Ненаписанная повесть

С возвращением Крыма на Родину знатоки размахнулись: давайте сделаем полуостров Швейцарией и Сингапуром. От Швейцарии позаимствуем её сельское хозяйство, от Сингапура – его развлечения. А добавив игорную зону, мы получим ещё и Монако.
    Чем похожи все три заграницы? Маленькой территорией. Высоким качеством жизни граждан – и в Крыму такое возможно как нигде в большой России. Но зачем равняться на Европу, на Азию? У них своя свадьба, у нас своя. Мой сосед, прожив полтора года в Испании, вернулся домой, к Европе остыл: «Одно дело приехать туда на месяц туристом. И другое – жить там долгое время. Нам тяжело принять их свободу, их сытость, их образ жизни и правила поведения, их феминизм. Все они улыбчивы и дебиловаты, их свобода - иллюзия. Ну живут там русские, многие живут. Я не смог. Мне чуждо. А наш юг ничем не хуже европейского юга…».
    Побережье от Феодосии до Евпатории знатоки метят назвать вторым Лазурным берегом. Вечное, унизительное равнение на Запад. Это побережье заслужило своё оригинальное имя, а не копию.
    Музейный Крым – золотой клад для туристов, сравнимый с другим золотым кладом. Окрестности Санкт-Петербурга… Южный берег Крыма… На севере Петергоф, Царское село, Павловск, Гатчина, Кронштадт... На юге Ялта, Ласточкино гнездо, Ливадия, Алупка, Ореанда…
    …Согласно историческим бумагам, императрица Екатерина была поражена Крымом, в те века Тавридой, её богатой зеленью и беднейшими лачугами. И раздала таврические земли дворянам: стройтесь. И они построили свои дворцы с парками. Дворцы превратились в музеи, а население по сей день бедное, посёлки при дворцах невзрачные.
    Для трудового туризма я чередую Дальний Восток и Черноморье. Недавно в Сочи, в его Олимпийском парке я видел силу красоты, инженерный и дизайнерский размах. Город на первый взгляд даже круче Москвы, столица южного лета. Но Сочи уже былое, мне хотелось новизны. Крым! Ну конечно, Крым! Поманила Ялта, виноградники Массандры.
    В Анапе я встретил сокурсника – он из Ачинска, тоже прибыл на юг поездом. На междугородном автобусе мы подъехали к Крымскому мосту, прошли обязательный досмотр и получили культурный шок от езды по «стройке века». На картинках мост сказочней, чем в натуре. Но от картинки шока не получишь. А живое осознание редких минут в личной жизни - это и есть культурный шок.
    К вечеру добрались до Симферополя. За десять минут стемнело до черноты. Южная ночь не просто тёмная, а кромешная, лучше переждать её, не гулять. Утром мы сели в троллейбус с самым длинным в мире маршрутом «Симферополь – Ялта». Если ничто не мешает движению – это два часа пути. Я отдыхал в Ялте на заре туманной юности. В тот год сбылась моя мечта! Казалось, ничего краше и быть не может. И за пять русских лет город стал такой же яркой витриной, как Сочи… Мечта моя померкла – Ялта не изменилась. Или нет, изменилась – она обветшала, осунулась, здесь блудит старый добрый Советский Союз. Где же современность? Да, новые троллейбусы на дорогах. Продуктовый супермаркет «Пуд». Хищные тётки-отельерши на автовокзале...
    По слухам, на рынке бабушка торгует фонариками. У неё спросили: «Кто их купит?» Она ответила: «В нашем городе ночью без фонарика опасно ходить, оступишься – сломаешь ногу». Сломать можно и сидя дома, но тротуары кое-где в выбоинах, в дырах, где-то нет бордюров. Вот тебе и элитный юг...
    С другой стороны, жизнь хороша и всё на своих местах: прекрасная пальмовая набережная, Ласточкино гнездо, Никитский сад, работают все музеи-дворцы, в Ливадии появился новый могучий объект – памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю, его открыли в 2015-м к 70-летию Ялтинской конференции. И давние традиции живы… Теплоходы идут в Ласточкино гнездо мимо бывшей госдачи в Ореанде, любимой советскими вождями. О страстях вождей не забылись подробности, внушающие уважение. Товарищ Брежнев отлично плавал и устраивал марафонские заплывы по морю, чем мучил свою охрану, она гоняла за ним, боясь упустить из виду. А потом генеральный секретарь выходил на берег в любом месте, на любом пляже. Отдыхающие не могли поверить: дорогой Леонид Ильич! Неужели?.. Вероятно, охранников сковывал ужас. И правда, из толпы мог вывалить кто-то неадекватный… С годами Брежнев ослаб здоровьем, врачи не пускали его в море, ограничили бассейном.
    Не затягивая дело, я позвонил на винзавод в Массандру:
    - Дальних на работу принимаете?
    - Если вы турист – нам вас не надо, уже имели опыт. А если решили оформиться надолго – приходите, но без вещей. Иные идут с чемоданом: вот и я, скорее заселяйте… Жилья нет. Ни в одном филиале нет.
    - В интернете вы пишете: есть общежитие.
    - На сбор винограда мы даём спартанское жильё, но это будет в сентябре. На урожае и зарплата повыше. У вас есть медкнижка? Если нет – дадим направление в поликлинику.
    Ба, Ялта дорогая, работать и снимать жильё... Ни отдых, ни работа. Трудовой туризм себе в убыток мне не интересен. Значит, не судьба. А я-то готовился к ягодному, фруктовому сезону. Мой земляк-сокурсник, разочарованный Ялтой, уехал в Москву.
    Зарплаты в Крыму низкие, жить после 2014 года стало труднее, умножилась бюрократия, наплодилось заезжих мошенников, местные стонут и терпят, они с иммунитетом. Украинского здесь даже меньше, чем японского на Сахалине. Не то что меньше - его вообще нет. Если оно и было - уже стёрлось. Повсюду русское. Это не пафос, это жизнь.
    Надо, однако, потрудиться, чтобы Ялта заблестела. Нынче она похожа на красивый, но запущенный дом. Не заброшенный, а запущенный. Хозяин озабочен прибылью от гостей, но дому нужен уход. Города как люди: то чужие, то родные. Двадцать лет назад душа подсказала: Ялта – близкий мне город. И сегодня близкий. Он не может заплесневеть – так много дворцов в окрестностях, много экскурсий, буйство магнолий и пальм, ароматерапия, дух русских классиков. Джентльменский набор я освоил в три дня, идём дальше. Середина июня, народ уже понаехал, пляжи полны. Я не знаю никого и не одинок, в моём городе нет во мне одиночества.
    Случайно я поскользнулся. Дремавший на парапете мужчина с бронзовым загаром вскочил, чтобы помочь. Случайные встречи – самые искренние.
    - Турист? - спросил я.
    - Трудовой турист, - уточнил он.
    - Родня. Когда успел так сильно загореть?
    - Я же не на Белом море, а на Чёрном. Давно сюда собирался. И вот она, Ялта. И позавчера, в День России, поехал и отметился в городе русских моряков, посмотрел там фестиваль военных духовых оркестров. А вечером был офицерский бал, я, конечно, не остался, он не для меня. О бале пишут иностранцы в интернете: сколько в Севастополе стройных женщин! Как красиво сидят на них вечерние платья!.. Бал есть бал, а на улицах, хочешь-не хочешь, тоже глаз не оторвёшь от юбок и платьев. Я ведь живой человек.
    - Значит, в Ялте юбки и платья исчезли?
    - Вся Ялта в шортах. Не будоражит.
    - Ты привередливый. Где работаешь?
    - В пансионате дворником. Там жильё, питание. Понимаю, если жильё, питание – ты зависим, и твоя зарплата мизер. А в Крыму она везде мизер. Можно думать так: стоит ли ехать в Ялту, чтобы махать метлой? А можно и так: ради того, чтобы даром пожить лето на море, стоит помахать и метлой. Кому как нравится. Не ожидал, что возьмут. Уже привык, находишь работодателя, он кивает: завтра выходи, и ни оформления, ни гарантий. Платят месяц, два, но наступает день, когда платить перестают: нет, мол, денег, потерпи. Работаешь, терпишь. Наступает другой день, когда поймёшь: платить тебе не будут.
    - Как ты ищешь таких? Подскажи.
    - Или меня такие ищут. Но здесь аж на медкомиссию отправили, потом компенсировали затраты… Сначала я устроился было в Сочи, ассистентом в цирке, в шоу Гии Эрадзе. Попал на тигров и львов. Дико умные красавцы, и кушают достойно, мясо жрут вёдрами. Едва привык к ним, готовил корм, убирал, да перекинули меня к малышам-бизонам. Их с пелёнок дрессируют, но опасные они ребята. А лошади, лошади! Ну что за грация! Везде звериная красота и любовь к зверям, идеальный уход. Люди там все дружелюбные, все талантливые. Акробаты, гимнасты, дрессировщики. Никто не звездится. И жильё дают, не сразу, а после испытательного срока. Но глаз моих не хватило, с глазами напряжёнка. На представлениях ассистенты работают в темноте. Тут я не работник. И в Сочи сплошь пробки на дорогах, из Адлера до цирка вместо получаса я добирался полтора часа. Машин больше, чем людей, город узкий, длинный, душный. Не по мне. А сам я из Самары. В прошлом году работал на обслуживании матчей чемпионата мира по футболу. Гордость взяла за свой город, за свою страну. Почему много злых, недовольных людей? Меня всё устраивает. Может, потому, что я холостой, не надо кормить семью, детей. Но почему холостой в тридцать шесть лет? Не знаю. Никогда не был женат. И здоровье, и ориентация в норме, а с парой не сложилось. Живу для себя, а уже хочется жить и для кого-то...
    Одни люди западают в память, другие забываются. Этот родня запомнился своей искренностью. И второй запомнился, и тем же самым. Он подсел ко мне в парке:
    - Вы из Сибири? Я это чувствую. Я тоже сибиряк, из Кемерова.
    - Шахтёр, - сказал я наугад.
    - Бывалый, бывший. Тридцать четыре года почти не видел белого свету. Утром темно, я в шахту, вечером из шахты, опять темно. Не заметил, как выросли двое детей. Уходил – они ещё спали, возвращался – они уже спали. Нажил горб, вышел на пенсию, развёлся с женой и приехал в Ялту. Снимаю комнатку, а дома пустует квартира. Но отсюда я не уеду. Мне так не хватало солнца, под старость я его догнал.
    - По-моему, солнца избыток, - возразил я. - Для сибиряка это лишнее.
    - Я освоился, каждый день грею кости на камнях. Скоро выйду на работу, сезонных работ на юге полно.
    - А я объездил всю Большую Ялту.
    - Я тоже изучил округу. Не зажиточно живут. Теперь вы куда наметили?
    - Есть желание пособирать урожай.
    - Советую податься на Кубань. Там платят больше, чем в Крыму. Я подскажу вам телефон фермеров, они приглашают на сбор тыквы. Поля у них то ли в хуторе, то ли в станице под Краснодаром. Мне что хутор, что станица. Но труд этот нелёгкий. Ох, нелёгкий…
    Не повезло с фруктами – найду овощи. Всё-таки валяться днями на море, на пляжах - не моё. Мне нужно двигаться. Я позвонил фермерам, ответила женщина:   
    - Приезжайте. Нам бы найти человек пятнадцать. Доедете до Краснодара – звоните, мы отправим за вами машину. Это недалеко от города. На месте и побеседуем…
     И снова автобус, путь до Керченского пролива, досмотр, Крымский мост, материк. А за мостом, в тех краях, осталась мечта. Ялта – моя ненаписанная повесть.


Рецензии