У них есть душа...

Новогоднее настроение не появляется просто так. Приложите к этому немного усилий, а дальше всё хорошее посыплется, как снег... На вашу мечтательную голову. А начнем мы с рассказа о необычных жителях. Большие и маленькие, красивые и так себе, простые и сложные, они живут в каждой квартире. А если нет, значит, они покинули свое жилище по какой-то серьезной причине. Тихие, молчаливые, они открывают свою душу не каждому. А душа у них, как уверяет моя собеседница, точно есть. Знакомьтесь: жительница Петербурга Нина Федоровна Гусева.

«Меня спасли эти создания»

У меня, как и у многих моих сверстниц, в детстве была кукла. Я так верила в ее «человечность», что назвала ее своим именем. Куклы, думала я тогда, много чего умеют, только мы об этом не догадываемся. Я верила, что моя кукла умеет читать, ходить и говорить, только когда меня нет рядом. У куклы своя тайна.
А у Нины Федоровны нет тайн. Эта женщина с золотыми руками открыта для людей: приходите, смотрите, радуйтесь – она делает кукол! Внушительная коллекция авторских кукол украшает ее квартиру. Ходишь, как по музею, и кажется, что вот-вот выпустит свою стрелу Иван-царевич или Чарли Чаплин пройдется по паркету своей знаменитой походкой, или Иван Грозный стукнет по полу своим царским посохом и зычно пробасит: «Как челобитную царю подаешь?»…

– Нина Федоровна, как Вы пришли к этой замечательной идее – создавать кукол?
– Когда стала скучать. Я ведь инженер, много лет работала в Военно-морской академии им. Адмирала Кузнецова, обслуживала ЭВМ, принимала на огромный аппарат карты прогноза погоды… Рисовать любила всегда, да только некогда было: постоянно ездила в командировки, устанавливала ЭВМ в Ереване, Ухте, в Ленинградской области… Так вот и прошла жизнь. А когда ушла на пенсию, заскучала. И меня спасли эти создания. Однажды я увидела объявление: «Приглашаем в школу авторской куклы».
И пошло-поехало…

И вот ее дебют: Гимназистка, юная девушка в синем платье с белоснежным воротничком-стойкой. Все, как у людей, только размером поменьше. Вскоре появилась очаровательная Атаманша с настоящими картами – «Говорят, мы бяки-буки…».

«Я знаю историю каждого героя»

Что же такое авторская кукла ручной работы? Веяние моды или все же предмет искусства? Время покажет. Оно – главный критерий ценности произведений искусства. В будущем оно отделит настоящие предметы кукольного искусства от модных поделок. Вот великая Людмила Гурченко с осиной талией, и что-то знакомое в осанке, в повороте головы... И капитан Джек Воробей, самый прославленный пират Карибского моря…
Впрочем, по мнению автора, наибольшего сходства Нина Федоровна добилась в серии «Русские правители»: Иван IV Грозный, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I.
– Как похожи! Великолепное сходство Ваших героев с оригиналами!
– Я люблю историю. Сначала читаю биографии прототипов своих кукол и только потом начинаю творить. Процесс этот долгий: на каждую куклу уходит полтора-два месяца.

Какие они бывают

Почему люди любят кукол? Как выбирают в многогранном кукольном мире любимые образы? Меняются эпохи, меняются люди, меняются куклы. А необъяснимая, прекрасная и волнующая связь человека с куклами остается. Как много их, и все такие разные…
Куклы-автоматы ведут начало от ритуальных обрядов. В 1768–1774 г. швейцарский механик Пьер Жак-Дроз сконструировал несколько кукол-автоматов, которые должны были привлекать внимание к его магазину часов и механических сувениров. Фигуры, поражающие воображение естественностью движений, представляли собой сложный механизм, каждая состояла из нескольких тысяч деталей. Уникальные куклы дожили до наших дней и хранятся в музеи истории и искусства в швейцарском городе Невштель.
В авторской кукле все элементы (тело, костюм, прическа) сделаны одним автором вручную. Такая кукла может быть выполнена либо в единственном экземпляре, либо в ограниченном тираже.

Анимационные куклы создаются для съёмок анимационных фильмов. Впервые были изготовлены в 1908 г.
Антикварные куклы – те, кто, достиг 25-летнего возраста (в России – 50 лет). Антиквариат в целом – это старые, редкие художественные произведения или другие ценные вещи, которые являются объектами коллекционирования и торговли.
Античные куклы – это куклы Древней Греции и Рима. Человек – марионетка, управляемая божеством.
Шарнирные куклы изготовлены из твёрдого пластика, могут принимать почти любую человеческую позу, благодаря встроенным шарнирам. Все части тела держатся вместе при помощи резиновых шнуров, спрятанных внутри и дающих нужное натяжение, когда кукле придают какую-либо позу. У них тысячелетняя история. Гай Петроний Арбитр в романе «Сатирикон» описал пиршества в домах римских патрициев: в конце пира вносили в зал шарнирную серебряную куклу – ларва. В средние века в Италии и Южной Франции стали популярны сантоны и криппы – изящные шарнирные куклы разных размеров – от 20 до 60 сантиметров.
Би-ба-бо – простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Би-ба-бо часто используются в передвижных кукольных театрах.
Будуарные куклы – куклы-аксессуары, предназначены для ношения с собой. В начале ХХ века европейские производители пришли к выводу, что куклы нужны не только детям, но и женщинам. Они часто раскрашивались талантливыми художниками, изготавливались искусными мастерами, а одевались известными модельерами. В начале XX века великий парижский кутюрье Поль Пуаре выдвинул идею о том, чтобы кукла стали модным женским аксессуаром. В Англии будуарные куклы производились несколькими фирмами. В каталоге фирмы «Дина» 1928 г. упоминалась серия кукол «Высшее общество».
А еще есть куклы восковые, гжельские, гигантские, глиняные, декоративные, деревянные, дымковские, египетские, зольные, индийские, карманные, китайские, магические, марионетки, механические, матрешки, плетеные, свадебные, страшные и даже… съедобные. Всех не перечислишь…

Есть у современного писателя Евгения Носова колоритный персонаж – Акимыч. Вроде бы о выброшенной кукле рассуждает он, а мораль-то о человеке, о человечности: «…Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье…, и то место, которое прежде закрывалось…, тоже было истыкано сигаретой. – Это чья же работа? – Кто ж их знает…– не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. – Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются… Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там – под забором ли, в мусорной куче – выброшенные куклы валяются… Так мне нехорошо видеть это!.. Аж сердце комом сожмется… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитё не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо – каждый по своим делам – и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром – в школу, вечером – из школы. А главное – учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю! Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!»…
Закопал Акимыч разбитую куклу, похоронил: «Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью: – Всего не закопать…».

В этом философском финале истина, о которой часто забывают родители: прошлое в нас глубоко живет, «всего не закопать». И пороки людские оттуда, из детства. Помните, родители об этом, не сделайте ребенка равнодушным к чужой беде! И обычная кукла поможет вам в этом.
Из года в год, из века в век, в радости и в горе, через войны и пожарища проносят люди эти маленькие фигурки – символ души человека. А Нина Гусева продолжает дарить им жизнь.

***
В конце беседы моя творческая собеседница произнесла: «Не смотрите на кукол, как на бездушный предмет. У них есть душа!». И я представила, как мыслил бы, например, ее Мушкетер. Может быть, так: «Если бы моя хозяйка подарила мне шанс пожить немного, я бы ценил вещи не по деньгам, а по их сути. Если бы она подарила мне немного жизни... Я бы выбросил всю агрессию. Я бы часто говорил своим близким, как я их люблю… Вы думаете, что когда стареете, то перестаете любить? Нет!!! Вы стареете потому, что перестаете любить!..».


Рецензии