Реинкарнацию перепутали со спиритизмом

***

Я была очень удивлена тем, когда кто-либо ставил знак равенства между реинкарнацией и спиритизмом. Ведь душа, меняя тела, совсем не обязательно становится тем бесплотным духом, с которым любители спиритических сеансов вступают в контакт. Да, спиритуалисты вызывают духов. Но не этих, а других.

***

Индийская ведическая литература, записанная 5000 лет назад святым мудрецом (до этого она передавалась только устно)Шрилой Вьясадевой , литературным воплощением Верховного Господа[1] насчитывает несколько сотен тысяч трудов на санскрите и содержит огромное количество текстов о реинкарнации.

Те, которые будут приведены в этой статье - капля в океане знаний. Технически совершенно невозможно в одной публикации процитировать все существующие в ведических писаниях стихи о перерождении души. А такие цитаты есть и в других духовных книгах, а также в трудах некоторых современных ученых.

Веды определяют реинкарнацию термином "Самсара". Перерождение души.
Каким образом происходит реинкарнация?
Атомарная душа, - атомарное сознание (т.е., мы сами)- является водителям биологической машины тела. Атомарная душа локализуется в области сердца и удерживается там 5-ю тонкими воздушными потоками, пранами. Об этом говорит "Мундака-упанишад" (3.1.9):

"Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить ее присутствие может только совершенный разум. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, самана и удана), находится в сердце и распространяет свою власть на все тело живого существа. Когда душа очищается от
оскверняющего влияния 5-ти материальных воздушных потоков, она полностью проявляет свою духовную природу".

Такой вид исследований как исследование души - находится за пределом возможностей ортодоксальной науки. Душа не постигается телесными чувствами, материальной логикой и материальными технологиями. Ее нельзя увидеть, потрогать, понюхать, услышать и проанализировать перечисленными методами.

Единственный способ познать душу - принять сверхчеловеческое знание, которое в ведической философии именуется как "апаурушея", недостижимое для материальных способов познания, сверхчеловеческое. Знание о душе можно получить только от Бога, Его пророков и святых. Затем, практикуя его, обрести личный духовный опыт, восприятие себя душой, отличной от тела.

Читая "Бхагавад-гиту"[2], можно обнаружить более 60 стихов прямо и косвенно ссылающихся на реинкарнацию. Например, текст 2.13:

"Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает."

Реинкарнация подобно смене дня и ночи. После дня всегда наступает ночь. Но глупо думать, что ночь - это Конец Всему. После ночи наступает рассвет. После зимы -  весна. После того, как вода испаряется с поверхности земли, она снова выпадает в виде дождей. Вселенная пульсирует: сжимается и расширяется. Все это - вечные циклы. И смена тел душой - один из них.
Почему душа меняет тела?
Для ответа существует другой термин ведической философии.
Карма.

"Карма" имеет много значений. Остановимся на 3-х, уместных в контексте реинкарнации:
- деятельность,
- деятельность ради результата,
- причинно-следственная связь.

Итак, вечное живое существо желает(!) совершать карму. Чтобы получать ее результаты. Поэтому оно и вовлекается в процесс перерождения. Ведь результаты деятельности(кармы) обычно настолько обильны, что для их получения одной жизни не хватает.

Закон реинкарнации - научный ответ на все вопросы вроде:
- почему человек умирает рано или живет долго;
- почему один рождается с качествами руководителя, а другой -
  с качествами маргинала; один здоровый, а другой больной;
- почему одна страна нападает, а другая защищается;
  И т.д.
Ведь хромосомами всего не объяснить.

Законы кармы и реинкарнации обязательно нужно рассматривать вместе.
Ни в коем случае не отдельно. Чтобы получить полную и правильную картину
Жизни, Судьбы и понять как следует действовать - оба закона
изучаются только одновременно. Они взаимосвязаны.

Биологическое тело сравнивается с одеждой.
"Как человек, снимая старые одежды, надевает новые,
так и душа входит в новые материальные тела,
оставляя старые и бесполезные."
("Бхагавад-гита как она есть", 2.22)
Человек не ходит вечно в одной и той же одежде, потому что она изнашивается, регулярно надо покупать новую. Точно так же и душа не живет вечно в одном и том же теле. Регулярно получает новые.
В материальном мире - без этого никак.

"Тот, кто родился, непременно умрет, а после смерти снова появится на свет. Это неизбежно. Поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби."
("Бхагавад-гита как она есть", 2.27)
Потому что никто из нас навсегда не умирает. В связи с этим, желательно исполнять свои духовные и материальные обязанности должным образом. Эти обязанности, по закону кармы, станут в Будущем причиной улучшения условий нашей жизни. Или ухудшения. Если человек пренебрегает ими.

В определенных кругах бытует мнение, что знание о реинкарнации вредно, что оно расслабляет. Дескать, человек не захочет отказываться от греха, если узнает, что снова родится. А если человек узнает, что может родиться червем в следствии своих грехов? Разве он будет расслабляться?
Если мы заранее знаем, каковы будут плоды нашей деятельности - а все детали приведены в священных писаниях, чтобы люди знали, - расслабиться не получится. Страдать никто не хочет. Поэтому и нужно изучать закон реинкарнации вместе с законом кармы. Чтобы учиться делать правильный выбор.

Учение о реинкарнации не является индийской верой. Признавали  закон о перевоплощение души не только в Индии. Не может такое количество мудрецов, святых и писаний разных времен говорить слово в слово одинаковую ложь. Одинаково - звучат только слова Истины. Ложь всегда многолика.

" Родоначальники христианской церкви, такие как Климент Александрийский (150—220 гг. н. э.), Юстиниан Мученик (100—165 гг.), святой Григорий Нисский (257—332 гг.), Арнобий (ок. 290 г.) и святой Иероним (340—420 гг.), неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации. Сам Блаженный Августин в своей "Исповеди"
всерьез размышлял о возможности включения доктрины реинкарнации в христианское вероучение:
"Был ли у меня некий период жизни, предшествовавший младенчеству? Был ли это тот период, что я провел в лоне матери, или какой-то иной? А что было до этой жизни, о Господь моей радости, пребывал ли я где-либо, или в каком-либо теле?"

Наиболее откровенно по поводу реинкарнации высказывался Ориген (185—254 гг.), названный "Британской энциклопедией" наиболее значительным и известным из отцов церкви.Великие христиане, такие, как святой Иероним, который, собственно,
и перевел Библию на латинский язык, характеризовали Оригена как "величайшего учителя церкви после святых апостолов". Святой Григорий, епископ Нисский, величал Оригена "князем христианского учения III века". Каково же было мнение этого влиятельного и высокообразованного христианского мыслителя по поводу реинкарнации?

Взгляды Оригена на этот предмет были изложены в знаменитых "Гиффордских лекциях" преподобного Уильяма Р. Инге, декана собора святого Павла в Лондоне:
"Ориген сделал шаг, который показался бы логическим завершением веры в бессмертие любому греку — он учил, что душа живет и до рождения тела. Душа нематериальна, поэтому у ее жизни нет ни начала, ни конца...Это учение представлялось Оригену столь убедительным, что он не мог скрыть своего раздражения по поводу веры ортодоксов в Судный день и последующее воскресение мертвых.

"Как можно восстановить мертвые тела, каждая частица коих перешла во множество иных тел? — вопрошает Ориген. — Которому из тел принадлежат эти молекулы? Вот так люди погружаются в трясину несуразиц и хватаются за благочестивое утверждение о том, что для "Бога нет невозможного".

Согласно "Католической энциклопедии", учение Оригена во многом повторяло идеи, содержащиеся в теории реинкарнации, которая прослеживается в учениях платоников, иудейских мистиков, а также в религиозных писаниях индуистов.

Историк-религиовед Исаак де Бозобр, комментируя утверждения Оригена, выводит из них доктрину, почти дословно воспроизводящую словарное определение реинкарнации: "Вне всякого сомнения, Ориген верил в то, что душа вселяется последовательно в несколько тел и что ее переселения зависят от благих либо порочных деяний этой души".[4]


***

Интересно также узнать, что писали о реинкарнации ученые последователи Ислама.
"Я умер камнем и воскрес растением, Я умер растением и воскрес животным, Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться ? Разве смерть обокрала меня ?"
Халал Ульдин Руми (1207-1273).

Британский востоковед Э. Г. Браун в своем труде "Литературная история Персии", рассказывая о мистических направлениях ислама, упоминает три вида реинкарнации:

"Хулул — повторяющееся воплощение святого или пророка,Риджат — возвращение имама или другого религиозного деятеля сразу же после его смерти,Танасух — обычное перевоплощение любой души.

Вера в переселение душ свойственно прежде всего «крайним шиитам», сторонникам фатимидского халифа аль-Хакима, кайсанитам, друзам, исмаилитам, алавитам, кадаритам и др. Вера в танасух больше распространена среди мусульман, живущих в Индии, что объясняется влиянием индуизма, хотя она встречается и в трудах
арабских и восточных мыслителей."[4]


***

Учение о реинкарнации имеет место и во многих школах Буддизма."Англо-немецкий ученый-буддолог, внёсший значительный вклад в развитие буддологии, Эдвард Конзе (1904-1979) писал: "Состояние Будды — одно из высших совершенств, которого можно
достичь, и для буддистов является самоочевидным, что для того, чтобы достичь его, потребуется прикладывать колоссальные усилия на протяжении многих жизней".

Свидетельства веры в реинкарнацию можно найти в "Джатаки" ("Сказаниях о подвигах Бодхисаттвы"), которые, согласно преданию, первоначально были рассказаны самим Буддой; это 547 рассказов о прошлых воплощениях Просветленного. Эти повествования, часто в аллегорической форме, описывают странствия Будды
в различных телах и рассказывают, как человек может достичь Просветления, следуя изложенным в них принципам. В сказаниях подробно говорится о том, как Будда принимал тела дэвов (полубогов), животных, чтобы помочь душам, находящимся в различных обусловленных состояниях, достичь освобождения; таково было его сострадание. Широко известная маха-кавья ("великое высказывание") буддийской
традиции гласит: "Нет такой части Земли, где бы Будда не жертвовал своей жизнью ради живых существ".
В одном из сказаний он воплощается в теле слона и приносит одной женщине великие жертвы, главным образом тем, что стачивает для нее свои бивни. Запомнив его самоотверженность в этой жизни, в следующей она становится его учеником и, в конце концов, — великим святым. Реинкарнация играет центральную роль почти
во всех 547 сказаниях "Джатаки".[5]


***

Не обошла эта тема и Иудаизм.

"..Нет, однако, никаких сомнений в том, что Каббала и ее учение о реинкарнации получили широкое распространение в XII — XIII веках, когда во многих уголках мира возрождался иудейский мистицизм (и когда, по мнению консервативных ученых, каббалистическая литература только зарождалась). Среди множества уважаемых каббалистов, полностью поддерживавших учение реинкарнации и занимавших видное
место в главном направлении иудаизма, были Абрахам Абулафия (1240-1290); Джозеф Каро (1488-1575); Мозес Кордоверо (1522-1570); Йитзак Лурия (1534-1572); Хайим Витал (1543-1620); Израель Баал-Шем Тов (1700-1760); Моше Хайим Луззатто (1707-1746) и Яхуда Ашлаг (1886-1955).

Из всех названных выше именно Хайим Витал, официально известный как раввин Хайим Виттал Калибрес, итальянский каббалист XVI века, подарил миру самые подробные письменные документы по реинкарнации в иудейской мистической традиции. В частности, его труд "Сефер (или Ша'ар) Хагилгулим", что означает "Врата реинкарнации", несомненно, является одним из величайших иудейских литературных
памятников, когда-либо написанных на эту тему. Резюмируя, Калибрес пишет, что только те души, которым требуется усвоить очень важные уроки, возвращаются вновь и вновь в разнообразные тела..."[4]


***

Какое отношение все вышесказанное имеет к спиритизму?

Полученная нами информация о реинкарнации свидетельствует о том, что душа покидает старое тело и получает новое. На одной из планет Мироздания. Либо возвращается в Царство Бога, если заслужила вечное духовное тело. Все эти души - не являются участниками спиритических сеансов.

"О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек покидая тело, того состояния (нового тела и новых условий жизни)он и достигнет в следующей жизни."
("Бхагавад-гита", 8.6)

С кем же общаются спиритуалисты?
С какими душами?
С теми, кто не получил новое тело.
А это - приведения и демоны.

Ведическая литература называет темных сущностей - претами, пишачами и ракшасами. Контакт с ними носит название - Тамасика-тантра. По-русски, черная магия.
Но сами последователи спиритизма считают свою практику религиозной. Они принимают слова духов как священные писания и посвящают свое время общению с бесплотными "учителями".

Но в "Бхагавад-гите"(4.7-8) Всевышний объясняет - кто устанавливает истинную религию:
"Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век."

В другом священном трактате "Шри Чайтанья-чаритамрите"
(Мадхья, 20.263 - 264)сказано:

"Верховный Господь нисходит из Своего царства, чтобы явить Себя в материальном мире. Образ Господа, в котором Он появляется в материальной вселенной, называют Его воплощением, или аватарой. Изначально все эти экспансии пребывают в духовном мире, в царстве Бога, а когда Они приходят в материальный мир,
Их называют аватарами".

Таким образом, религию и писания Всевышний дает либо Сам, либо через Своих пророков, что подтверждается термином "аватара" - тот,кто нисходит из Обители Бога. Все аватары Господа перечислены в Пуранах( Исторических хрониках
Мироздания). Названы их имена, места рождения и цели. К числу аватар относятся не только различные воплощения Бога, но и великие святые и пророки уполномоченные Богом нести Его послание людям ( шактья-авеша аватары)."Шактья" - значит наделенный определенной божественной энергией. И это - никак не приведения.

Что касается религиозной практики, то "столоверчение" спиритизма даже отдаленно не является ею.9 столпов духовной практики описаны  святым царем Прахладой
в "Шримад-Бхагаватам" (7.5.23):

"Слушание и прославление святого имени Бога, Его облика, Его качеств, Его атрибутов и деяний; памятование о них; служение Всевышнему и тому, что Ему дорого; поклонение Всевышнему и вознесение Ему молитв; личное служение ; близкая дружба с Богом и безраздельная преданность Ему - все это называются девятью методами чистой наивысшей духовной практики".

Ничего про столоверчение и служение духам.


***

Что же происходит с духами, которые приходят во время
спиритических сеансов и с самими спиритуалистами?

Души, которые из-за каких-то больших грехов (самоубийство, садизм и т.п.) не смогли получить новые тела - наказаны быть приведениями. Они могу называть себя именами ученых и разных великих людей. Но кто может это проверить?

Участь духов и приведений описана в 5 главе "Гаруда-пураны"[3]. Их муки ничем не отличаются от адских. Потому что у них есть все человеческие желания, но никакой возможности исполнить эти желания они не имеют. Поэтому духи охотно выходят на контакт с людьми и не редко в них вселяются, чтобы наслаждаться посредством
чужого тела ( "Гаруда-пурана" 7.28). Так появляются бесноватые люди.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, к какому выводу мы пришли?

1. Реинкарнацией называется - смена тел. Закон Бога для каждой души.Это проявление безграничного сострадания Богак живым существам. Так Он дает каждому живому существу снова и снова шанс исправиться, достичь святости и вернуться к Нему.Бог ни на ком не ставит крест, как на неисправимом. Никого не отправляет навечно в ад за совершенные ошибки.

2. Спиритизмом называется - черная магия. Желание общаться с демоническими существами. Спиритизм не является духовной практикой, так как не связывает
человека с Богом. Последствия спиритизма очень страшные. У некоторых людей нарушается не только психика, но и полностью расстраивается работа органов тела. Бесноватые люди отдаляются от Бога на многие годы и даже к светской жизни становятся полностью неспособными.

Поэтому разумный человек не будет заниматься спиритическими
сеансами, не станет называть их духовной практикой и никогда
не спутает спиритизм с реинкарнацией.


НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ:

[1] - см."...Баданараяна, Вьясадева. Он известен как Кришна...",
    стр 390, 1 песнь, 1 часть, 1.6-7. Шримад-Бхагаватам; Перевод
    с санскр. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, русс. перевод изд-во               
    Бхактиведанта Бук Траст, Москва 1990г. 

[2] - стихи взяты из книги "Бхагавад-гита как она есть",А.Ч.Бхактиведанта Свами
    Прабхупада, малый формат, стр.111,124,131,
    Изд-во Бхактиведанта Бук Траст, Москва, 2001г.
    Книга является частью великого  и известного древнего эпоса            
    "Махабхарата" и также Атма-таттвой (Вечной наукой о душе).

[3] - см. "Индийская книга смерти" ("Гаруда-Пурана Сародхара),
    перевод с санскр. под общ. редак. С.М.Неаполитанского,
    Изд-во Ленинград-Рига, 1991г. "Гаруда-Пурана" относится
    к разделу Вед "Смрити"и предназначена для возвышения сознания
    людей до уровня праведности.

[4] - Стивен Дж.Розен "Реинкарнация в мировых религиях",
    Спор об Оригене. Подробное исследование реинкарнации в христианстве,
    исламе, буддизме, иудаизме и других религиях, со ссылками на
    первоисточники. Издательство "Философская книга", Москва, 2002г.

[5] - "Джатаки", или "Сказания о подвигах Бодхисаттвы"
    Изд-во Чернышева , 1994г.

[6] - см. примеры реинкарнации из "Шримад-Бхагавам". Например,
    повествования о Нараде Муни (песнь 1), о Махарадже Бхарате (песнь 5),
    о Джае и Виджае (песнь 7) и др. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада,
    перевод на русс. изд-во Бхактиведанта Бук Траст, Москва, с 1990 года.

    - см. Ian Stevenson , "European Cases of the Reincarnation" 2003г,
      перевод на русс И. Лапшин, 2017г, Издание ООО ИД «Ганга», 2018


Иллюстрация
***

Сборник "Законы кармы и реинкарнации".


Рецензии
А православная церковь не поддерживает концепцию переселения душ. Это все влияние буддизма. Но как узнать где истина.

Антон Серебряный   11.03.2020 16:21     Заявить о нарушении
Истина у святых людей и в священных писаниях.
На Земле существуют издревле не только православные святые и не только Библия.

Анна Лал   05.07.2023 17:10   Заявить о нарушении