Мои философские тетради. Лосев. Античный космос

 с 15 декабря 2005г. по 6 января 2006г.
Мои философские тетради. Лосев. Античный космос и современная наука.

 Тетрадь №5 Диалектика. План по чтению и конспектированию.
На обложке тетради:концентрические круги не фоне океана и надписи:Sunset.
40 страниц тетради посвящены главным образом выпискам и размышлениям над прочитанным-вторично  по книге молодого А.Ф.Лосева "Античный космос и современная наука". Первое прочтение относится к 2001году.
Мои философские тетради. Сильное увлечение диалектикой, как теорией познания.
Далее опубликоваь эти записи из своих тетрадей. Тетрадь №5 Диалектика. Лосев. Античный космос и современная наука.

24 декабря 2019г. 5часов 30 минут мск

спустя 14 лет вернуться, перечитать работу Лосева, свои записи и и оформить в статьи.

----------------------------

Обещанное. 23 января 2020.

М. А.Лифшиц, и его тоже много читала, он не уступал другу Э.В. Ильенкову в блеске диалектического мышления и литературного стиля. И академик Омельяновский. его "Диалектику в современной физике" я собираюсь теперь взять приступом, хотя   половину уже читала, это очень сильно. Мераб Мамардашвили, популярность его в кругах  столичной поздне-советской интеллигенции. И другие, которых мне еще предстоит открыть. Это только по Советскому периоду. Всё это культовые имена Советской идеалистической философии. Лосев, я бы сказала, отличается крайней "несоветскостью", "старорежимностью",  каким-то запретным в советское время идеализмом, если не в строго-философском смысле, то в стиле, в манере мышления. Нет, не зря он прозван "последним русским философом", философом Серебряного века хоть и печатал супер-серьезные книги по философии уже в двадцатые годы XX века. Он был учеником Владимира Соловьёва, оказавшего такое сильное влияние на Александра Блока, на многих других деятелей Серебряного века в России. Так что Лосев "не наш, не советский" философ, а он оттуда, из эпохи русского декадентства, с начала XX века, и сей аромат разлит у него повсюду. А вот Эвальд Ильенков вполне "советский философ",  настоящий коммунист, ветеран войны, его мышление коммунистично. Но будучи антиподом Лосева, Ильенков не менее интересен как мыслитель, а литературный стиль  его ярче, свежее, прозрачней  и просто красивее лосевских абракадабр. Лосевский стиль ярок в текстах, обращённых к широкому читателю, в таких книгах, так "Дерзание духа" для юношества, в  мемуарах. Но для  узкого круга читателей, подкованных в философии, для коллег-философов стиль Лосева труден и требует терпения и неоднократного перечитывания. В чём Лосев сходен с Гегелем: и тот, и другой глубоки и насыщенны, но трудно-читаемы из-за тяжеловесности стиля. Это моё впечатление. Возможно, я ошибаюсь. Ильенков же, кстати сын известного советского писателя-романиста тридцатых-сороковых годов, Лауреата Сталинской премии, читается просто как великолепная беллетристика, как проза высокой литературной пробы.
   Художественность ильенковского письма, не говоря о самобытности мышления и энергетийности его текста. И, конечно, всё это не могло не сыграть роль в неувядаемый в популярности популярности Ильенкова до нашего времени.

О том, что есть такой стиль мышления: диалектика - я узнала со школьной скамьи, с 12 лет, когда мне попалась книжка под названием "Что такое человек" из школьной библиотеки(тогда же читала "Беседы об опере" для учащихся Б.Покровского и др, жадно стремясь к универсальным познаниям), книжка эта популярная философия для школьников, и с тех пор не перестаю страстно  жаждать изучить её сколько возможно глубоко.

Вот здесь я процитирую Платона в переводе А. Жиделёва. Из его книги "Творения Платона", 1922 год. В ней автор цитирует Платона, его книгу "Федр":"Я, Федр, сам поклонник такого рода разделения на части и сведения в одно целое. Если я найду человека, способного обозревать разом и единое и многое, я преследовал такого человека по пятам, словно Бога. Людей, которые стали поступать так, я называю диалектиками... мне кажется, я правильно называю этот вид искусства-диалектическим". Это цитата из платоновского "Федра". И именно на эту цитату я привожу в качестве эпиграфа в цитируемой своей одной из тетрадей по диалектике.

Лосев в "Античном космосе и современной науке" показывает, как в недрах античной философии, особенности пифагорейства, этих поклонников чисел, относящиеся к числам, как к богам!- вызывали начала диалектики; что диалектика, как абстрактная наука "обо всём и ни о чём конкретном", появилась именно поначалу ещё в "грубо-чувственной форме"(числа, как боги-демиурги"), в недрах пифагорейской школы. А потом появились люди, чьей специальностью стала это система мышления - диалектика. Платон признавался в одном из своих сочинений, что "ходил за каждым из них по пятам", и слово "диалектика" для него звучала как наивысшая истина, чудо мышления, как "Слушайте музыку Революции" у Блока. Зачарованность. Диалектика от пифагорейцев прошла через тысячу лет, захватывая лучшие умы. И в конечном счете, разве диалектика опосредованно не перевернула мир, Социум   через Октябрьскую революцию, идейными теоретическими подготовителями которой были Маркс и Энгельс в XIX веке, представители младогегельянства, поклонники Гегеля, чьё имя стало синонимом философской диалектики. У Лосева не цитирую сейчас мысли о власти диалектики над миром, о том как философия эта изменила мир и будет ещё менять - это я сама подумала так. Лосев слишком был всю свою жизнь погружён в греко-римскую античность, как Лев Гумилёв в Азию и азиатскую, татаро монгольскую, допетровской Русь и ещё глубже в тысячелетние дали прошлого. Академик Дмитрий Лихачёв тоже всю жизнь оставался "спецом" в области древнерусской культуры. Я читаю и перечитываю и Алексея Лосева, и Льва Гумилёва, и Дмитрия Лихачева, но мне чужда подобная  приверженность одному какому-то  временному  пласту, и одному народу, мой охват глобалистский. Кстати, вполне в духе наши эпохи глобализма. Но именно поэтому надо побольше читать узких спецов - их труды насыщенны обильными массивами частных сведений, фактов, случаев, колоритных характеристик героев эпохи, даже анекдотов и прочее. Без этого "мяса" глобализм читаться не будет.  Без конкретики. Абстрактно-общая фразеология - жанр, который необходим газетным передовицам прошлого или редакторской колонке, но  почти никто их не читает. Вот вчера с удовольствием читала на компакт-диске  нестандартную книгу по российской истории.

-------------------------
Продолжение следует.

в 7:36 диктовала 25 минут страницы своей тетради диалектика номер пять на обложке концентрические круги над океаном. Правка испорченного телефона Голосового Блокнота 7:37-8:05, еще полчаса то есть. Я бы напечатала сама за 10 минут без необходимости столь обширных правок. Воистину:переделывать плохо сделанное с помощниками или без - тяжелее, чем сразу делать нормально.
Итого, час на диктовку и правку, высокая себестоимость, однако. Часть текта вначале слетела и заново придется диктовать и править перед публикацией.


------------------

Пара биографич. сведений из вики:

Алексей Фёдорович Лосев, в монашестве Андроник (10 (22) сентября 1893, Новочеркасск — 24 мая 1988, Москва) — философ, антиковед, переводчик, писатель.

Видный деятель советской культуры. Профессор, доктор филологических наук.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/175817.html


Рецензии