Похвалим Маргариту

Войдя в банк, Маргарита увидела ругань женщины и консультанта банка. Регион затопило паводком, и компенсация составляла двадцать пять тысяч на ремонт квартиры и две за урожай. Страшен был слой мазута, который убийственный ковром стелился на полях и затопленных жилплощадях.
- Ваш олигарх тракторами нагреб дамбу из глины и думал, тайфун не придет. А тайфун пришел и разнёс бессмысленное строение. Умник, наверно, все деньги украл. А что мне 27 тыщ? Крохи. На пять умножай потери.
Клерк мялся:
- Что вы нам-то претензию предъявляете?
- Хорошо, не вам. А кому?
- Пишите в кабмин РФ или губернатору. Они выделяют, а мы - подневольные раздатчики федеральной котлетки.
- Что мне кабмин? Он наверно тоже в грабеже поучаствовал?
Столкнувшись со взглядом Маргариты женщина прекратила атаку на банк, махнула рукой и отошла от консультанта прочь. Тот же молодой человек вскоре пригласил саму библиотекаршу. Этот ловкий юноша в пиджаке сидел за плоскостью монитора и дарил к прихожанке Сбербанка по имени Маргарита откровение на совершенно утилитарную тему:
- Из рабочего кабинета кьюар вы можете просто гаджетом сфотать, и оплата сразу пройдет.
Под эти слова лицо клиентки передернуло легкой молнией, и она улыбнулась хитрой, но достойной вежливостью:
- Да, Андрей, верно замечено, могу. Но, видите ли, во-первых, зрение хромает, вижу как старая кляча. Во-вторых, психически щелкать какие-то картинки мне затруднительно. Кажется мне это игрушками какими-то. Поэтому благожелательно прошу, лучше вы проведите оплаты...
Юноша, недоумевая от букета странности, поднял брови:
- Странно. Впрочем, конечно. Я проведу. Но через кабинет вы бы 200 рублей сэкономили.
Клиентка боролась с Андреевым предложением дальше:
- 200 - это вполне замечательно, но такому человеку, как я, сложно через кабинет. Вас настоятельно прошу вторично.
- Чего вы добиваетесь?...
- Ничего. Внутренней тишины.
- Так-так.
- Речь-то идет об обычной оплате коммуналки?
- Вы сами щелкните, или я за вас щелкну - все-равно одна операция. Не обойти ее. Впрочем, ладно. Будет исполнено.
Марго напряглась в стеснительной улыбке, словно сдавила невидимую пружину. Через минуту счет был оплачен. Выдохнув, она хотела вставать. Офисный работник раздраженно продолжил тему:
- Как вы собираетесь без штрих- и QR-кодов жить? Сейчас все через них будет...
- Очевидно, как жила все свои нештрихованные годы. Как и раньше...
- Это невозможно! В землянки перебираться? С июля кафешки будут пускать по QR-коду с информацией о вакцинации... Дайте догадаюсь. Прививки вы принципиально не делаете?
- Уклонение с размышлением. А принцип довольно простой... Пусть мне флакончик со "Спутником" позволят нести на исследования. Я бы доставила его в лабораторию. Там центрифугой и спектрально проанализировала и приняла бы решение о целесообразности.
- Ну да... А так они же кота в мешке предлагают? А может, в них ртуть какая от Рокфеллеров?
- Ведь возможна ртуть?.. А возможно, движение антипрививочников - исторический курьез. По "Спутнику" знакомый биолог участвовал в разработке и даже хвалил вакцину.
- Все ясно с вами. Впрочем, по прививкам я понимаю, почему тупят. Людям страшно... Поле информации у них огромно. Его бы сузить. И риск организма из-за неизвестной штуки имеется. Граждане РФ жить хотят и для семьи себя сохранить мечтают. Им с работ уходить что-ли?.. А если имеются последствия?... Но коды и штришки... В них-то что?
Марго решилась на сильный жест:
- Чей образ вы видите на кьюаркоде?
- Чей образ? Международный, удобный электронный образ, упрощающий жизнь людям.
- Вот и отдавайте международному электронному его дань. А я в церкви Богу буду божье. Пока это возможно.
На это работник Сбера не выдал никакого ответа. Пользуясь дарственной на паузу, Маргарита Николаевна выросла из-за стола, а клерк в нервном недоумении пригласил к диалогу следующего. Мы надеемся, читателю не требуется пояснять, почему героиня рассказа поступила именно так?.. Ее индивидуальное религиозное чувство тому виной.

Все эти церковные подробности мы приводим зрителю глав, чтоб он понимал хитросплетение обстоятельств, которые приводят к неожиданному, но приятному результату. Еще немного этих подробностей, и перейдем к сути темы.

Церковь ворвалась в жизнь Маргариты как убийца в переулке и поразила ее целиком, от головы до пят. Так поражает молния или армейский нож. У клинка было много имен: теплота, любовь, великодушие, всепрощение. Серый свитер и юбка в плюшевую клетку стали мундиром пораженной Маргариты, а платок - шлемом. Допоружием явилась эрудиция. К примеру, библиотекарь могла пояснить бабушкам замысел и символизм любой иконы в храме. Когда возрастные женщины приходили и у образа Евхаристии спрашивали, где Иоанн, ставший богословом, а где Иуда, ставший предателем, гид-свечница и катехизатор тут же тонким пальцем метила обе цели. Марго стала религиоведом-культурологом в конкретном приходе. Она уточняла детали иконографики, она разъясняла смысл всех брусков в распятии, сопрягая с догматикой церкви, повествовала, чем Мария Египетская отличается от Ксении Петербуржской. Когда кто-то молился усердно, она вешала тому на плечо мыслимого святого. А когда кто-то падал на колени ко Кресту, то воображением на спине молящегося выжигала крест из золотой Крови Спасителя.

На великопостную службу она, как сказали, притаскивала под колени шерстяной половичок. Но, видя, что некие пожилые мужчины коленными чашечками в муках стояли на мраморе, жертвовала коврик им. Сама оставалась с неодетыми суставами. Потом ей же жаловались:
- Сил терпеть коленную службу нету. Пост терпеть сил нету!
Свечница бодрила:
- Тяжело - хорошо. Значит, и грехам внутри тяжело. Они как черви из яблока повылазят, когда в воду мокаешь. Нину с крестоподобной веткой представляй, как она тебя крестит, Серафим кустом малины тебя очищает, или как Сама Владычица покровом голову накроет, и станет легко. Колени заживут. А душа, вонючим грехом набитая, в таком виде без покаяния в вечность может уйти. Надо вам такое?

Пока старики находили в библиотекарше утешение, она продолжала сокрушать личный грех, для чего как ученик на контрольной стояла в очереди на 1000-ную исповедь. То есть виновато оглядывалась на очередь, улыбалась, глубоко вздыхала, теребила бумажку со списком "злодеяний", боялась, что батюшка не отпустит и, когда подходила очередь, трепетно шептала тому словечки, как будто жаловалась, что Риту в классе обижали, и чтоб иерей разобрался.
Тогда клирик мгногозначительно мял губами и интересовался:
- К Причастию?
Грешница кивала:
- Ведро грехов велико. Не достойна. Но я готовилась.
- Никто не достоин, - отвечал слуга Господа и разрешал кающейся величайшее Таинство во Вселенной. После чего она в нервности отходила и неистово мяла истерзанный список - надеялась, что злодеяния из списка вовек не повторятся. Они повторялись.

Маргарита выглядела немного ошалело, странно, с причудами. Щедрая доля юродства в ней пребывала как канарейка в клетке птицелова. Этим она и преображала мир людской вокруг. Ведь окружающих восхищала ее способность искренне сопереживать всему сущему. Вспоминался апостол Павел с простой и непостижимой истиной: когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих и послать им Маргариту. Церковная лампадница искренностью своих причуд спасала верующих: давала пример того, как можно парить над реальным обществом с его правилами, устоями, если в сердце укоренился образ неба. Андрей Ткачев говорит, Россия страна таких юродивых (не зря библиотекарь так его любила) Вот тоже личность уникальная. Проповедник огненный. Жжет мечом слова направо и налево. Может, он Енох? Не дай Бог, если так.

В Маргарите полно было этой странной благодати. Бывает, смотришь, человек пашет на благо общества - ну, значит, в нем благодати полно. А то что труд его - плод гордыни его, не замечаем. А иной, как Маргарита, сидит, ручки сложил - улыбается, вроде ничего не делает, а свет от него на ближних валит как жар из печи. А вот стяжал в себя - и сеет вокруг. И успокоенные все от него отходят.

Душе Маргариты Николаевны повезло. Свобода в ней была. Касание Духа Святого дано было ей. Такие, кого коснулись, уже ни на что эту находку не променяют. Мирские радости им, простите, по барабану. Будут продолжать ловить хлопья этого Духа, следовать за ним, куда поведет и ни слава земная, ни противоположный пол, ни денежки - ничего человека уже не прельщает. Рабство его стремительно тает. Сознанием человек такого типа находится уже не в мирском горниле, а в небесной квартирке, куда, наверно, нас и призывают силы небесные.

Нельзя пропустить еще одна статью деятельности этой любопытной женщины - кураторство над бездомными. К моменту прибытия библиотекарши в дом Божий, у ворот скапливались нищие. Они давно усвоили ее податливую натуру, изучили расписание, запомнили маршрут и использовали эти знания на полную катушку. Чтобы вычислить схему Маргаритиных дежурств, один из нищих даже вбежал в притвор и подглядел расписание. Теперь в "дни заштрихованных квадратиков" маргиналов было с избытком, в незаштрихованные - никого! Обезоруженная тактикой бездомных Маргарита, подходя к храму, извлекала из пакета "гостинцы" и перед ликом Богородицы, который фиксировал происходящее с фасада церкви, раздавала в шумную голодную очередь. Если какому-нибудь счастливчику доставался целый пакет, то говорила:
- Только вы поделитесь с коллегами.
- Конечно, - сдерживая улыбку, врали хитрые нищие с уличным дипломом по психологии.

Соратники по приходу про щедрость Марго замечали со скепсисом:
- Рита, а зачем ты так много даешь попрошайкам? Хотели б поесть, стали бы храму помогать.
При этом звоночке - "попрошайки" - кроткая Маргарита Николаевна облачалась стойкостью и отвечала неожиданно:
- Сестры, простите дерзновение, но нам же от Троицы помощь бесплатная идет. И не за то, что мы - хорошие. По милости. Вот через бомжей и Бог дает нам возможность в милости проявиться. А кому как ни бомжам-то помогать? У наркоманов есть папы-мамы, а бомжи - те же сироты... Господь их нашим рукам доверяет. Явно не для осужденья подает... Осуждать их есть кому. Бомж не хуже нас. Просто он утратил образ Божий, потому что психический иммунитет его оказался слабее. Речь идет о некоторой медицине. Значит, благотворительные структуры - те же больнички, в которых этот иммунитет возвращается, и устраняются последствия. А если временно покормить и не подлечить - толку не много. Верно же?
- Ты им даешь садиться на шею... Расхолаживаешь. Верно же?
В нищем вопросе лампадница Маргарита Николаевна проявляла завидную стойкость:
- Речь ведь идет о метанойе, об исправлении внутренних повреждений ума, о возвращении образа Божьего. Достоевский и говорил, что любить - видеть образ Божий в человеке, видеть несчастного таким, каким задумывал его Бог. Поэтому важно держаться с бомжою на равных. Не доминировать, не властвовать, но и не заигрывать, не сюсюкать.
Приход неохотно слушал, однако принимал доводы Марго потому, что истинное милосердие всегда убедительно.
- Ну и как тогда держаться?
- А относиться серьезно, признавать его личность. Ему ж не колбасы от вас надо. Человеческого отношения. Если мы собрались купить пирожок, чтобы, сюсюкая, вручить им, Господь не благословит. За такое унижение не даст продвижения. Надо вымаливать великую непрестающую сердечность к несчастным и обездоленным. Только так и можно подвинуться на благотворительнном поприще.
Еще Важно найти отверстия в социальной машине, из которой бомжи высыпаются, и попытаться залатать их на уровне государственной машины. Эти отверстия - выпускники тюрем, вахтовые работники, крестьянский сегмент...
Слушавшие манифест Маргариты уже без ужаса смотрели на улицу, откуда в окна заглядывали лица покушавших "гостинцы" нищих. Так делают школьники, когда идет родительское собрание. Ведь понимали, что решается их судьба.
- Почему принятно заботиться о детях и о животных? Потому, что они миленькие и симпатичные.
- Верно, - поддерживали прихожане.
- Вот. А бомжи - отвратительны. Кто захочет ими пачкаться. Даже думать о них мерзко. А то, что это такие же дети, мы думать не хотим. Только дети, отвергнутые обществом. Души их калеченные, и чтобы не видеть реальность, они шлифуются алкоголем.
Цивилизационная красота, мирские блага, достижения электроники, ловкие гаджеты - все развиваются. А вокруг тебя - пьяницы. Грязные, матерящиеся, непокорные, капризные. Ты их утешаешь, стираешь ветошью их душевный нарыв, мечтаешь вернуть обществу. Человек, который решится курировать приют, герой. Он же как врач в тюрьме: все время живет с заключенными, только спать домой ходит. И жена от такого, наверно, уйдет. Сестры, я говорю про настоящий жертвенный подвиг.

Видите, сколько функций в одной фигуре на букву М?.. Свечница, гид, СОБЕС и еще секьюрити по чистоте веры. К объяснению последнего упомянем нижеследующий случай. Однажды в церковь прибежала женщина и стала всех хватать за руки и говорить, что на нее снизошла благодать, что скоро исчезнут деньги, и люди будут радостно меняться вещами, едой по их нуждам. Так же она уверяла, что через несколько дней выступит вместе с патриархом по телевизору и заставит всех покаяться. Если россияне этого не сделают, тогда дама напустит конец света, поскольку сама Христос. Батюшки от услышанного были в недоумении, вежливо улыбались, а внутри дрожали; сказали вновь-прибывшей причащаться. Маргариту это отношение разозлило: лжемиессию исповедуют, сюсюкают, и та, лишь бы зарабатывать авторитет, откровенно врет. Марго бесило, что Кровью Христовой пренебрегают и используют утилитарно, бесов изгонять. Библиотекарь проходила мимо очереди исповедующихся и еле сдержалась, чтоб не гавкнуть в адрес дамы:
- Ты же Христос, в чем ты каешься, разве есть у тебя грехи?
В итоге мужу этой дамы, которого она знала и который был человек вменяемый и тихий, стоявшему грустно в свечной лавке, она кое-что посоветовала. Начать деятельность можно начать с того, чтобы писать текст в лист А4. Патриарх - человек занятой. Организация личной встречи с ним сопряжена с трудностями. А документ, в котором содержится пророчество и требование к гражданам РФ, он сможет изучить. Пусть пророк на полях документа для полноты картины нарисует образы, которые он наблюдает. Пока письмо обрабатывается кабинетом Патриарха, копию можно аккуратно показать психиатру. Маргарита Николаевна как раз знает одного в загородной Москве. Он как раз исключительно вот такой писательной практикой и вычищает из общественных деятелей пророческий дух и плавно переводит их в русло писательское. Последние обретают душевный покой и новые таланты, что и глава Церкви потом заметит и пригласит в телевизор на Спас вести творческую передачу. Муж дамы, не перебивая, выслушал, кротко улыбнулся, сделал выводы о качестве предсказаний супруги и обещал заняться ее реабилитацией. И Маргарита пошла домой, где долго плакала, сознавая, что приход Мессии действительно не загорами, раз такие бесноватые бегают по городу, и никто их не тормозит, а их ересь по невежеству принимают за чистую монету. Мужа лжемессии Маргарите было до ужаса жалко. Она понимала, в каком постоянном давлении от нечистых духов находится. Маргарита вспоминала себя, когда она десятки лет назад шла по улице в истерзанном состоянии, смотрела на идущих навстречу теток с песцовыми воротниками и представляла, что вот, эти убитые песцы с окровавленными кишками висят на шеях у дам, как и на ней самой бесы висят, гнут к земле, ржут, обмазывают смрадом, болтают ногами. Она проходила мимо витрин, видела себя, всю такую сгорбленную, всю под воротниками бесов. Тогда впервые расправила плечи, точно скидывая их. Она помнила, как эта гнусь и эта дань стали ее напрягать, и как она решила избавиться, а способ-то один - Бог, которого она отвергала и выбирала омерзительно противоположное. Кстати, это было давно. А теперь, она с Богом. И теперь у нее были иные дела. А заботы носили общественный характер, а не как раньше - в стиле эстетизированного эгоизма. Разрешение вопроса с романом тоже оказалось сервировано верой и проистекло у Маргариты в храмовой обертке. Заметим, прежняя жизнь этого разрешения не давала.

Маргарита была умной. Все отмечали ее нетривиальные идеи, и многие обсуждали ее неожиданную логику. Вот пример в пользу ее интеллекта. Однажды в одном кафедеральном храме произошло крупное воровство. (Так-так, Шерлок Холмс закурил трубку.) В пятницу на вечерней кто-то заметил, что петли замков с большинства ящиков для пожертвований спилены, и кидать деньги в незащищенное пространство - жалко. Батюшки заволновались. Оставили одного помазывать молящихся, а сами бегали по наосу, выскакивали к ларьку охранника, к видео-камерам, потом грустные звонили в полицию, потом, осунувшись, стояли у входа. Звонарь притопала в лавку к Маргарите и рассказала ситуацию, чтоб та цепко охраняла денежный ящик и серебро на прилавке. Маргарита прекрасно знала пострадавший собор, его устройство и особенности. Сама поднималась на колокольню стукать педалью благовест на Пасху. Главной тонкостью дела она посчитала леса. Эти были возведены до самой крыши, но ремонт был заморожен. Весь вечер Марго осмысливала инцидент и на утро пошла в Епархию к благочинному кафедерального, подала ему письмо следующего содержания:
- Отцу Иоанну. Версия преступления в кафедеральном соборе.
Отче. Поскольку пиление петелек ящиков (пилой или турбинкой) связано с шумом и временем, а лампадницы всегда в наосе, то вероятнее всего дело было ночью. Колокольня могла быть открыта (ее предварительно мог снять с засова какой-то злоумышленник после вечерней в пятницу. Леса идут до верху храма. Тот же злоумышленник или его подельник приходит ночью, карабкается снаружи по лесам до колокольни, проникает в дверь колокольни, спускается через клирос в храм, спокойно шумит и преступно работает, уходит обратно тем же маршрутом. Кто в последнее время работал на лесах и был уволен, обижен и тому подобное? Турбинка могла быть и не батарейках, а обычная, от сети. Тогда человек поднимался с рюкзаком/сумкой через плечо, а в рюкзаке лежали турбинка, удлинитель. Криминалистам надо проверить отпечатки на ближаших к медным ящикам розеткам. Нельзя исключать, что преступник мог припрятать инструмент в храме в пятницу.
Стоит проверить, какие камеры могли идти на леса, какие очевидцы могли это событие наблюдать. Может помочь даже кто-то из бомжиков за забором собора.
Не исключено, что кто-то курил ночью из окон многоэтажек напротив, видел подозрительное движение на подступах к колоколам. Также ищем следы свежей резины от подошв ботинок на трубах лесов. Их стоило бы разобрать до трети высоты, тогда воровская операция была бы невозможна. Тянуть с расследованием не стоит, свежие следы вкуснее. Да и если были большие деньги, то преступник мог уехать заграницу. Визы в Таиланд уже открыты.

Иоанн читал письмо, играя над очками бровями, спрашивал диакона:
- Кто эта Маргарита, где работает?
- М-м, кажется, в библиотеке.
Ответ по благословению писал тот же диакон:
"Уважаемая Маргарита, спасибо за бдительность. В полиции установили, что петли были не спилены, а сломаны, а ночью по всему храму успешно функционирует сигнализация. В епархиальной библиотеке есть вакансия.

*

И еще один момент - про дружбу. Каждый знает, пустот не бывает. На смену Наташе к Марго прилепилась новая подруга.(Она же и рассказала Марго про взломанные замки.) Слияние произошло спустя десятилетия. Для этого потребовалось сменить образ жизни. Для этого было необходимо радикально с нуля на максимум развернуть веру, произвести обмен места пребывания. Для этого стала востребованным полная метанойя сознания. Одна из прихожан была активнее и бодрей прочих. Она отвечала за соцработу, служила в Епархии и сама прилепилась к Маргарите. Звали ее Ольга Рюшнер.

Первая фраза от этой дамы была такой:
- Рита, ты поедешь в монастырь?.. Надо кошечку держать, когда укол ставят... Сестры с таким не сталкивались. А животинку жалко. С самого основания храма там.
Рита моргнула через очки, кивнула головой, и дружба понеслась. Кошечка "Снежинка" была рада, что ей уделилось столько внимания. Ластилась к новым покровителям. Но после лечения кто-то поджег монастырскую келью, и животное погибло - присоединилось через мученичество к почившей до того матери-настоятельнице.

Еще до пожара Марго Николаевна оглядела монастырь и на исповеди священнику как властьимущая сказала:
- Кельюшки надо строить, расширять пасеку и скотный двор. Да и стену забора повышать. Скоро, когда враг человеческий гайки затянет людям дьявольской цифровизацией, тогда многие встрепенутся и рванут из мира к вам. Куда принимать изволите?
Игумен на миловидную старушенцию в платочке только глаза вытаращил. А та наблюдала его просто, и покорно и с властью одновременно. Клирик ничего отвечать не стал, накрыл полой, тыкнул пальцами по затылку и прочел краткую молитву о прощении всех грехов.

Вернемся к Ольге. О характере ее можно судить из монолога о третьем человеке - посланной в их храм монахине Анисии. Ее недавно вернули из запрета и поставили в лавку храма. Марго видела, что у новой подруги имеется пунктик насчет нового духовного лица их церкви. Ольга выдала целый рассказ:
- Я человек малообщительный, отдающийся интроверсии. И зайдя в притвор храма, спешу уединиться у икон. Но иной раз, с момента, как на вахте обнаружился этот человек, мимо я пройти категорически не могу... Сначала я сама прислушивалась, о чем она говорит тому или иному прихожанину, и понимала, что темы весьма глубоки, что эрудиция инокини необычайная, и, важно, как правило она рассуждает о том, о чем я сама недавно интересовалася и не смогла разобраться. Но войдя с ней в диспут, попадая под "словесную доброжелательность", обнаруживала, что оторваться от беседы совершенно нельзя. В диалоге, с одной стороны, пыталась доказать правомочность своей позиции, с другой подпитывалась тщеславием некого сорта, что эрудиту ты интересна. В результате диалог затягивался на час и более. Представляешь, Рита? Я узнавала величайшие тайны церковного мира, интриги, скрытые смыслы слов клириков и много много из того, чему сама весьма тяготела... Конечно, моя сплетническая душонка не могла оторваться! Ну никак не могла!

Я услышала от монахини много утешительной информации. Например, когда я рассуждала, а не пойти ли мне в регентши, для этого - умчаться на учебу, и потянул руку к двери храма, Анисия мне сразу ответила и предупредила действия: "Живите мирской жизнью. Молитесь, ходите в храм..." Когда меня разводили на деньги, она настояла затаиться, не отзываться на звонки и угрозы. Я сделала в точности, как велено, и результат был положительным.

Но время идет. И я заметила, что за советы я заплатила большую цену. К примеру, заходила я в храм, желая пройти мимо без беседы, но Анисия вызывала:
- Эй, ну-ка сюда, побеседуем!
На меня оделись вериги. В храме на службе она оценивает мою стойку и одобрительно кивает. А я какбы надеюсь в этом одобрении получить хорошую оценку за верное стояние. В итоге, я стала ходить в храм чаще - в основном, чтобы получить больших баллов от харизматичной монахини. Каюсь, это болезненное печальное психологическое делание, обусловленное одиночеством. Верно я понимаю, Рита?

Монахиня все знает, во всех вопросах пытается участвовать, горит каждым человеком. Но это же и повернулось для меня испытанием.
То замуж меня заставляет идти. То наоборот. Порой хочется спросить: "Камо грядеши, Анисия?" или "Какой толк тебе искушать меня?"... Но я не спрашиваю. Послушание дано не просто так.

От дяди я узнала, что дедушка монахини благотворно повлиял на нашу семью - мы получили работу и потом квартиру. Я делаю вывод, что должна всячески поддерживать неудержимую инокиню и, возможно, давать деньги. Может, Господь приставил ее, напоминанием о долге? Есть в моем отношении что-то болезненное и отчаянное. Рита, как мне быть? Как гармонизировать отношения с монахиней. Или себя быстро менять, в чем-то каяться, или удаляться ловкой Анисии?..

Марго пристально с коротким сожалением поглядела на Ольгу:
- Оля, история твоя весьма интересная... Речь и ритм мысли твоей меняется, когда говоришь об Анисии. Видно, что с монахом у вас имеется отдельный целый мир и тончайшая связь. Господь посылает нам людей и особенно монахов для какой-то педагогической цели, чтоб изменились.
Может, рассуждения о долге и небеспочвенны. Но страх... должен уйти... Постарайся полюбить Анисию. Понять ее боль, что-ли... Ведь она жила роскошной жизнью и в один момент решила оставить все мирское и обернуться к Богу. Такой удар для психики не мгновенно лечится. Она цепляется к тебе потому, что ты для нее утешение. Ты чуть-ли не единственный свет из той радостной и оставленной ею жизни. Это почетно. Но и тебе надо сохраняться. Дозируй и милосердие проявляй... Не сразу, но Анисия успокоится. Тебе терпения.
Выслушав Маргариту, Ольга выдохнула и обмякла.

Забыв Анисию, заговорили о кино и вспомнили фильм Джеймса Камерона Терминатор 2. Тридцать лет назад он казался невероятной фантастикой. Теперь вызывает ноющую тоску, сценарий развивается стремительно. Пентагон лоббирует широкополосный интернет, и Илон Маска и другие компании запускают в космос сеть спутников, которые по принципу Sky Net окутывают землю и берут под контроль деятельность всех людей, документируют все данные. Нейросеть скоро способна будет выследить любого человека и щелкнуть.
Решением было бы послать в прошлое борца с сетью. Впрочем, борец уже послан. Это Христос.

- Лишь бы не предать нашего Господа, - говорила Ольга, - Но для нас-то указ - Евангелие, а не Патриарх?... Или все-таки, Патриарх, который знает, как трактовать святой Текст в ногу со временем?...

Всемирное предательство Христа через прививки и через в спирт мокаемую лжицу опять же обсудили. Что уже глава церкви привился непроверенной микстурой, демонстрируя, что та от вируса спасет, а молитва в храме не спасет.

- Нас заставляют в масках ходить в храм, а что я Господу скажу?.. Что из страха заразиться короной, у Него дома появляться боюсь? В чем моя вера, вера в маску? Вот я на пару с Ритой и вздрагиваю. Я вижу, как по телевизору рекламируют пункты получения QR-кодов. Мне страшно, что никто не протестует, что воспринимают как должное. Никто в этом ритуале не наблюдает попытки осквернения Бога.

Так страшно читать Откровение Иоанна Богослова и представлять, что ждет всех верных Богу, я имею ввиду эти гонения... В принципе, последния уже идут, а слепцы не видят. Без печати Зверя уже нельзя "покупать и продавать". Ты не предал ли Бога за гаджеты?.. Я думаю, лучше все-таки акцентировать внимание на вечном царстве Божием, идущем за испытаниями, и сразу легче будет.

Да, Рита. Вот такие у меня вопросы. Началось ли испытание людей?.. Какие всадники апокалипсиса пропели, а какие трубу до сих пор не поднимали? Уже зеленый паспорт закрыл нам двери в спасение?

Икону Георгия-Победоносца надо рисовать следующим образом: вместо дракона копье поражает кьюаркод. У меня дочь японский изучала. По-японски "кью-ар" значит посвященный в покорство. Даже в церковь, чтоб попасть, надо этот квадратик предъявлять. А при входе на двери меня эта кьюаркодовая икона встречает. Переступать порог не хочется. Прости, Господи. В храм-то можно ходить или нет? Было время, когда черпали духовность в храме. А теперь навалилась испытательная благодать. Возможно, верующие хранят верность Господу, не взаимодействуя с системой. Но как быть с пророчеством "врата ада не одолеют церковь Христову"?

Маргарита знала дьявола не понаслышке. Она осязала его нутро, она в ужасе помнила его хлад и мерзость, хоть и пыталась забыть. С содроганием этот образ змеиной молнией иногда пробегал по сознанию. И конечно, она представляла, каков Христос. Логикой очищенного сердца она выстроила в своей голове полное противоречие тому, кто когда-то ее обольстил. (Она, кстати, ненавидела себя за это обольщение. Ее Мастер погиб по этой причине) И когда Маргариту Николаевну спрашивали об Антихристе, она как таблицу умножения легко описывала его портрет и то, что он будет прятать руки, на которых нет следов от гвоздей - главного свидетельства Мессии. Из всех политиков, кто существовал в мире, никто не тянул на роль князя мира. Но чтобы не изливать к полюбившейся Ольге отсебятину, библиотекарь смиренно промолчала. А поймали пробегавшего с пустой тарелкой отца Романа и спросили у него. На переживания Ольги мудрый батюшка ответил, что в продукты СМИ сильно не стоит лезть. Чтобы досконально разобраться, надо тратить много времени и душевных сил. Лучше эти направить на укрепление веры. Господом на сегодняшний день нам открыта дверь в храм. Вот и ходим, стяжаем Духа Святаго, пока Этот Дух там пребывает. А находится-ли Он в храме, вы, имея религиозный опыт, и сами догадаетесь. Еще не время сокрушаться по апокалиптичной теме. Еще и 30% не произошло того, что в последней книги Библии написано. Русский народ всегда любил апокалиптичную истерию, а дом Божий посещать не любил. Да, кьюар - скорее всего, прообраз печати, но пока Господь готовит, попуская малые прививки испытаний. Чтоб вы переосмыслили, сделали выводы, изменили жизнь, научились молиться. Чтобы не полагались на личные рассуждения, на Бога уповали. И даже за эту ситуацию с вирусами-шмирусами и кодами-шмодами как за урок благодарили. Господь таким способом внял вашим молитвам, а вы не поняли. Он Вразумил. Все действия и попустительства Творца способствуют нашему спасению. Благодарите за эту ситуацию. Вы поняли, чего стоите; увидели, где ваша вера идет по швам. Но сейчас будьте сильными, чтобы помочь, кому хуже вас. А унылые мысли, приятные бесу, не допускайте.
Печально, что у нас, в православной традиции нету учения о современности, о предапокалипсисе и правил взаимоотношения с технологической вселенной, где показывались бы лукавые шаги прогресса по искушению людей. Как христианину реагировать на реальность - непонятно, как развенчать надуманные вещи - неясно. Вот и городит каждый, как хочет. Прихожане смущают народ личной проповедью. И ты, Ольга-Марфа, отдохни, съезди на остров к бородатому кузену. Там как раз кьюаркод-фри зона.

Рюшнер от слов Романа развеселилась. В евангельском смысле себя она считала Марфой - пекущейся о многом бытовом, но тоже важном. Вечером в группу она накатает такой стих:

Благодатно быть Марией -
Внимать на службе Христу.
Но кто тогда будет Марфой -
Готовить ему еду?

Кто будет печься о многом,
Что нужно в быту для святых?
Когда Марфа под боком,
Все тых-тыгыдых.

Этот "ты-гы-дых" в группе все лайкали, как могли, и это успокоило Ольгу больше остальных слов. В лайках участвовала даже баба Тоня, на днях освоившая воцап. Приход давно отметил веселый и живой язык главы Соцотдела. На праздники и дни рождений новая Марфа кормила прихожан сытными эпиграммами. Сказывался ее гуманитарный институт.

В завершении апокалиптичных бесед Ольга пожаловалась к Маргарите:
- Полненькая Ира меня зовет: поехали в деревню. У нас формируется первобытно общинное общество на принципах любви и почитания закона Божия. Никакие антихристы не пройдут, когда окопаемся. А я вот рассудила, что у меня тут обязательства перед церковью. И как я уйду? Мне тут Господь накидывает одежки из послушаний, тут и силы на них выдает. Это видно по тому, как люди легко подчиняются. Допускаю, Ира, ангел тебе сказал: всё, в лес, ополчение, больше в миру жить - это богоборство... Я и тогда не уверена, что хватит Олиного мужества. Может, Господь для нас, немужественных, все-таки оставит лазейку не принять печати тут, в городских условиях?.. А мы о бабульках, которые уже из квартиры выйти не могут, позаботимся.
В глазах доброй Оли была просьба о поддержке. Директор соцотдела с вопросом поднимала глаза, и Марго утешала ту с улыбкой:
- Радость моя, оставайся в городе и заботься о бабульках. С ангелом я лично поговорю. К Ире можешь в гости приезжать, помогать со сбором урожая. Глядишь, появится взаимный товарный обмен. Они для бабулек овощи передадут, а ты им - батарейки для радио и детали для культиваторов.
Ольга опять смеялась:
- Потом эти лесные с незапятнанной верой вернутся в освобожденный город и нас, половинчатых, сожгут?...
- Да нет, ты из асбеста.

Обе женщины были хорошо образованы. Их волновали и культурологические вопросы тоже. Куда движется кино и литература, к примеру. Однажды Маргарита Николаевна объясняла подруге свое видение вопроса:
- Видишь ли, кино сейчас плохое не потому, что разучились снимать, а потому, что из элитарного занятия оно стало общедоступным развлечением. Вот, к примеру, раньше несколько режиссеров на весь СССР, имея обойму уникальных актеров, лучших в стране, по сценарию профессиональных сценаристов с хорошим бюджетом и поддержкой Минкульта готовили достойную киноработу. А что теперь? Любой, у кого имеется зеркалка или хороший телефон и компьютер, хвастается причастностью к кинематографу. Всякий авантюрист хватается за фильмоделание. Профессионализм противопоставился самодеятельности. Упрощение технического вопроса породило море посредственности. Нет здорового фильтра, поднимающего достойные работы наверх со дна. В Советском Союзе была комиссия по отбору. Но эта же фильтр-комиссия лоббировала идеалогическое кино, и оно же разрушило государство. Люди не поверили коммунистической картинке. Видели в ней фальш. Впрочем, подать идеалогическую глубину идеи государства не под силу даже Голливуду. Ведь и ему не удалось создать культового фильма, где американская мечта реализуется. Я про мальчик имел два апельсина, продал, стал иметь три. Не верят...
- Насчет современного кино - да, наверно. Виноват отсутствующий фильтр. Но мне кажется, что и в достойных работах утрачена благодать, - наивно отвечала Ольга. И обе женщины давай рассуждать, почему эта благодать испарилась.
- Проблема современной сцены в том, что актеры на местном театре играют абы как, считают ниже своего достоинства выкладываться на провинциальных подмостках. Глобализация убила искусство. Местные творцы пренебрежительно относятся к региональному зрителю. К сцене апеллируют исключительно утилитарно, попользуя ее для денег. Отыграли, получили ЗП, и домой. Из-за высокомерия служители муз не готовы выкладываться для людей. Интересуются заработком, а голову вертят в сторону Москвы и Питера. Их интересует их личная реализация. А это - столица. Выкладываться готовы только там, на амбициозных проектах. Советский строй создал единственно верную форму, когда и местячковый театр давал равные с Москвой возможности реализации творцам. Актеры и режиссеры не тратили сил на вращение головы в центра, а с упоением без снобизма предавались реализации таланта тут, на месте, где жили и где ходили в булочную. Зритель получал, что хотел, и самородки доставлялись как для местной так и для всероссийской аудитории. Янковского привезли из какого-то Саратова. Творческие единицы были карьерно заинтересованы в раскрытии себя именно в регионах!
- Ох, как же нам убить эту бескультурную глобализацию, видимо только молитвой. Кстати, а какой ангел ответственнен за русское искусство?..

http://proza.ru/2018/07/18/214 - к концу


Рецензии