Её золотые метры

Каждый день мы ходим по знакомым проспектам и, любуясь величественным Зимним дворцом, корабликом Адмиралтейства, гордым Исаакием, любимым Петропавловским ангелом, вспоминаем мимоходом Растрелли, Захарова, Монферрана, чьи имена навсегда вписаны в летопись Петербурга. Мелькнуло солнце сквозь привычную серую мглу – и засверкали, заискрились купола дворцов и храмов, осветив радостью лица прохожих. А кто дарит нам эту солнечную радость, эти золотые купола? Знакомьтесь: петербурженка реставратор-позолотчик Александра Ивановна Хмельченко.

Быстро-быстро скользит кисточка, легко рисуя нежный узор. Потом, задумавшись, останавливается и точными мазками прорисовывает мельчайшие детали рисунка. И вот уже гирлянды, листья, цветы из сказочного сада сплелись между собой, и волшебница здесь – Александра Ивановна. Всю жизнь она занималась любимым делом – дарила красоту.
Её руки помнят Адмиралтейство, Петропавловский собор, Мариинский театр, Русский музей, Исаакиевский собор и знаменитые дворцы – Зимний, Мариинский, Юсуповский. И наши пригороды-шедевры: Петергоф, Павловск, Пушкин, Ломоносов. А еще были залы московского кремля, купола московской колокольни Ивана Великого, скульптуры ВДНХ, Одесский оперный театр… Всего уже и не припомнить.

Под золотом всё проявится

Ощущения… Позолотчик как сапер при разминировании. Он должен иметь холодный ум, при нанесении золота не отвлекаться ни на что. Он так же, как сапер, не имеет права на ошибку. Целый месяц, день за днём он выравнивает поверхность, наносит грунт, просушивает и вышкуривает слой за слоем, наносит краску. И вот он – долгожданный момент золочения. Вдруг хлопнула дверь или кто-то громко крикнул над ухом – дёрнулась рука, лист сусального золота всмятку прилипает на ровную поверхность, где по задумке автора каждая жилка должна читаться. Состояние – вот-вот разорвется сердце… Не дошкурил, не домазал, неверно нанёс лак – под золотом всё проявится!
Моя героиня давно уже не работает: шутка ли – 90 лет недавно исполнилось! Но память, память!... Она достает свое сокровище – семейный альбом и называет своих близких, родных, подруг, знакомых… Впрочем, в своих воспоминаниях постоянно возвращается к работе:
– Это я в Москве – в Кремль иду на реставрацию... А здесь в Павловске, в соборе золотим…
– А почему в вашей профессии такая древняя технология? Cегодня уже много современных красок «под золото», и они безопаснее. Почему не используют их?
– Ни одна краска не будет так сверкать и гореть, как золото. И если ты реставрируешь старину, то технологию нужно использовать тех времен. За этим следят строго. Ремесло позолотчика в этом смысле консервативное: нашим технологиям много веков. И если их нарушить или изменить, то результат не будет долгим. Ни одна краска 30 лет не продержится.

Сусальные насмешки

Сусальное золото – весьма хрупкий материал. Для работы с ним нужен определенный температурный режим. Чуть нарушил его – золото перестает клеиться и блестеть, лак не сохнет. Расход материалов увеличивается, а они очень дорогие.
– Сусальное золото – это что такое?
– Это тончайшие полосы золота 960-й пробы. Они настолько тонкие, что через них можно смотреть на просвет. Делают их тоже по старинным технологиям. Отбивают вручную специальными киянками. Получается большой лист, который нарезается и упаковывается в книжку по 60 листов. Ее хватает на золочение половины квадратного метра. А у меня эти золотые метры в километры превратились, наверное, к Москве подбираются… Ручная обработка рациональнее механических способов прокатки. Брусок золота шириной 25 мм режут на квадратные кусочки. Кусочки складывают в стопку, каждый кусочек прокладывают плевкой (обработанной кишкой быка). Затем стопку кладут на наковальню и бьют по ней молотком. Через 20;25 минут площадь листка золота увеличивается вдвое. Затем такие листки режут на четыре части, опять прокладывают плевкой, снова куют и снова режут. Процесс продолжают до тех пор, пока листочки достигнут нужной толщины (0,1;0,3 микрона).
Заметим, что сегодня такие методы – раритет; для обработки сусального золота используют пластмассу, а молоты заменили компьютеризованные станки. Толщина листка зависит не только от мастера, но и от его применения в будущем. В продаже встречаются листы одного размера 9,5х9,5 см, но разной толщины: тонкие – для золочения рам, киотов и других предметов, а толстые – для золочения куполов, скульптур.

Как золотили фонтан ВДНХ

На площади в 207 гектаров раскинулись павильоны и сооружения ВДНХ в Москве. Весной 1954 г. бригаде ленинградских позолотчиков предложили выполнить золочение по бронзе фонтана «Дружба народов СССР». Фонтан из красного гранита с бронзовыми фигурами девушек-колхозниц, ведущих хоровод вокруг огромного снопа пшеницы, символизировал все республики СССР. Александра Ивановна вспоминает эту «московскую эпопею» с теплотой и ностальгией:
– Мы работали почти два сезона. Золочение выполнялось по рельефной поверхности, поэтому мы золотили разными способами: и «с лапки», и «с книжки». Затем протирали золото ватой до получения глянца. Отходы сметали в коробочку. И вот наконец фигуры засверкали на солнце. Они казались отлитыми из чистого золота! Комиссия, принимавшая нашу работу, дала высокую оценку.

В Кремле

– Летом 1955 г. я участвовала в реставрации колокольни Ивана Великого. Она была построена в XVI веке, и ее купола и кресты в последний раз золотились свыше ста лет назад. Мы покрывали золотом купола и кресты колокольни и прилегающей к ней звонницы. Мы золотили также 16 звезд и трехъярусную надпись, которая трижды опоясывает колокольню.
Тогда общая площадь облицовки равнялась 300 м;. На позолоту понадобилось 1200 книжек, или 72 000 листков сусального золота.
В Москве нашей героине было особенно интересно:
– Одно удовольствие было рассматривать интерьеры Кремля. А тут еще выйдешь и со стареньким Ворошиловым встретишься – часто его видели. Встречала несколько раз и Хрущева, и Брежнева…

Петергофское сияние

В 1976 г. Александра Ивановна принимала участие в золочении купола церкви Большого дворца в Петергофе. Во время немецкой оккупации церковный корпус был полностью уничтожен, в огне погибли иконостас, деревянная резьба, оставшиеся живописные полотна. Купол с луковицами имел тонкий накладной орнамент, «выбитый» из меди – гирлянды цветов, картуши и другие архитектурные детали. Все это надо было искусно вызолотить:
– До нас хорошо потрудились медники, чеканщики, лепщики. И мы, помня, что Большой дворец со всеми пристройками и сооружениями был варварски разрушен гитлеровцами, с большой любовью восстанавливали каждую деталь. На позолоту луковицы и фонарика было израсходовано 356 книжек, или 21 360 листиков размером 70х120 мм. Общий вес уложенного золота составил 912 г.

По жизни с достоинством

Возраст… Он ей нипочем. У нашей героини добрые глаза и живая душа. Есть такое слово – «достоинство». Это про неё, достойно прожившую долгую и непростую жизнь. Ленинград – ее родина. Здесь в 1929 году появилась на свет маленькая Саша Зайцева. Семья Зайцевых с четырьмя дочками жили на Мойке, 92. Неподалеку и школа была, куда они дружно бегали. Когда началась война, сестры уже были «при деле»: продавец, медсестра и телеграфистка работали, а 12-летнюю школьницу Сашу эвакуировали на Урал вместе со школьными товарищами:
– Мы собрались у школы. Мама болела, и провожал меня папа. Мы стояли, разговаривали о чем-то. Вот подошел автобус, отец простился со мной, обнял. Был солнечный день… Я уже в автобусе – смотрю, а он стоит и плачет… Больше я его никогда не видела. Отец погиб под Ленинградом через несколько месяцев.
Самые тяжелые блокадные месяцы. Карточки на продукты и кусочек блокадного хлеба – 125 граммов, суточная норма для большинства ленинградцев. Да, это были суровые будни тех лет. И всё же семья выжила, а в июле 1942-го мать с двумя дочерьми (третья, телеграфистка, не могла уехать, она была нужна осажденному городу) эвакуировались в Ленинградскую область – в деревню Ильинскую (Подпорожье), где не было немцев. Работали на тракторе, заготавливали торф, не жалея своих рук – все для победы! В декабре 1943-го Саша вернулась с Урала, а вскоре в родном гнездышке собралась вся семья. Кроме отца… Саша всегда хорошо рисовала, а тут и набор объявили – в архитектурно-художественное училище. Так она стала позолотчиком. И ни разу не пожалела о выбранной профессии.
Ее первый муж Илья Иванович Иванов умер в 51 год. У человека, прошедшего всю войну, не выдержало сердце. Ушел, оставив жене и детям пять орденов. Похоронили. Однажды в квартире раздался звонок. На пороге стоял сослуживец Олег Андреевич Хмельченко:
– Здравствуйте! Я к Илье Ивановичу. Можно его?
– Его нет.
– А когда придет?
– Сегодня 40 дней уже.
– Как?!...
Потом завязалась переписка, и через год Александра Ивановна снова вышла замуж. А через 22 года смерть разлучила и эту пару. Опять одна… Обоих мужей она вспоминает с благодарностью: они подарили ей счастливые годы. А теперь ее жизнь – это взрослые дети, четверо внуков и пять правнуков. И она опять счастлива. Она читает газеты, следит за новостями. То, что сегодня пытаются уменьшить роль нашей страны в той страшной войне, Александру Ивановну весьма огорчает.
– Люди такую войну отстояли! – говорит она, прощаясь. – Голодали в тылу, гибли на фронте. Мы свою страну в беде не бросили, и эту Победу у нас не отнять!
Всё правильно. Великолепные памятники древней архитектуры вновь обретают свою молодость. А что же наша позолотчица? Молодой образ Александры Ивановны в свои 90 лет дает нам повод подумать: а не обошлось ли и тут без реставратора? Она смеется:
– Всю жизнь я обходилась без каких бы то ни было процедур. Это гены моих предков…

***
Перед смертью султан Сулейман позвал главнокомандующего армией и высказал ему три желания. Первое: его гроб должны нести на руках самые лучшие лекари. Второе: там, где будут нести его гроб, пусть разбрасывают золотые монеты. И третье: пусть его руки торчат из гроба, чтобы все их видели. Главнокомандующий полюбопытствовал: «Почему?». Сулейман объяснил: «Первое: пусть видят, что даже самые лучшие лекари бессильны перед лицом смерти. Второе: пусть видят, что все богатства, которые мы получаем в этой жизни, в этом мире и остаются. И третье: пусть видят, что даже падишах всего мира ушел из этой жизни с пустыми руками!..».
Это я так – на всякий случай. Тема-то какая – золото!


Рецензии