Арбат. Воспоминания художника. Часть 1. Глава 2

     Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2017/12/02/85

         Арбат. Миша Бабаян. Олег и кавказец. Джон и психология.

     Среди художников был некий Миша Бабаян *. Молчаливый, обычно замкнутый в себе, он не любил приглашать людей на портрет и вообще общаться с ними. Ему пришлось соорудить такую рекламу, мимо которой, как он думал, не пройдёт никто. Прямо над этюдником у него возвышались копии тех удачных портретов, которые были нарисованы за несколько лет, вперемешку с ними – вырезки из газет с упоминанием о его выставках, всевозможные отзывы и фотографии.
      Но большинство людей всё равно проходили мимо. И только некоторые, обратив внимание на обилие пёстрых листов разного масштаба, останавливались поглазеть на это двухметровое диво, прозванное на Арбате «Драконом». Вот тут-то и наступало Мишино время. Он подходил, мягко обхватывал человека за талию и, не глядя в лицо, говорил:
- Давайте я Вас нарисую.
      При этом он не сильно, но довольно уверенно тянул человека в раскладное кресло, предназначенное для клиента. Некоторые девушки, смеясь, выбирались из захвата и убегали, мужчины разнимали руки Миши и уходили, но бывали и такие, которые поддавались на это экзотическое приглашение и садились позировать. Процесс рисования проходил без слов. Если модель интересовалась ценой портрета до начала или во время работы, цифра могла быть одной, а если портрет был уже нарисован, то мог слегка и подорожать.
                ***
     Однажды Миша, обнаружив возле своего этюдника очередного зеваку, привычно обхватил его за талию и, произнеся своё обычное «Давайте я Вас нарисую», потащил к креслу. Но фигура не двинулась с места. Миша было поднажал, но и это не помогло. Тогда он поднял голову и оторопел: перед ним был здоровенный мужик в джинсовом костюме, в куртке нараспашку и с начатой бутылкой пива в руке. Бабаян начал было разжимать руки, как мужик произнёс:
     - Ну давай, нарисуй.
Немного подумал и добавил:
       - А если будет непохоже, я тебя ухайдохаю…! 
      При этом мужик так усмехнулся, что Миша понял: этот не соврёт.
      Пришлось вести полупьяного клиента на посадку. Мужик плюхнулся в кресло, и оно тут же развалилось! Клиент грузно покатился через спину в траву газона, сделав полный оборот. Интересно, что пива он при этом из руки не выпустил, только облился слегка. Он рыча поднялся и пошёл на Мишу с недобрым прицелом. Бабаян быстро схватил свободное кресло соседа-художника и поставил его на место своего - погибшего. К этому времени люди уже с интересом наблюдали за происходящим. Мужик нехотя и с опаской сел в предложенное кресло, которое хоть и выдержало его, но довольно отчётливо заскрипело. 
      Миша занял место напротив и взялся за карандаш. Мужик начал успокаиваться и потягивать пиво из горлышка. Затем он отставил бутылку, а немного погодя уронил голову и уснул. Его лицо свесилось почти до колен и рисованию не поддавалось. На листе ватмана у Миши был изображён только один глаз, да и тот –мутный. Тогда Бабаян подполз к ногам мужика и практически лёжа на спине начал вглядываться в его лицо с закрытыми глазами и отвисшими губами, которое к тому же было в тени. Миша периодически выпрямлялся, что-то дорисовывал и снова полз под модель. Заинтригованная публика ждала развязки сюжета. Наконец портрет был дорисован. Сравнивать рисунок с оригиналом никто из зрителей не решался.
      Миша положил карандаши на этюдник и быстро пошёл по художникам:
- Меня сейчас бить будут, - без сомнения в голосе заявил он, - не могли бы вы подойти?
       Коллеги подтянулись к месту создания шедевра. Хоть Бабаян и жил без друзей, но отдавать его на самосуд кретина никто бы не позволил. Миша подошёл к спящему клиенту и начал его осторожно расталкивать. Но тот спал убойным сном.
 - Кто же так будит?!- закричали из толпы.
     Двое парней подошли к мужику и крепко его встряхнули. Клиент начал просыпаться, обвёл вокруг себя непонимающими глазами и зевнул.  Но как только увидел Мишу, мгновенно оживился.  Он посмотрел на мольберт, на лист бумаги, не глядя, сгрёб его пятернёй, скомкал, швырнул в лицо Бабаяну и начал угрожающе подниматься. Но как только мужик взмахнул рукой, на нём повисло с десяток художников. Тогда он крякнул, стряхнул с себя всю ораву и снова направился к Бабаяну. Снова размахнулся, но вновь на нём оказались Мишины спасители. Толпа гудела. Мужик резким движением освободился от художников, плюнул и пошёл восвояси.
      Три дня после этого Миша, прежде чем пригласить очередную модель, смотрел: кто перед ним. Но только на три дня ему и хватило этого урока!   
                ***
      Весёлые и одновременно грустные сюжеты встречались на Арбате сплошь и рядом. Так, однажды наш художник Олег рисовал приезжего кавказца. Рядом находилась его супруга, стройная горянка. Был прохладный летний вечер. Мягкий рассеянный свет дополнял уютную творческую атмосферу. Горели только витрины и лампы на узнаваемых столбах – визитных карточках этой уникальной улицы. Постепенно, как водится, рисующего художника и его модель стала окружать публика. Кавказец занервничал: ему не нравилось, что кольцо зевак сужалось и становилось всё плотнее. Он, с багровеющим лицом, пристально следил за тем, чтобы зрители, особенно мужчины, не приближались к его жене. Олег тоже стал слегка краснеть, потому что мужчина перед ним уже не позировал с неподвижным выражением орла, как вначале, а крутился во все стороны, при этом мимика его лица менялась в диапазоне с пренебрежительной до откровенно-злобной. Наконец его жена догадалась встать позади мужа и положить ему руки на плечи. Тот стал немного успокаиваться. Но тут откуда ни возьмись появилось одно из тех исчадий, которые всегда тонко чувствуют не только свой час, но и своё мгновение. Молодая женщина ничем не выдавала своей ядовитой начинки, пока не поравнялась с толпой, окружавшей Олега. Она на всём ходу попыталась разглядеть сквозь многослойную публику, что происходит; и ничего не увидев, но как-то смекнув, что рисуют портрет, громко заявила:
- Не похоже!
- Много ты понимаешь! Дура! – закричали на неё из толпы истовые ценители искусства.
- Она даже не видела рисунка! – продолжали возмущаться зрители, - специально стерва портит людям малину! Не обращайте на неё внимание!
      Но было уже поздно. Кавказец встал, посмотрел на свой незаконченный портрет и тоже заявил:
- Не похоже!
      Олег начал потихоньку заводиться.
- Где именно не похоже? – спросил он.
- Да везде! – кавказец водил рукой по нарисованному лицу, - видишь, и здесь не похоже, и здесь, и здесь – не я!   
- Давай я закончу портрет, а там посмотрим! – предложил Олег.
Мужчина нехотя сел на место, но позировать по-прежнему у него уже явно не получалось. Немного погодя он снова встал, взглянул на рисунок и загорячился:
- Ничего у тебя не выйдет, - сказал он Олегу с усилившимся акцентом, в который читателю лучше не вникать, - прошлый раз и то лучше было!
       Олег тоже встал.
- Скажи лучше, что не хочешь платить, - сказал он.
- Я могу заплатить не сто баксов, как договорились, а тысячу, но за похожий портрет! – орал кавказец, - а этот совсем на меня не похож!
      С этими словами он достал из кармана пачку долларов, потряс баксами над головой, повернувшись влево и вправо, и снова засунул богатство в карман.
      Жена кавказца принесла из ближайшей парикмахерской небольшое овальное зеркало и протянула его мужу. Тот начал пристально разглядывать себя и сравнивать с изображением на бумаге. Напрасно публика пыталась объяснить ему, что зеркальный портрет и рисованный портрет не могут быть абсолютно похожи, что есть определённые условности. Страсти только накалялись!
- Так ты берёшь или не берёшь свой портрет? – трижды прокричал Олег кавказцу.
- Нэт! – каждый раз кричал в ответ кавказец.
       Тогда Олег молниеносно схватил портрет, порвал его пополам, потом ещё раз, ещё и ещё…, пока ватман рисунка не превратился в мелкие клочки. Затем он с размаху бросил их на асфальт и вытянул указательный палец на кавказца:
- А ты, жмот, подавись своими баксами! Быстрее удушишься, чем заплатишь!
      Глаза кавказца вылезли из орбит и стали оловянными. Он выхватил из кармана доллары и стал рвать их с такой скоростью, что остановить его не мог никто. В мгновение ока баксы превратилась в прах, который тут же был яростно брошен поверх портретной рванины. Все замерли. В наступившей тишине было едва слышно, как шелестели перемешанные остатки русского искусства и заморской валюты. Кавказец взял жену за руку, и они стали решительно уходить из плотного круга собравшихся.
     Какой-то подросток не поленился собрать зелёные клочки в прямоугольники, на каждом из которых было одно и то же изображение - портрет Вашингтона:
- Три по одному доллару, - объявил он результат. Толпа дружно захохотала.
                ***
       Как-то раз на Арбате появился некий Джон (у него кличка была такая, настоящего имени не помню) и через несколько дней неплохого рисования куда-то исчез. Позже он снова появился, заявив, что работает в команде Джуны. В те времена имя этой прорицательницы было очень известно в самых широких кругах, в том числе и в массовой информации. Для большого количества людей быть знакомыми с этой теневой звездой равнялось свечению в лучах славы. Я же всегда с достаточной долей скептицизма относился и к таким колдунам, магам, экстрасенсам, ворожеям и прочим любителям покрасоваться в загадочном тумане. Иногда Джон мог и порисовать в охотку, но всё реже и реже. Он действительно стал каким-то странным: рассказывал о Джуне, о её знаменитых связях, о поездках вместе с ней по всей стране, но в основном – по Москве и Подмосковью, где они с успехом исцеляли, предсказывали, уберегали от несчастий и помогали строить светлое будущее сотням и тысячам как уже попавшим в беду, так и тем, за кем она сзади – в считанных сантиметрах. С его слов получалось, что без него Джуна не имела бы и половины успеха. Что это он, Джон, организует многочисленные встречи Джуны с начинающими появляться миллионерами, что это он строит графики её многочисленных интервью, что он берёт на себя самых сложных и непредсказуемых клиентов, а также является личным телохранителем Примы. У всех на Арбате создавалось впечатление, что он, как минимум – второй ясновидящий после Примы-колдуньи. А может быть – и первый!      
       Как-то Джон в очередной раз появился на Арбате со своей привычной уже покровительственной улыбкой.  Он снисходительно здоровался с художниками, задавал праздные вопросы, весело поглядывая по сторонам, в общем – старался произвести впечатление. На Арбате таких выскочек, мягко говоря, недолюбливали всегда. Джон увидел меня, небрежно подошёл:
- Как дела, ветеран? – спросил он.
Слово за слово – разговорились. Я поинтересовался его успехами на новом поприще. Джон словно ждал этой темы. Он заговорил о том, как они с Джуной поднимаются на вершину мировой славы, сколько и каких звёздных клиентов у них позади и впереди, какие способности по управлению людьми открыл и развил он в себе. Это звучало почти вызовом. Как иногда и бывает, захотелось вызов принять. И хотя в глубине души я чувствовал свою полную неготовность к сражению с неизвестным, предложил:
- Давай для начала: кто кого пересмотрит!
       Такие эксперименты мы с друзьями иногда практиковали ещё со школы, коротая свободные минуты.
       Джон от неожиданности замялся, но потом парировал:
- Что мы, как бабы, будем пялиться друг на друга! Если не боишься, ставь против меня ладонь своей правой руки, а я ребром своей правой ладони, не касаясь, атакую тебя энергетикой! Раздумывать или отступать не было времени. Я согласился, не совсем понимая, на что подписался. Мы стали готовиться. К этому времени вокруг нас собрался не только весь художественный Арбат, но и приличная толпа зевак.
    - Это - правая рука Джуны, - показывали на Джона знатоки.
      Откуда ни возьмись из толпы вылез Ренат. Этот парень каждый день крутился среди художников, перепродавая нам дефицитный товар для рисования и живописи. Иногда уличным творцам проще было заплатить ему небольшие проценты сверх цены, чем терять время на дорогу и очереди в магазине. Ренат решил тоже выступить против меня в этом странном энергетическом поединке. Но я его почему-то за серьёзного противника не считал.
      Решили так: я становлюсь фронтально к противникам, а они, как только Джон почувствует прилив максимальных сил, одновременно атакуют мои ладони: Джон – правую, Ренат – левую. Я тем временем искал внутренний способ защиты и буквально в последние секунды нашёл его! Выставив ладони вперёд, я представил их своеобразными полусферическими отражателями. Джон громко во всеуслышание предупредил меня, что за все последствия он ответственности не несёт. Я ответил громким согласием и тоже предупредил, что ответственности не несу. Такого никто не ожидал, в публике раздался смех. Я собрался и твёрдо смотрел на обоих противников. Джон сконцентрировался и начал обратный отсчёт:
      - Три, два … один!
      По этой команде две ладони моих противников мгновенно рассекли воздух и остановились в сантиметре от моих. Стояла мёртвая тишина. Ничего не происходило. Я ещё немного подержал ладони на весу. Ренат, пользуясь моментом, страшно сощурился и, крикнув что-то непонятное, снова атаковал мою левую руку. И опять ничего не произошло. Зрители зашевелились, загалдели, но не спешили расходиться, как бы ожидая чего-то ещё. Джон всем своим видом показывал, что «сеанс окончен». Он поблагодарил публику, как боксёр, уходя с ринга, и подал мне руку.  Мне не оставалось ничего другого, как вежливо пожать её. Вдруг Джон так внезапно крикнул и упал на колени, что вздрогнули все вокруг. Публика была в шоке! Я от неожиданности растерялся. Все понимали, что Джон не мог мне подыграть: слишком высоки были наши принципиальные ставки! Я бросился помогать парню встать на ноги. Он удивлённо смотрел на кисть своей руки и недоумевал. Чувствовалось, что публика смотрит на меня во всём диапазоне: от страха до восхищения. Но я ничего не испытывал: ни радости, ни огорчения. Мы расстались с Джоном как приятели. И больше никогда не соревновались. Ни вражды, ни дружбы между нами, как не было, так и нет до сих пор.
       Ренат же, прощаясь, обошёл мою протянутую для прощания руку, и только отойдя метра на три, помахал мне своей.
       Мы с художниками, видевшими наш с Джоном поединок, несколько раз позже рассуждали на темы человеческих возможностей. Все сходились во мнении, что бесспорно - все люди обладают многими качествами, но за ненадобностью не пытаются их использовать. А зря. Способности свои неплохо знать каждому. Вот только применять их нужно исключительно во благо! 


      
        * Имена героев вымышлены.
 
          На фотографии - автор за работой. Конец 80-х

         Следующая глава: http://www.proza.ru/2018/01/20/1643 

               


Рецензии
Была. Видела. Даже позировала один раз. Отдала 5 руб - их цена

Нина Тур   26.09.2020 08:32     Заявить о нарушении
Это была цена за простой чёрно-белый вариант.
Холст-масло сложнее и дороже !!!)
Это, надеюсь, у Вас, как у прекрасной модели, впереди !!!

Валерий Махатков   26.09.2020 23:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.