Слово предоставляется Остапу Бендеру

«Самое тяжёлое на свете – пустой карман». Я.Белецкий
«Все наши недостатки - от недостатка денег». А.Никитин
                *****

Нетленной памяти основоположник учения о сравнительно честном отъёме денег, великий комбинатор, ровесник своего века и его, века, истинное дитя, сын турецкоподданного, но соль соли характера россиянина, мой дед Остап Ибрагимович Бендер знал 400 способов сравнительно честного отъема денег у сограждан.

Рано покинув нас, он не успел сформулировать ни основные положения учения, ни изложить упомянутые способы на бумаге. По скорбной причине этой часть наиболее экономически активных российских граждан вместо того, чтобы безмятежно, не противореча закону, очищать карманы себе подобных и закрома обожаемого государства, удалялась в «места не столь отдаленные», едва начав свою деятельность на этом поприще. Не отбывали в упомянутые выше места с упомянутого выше же поприща только граждане единого и могучего, проникшиеся как духом, так и буквой наследия «любимого ученика Робиндрната Тагора».

Дух своего учения дед успел-таки до нас донести через своих душеприказчиков – граждан Ильфа и Петрова. Чем внёс, вместе с ними, известный достаток в жизнь тех соотечественников из нескольких их поколений, кто со вниманием относится к подобным учениям, особо не уповая на хлеб от обожаемого государства. Которое, зато, обильно дарит нам зрелища – для обожания, видимо. 

Упомянутые внимательные сограждане и являются наследниками О. Бендера.

В качестве эпиграфа к наследию фигурирует неуместный, казалось бы, в нём лозунг «кодекс надо чтить». Друг парадокса «сравнительно честные способы отъёма» раздарил их очень немалому числу граждан, с кем общался. А те – дальше. Вот потому-то теперь российская голь на такие выдумки и горазда!

Я, конечно, далёк от мысли что, вот-де, найдётся такой наследник, который возьмёт да и соберёт эти 400 способов на листах белой бумаги, или каком другом носителе информации (сером веществе своего мозга, например). И станет их дарить всем желающим. Во-вторых, занятие это неприподъёмное: вряд-ли поделятся. Время такое – уж очень сякое! А, во-первых, эти способы устаревают с молниеносной быстротой, что мы видим по динамике их последних реинкарнаций в жизни.

Кроме того, дух и буква – это ещё не всё. Должны же мы видеть перед собой и теоретическую часть учения, тексты общих его положений и отдельных разделов, историю вопроса и новые здесь веяния, наконец. Что – то не слышно, чтобы в этой области сейчас проводились сколько – нибудь крупные изыскания! За исключением трудов наших олигархов и чиновников, которых мы, конечно, уважаем – за крупнотиражные публикации практических результатов, но не любим – за своекорыстное сокрытие от нас теоретических основ. Есть и отдельные литературные удачи, но мало, мало. А тема-то «…агхи важная, давайте, Феликс Эдмундович, не будем хватать за гукав каждого подозгительного: газ мы не можем пгокогмить – пусть хоть сами подкагмливаются», сказал бы учредитель этого холдинг-бардака, организовывая его дочернее предприятие - ООО "НЭП".

На правах внука великого комбинатора автор расширяет здесь бендериаду и приглашает поучаствовать в этом всех желающих. Чтобы потом составилась, таким образом, антология бендериады, переоценить значение которой для россиян трудновато! Достаточно вспомнить при этом сонмы любезных наших наследников: олигархов, финансистов, чиновников, … В пределах презентуемого труда автор ставит своей целью ввести читателя, не расписавшегося ещё (по недомыслию, по бескорыстию ли) в наследственных документах на владение наследием Остапа; в этот близкий нашему человеку мир.

Людям свойственно оставлять наследство. Для чего они это делают? По-видимому,
чтобы было легче умирать, чтобы перед смертью иметь уверенность, что наследники
твои ещё долго будут поминать тебя добрым словом. И это хорошо! Потому что в противном случае (если бы такая уверенность была им не нужна) люди перед уходом подбрасывали бы остающимся здесь широкого спектра пакости и подлянки – от крысиного яда до атомной войны. В соответствии с масштабом своей личности. «Душа – мера», говаривал по этому поводу известный метролог человечности В. И. Котенков.

Обыкновенно люди оставляют наследство в виде движимости или недвижимости, бывает – видимости или слышимости, чаще всего – в виде кубышки с драгметаллом, зарытой в саду, на худой конец – банковского счёта в Цюрихе. Что касается деда, имею сказать следующее.

Будучи сторонником честной (сравнительно, правда) жизни, он вёл непримиримую борьбу с адептами жизни нечестной. Чем они ему не угодили? Во-вторых тем, что помешали сбыться его голубой (прошу правильно меня понять) мечте побывать в Рио-де-Жанейро (вспомните инцидент на румынской границе). А, во-первых тем, что деятельность их носит, как правило, характер довольно приземлённый, малопривлекательный (ну, как у этих же самых румын – прикладом по голове, что это за деятельность?!). То ли дело бендериада: высокий полёт фантазии, ювелирная техника «свершений», при которой исключается незапланированное прекращение полёта и «посадка». Даже (точнее – в первую очередь), если налицо особо крупные размеры достигнутого! К честным согражданам дед был лоялен: а что с них взять?   Таков дух наследия.

Гомо советикус, расписавшись в принятии наследия деда, чтил его не менее кодекса. Теперь мы уже чтим не кодекс, а наследие это. Есть даже такие из наследников, которые могут продолжить текст эпоса с любого названного Вами места, и даже изложить наизусть немалую его часть. Словом, наследие великого комбинатора в сердце народном оттиснуто ярким курсивом, подобно песенке «В лесу родилась ёлочка» или гимна любимой когда-то отчизны.

По мотивам канона снимаются фильмы, в том числе в головах наследников, в каждой – свой. Почитатели пишут, писатели устраивают чтения и просто читки, учреждают престижные литературные премии, открывают кафе и музеи, сайты в интернете, посвящённые гуру. Имеются и достойные памятники народному герою – по лучшим весям страны.

Если бы командора «Антилопы Гну» попросили, «заглянув» к нам на огонёк, сформулировать основы своего учения, думается, мы услышали бы примерно следующее.

- «Граждане, не делайте из меня кумира. Кустарное производство этого продукта объявлено неприличным занятием уже более двух миллениумов назад! Сомневающимся предлагаю обратиться к библии: Ветхий завет, Исход, нагорная проповедь, десять заповедей, заповедь вторая. Заметьте – вторая из десяти!

Другое дело, когда кумиропроизводством занимается госмашина: заповеди – не для машин и, к тому же, она это делает из благих намерений. Как раз из тех, которыми выстлана дорога в ад. Хотя этим, как я погляжу, у вас теперь занимается не только, и не столько госмашина, сколько телеканализаторы. Каких они Вам кумиров могут насадить? Для этого им самим надо иметь хоть какое-то кумироподобие! Власть, хоть и грешит, всё же освящена…. Ну ладно, это уже ария не из моей оперы.

Милостивые государи! Если Вы образованный человек, да что уж там – если Вы, хотя бы, прошли трехмесячный ликбез и на этом свое образование посчитали достаточным, Вам всё равно известно, что деньги – всеобщий, универсальный эквивалент всего. Да-да, господа, се ля ви, что в переводе означает: «жизнь диктует нам только свои законы». А наши – не диктует. Вам также известно, что человечество изобрело на текущий момент только два способа их добычи: заработать или украсть. Третьего не дано. Но берут, правда…

Заработать, господа, значит обрести сосцы Мамоны на поле, огороженном для законопослушных овец. Украсть – значит достичь того же результата, но проигнорировав эту изгородь, установленную государством.

Способам повысить свою экономическую ценность тем или другим из упомянутых манеров несть числа, но не мне Вам о них рассказывать. Не мне, потому что все знают, что Остап – ягодка ни с того, ни с другого поля. Мы, элита умственного труда, во все времена и у всех народов, не хотим деньги ни зарабатывать, ни красть. Мы делаем их из воздуха, и лучше, чтобы приносили на блюдечке с голубой каёмочкой, и спасибо говорили. Вот это – высокий класс! Святая цель! Это и называется «сравнительно честные способы отъёма денег». То есть способы, открытая любому взору реализация которых не приводит отбирающего к конфликту с уголовным кодексом. И не может привести! Поскольку в этом зерцале непорочной жизни нет пока соответствующей статьи. А если и есть, то кому надо известно, что она сейчас временно не работает!

Каюсь, изложить на бумаге свои представления о том, как нашему человеку надо жить правильно, у меня не получилось. Убили меня... Причём – не раз. Но я, видит бог, дарил свой опыт любому – было бы желание слушать! Да и душеприказчикам своим наказал. Так что ищите и обрящете! Если что – к внуку моему обращайтесь! Он в этих вопросах поднаторел. Правда – чисто теоретически».


Рецензии