Ремесло 2. Охота на слова

Снова обращаюсь к этому слову. Растолковка со словом РЕМЕСЛО мною была написана в начале 2019 года, там я говорил больше о теории, о происхождении слова, сейчас скажу о некоторых моментах практики обучения ремеслу.

Летом 1953 года мой брат поступил в ремесленное училище. А вскоре привёз на велосипеде большущий тюк, который с трудом занёс в избу. Оказывается, это была одежда и обувь будущего ремесленника. Чёрную фуражку он надел на голову, и она его сразу изменила, сделала красивым и серьёзным. Свою восьмиклинку он затолкал в карман. Столько одежды у Юрки никогда ещё не было. Он раскладывал её на две кровати, на стол, на стулья и табуретки. Осматривал, примерял.

Черная суконная шинель, белый шарфик, меховая чёрная шапка… Бушлат и куртка. Несколько чёрных рубашек с блестящими пуговицами. Двое брюк, одни шерстяные с отглаженными стрелками. Комбинезон. Две пары обуви, одна для работы, другая для торжественных случаев. Несколько пар носков. Какие-то значки, шевроны, нашивки. Юрка подшил белый подворотничок к рубашке, прикрепил к фуражке эмблему – перекрещивающиеся разводные ключи, на воротник прикрепил лёгкие металлические знаки «РУ 12» …

Мы жили очень бедно, а тут в один момент он был одет с ног до головы  и во всё новое. Должен сказать, что в моей жизни было только два момента, когда я одновременно оказался во  всём новом. Первый раз когда пошёл в школу в первый класс. Не потому что не любил нового. Возможностей всё сменить не было.

После шестого класса летом некоторое время я работал на железной дороге, и мать решила сменить мне и одежду, и обувь к первому сентября. Не вышло. Во время поездки в Ленинград за неделю я разбил совсем новые башмаки полностью. И первого сентября пошёл в школу в седьмой класс в старых ботинках.  Новые не смогли купить. Чаще всего не хватало средств, чтобы поменять весь комплект одежды. Костюм новый, но  пальто старое. Шапка новая, но башмаки есть просят… И так всегда. Когда я закончил институт и сам начал работать в школе, появилась возможность нормально одеваться, но не сразу, а постепенно: покупал сначала одно, потом другое…

Полностью всё – от и до – я поменял только перед свадьбой и то потому, что мы с Аидой проехали много городских и сельских магазинов в Кыштыме, в Долгодеревенском,  в Челябинске, в посёлках газовиков под Оренбургом. А в самом Оренбурге для нас совсем неожиданно открылись «закрома родины». Никогда не думал, что такие распределители и такие товары бывают в продаже. Там мы купили в числе прочего  финский костюм, какого я не носил ни до, ни  после. А ещё туфли. На свадьбу я нарядился во всё новое. Но это к слову.
Юрка же из училища приносил во временное пользование то лыжи с палками и ботинками, то хоккейные клюшки, то коньки, то спортивные формы…  Много  ещё чего у него было. С позиций последних  лет в полной мере осознаю, что государство одевало и кормило подростков, учило их профессии, создавало базу для их жизни на далёкую перспективу. Им открывались такие возможности. Я и сам ими воспользовался. В институте я получал стипендию, которой хватало не только на питание и одежду. За четыре года я купил массу книг, понятно, что самых дешёвых, которых хватило мне, чтобы преподавать русскую литературу в средней школе.
Мой дед меня и многих других своих внуков  и правнуков подробно расспрашивал, какому ремеслу мы учимся. Бывало, что хвалил.

Какое ремесло знаешь? Юрку он хвалил чаще других, тот учился на токаря по дереву, но мог быть и плотником, и столяром-краснодеревщиком. Ещё учась в школе, он ходил в станцию юных техников, иногда брал меня с собой. Там он в столярном кружке смастерил табуретку. Потом такую же сделал дома… Где-то раздобыл, похоже, не без помощи деда,  большой верстак и оборудовал его деревянными тисами, сняв винтовой механизм с больших железных тисков. Много инструмента ему передал дед: долото, стамески, рубанки, топоры… У нас был топор, которым можно было стекло резать, как алмазом.  Дед показывал, как всем пользоваться. На этом верстаке дедовским инструментом брат обновил оконные рамы и ставни в нашем доме, дом-то был собран из старого амбара. Юрка его облагородил. Сейчас, когда я бываю в Кыштыме и прихожу на нашу улицу, вижу, что в нашем доме окна заменили на евро, ставни совсем убрали, дом стал как бы слепым, но на соседнем доме  оконные наличники сделаны юркиными руками. С тех пор прошло более 60 лет.

Юрка приносил  немало точёных деревянных вещей, то под куриные яйца, их подкладывали к курам в гнёзда, то пробки к разным бутылкам и флягам. Приносил подрозетники, полочки, подставки. Все замечали, что с каждым разом у него изделия получались всё лучше и лучше. Росло ремесло, повышалось мастерство.
Напомню, что РЕМЕСЛО (по Далю) - рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб; а так же само занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда.

Однажды брат принёс деревянную коробку с небольшими брусками из разных пород дерева. На каждом бруске, а их было 24, нарисовано дерево и напечатано, какое это дерево. Можно было увидеть, как растёт дерево, какая структура древесины, лёгкая или тяжёлая, плотная или мягкая. А самое удивительное – у каждого бруска свой запах. Юрка готовился то ли к экзамену, то ли к зачёту, он должен был безошибочно определить по бруску и его запаху, какое это дерево.

За те несколько дней, что коробка находилась у нас, я научился отличать породы деревьев. Я и раньше мог отличить сосну от берёзы или  осины и по структуре, и по запаху, а тут, натаскивая брата, я и сам поднаторел. Я помню, как пахнет кедр, дуб, лиственница, бук, груша, вишня.  Последние четыре - пять лет я потерял нюх почти полностью, но память на запахи обострилась. Иногда мысленно перебираю бруски из деревянной коробки и представляю, как растут тополь, сирень, черёмуха, ольха, талина, ель. Воспринимаю и их запах. Но только по памяти. Здесь, в Германии, я встретил деревья Голливуда – падуб, а ещё тис  и каштан, но как они пахнут,  в памяти не отразилось. А сейчас, говорят, новогодние ёлки ничем не пахнут…

 Когда я работал в горкоме комсомола, а потом в газете,  мне захотелось увидеть коробку с породами деревьев. Мне показывали и коробки, и наклеенные на стенд бруски разных пород, но у них не было запахов, то ли выветрились, то ли совсем не применялись.

Это я к тому вспоминаю, что в 50-е годы подготовка подростков к ремеслу была качественнее, чем потом.

В словаре Владимира Даля немало мудрых высказываний, есть пословицы и поговорки о ремесле:
И то ремесло, коли кто умеет сделать весло.
С ремеслом не пропадешь.
Без ремесла - без рук.
У них ремесло под мостом, грабят проезжих. Наше ремесло быльем поросло, или было ремесло, да быльем поросло, то же, что: было ремесло, да вином залило.
Соха кормит, ремесло поит, промыслы одевают, обувают.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
Худое ремесло лучше хорошего воровства.
Ремеслу везде почет.
Ремесло за плечами не висит (не тяготит).
Ремесло вотчина. Ремесло кормилец.
Знай одно ремесло, да блюди, чтоб хмелем не поросло!
Было ремесло, да хмелем поросло. Ремесло пить-есть не просит, а с ним добро (а само кормит).
Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.
Ремесло к собакам занесло.
Такое ремесло, что к черту занесло (хмель).
Вот то ремесло, что весь дом растрясло!
У кого воровство, у того и ремесло. Не с ремеслом вор — и не без промысла.
 Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом. Больше ремесла, больше и злыдней (т.е. дела, хлопот).
За ремеслом ходить - землю сиротить.

Глядя на старшего брата, я решил, что после седьмого класса тоже пойду в РУ. К тому же я не один раз посмотрел фильм о художественной самодеятельности в системе профтехобразования «Весенние голоса». Я очень любил петь, был в школе солистом, а тут мне повезло и я несколько раз посмотрел этот музыкальный фильм. В фильме огромный хор исполнял песню «Фуражечка», которую наш школьный хор тоже пел. Я был  в хоре одним из солистов. Я отыскал её в глобальной сети.

Музыка А. Лепина
Слова С. Васильева
Вот шагает по Садовой
Складный, бравый паренек.
Он идет в фуражке новой,
Так и блещет козырек.
Припев:
Фуражечка, фуражечка,
Хвалить тебя не грех.
Наденешь – так и кажется,
Что стал солидней всех,
Что стал солидней, стал нарядней,
Стал красивей всех!
Баловаться нет расчету,
У мальчишки строгий вид,
На учебу, на работу
Паренек с утра спешит.
Любо встречному любому
Улыбнуться молодцу:
Человеку трудовому
Очень форменка к лицу.
Стыдно бегать нараспашку
Просто так, без всяких дел:
Ведь рабочую фуражку
Не для этого надел.

Кстати, неожиданно для себя я узнал, что Надежда Румянцева снималась в этом фильме в 15 лет, была там под своей фамилией, но под именем Нина.
«Весенние голоса» - это название  молодой тогда кинорежиссёр Эльдар Рязанов  позаимствовал у короля вальсов Иоганна Штрауса-сына, opus 410 – это по-немецки Fr;hlingsstimmen, а по-русски  «Весенние голоса»,  один из самых известных вальсов, он  написан в 1882 году, а  впервые исполнен в 1883 году на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин». Но школьнику, перешедшему в третий класс, было это неизвестно. Мне нравилось петь и слушать хорошую музыку.

В один из летних дней 1956 года мать отправила меня в булочную за хлебом и сахаром. Ни того, ни другого не было, но люди ждали. Я занял очередь, а когда стали занимать за мною, сказал, что впереди ещё два человека. Такой уловкой пользовался не я один. И вот когда очередь стала подходить, я увидел, как в двери вошла женщина, она работала в кинотеатре, проверяла билеты. Я громко прокричал: «Тётя Нина, иди сюда, я на тебя занял». Я к тому времени уже знал, что старших нужно называть на вы, но сказал ей ты, как будто родственнице. Она встала впереди меня, а потом у входа дождалась, когда куплю я. Я её знал, а она меня нет. Вот тут мы и познакомились. Летом она работала в кинотеатре в горсаду, и она мне сказала, чтобы я приходил туда, она пропустит бесплатно. Детский билет тогда стоил один рубль, а булка хлеба, кажется 1 – 68, килограмм сахару-песку – 9 рублей или 9 – 60 в зависимости от сорта. Денег у нас не было, а право на вход я заработал. Потому на следующий день я уже пошёл в горсад и посмотрел «Заставу в горах». Я раз пять смотрел. А потом много раз посмотрел «Весенние голоса».
Сегодня немало критики в адрес Советской власти, Жириновский вон из себя выпрыгивает, чтобы поругать большевиков и коммунистов. А именно они подняли страну, сделав ставку на людей, вне зависимости от денежного мешка. Самые бедные получили право на  образование и получение навыков ремесла.

Что касается Кыштыма. Вместе с Советской властью пришли курсы ликбеза – ликвидации неграмотности. Одна из главных улиц города носит имя Бориса Евгеньевича Швейкина. В январе 2020 года исполняется 100 лет со дня его смерти. Первые два года я ходил в школу к проходной механического завода мимо дома «у бучила», где родился и вырос Борис Швейкин. Родился он в 1886 году в семье инженера-электрика, окончил духовное училище, работал учеником электрика на газогенераторной станции Кыштымского завода (1904—1906), учеником лекаря в заводской аптеке (1906—1907). Познакомился со ссыльными, стал изучать революционную литературу, участвовал в нелегальных собраниях рабочих, в их политических акциях. Ясно, что не хватало кругозора, потому он участвовал в акциях против рекрутского набора, а в это время на Дальнем Востоке шла война с Японией. Кстати, знаменитые воскресенские ткачи тоже выступили на стороне врага. После участия в конференции Уфалейско-Кыштымской окружной организации РСДРП в марте 1907 года Швейкин был арестован на четыре месяца, но связей с РСДРП не прекратил и при повторном аресте осужден 7 октября 1908 года  вместе с В. Н. Ждановым, М. А. Земцовым, Наговицыным, В. А. Худяковым Казанской судебной палатой по делу «Об Уфалейско-Кыштымской окружной организации РСДРП»; приговорен к лишению всех прав гражданского состояния и вечной ссылке на поселение в Сибирь. Работал кузнецом, лесорубом, углежогом, смолокуром, столяром. Революционной деятельности не бросил, связей с организациями Челябинска и Самары не прекращал, распространял среди каторжан книги, газеты. А  жил он в Кежемской волости Енисейской губернии, затем на Ленских золотых приисках, участвовал в забастовках шахтеров. Стал авторитетным большевиком. После Февральской революции  1917 года амнистирован, вернулся в Кыштым, работал секретарём волостного комитета партии, председателем Кыштымского исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов (1918), а в условиях Гражданской войны  брался и за организацию военного дела, и за наведение порядка в округе. А когда мир наступил, ему поручили контроль за организацией культуры и народного образования.  К карьере не стремился, делал то, что считал в этот момент самым главным. Кружки и курсы ликбеза в кыштымской округе связаны с его именем. А ещё он вошёл в состав организационного бюро по восстановлению заводов Урала. Умер от чахотки 26 января 2020 года.

Почему я о нём вспомнил? Потому что он был бескорыстен. Не имея денег, организовывал людей, призывал, вдохновлял на борьбу за справедливость. Готовил базу для мощного экономического рывка. Такими, как Борис Швейкин, формировалось  могущество России.

В  октябре 1925 года была открыта Кыштымская районная школа фабрично –  заводского ученичества (ФЗУ). Готовили людей рабочих профессий: токарей, слесарей, металлургов, кузнецов, горняков, формовщиков, электрослесарей. В июле 1926  года первый выпуск – 70 человек.
 
Школа ФЗУ преобразована в 1940 году в ремесленное училище  (РУ) №12 в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» от 2 октября 1940 года. Цель  таких училищ - подготовка квалифицированных рабочих  для промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и другого. Обучалась молодёжь, обоего пола, 14—17 лет, как правило, с 7-летним образованием. Обучение длилось в основном два-три учебных года и учащиеся  находились на государственном обеспечении. То есть будущих ремесленников одевали, кормили и давали им профессию. При многих училищах были общежития для иногородних.

В Кыштыме для РУ-12 были переданы самые  лучшие здания – Белый дом и бывшая женская гимназия, а старые мастерские возле речки стали производственной базой для обучения подростков ремеслу.

А потом была большая и очень разрушительная война, и перед РУ № 12 поставили задачи не только готовить рабочие кадры, но и учить военному делу, а ещё выполнять оборонные заказы. В 1942 году число учащихся возросло до 2000 человек. Помимо местных здесь жили и учились эвакуированные подростки из Ленинграда, Белоруссии, Украины. Как и на заводах, ребята старались изо всех сил, работали, выполняя норму на 200-300 процентов.

В 1959 году РУ были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ). К этому времени общественное мнение было уже не на стороне училищ и рабочих профессий. Само название РЕМЕСЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ, известное в России ещё с царских времён, вдруг подверглось осмеянию, об этой системе подготовки рабочих кадров стали говорить с иронией. Не потому ли, что обучение в средней школе стало бесплатным, а на содержание ремесленных училищ средства стали экономить? В Кыштыме, допустим, у ремесленного училища забрали Белый дом, и только в одном из пристроев к нему до 60-х годов работала столовая.

Ремесленное училище №12 преобразовали в 1963 году в ГПТУ №30. Аббревиатуру ГПТУ – городское профессионально-техническое училище – расшифровали очень своеобразно: «Господи, помоги тупому устроиться». 

Первым директором ГПТУ № 30 был Павел Петрович Пузанов, человек инициативный, творческий, участник фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 году. Я его хорошо знал, он был нашим соседом. Через много лет, когда я закончил институт, поработал в школе и был избран секретарём горкома комсомола, а он осваивал новое для города кварцевое производство,  мы встречались и говорили по душам. Его стараниями в училище были открыты новые профессии: газоэлектросварщик, электромонтажник, портной, повар, автомеханик, каменщик. У училища появилось базовое предприятие – Кыштымский машиностроительный завод, но средства на содержание училища постоянно урезались, были ниже, чем в послевоенные годы. Униформа не обновлялась, устаревала, многие её носили неохотно.

Шла «оттепель», её организаторы планировали демонтаж социального государства, каким стал СССР. Всё, что было создано в прошлые годы, подверглось  пересмотру и осмеянию. Ложь нагнеталась, но основной массой населения она не воспринималась. Понадобилась передышка. И этот период страна пережила, как «застой».

«Перестройка» - это, как теперь видится, та же «оттепель», но рассчитанная на поколения, не нюхавшие мировой войны. Потому и удалось всё оклеветать и опорочить, а уровень образования снизить до услуги.

Начался четвёртый период демонтажа советского прошлого – «перестрелка», «лихие 90-е», «прихватизация»  и превращение заводов-гигантов в торговые площади. Борис Ельцин  был бессилен, друг Билл к концу своего второго захода во власть мало чем мог помочь. Пришлось Ельцину сделать новогоднюю загогулину и передать власть Владимиру Путину.

Вторую пятилетку Путин начал с  резких движений, но получил реальную угрозу всем своим задумкам, подкреплённую аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Система мощно сопротивлялась. Пришлось сделать передышку, подобную «застою».

И вот в конце прошлого и в начале нынешнего 2020 года вновь начались причитания: «Шеф, всё погибло».

Помните, как отреагировал в подобном случае Михаил Кутузов после целого дня Бородинского сражения?

Он сказал: «Неприятель отбит на левом и поражён на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра непременное намерение атаковать неприятеля». (Лев Толстой, «Война и мир», глава XXXV).

У меня предчувствие, что перемены во властных структурах России, намеченные в первые 20 дней 2020 года, приведут к тектоническим переменам в мире. За дело взялась команда технократов, которые ещё продемонстрируют высокий уровень ремесла.


Рецензии