Один день в Тагиле. Трамвай до Лисьей горы

Был первый день Старого Нового года. Выйдя из "Ласточки", мы очутились на вокзале Нижнего Тагила и прошли к привокзальной площади. Нам нужно было попасть к Лисьей Горе, которая высится над прудом у плотины на реке Тагил. Прогуляться от вокзала до той горы - минут сорок пешком, но хотелось сэкономить время.

Вариант с маршруткой мы сразу отклонили. В Тагиле до сих пор курсируют "Газели", сохранившись эхом 90-х годов. Нет, доехать так можно, но я уже в своё время на них наездился. Мне хотелось проехать на каком-нибудь старом тагильском трамвае марки КТМ. Я их видел – узкие, с большой дверцей посередине.

Может, они не очень удобными были, но интерес к ретро пересиливает. К сожалению, таких трамваев мы не застали. Через площадь на Садовой сновали пухлые уралтрансмашевские "аквариумы" типа 71-407.

Почему бы не прокатиться на этой роскошной железной карете, оборудованной мягкими сиденьями и высокими спинками? Тележка плавно и мягко катит по рельсам, а в окошке виден утренний Тагил!
Когда время не торопит, я всегда выбираю трамвай или троллейбус вместо автотранспорта.

У нас был впереди целый день. Мы заранее выяснили, что от Тагильского вокзала до остановки "Лисья Гора" нужно ехать на трамваях 15-ого и 17-ого маршрутов. На 12-ый маршрут мы не сели, следом подошла "пятнашка".

Проезд оплатили банковской карточкой – такой способ оплаты действует в тагильских трамваях с 24 августа 2019 года. Кондуктор предупредила нас, что наша остановка – по требованию. Мы подошли к передней двери и нажали на кнопку, когда машина повернула на мост через плотину у пруда.

Вагоновожатая оглянулась и кивнула. Трамвай остановился у подножья Лисьей горы. Она ещё издали мерцала белоснежными склонами под серовато-синей тяжёлой шапкой январского неба, нагруженного тучами.

Двери распахнулись – перед нами оказалось оживлённое шоссе… и никакого "островка" с остановкой!
Выходить прямо на дорогу было страшновато, но все машины разом остановились, и мы спокойно перешли дорогу. Наша "пятнашка", проехав с УВЗ через вокзал, отправилась дальше на Гальянку.

Сейчас в таком маршруте нет ничего необычного, но когда-то у вагоностроительного завода была отдельная трамвайная сеть для перевозки рабочих. Даже когда заводские линии соединились с городскими, в Тагиле до сентября 2008 года было два трамвайных управления – городское и 920-ый цех УВЗ.

После Лисьей горы мы планировали посетить Дом-музей Окуджавы по адресу - ул. Карла Маркса, 20А. В этом доме проживал с семьёй Шалва Степанович Окуджава, первый секретарь нижнетагильского горкома ВКП(б), отец поэта и композитора Булата Окуджавы.

Он был арестован 18 февраля 1937 года. Тот февраль в Тагиле был знаковым и для тагильского трамвая, история которого пересеклась с трагической судьбой Шалвы Окуджавы.

***
В 1927 году комсомольцы Тагила обратились в горком партии, чтобы тот "ходатайствовал перед Совнаркомом о выделении средств на создание в Нижнем Тагиле сети городского общественного транспорта".

Через четыре года в городе началась стройка Ново-Тагильского метзавода (ныне – НТМК) и Вагоностроительного завода. О забытой инициативе вспомнили и решили связать посёлки заводов-гигантов с центром трамвайными линиями.

Вначале собирались открыть движение трамваев из центра города до депо на Красном Камне, а также до железнодорожного вокзала. На втором этапе хотели соединить трамвайными путями Красный Камень и посёлок Тагилстрой, затем Военный городок с посёлком Вагонстроя.

2 мая 1935 года первым секретарём Нижнетагильского горкома ВКП(б) был избран Шалва Степанович Окуджава. Он курировал Вагонстрой и Тагилстрой. В ЦК ВКП(б) за успешное строительство гигантов индустрии отвечал Серго Орджоникидзе.

9 декабря того же года Совмин СССР утвердил технический проект трамвайного хозяйства Нижнего Тагила. Прокладкой путей и установкой контактной сети, строительством депо и электроподстанции занимался трест "Тагилтрамвайстрой", которым руководил Федченко В.А.

Запуск трамваев планировали в 1936 году, пытаясь приурочить его к 19-той годовщине революции, затем к дню рождения Сталина, 18 декабря.
Мытищинский вагоностроительный завод изготовил для Тагила семь моторных вагонов серии Х и четыре прицепных вагона серии М только в январе 1937 года.

К февралю в Нижнем Тагиле уложили свыше четырёх километров трамвайных путей, построили воздушные сети и депо. Пятнадцать вагоновожатых и тридцать кондукторов прошли трёхмесячные курсы обучения. 5 февраля 1937 года им была выдана форма.

Среди водителей были:
Е.Г. Аверьянова — бывшая работница горкомхоза,
А.А. Зорина — из треста Тагилстрой,
А.Т. Ильина — инструктор по детским учреждениям,
Ю.И. Кокунова — из треста Нарпит,
О.Т. Котова — телеграфистка,
М.Е. Пырин — работник почты,
Е.С. Скоробогатов — работник обогатительной фабрики железного рудника,
Т.И. Судьина — зав. магазином,
Г.В. Федченко — шофер из Южаково и другие.

Городская газета заранее опубликовала для граждан Правила пользования трамваем. Современным горожанам будет интересно узнать, что у трамваев тех лет не было средних площадок для посадки. "Десятка" Мытищинского завода и трамвай КТМ-1, появившийся в Тагиле в 1948 году, и позднее МТВ-82 – все они были оборудованы лишь передней и задней дверью для входа-выхода.

Так вот, "посадка в вагоны осуществлялась исключительно с задней площадки, а выход – только с передней". Войти в вагон с передней площадки могли только милиционеры, городские депутаты и… члены партии. В общем, садись сзаду, коли ты не член. Согласно тем правилам, в трамвае разрешалось ездить с винтовкой за плечом - со снятым штыком(!).

Однако главными газетными новостями были другие.
1937-ой год ознаменовался новыми волнами репрессий и жестоких расправ с партийными руководителями и директорами предприятий, армейскими и флотскими командирами, обычными людьми. Повсеместно и пачками выявлялись новые и новые японские и английские, немецкие и американские шпионы, троцкисты и вредители.

По стране шёл мощный стукоток, "сознательные граждане" писали доносы "куда надо". Оно и до этого было, только масштабы удвоились. Как ранее советовал всем пролетарский поэт Маяковский:
"Заметил недостаток – не трепи языком!
Кончил работу – сообщи в завком".

За рассказанный анекдот можно было схлопотать пять или десять лет лагерей. Если есть родственные или иные связи с "врагами родины", подозрения во вредительстве и т.д. – тогда "тройка", имитирующая суд, может приговорить к расстрелу.
Планы по расстрелам врагов Родины на каждую область и край в ЦК тоже имелись, не только по строительству. И перевыполнялись тоже.

Братья Шалвы Окуджавы считались троцкистами и контрреволюционерами, потому тучи над тагильским персеком сгущались. Каждая затяжка времени и даже небольшая авария на Вагонстрое и Тагилстрое легко тянула на вредительство. А они, понятное дело, случались.

Его старший покровитель и друг, нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе проигрывал во вражде любимцу Сталина, Лаврентию Берии, тяжело переживая арест своего брата.

Эпопея со строительством тагильского трамвая дала дополнительные аргументы недругам и завистникам, которые сфабриковали лживое обвинение против Шалвы Степановича.

В статье ИА "Все новости" от 30.09.14 читаем:
"Пока в городе шло строительство трамвайного хозяйства, руководители НТМЗ и УВЗ засыпали Москву жалобами на то, что из-за позиции руководства горкома партии вопросы доставки рабочих на эти предприятия "никак не решаются и саботируются".

В Нижний Тагил дважды приезжала комиссия обкома, которая встречались с главами горисполкома и горкома, руководителями Ново-Тагильского завода и Вагонстроя - "говорят, что на этих совместных заседаниях шли нешуточные баталии между первыми лицами города и директорами предприятий".

В результате противостояния "руководство Вагонстроя заявило о готовности начать строить своё трамвайное хозяйство". Позднее так и случилось, в 1940 году на Вагонке появилась отдельная трамвайная линия для рабочих.

Неназванный автор тагильского паблика продолжает: "Есть мнение, что тагильский трамвай стал последней каплей в чаше терпения ЦК в отношении 1-го секретаря нижнетагильского горкома партии Шалвы Степановича Окуджавы.
В конце концов, 18 февраля 1937 года Шалва Степанович Окуджава был снят с должности и направлен в Казахстан, на строительство железной дороги".(?)

Не думаю, что тагильский трамвай стал ключевым пунктом против Шалвы Окуджавы. Ему хватило для обвинения родных братьев из Левой оппозиции в Грузии, дружбы с Серго Орджоникидзе, и, возможно, связей с первым секретарём обкома Иваном Кабаковым, которого репрессировали вместе с Окуджавой.

С событиями 18 февраля 1937 года автор явно ошибается. В этот день в Москве покончил с собой незаурядный большевик Серго. Совпадение или нет, но в тот же день сотрудники НКВД провели обыск в доме Окуджавы и арестовали Шалву Степановича.

Обвинения – троцкизм и вредительство. Первого апреля Сталин, Молотов и Каганович утвердили очередной список репрессий по первой категории (расстрел), в котором значилась фамилия Окуджавы. Четвёртого августа приговор был приведён в исполнение.

Запуска трамвая Шалва Степанович не увидел, и ни в какой Казахстан он не поехал. За допросами и пытками тянулись последние зимние дни. Тем временем шли испытания первой тагильской линии, которые завершились 27 февраля.

На следующий день трамвайное движение было открыто. В нём участвовали вагоновожатые:
Д. Ф. Федченко — бывший тракторист Южаковской МТС,
Н. В. Иванушкин — шофёр,
М. В. Шамина — кассир,
Н. Д. Овчинникова — табельщица прокатного цеха завода им. Куйбышева.

"Тагильский трамвай" так описывает это событие:
"28 февраля, в 4 часа дня из парка вышел первый, празднично украшенный трамвай.
Первый рейс, Красный Камень - Вокзал - Центр, с остановками трамвай прошел за 16 минут. На площади у цирка первый трамвай встретил жителей города. Вслед за ним к центру подошли еще три трамвайных состава.

Пуск трамвая явился для тагильчан настоящим праздником. После митинга в честь открытия трамвайного движения в Тагиле в вагоны сели гости и первые пассажиры. В день пуска трамвая движение продолжалось до двух часов ночи.
По маршруту "Центр – Вокзал" курсировали три состава. По маршруту "Красный Камень – Центр" ходил один состав.

Мы забрались на Лисью гору и с её вершины смотрели, как новенький тагильский трамвай катит по улицам на Гальянку. Скоро у него 83-я годовщина.
Начало трамвайного движения в Нижнем Тагиле - 28 февраля 1937 года, в пять часов вечера!


Источники информации:
1. Сайт "Тагильский трамвай"
2. ИА "Все новости", статья от 30.09.2014


Рецензии