Городовые приказчики

В конце первой половины XVI в. Московском государстве произошел ряд реформ местного управления, начатых еще при Иване III. Их цель была в отмене практики наместнического правления и отдачи вотчин на кормление, и организация управления землями силами местных служилых людей. И как следствие — ликвидация крупного боярства и распространение поместного служилого дворянства.

Городовому служилому дворянству жаловались губные грамоты, в которых был определен состав чинов и порядок местного самоуправления.

В.О. Ключевской в исследовании «Состав представительства на земских соборах древней Руси» (1918 г.) на разборе Солигалицкой губной грамоты 1540 г. указал, что по этой грамоте «участковые полицейские надзиратели, сотские, пятидесятские и десятские, поставлены под руководство городового приказчика, т.е. коменданта, который выбирался только служилыми людьми уезда и был, так сказать, предводителем уездного дворянства, как корпорации, обязанной оборонять свой город».

К 80-м гг XVI в. в Опочецком уезде обосновалась целая группа выходцев из тверских бояр — Ордины-Нащокины, Неклюдовы, Карповские, Ломаковы и другие. Их представители и избирали из своей среды городовых приказчиков. В основном это были люди преклонного возраста, негодные для несения полковой службы, пользующиеся уважением среди окрестного дворянства.

Согласно писцовой книги Г.И. Мещанинова-Морозова и И.В. Дровнина городовым приказчиком в Опочке конца XVI в. являлся Алексей Неклюдов. На момент составления переписи он уже был мертв, но имеется множество упоминаний о нем в описании крепости Опочки. В частности, «м. Олексея Неклюдова, а ныне Петра святого» и на посаде «На Никольской улице м. городового приказщика Олексеевское Неклюдова, вдоль 18 сажень, а поперегъ 9 саженъ, и то место дано по(дъ) дворъ опоцкому городовому приказщику Меншому Фофанову.»

Советские историки П.А. Садиков и Д.Н. Альтшиц в ходе дискуссии об отмене опричнины или просто ее переименовании в «государев двор» утверждают, что в состав Государева двора Ивана Грозного были включены Опочецкий и Красногородский уезды. В связи с этим можно отметить упоминание убиенных "Алексея Неклюдова с женой" в «Синодике опальных» Ивана Грозного, составленном для поминания пострадавших в годы опричнины.

На момент же составления писцовой книги Г.И. Мещанинова-Морозова и И.В.Дровнина 1585-1587 гг. городовым приказчиком является Меньшик Фофанов, владелец сельца «Высотского» Теребенской губы. Его сын владел близлежащим сельцом Сорочнево, позднее известным как сельцо Крулихино.

За 1631 г. упоминается опочецкий городовой приказчик Поспел Третьяков Ломаков, городовой сын боярский. В апреле (м.б. конце марта) 1614 г. на верстании во Пскове был установлен его старый оклад по верстанию 1605/06 г. в 300 четвертей и 8 рублей с городом и новый оклад, такой же. Его отец, Третьяк Васильев Ломаков — помещик Ильинской, Воскресенской и Егорьевской Нижней губ Опочецкого уезда в 1585-1587 гг.

Городовых прикащиков можно считать предшественниками городовых воевод XVII в. и являлся первым собственно дворянским органом местного управления, обеспечивающим интересы местных помещиков — основной опоры великоняжеской власти XVI в. при централизации государства и установления самодержавия.

Обстоятельное исследование прав и обязанностей городовых приказчиков произвел Н.Е. Носов в своей монографии «Очерки по истории местного управления Русского государства в первой половине XVI века», изданной Академией наук в 1957 г.
В прямом ведении городовых приказчиков находились лица обслуживающие город как крепость в качестве постоянного гарнизона, а именно пушкари и воротники (городские воротные стражники). В первой половине XVI в. в ведомстве городовых приказчиков были и казенные пищальники, несущие постоянную службу в городах. Позднее пищальники преобразованы в стрелецкие войска, которые имели свое собственное управление. Все указанные лица обычно в позднейших источниках именуются «людьми по прибору».

Обороной же города, как правило, руководил наместник, или если в городе были великокняжеские войска, воеводы, а городские приказщчики, по выражению летописца «лежали при них» в обороне в качестве городских комендантов. На ни лежало снабжение боеприпасами и продовольствием осажденных и поддержание общественного порядка внутри города, в который съезжался весь уезд со своими семьями и «животами». Кроме того городовые приказчики обеспечивали участие городского населения в обороне города — защите городских стен, изготовление боеприпасов, восстановление поврежденных укреплений и особенно борьба с пожарами. Для сбора населения по уезду рассылались специальные загонщики, которые обязаны были, как тогда выражались, «забивать в осаду» тяглых и всяких людей. Служилые люди должны были съезжаться в город сами, как только получали известие о военной опасности. (Веселовский С.Б. Феодальное землевладение).

Городские приказчики производили общую раскладку городской повинности (городового дела) на все категории земель, тянущихся к городу, а также ведали самим «городом» — крепостными и иными оборонительными сооружениями. Раскладка городового дела производилась городовыми приказчиками «посошно» с установлением определенных «уроков» по поделке городень и плетению плетны вокруг города. Уроком назывался определенный участок городских укреплений, отводимый городовыми приказчиками, который нужно было поддерживать в должной сохранности, а также производить на нем новые оборонительные работы.

«Посохой», или «посошной ратью», называли в XV веке крестьянское ополчение, а «посошной службой» — обязанность (повинность) сельского тяглого населения наряжать с «сохи», т. е. податной единицы, конных и пеших ратников на государеву службу. Руководство сбором посошных людей было одной из важнейших обязанностей городовых приказчиков с самого начала их появления как органа местного самоуправления.

Наряду со сбором крестьянского и городового ополчения городовые приказчики осуществляли и общий надзор за несением «государевой службы» служилыми людьми — помещиками и вотчинниками. Источники второй половины XVI в. ясно говорят об участии городовых приказчиков в надзоре за несением «государевой службы» служилыми людьми, приписанными к тому или иному городу. Они не только собирают служилых людей, но и отвечают за их доставку к месту сбора. «Чинят» городовые приказчики и «управу» над «нетчиками».

В обязанности городовых приказчиков в известной мере входил контроль за обеспечением служилых и посошных людей необходимым кормом как при их передвижении, так и особенно при несении службы в том или ином городе. Местное население обязано было содержать войско в период его нахождения на государевой службе. Распределение снабжения находилось в руках городовых приказчиков. Вероятно в их руках находился сбор и перевозка провианта по городам на собираемых ими специально для этого подводах.

Выделение осадных городских мест в городе еще в первой половине XVI в. было их обязанностью. До нас дошли данные и о форме учета городовыми приказчиками городских земель и недвижимости. Такой учет производился путем ведения специальных земских книг, в которые они записывали все поступающие к ним грамоты по земельным вопросам, а также по вопросам тягла, по видимому, за весь уезд в целом. Земские книги были одной из главных форм повседневного учета городских земель.

Городские приказчики не только осуществляли общий надзор за использованием городских осадных дворов и мест, но и контролировали деятельность живущих в них осадных дворников как лиц, обязанных нести внутригородскую охрану дворов и иных частных построек.

В ведомости городских приказчиков находились и уездные земли. Они наблюдали за великокняжеским земельным фондом в целом, кроме дворцовых земель, имеющих свое собственное управление. В число великокняжеских земель управляемых городовыми приказчиками входили поместные земли, а также земли черные и оброчные. Источники указывают на обязанность городовых приказчиков не только следить за результатами описания земель, но и непосредственно в них участвовать, производить отделы и межевание земель, осуществлять «бережение» незанятых или оброчных земель и, наконец, даже «ведать из на меня великого князя».

Обычной формой участия городовых приказчиков в сошном письме было составление ими приправочных книг или книг письма и меры (или дозору). Большие переписи производились не чаще чем через 10-15, а то и 20 или даже 30 лет, поэтому часто городовые приказчики должны были учитывать изменения в них с целью постоянного контроля за состоянием местного земельного фонда, а также надзор за тяглоспособностью всего уезда в целом.

На подведомственность городовым приказчикам великокняжеских ловель источники указывают также достаточно определенно. Городовые приказчики не только осуществляли общий контроль над рыбными ловлями великого князя, но и привлекались правительством для рассмотрения различных конфликтных дел по использованию этих ловель.

В конце XVI в. становится общеобязательной повинностью «ямчужное дело» (варка селитры для производства пороха) как дело и в то же время повинность тяглого населения (сельского — поставлять землю и дрова для «зелейной варки», а также строить по городам «зелейные погребы», а горожан — участвовать в качестве подсобной рабочей силы, под руководством специальных «зелейных мастеров» в самом изготовлении пороха). Именно городовые приказчики как и в отношении городового дела были обязаны производить раскладку ямчужного дела по сохам повытно, а также осуществлять общий надзор за изготовлением пороха и его хранением в городах.

Само производство пороха осуществлялось в городах специальными зелейными мастерами находящимися, по-видимому, в прямом ведении городовых приказчиков. Исключение составляли только крупные города как Москва, Новгород, Псков, где производством пороха, изготовляемого не только для нужд самого города, но и для снабжения армии, ведали специальные приказные лица, находящиеся, видимо, в прямом подчинении у казначеев. Но даже в Москве непосредственно городовыми запасами боеприпасов заведовали именно городовые приказчики.

В 50-х годах XVI в. по мере замены важнейших посошных повинностей денежными сборами, все они попадают в руки городовых приказчиков. В руках городовых приказчиков также находились не только дача на оброк государевых лугов, пожень, рыбных ловель и т. д., но и непосредственный сбор за пользование ими оброка. Сохранились указания об участии городовых приказчиков в сборе «бражного оброка». Ко второй четверти XVI в. в руках городовых приказчиков находился сбор таких важнейших податей, как дань, ямские деньги, примет, посошный корм, а также оброки, если эти и другие натуральные подати переводились на оброк. Таким образом, в руках городовых приказчиков сосредотачивалось и все местное финансовое управление.

В таких городах как Псков и Новгород городские приказчики подчинялись не непосредственно центральному правительству, а органам наместнического управления, т.е. находящимся при наместнике городским дьякам, которые сосредотачивали в своих руках ведение всеми основными вопросами военно-административного и финансово-податного городского управления.

30.10.2019


Рецензии