Могло быть всё иначе

               

                «Прошлое – урок, настоящее – возможность,
                будущее – подарок…»  Будда

                «Пистимея»
               
               Дед  наш, Трифонов Иван Александрович, жил под Самарой, в Трифоновке, рассказывает мне Тамара Александровна Баталова. - В 1932 году, во время раскулачивания, имел 2 коровы и 2 лошади. Скот, хату отобрали, семью выслали в Омскую губернию - в Петропавловск. Стал он работать помощником машиниста на железной дороге. Так состоятельных и самодостаточных сельских тружеников превращали в неимущий, зависимый рабочий класс, осуществляя мечту вождя пролетариата Ленина.
                Бывший землепашец, а теперь – рабочий, Иван Александрович имел отличный слух, и на досуге  мастерил гитары, скрипки -  интеллигентный для своего времени и происхождения был человек!  Хорошим, смирным, непьющим  мужиком семьянином был, а вот жена его оказалась – вылитая Пистимея из «Вечного зова»! Её все боялись, ну и змеища! Дочерей своих, невесток, внучек не любила, проклинала по всякому поводу! Любила только сыновей, жестокими их растила, «настоящими мужиками», а не как муж - все они пили, курили, били жён и дрались! 
                Были у них два сына – Николай и Александр, мой будущий отец. И две дочери – Маша и Лида. Они вырастут, но все будут несчастны: Маша проживёт жизнь, не родив ни одного ребёнка – она работала парикмахером. Лида родит Раю и Вовку. Вовка запьётся и умрёт рано, Рая тоже проживёт бесплодную жизнь…
                Я долго не понимала – продолжает свой рассказ Тамара Александровна -  почему не могу войти ни в какую церковь: сразу падаю в обморок! Не понимала, почему такой неудачной сложилась жизнь  родителей мужа, моей семьи, наших детей и внучки. И почему ветвь наша закончилась, не будет её продолжения?  Потом встретила такие строчки: «И положен будет конец рода людей, на которых прозвучало материнское проклятие…» - говорится в Библии, а «Пистимея» проклинала всех подряд – дочерей, невесток, внучек… Мальчиков, повторяю,  любила…

                Убийца
 
                Время такое было, что до войны, что после – половина народа сидела в  тюрьмах. В 1953 году всех уголовников вообще выпустили, и они пошли в народ.  Многие из бывших фронтовиков так и не приспособились к мирной жизни – пили, дебоширили. Молодым уголовная романтика кружила головы… Никогда не сидевшие люди старались подражать прожжённым уркам – одеждой, походкой, манерой поведения, тюремными песнями. Девушки влюблялись в уголовников и портили себе жизнь… Добрых примеров для молодёжи было мало, и они, подражая  взрослым – тоже пили, курили, пели блатные песни, дрались, играли в карты. Денег ни у кого не было, играли в карты зачастую просто «на интерес»…
                Александр, сын Ивана Александровича и «Пистимеи»,  женился на   Ирине, она была красивая, работящая женщина, имевшая греческие корни – их семья была выслана из Таганрога. Вот они и стали нашими родителями. Жили мы тогда в маленьком доме на две семьи, в Рабочем посёлке, на так называемом в народе «холодильнике». Там у многих были наделы земли – по 25 соток, сараи. Желающие держали скот. В нашем дворе был колодец, как у многих тогда, а рядом – собачья будка. На цепи жила злая овчарка Сильва,  рыжая, как лиса, красивая! Цепь держалась на столбе, вкопанном в землю. Лихие люди во двор к нам заходить побаивались!
                Отец Александр Иванович Трифонов был очень работящий человек, но выпить любил, а выпив, начать задираться, или приставать к жене, к детям. Бил всех, кто попадёт под горячую руку, попадало и родным. Трудился он на заводе им. Куйбышева, токарем. Но иногда приходилось его буквально выталкивать на работу – после очередной пьянки... 
                Однажды слышим, кто-то ломится в дверь:
                - Сашка, открой! Я ДОЛЖЕН тебя убить! Если я не убью кого-нибудь из вашей семьи,  убьют меня! Я проиграл  ваш дом в карты! – кричал неизвестный  нам мужчина, - рассказывает мне Тамара Александровна. – Это было днём, часа в три. Отца дома не было -  наша мать его, едва очнувшегося после вчерашней пьянки,  как раз в тот день с трудом  отправила на работу, на его  стареньком мотоцикле ИЖ. 
                Семье  и так жилось не сладко, а тут такое – проиграли! Мне было 6 лет, брату Вите – 3 годика. Мужик продолжал ломиться в дверь. Хорошо, что она оказались в тот момент закрытой на задвижку! Мы с матерью забились в погреб, и дрожали в страхе. Удивлялись – почему не слышно лая собаки? Через некоторое время Сашка ушёл.  Мы вылезли из погреба, вышли на улицу – наша «злая» собака забилась в свою конуру, и не высовывалась – так напугал её забулдыга, ломившийся в дверь.  Но сейчас, вроде, всё тихо… Братика мама отвела к тётке, меня – к соседке Тасе – мы с её дочкой Валей дружили, а сама отправилась с коромыслом за водой на водокачку.
                Играем мы с подружкой у неё дома, вдруг тётя Тася  говорит:
                - Тамара, Тамара, иди, посмотри – что творится! Я подошла к окну. Увидела, что в нашем дворе собралась толпа, милиция. Потом увидела, что в кузов подогнанного грузовика закинули сначала велосипед, потом  раскачали за руки, ноги,  забросили какого-то мужчину. Это и был тот, который к нам ломился - Жорка. Он приехал к нам на велосипеде с окраины, от оврага,  где жил – это довольно далеко от нас…
                Оказывается, Жорка снова вернулся, опять  попытался ворваться к нам в дом –  не получилось. Тогда он накинулся на собаку, которая бегала от него вокруг столба, пока не примоталась к нему. Тогда он поднял её за шкирку, и всадил ей в сердце большой нож! 
                В это время шёл неподалёку дядя Петя – отцовой сестры муж. Увидел убийцу, который спрятался, было, в туалете, поймал его. Вызвали милицию. Жорку судили, дали ему 15 лет – за покушение на убийство.
                Времена тогда были суровые! А, может, опустевшие тюрьмы опять надо было заполнить… Сильву мы хотели похоронить, но у нас её выпросил один казах – чтобы попробовать вылечить свой туберкулёз. Тогда от этой болезни других средств не было. Мы отдали. Мясо послужило лекарством, а из красивой шкуры был сшит малахай – шапка. Тогда и кошки шли на воротники…

                Дар

               У меня, надо сказать, раньше, в детстве, да и сейчас иногда, были такие… прозрения. Ну, вроде, как у Ванги. Иногда даже взрослые обращались ко мне за советом – они уже заметили мои способности. Однажды – мама тогда уже была беременна третьим ребёнком –  я играю на полу, что-то строю около  фикуса, пытаюсь сделать загородку. Меня спрашивают – «Что это ты строишь?» Я говорю – «Тюрьму». «А кто там будет сидеть?» «Наш папка». «Вот выдумщица!» - говорит мама. А в это время папы что-то долго нет с работы… Ждали, ждали, спать легли – придёт, наверное, пьянствует где-то! Утром  нет отца, и два дня, и три… Мать побежала на завод – и там его потеряли… Родные не знают, где искать…
               - Томка, где папка? – спрашивают опять меня.
               - В тюрьме, - говорю. Побежали в милицию. А его уже судить завтра собираются, уже срок папке грозит! Оказывается, шёл отец с работы поддатый, давай приставать к какому-то мужчине. Преследовал мужика до самого его дома. Потом следом вошёл в дом, и избил человека совком для угля! А мужик-то оказался – городской прокурор! Конечно, укатают папку на полную катушку! А нам как жить?
               Это было начало января 1957 года… Ну, конечно, начались всякие тяжбы, вызовы в суд, стала мать под ноги прокурору этому бросаться, умолять:
               - Мне рожать скоро! Не ради мужа – ради маленького ребёнка – простите, отпустите! Умоляю! С голоду подохнем! Трое на руках! Ради ваших детей! Молиться за них буду! Ноги вам буду целовать! И однажды стала на его глазах корчиться от схваток – едва до больницы успели довезти!
               Простил прокурор! А у нас родился Валерка, братик… Сейчас он – заслуженный тренер Казахстана… Два его сына – Иван и Александр - тоже люди, известные в спорте. Саша участвовал в Олимпийских играх в Сочи, представлял Казахстан в биатлоне. Иван – лыжник – работает за границей, в команде, тоже представляет какую-то страну…
                Но вернёмся в наше детство…  С тревогой поджидая отца с работы или гулянки, ко мне, маленькой, часто обращались с вопросом – трезвый придёт отец или пьяный, будет нас бить или нет? И почти всегда мои ответы оказывались верными… А когда однажды, уже взрослая, я буду лежать в больнице с двумя старушками в палате, одна из них, очень внимательно глядя на меня, скажет:
                - А ведь ты можешь лечить людей! Запиши-ка несколько заговоров! –Тамара Александровна достаёт уже ветхую ученическую тетрадку, и показывает старые тексты заговоров, с помощью которых она кое-кому помогла.  Когда она потом, после больницы, встретит одного из сыновей той старушки, узнает – бабушка почти сразу умерла после выписки. Таким образом – предполагает она, бабка передала своё мастерство ей, Тамаре.

                Замужняя жизнь Тамары

              Потом я закончила Целиноградский Кооперативный институт. Там у меня случилась большая любовь, которая, я надеялась, сделает меня счастливой. Мой парень – Валерий Гутов – после армии решил посвятить себя военной службе. Он участвовал в конфликте с китайцами на Даманском, потом получил дозу радиации под Челябинском, на Тоцком полигоне, и, прежде, чем сделать мне предложение, решил выяснить состояние своего здоровья. Боялся испортить мне жизнь… Обещал приехать за мной в Петропавловск, адрес родителей он знал, и я спокойно уехала.
              Получила распределение в большое село Новоникольское, под Петропавловском. Наступило Рождество… Стали мы с девушками гадать – за кого замуж выйдем? Я-то знала – за кого выйду! И снится мне цветной сон, что я вхожу в комнату, а там на табурете посреди комнаты  сидит парень в красном свитере крупной вязки, а горловина - лодочкой,  в руках - гитара… Только это – совсем не Валера! Странно… Между тем, время шло, мой жених за мной не ехал…
              Проходит некоторое время, я знакомлюсь с Николаем – местным жителем.  Весёлый, симпатичный, на гитаре играет, поёт! Приглашает он меня домой на день рождения,  с родителями хочет познакомить. Отчего не пойти? Я вхожу к ним в хату – и вижу картину: сидит Николай на табурете в красном свитере  крупной вязки, и горловина – лодочкой!.. В руках – гитара… Я аж головой тряхнула – что-то мне это напомнило, будто я уже это когда-то видела? Потом вспомнила: во сне видела! Отец у него, конечно, алкаш был, зато Коля в рот спиртное не брал! Он мной увлёкся, я – им. Жених что-то так и не приехал… Мы поженились… Я родила дочь Наташу…
              - Ты куда голову засунула? – выговорила мне Пистимея – Не надо тебе было за него выходить, пропадёшь! Надо было лучше за военного! – и тут я узнала, что жених за мной приезжал, когда я была ещё не замужем, но моя мать ему почему-то сказала, что у меня уже есть муж… Всю жизнь мне поломала!..
              Три года Николай был идеальным мужем! Потом начали приходить ребята с армии,  свадьбы играть – нас все в гости зовут… Случилось очень засушливое лето, трава сгорела, сена нет, скотину ветками кормят, пытаются спасти, пастухом стада никто не хочет идти – в поле-то пусто. Но надежда была только на то, что скотина сама как-то в поле прокормится… Директор совхоза вызвал Николая, и слёзно просил его поработать пастухом частного стада! Только один сезон! В напарники дали Вовку-пьяницу… Пропадая целыми днями в поле, Николай постепенно пристрастился к водке, да ещё хозяева животных зачастую не деньгами норовили расплатиться…
              Пьяный Николай оказался нехорошим – пил, бил, бросил работать… Через три года я от него вместе с дочкой сбежала в Целиноград к тётке, потом вернулась в Петропавловск , к родителям… А там – отец, пьёт, бьёт, куролесит. И на меня уже руку поднимает… Один раз ка-ак лицом меня об стену шваркнул, когда я за мать заступилась – всё лицо у меня в крови… А завтра – на работу… Как идти с такими синяками?.. Никому я не нужна… Коля про дочь забыл, алиментов не присылает…  Я дождалась, когда все заснули,  хотела повеситься. Уже пошла в сарай, верёвку перекинула через балку – мать что-то почувствовала, проснулась, следом прибежала, уговорила не делать глупостей. Я ушла от родителей на квартиру…
              Прошло 10 лет… Дочь подрастала… В это время я была комендантом общежития и жила там же… Что-то со здоровьем стало происходить, меня положили на операцию – якобы, я беременна…
              - Не могу я быть беременна – у меня уж давно нет мужчины! – уговаривала я врачей. Они меня не слушали – беременна, будем делать аборт! Вскрыли… А в матке не ребёнок – сплошные полипы. Мне удалили все женские причиндалы, и сказали – «Если у вас не появится мужчина, будет ещё хуже! Вы что -  себя губите, и ребёнок пусть без вас пропадёт?..»
              Стала я задумываться о замужестве… Одиноких мужчин в общежитии много… И снится мне сон – я где-то в саду… Иду, под рукой у меня ведёрко, я его почему-то прижимаю к груди. Навстречу мне мужчина, он протягивает руку и говорит: «Дай напиться!» Проснулась, думаю: к чему бы это? Прошло время, я всё не знаю, на ком остановить свой выбор… Да и неохота уже голову себе морочить с этими негодными мужиками. Я хороших-то мужчин почти и не видела…
                Однажды прохожу мимо какой-то комнаты, слышу за дверью… голос мужа, Николая! А он ведь уже умер – ещё в 27 лет? Вернее, его убили дружки по пьянке (кстати, отец его, пьяница, проживёт 67 лет, а мать, битая мужем-перебитая – 101 год).  Или это – не голос Николая?  Постучалась, открыла дверь – а там Иван на магнитофоне запись крутит. На ней  действительно, записан голос моего мужа Николая,  он  играет, он поёт, и он – бывший друг Ивана, который даже был у нас как-то в гостя - в Новониколаевке… Стали всё вспоминать, подружились. Работал Иван плотником в ПМК, хороший, спокойный, не пьющий… Был женат, но жена Марина и дочь Юля уехали жить в Германию, куда Ивн ехать отказался.  Однажды он пригласил меня на родительскую дачу. Я поехала вместе с дочкой, ей было в то время 6 лет.
                Все хлопочут, организуют общий стол, мне велели воды принести для чайника. Я взяла пластмассовое ведёрко, пошла за водой. Иду назад – ручка, чувствую, вот-вот обломится. Прижала ведёрко к груди, навстречу – Иван. Протягивает руку: «дай-ка я напьюсь!» Меня как током ударило: это же уже было со мной! Потом вспомнила – сон! Так у меня появился второй муж…
                Хорошо с ним жили, целых 20 лет… Потом у него возникла импотенция, стали её лечить, а причина оказалась в голове – опухоль мозга! Сделали в Омске томографию головы – у нас тогда ещё не делали, сказали – не жилец!.. И вскоре я снова осталась одна…
               
              Брат Виктор

              Шло время. Дед надумал обить маленькой дощечкой свой домик, ему помогали сыновья, подросший внук. Работал Витя с электрической пилой: резал дощечки. Одно неловкое движение – и он лишился пальцев на левой руке! В 17 лет надумал жениться. Парень он был очень красивый, как отец, как  дед. Но комплексовал по поводу отрезанных пальцев, боялся, что никто за него теперь не захочет пойти замуж. Вот, нашёл Любу, она была старше его на год.
               Пошли родители свататься – Люба жила на улице Заовражной. Сидим у будущей родни за столом, договариваемся, как свадьбу играть будем – я, папа, мама и Виктор. Вдруг открывается  дверь и в дом входит… Гошка Дьяченко – тот самый забулдыга, убивший нашу собаку, родной брат Любы! Вернулся прямо из мест, где сидел… Свадьбу всё-таки сыграли,  молодые стали жить вместе у наших родителей – я к тому времени уехала в другой город, учиться в институте.  О Сашке я больше ничего не знаю…
                Витя с Любой прожили три года, родили сына Игоря, потом Витька начал «фестивалить» - пьянствовать, мотаться по бабам. Жили ещё некоторое время, потом разошлись – Игорю тогда было 7 лет. Витька стал жить с Таней, но и к Любе забегал. Через некоторое время Люба захотела родить ещё ребёнка, и на некоторое время приняла Виктора к себе. А когда забеременела – выгнала мужа, ну не годился Витька к семейной жизни!
                Хоть непутёвый  был брат, и пальцев не было, но был очень красив, женщины его любили,  и он был до них большой охотник. Всё же он  вернулся к Тане, и она также родила от него девочку Викторию. Обе девочки - у Любы и Тани - родились почти одновременно, Люба назвала свою Женей. Что интересно, обе женщины дружили, оставляли друг на друга детей.
                Виктор с Таней прожил 30 лет, почти дружно - вместе пили, ругались, дрались. Растили дочь Викторию.  Когда несколько лет назад Виктора разбил удар, Татьяна привезла парализованного мужа ко мне, его сестре.  Я работаю, у меня самой семья, через несколько месяцев я устроила брата в Дом престарелых, в Смирново. Он и там, больной,  умудрялся колобродить,  задирать персонал и пациентов. Его жестоко избили, и он от этого умер… Никакого расследования не было… Похоронен там же… Их общая с Таней дочь  работает продавцом, живёт на квартире,  мужа не имеет, но детей рожает регулярно…

               
                Трагедия в горах

                Через некоторое время после окончательного расставания с Виктором, Люба встретила подходящего даже не мужчину - парня, решили пожениться. Мать его сильно возражала, обещала Любе глаза выжечь, не принимала ни в какую!  Ещё бы – парень  женился на женщине с двумя детьми! Тогда они поехали вольнонаёмными на БАМ, в посёлок Тоннельный. Прижились там, дети подрастали. Люба работала телефонисткой, её муж – на железной дороге. Всё было хорошо. 
                Места удивительные: вокруг тайга, неподалёку – Байкал, хочешь – на охоту ходи, хочешь – на рыбалку, вот только укладываться надо было со всеми делами до 10 часов вечера. Потом – комендантский час, хождение запрещено, на улицах – патрули. А как же! Ведь наряду с вольнонаёмными на прокладке Байкало-Амурской железной дороги участвовали заключённые! Их побегов нельзя было допустить!
                Сын Игорь рос красавцем – как отец Виктор, как дед Иван! Учился хорошо, и был уже в 10 классе. Однажды они с товарищами подумали – как это так? Вокруг горы, тайга, такая красота, а они ничего вблизи и не видели? Да и на городок сверху посмотреть интересно! Видно ли оттуда Байкал? В один из дней в феврале 1987 года они собрались – семь одноклассников, и пошли  в горы! Не на лыжах – пешком. Шли по наветренной стороне, где снега почти не было, зато  безопасно. Обещали родителям быть осторожными…
                Раньше представлялось, что сопки совсем рядом, но оказалось – обман зрения. Даже до ближайшей шли и шли… Наконец, поднялись наверх - красота! Сверху вид был великолепный! Но Байкала отсюда не видать…
                Однако пора  возвращаться домой – устали, хотелось есть, и мороз был нешуточный…  А здесь, наверху, ещё и сильный ветер… Можно пойти назад по своим следам, как планировалось  -  это было безопасно… А можно – короче, по подветренной стороне горы, где было много глубокого, сухого, как песок, снега,  напрямую!  Начинало  темнеть, вон  и родной посёлок  засветился огнями… Там их с нетерпением ждут родные… Очень хотелось домой… Разве в такой хороший день  что-то нехорошее  может случиться? Пошли по короткой дороге…
                Снег весело скрипел под лыжами, они шли друг за другом, молодые, полные сил и надежд, вся жизнь – впереди! Парни весело перекликались, слушая, как их голоса отдаются эхом среди сопок… Вот зашли под козырёк горы…
                - О-го-го! – закричал кто-то из них.
                - О-го-го! – немедленно откликнулось эхо. В ту же минуту лавина снега пополам с камнями обрушилась на первых двоих парней, сбила с ног, унесла вниз… Потом вторая лавина – уже из одного сухого снега, надвинулась, унесла, погребла под собой остальных… Кроме одного, последнего, который сумел отпрыгнуть в сторону -  Кости…  Несколько минут – и снова установилась безмятежная  тишина,  на ровной поверхности снега – ни одного следа…
               То, что произошло на его глазах, было невероятно, неправдоподобно, не укладывалось в голове мальчика, походило на сон!  Костя вернулся на старый,  пройденный ими путь, и  уже ночью, вернувшись домой, лёг спать. Может, то, что произошло на его глазах – только сон, а утром он проснётся – и всё будет в порядке?
                Детей ждали, не могли понять, что произошло… Почему они не идут, ведь уже действует комендантский час? Побежали к одному, другому мальчику – их нет… Разбудили  Костю,  он всё рассказал… Немедленно объявили поиски, кинулись искать все – гражданские и заключённые. Люба сама нашла своего сына с раздавленной большим камнем грудью, которым он и был привален. Голова второго мальчика тоже была разбита камнями. Остальные просто задохнулись под снегом…. Лежали они неглубоко, и некоторые утверждали, что если бы они карабкались вверх, могли остаться живыми…
                Тело Игоря доставили в Улан-Удэ, оттуда самолётом – в Омск, потом машиной – в родной город. Морозы в тот год стояли страшные, гололёд ужасный, сами родные чуть не погибли в дороге от Омска… Похоронен Игорь в Петропавловске… Дочь Любы  Женя  закончила в Петропавловске музыкальное училище, уехала, было, в Турцию  - танцевать. Потом написала отчаянное письмо: «Заберите меня отсюда, а то меня отдадут в притон!» Парень девушки Алексей полетел её выручать, привёз назад, женился. Они завербовались в Тюмень, где теперь и живут. Вика преподаёт танца в Доме культуры, хореограф. А Люба с мужем  переехали в Краснодарскую область, где и живут в настоящее время. Надеюсь...
 
 

 На фото - Игорь Трифонов, которого в 17 лет завалила лавина в горах на Байкале.
               


Рецензии
с удовольствием почитала Ваши рассказы, о судьбах людей, путевые заметки.. спасибо!

Ирина Франц   27.01.2020 02:03     Заявить о нарушении