куаутемок, защитник осажденного Мехико, после самых зверских пыток убитый испанцами.
   Монтесуму часто и безосновательно называли мягким и добродушным, будто-бы он «наивно поверил» испанцам. Так писали испанцы.


   Мексиканские летописцы дают Монтесуме совсем  иные характеристики. Воспитанник жрецов, религиозный до суеверности, участник военных походов, с виду доброжелательный и мягкий, но хитрый и двуличный, нередко страшно жестокий, но скорее по-шакальи, нежели по-волчьи, часто колеблющийся при принятии важных решений.


   Он и тут долго колебался, не зная, как поступить с вооруженным отрядом агрессивных белых людей, высадившихся на побережье его империи.

   Брат Куитлауак, хороший военачальник, человек жесткий и решительный, сразу советовал схватить белых чужаков и доставить пленниками в Мехико или же сразу убить их, не давая им времени искать союзников среди врагов ацтеков. Но... Монтесума допустил испанцев в столицу как «гостей», а «гости» опередив его, сразу сумели сориентироваться...


   Что касается легенды о «белых богах».
   Вспомним знаменитую тольтекскую легенду о боге Кетсалькоатле, обещавшем вернуться к своему народу и отомстить тем, кто изгнал его.


   Легенды о нем, относящиеся к доколумбову периоду сильно отличаются от тех, что были в ходу в эпоху конкистадоров.


    Древние легенды можно поделить на две группы, в одних речь идет о реальном человеке, правителе тольтеков, жившем примерно в 10 веке, его звали Се Акатль Топильцин Кетсалькоатль (имя божества добавлено оттого, что он был верховным правителем и жрецом Кетсалькоатля), изгнанный врагами из высшей знати, он с отрядом  верных людей уехал из Толлана.
    Далее миф утверждает, что эти люди отправились к майя на Юкатан и возглавили тольтекское завоевание Ушмаля и Чичен-Ицы.
 
    Другие легенды повествуют уже о сверх-человеке, о божестве.


   Характерно, что в доколумбовых мифах Кетсалькоатль изображается как обычный местный житель, т.е. индеец, но в мифах эпохи конкисты он уже «белый и бородатый».


    К тому же, до мексиканцев еще со времен Колумба, краем доходила информация с карибских островов – странно одетые, агрессивные белокожие с неизвестным оружием и неясными целями, это уже могло сеять тревогу и страх за будущее у того узкого круга высшей знати и жречества, которые вполне могли получать эти сведения от рыбаков и купцов, плававших вдоль побережья Центральной Америки...


    Возможно, именно в этом кроется тайна мрачных пророчеств жрецов, о некоем фатальном нашествии, грядущей катастрофе, столь распространившихся в мексиканском обществе как раз начиная с 1490-х годов...


    Этим ловко воспользовались католические священники, поняв, что если местные жители уверуют в реинкарнацию Кетсалькоатля-Кортеса, они скорее всего откажутся от сопротивления захватчикам, сколь бы варварски жестоки те не были.


     Скорее всего, реальные события повлияли на мифологию, и появление жестоких испанцев вполне уместно было рассматривать, как наказание за грехи и возвращение карающего божества в образе безжалостного белого человека. 


Рецензии
Спасибо, Ольга, за интересный очерк.

С уважением, Ольга.

Ольга Вайнер   28.03.2024 14:17     Заявить о нарушении
Благодарю за добрый отзыв)
С симпатией и уважением, Ольга.

Ольга Виноградова 3   28.03.2024 19:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.