Один день в Тагиле. Восхождение на Лисью гору

Тагильский трамвай привёз нас в прошлое. Двери "пятнашки" раскрылись, и мы оказались у подножия Лисьей горы. Начинался блёклый январский день. Вместо зорьки на краю серого неба голубела слабая полоска. Нам нужно было вернуться назад, к пересечению дорог у плотины на реке Тагил.

У перекрёстка маячили загадочные силуэты из труб и агрегатов. Это старый демидовский завод, который уснул навсегда. Его железные чудища застыли, не слышно грохота и шума паровых машин.

Печи больше не дымят и не разевают огненную пасть, а из трубы не вьётся "лисий хвост". Нам хотелось пройти мимо спящего гиганта прошлых столетий тихо и незаметно - вдруг проснётся?

За невысокой оградой начиналась тропа, ведущая на вершину каменистой горы. Если бы не история горных заводов, она так бы и осталась малоизвестным увалом в окрестностях деревни Горбуновой.

Строительство железоделательной фабрики на реке Тагил изменило её статус. Лисья гора стала доминантой, знаковой вершиной над столицей демидовских вотчин. Теперь это заповедная горка с парком и самым маленьким в России музеем.

Обзор достопримечательностей мы начали с памятника металлургам Урала, расположенного на горной подошве. Его каменные столбы взметнулись ввысь как трубы. Языки стального пламени бушуют свирепо, но их укрощают сталевары.

Едва мы начали подъём, как неожиданно небо просветлело и засияло синевой. Тонкие, чёрные кружева веток раскидистой берёзы растворялись в волшебной голубизне. Берёза напомнила мне "Февральскую лазурь" Грабаря. Доброе знамение!

Бригада дворников занималась расчисткой пешеходного маршрута от снега. У скульптуры, посвящённой горе, стояла лопата, а железная Лиса покорно несла синий рюкзачок. Птичка на лисьей спине топорщила крылышки, радушно здороваясь.

Грудь маленькой, но гордой вороны украшал неизвестный мне знак с восьмилапым монстром. Пернатое существо словно говорило:
- Если Вы не бывали в Тагиле, приглашаем Вас в гости и ждём!

Лиса, вставши на камень, смотрела в сторону пруда, повернувшись боком к старому заводу. Теперь её интересовали "лисьи хвосты" над нижнетагильским металлургическим комбинатом. А мне стало любопытно, отчего гору назвали Лисьей?

Вершина Лисьей горы плоская, как лыжа. Притом она вытянута с севера на юг. На Урале встречаются "лыжные" названия протяжённых массивов. Древние охотники коми восемь тысяч лет назад изобрели широкие лыжи-лямпы, и немудрено, что горы сравнивали с ними.

Для устойчивости на подъёме в гору лыжи обшивали камусом ("камыс", "кыс" - шкура с голени оленя или лося). Пробовали подбивать лыжи заячьей шкурой - при подъёме они были неустойчивы.

Так в народе коми родилась поговорка "коч ку лызя". Она означает лицемера, человека без собственного мнения – "Как человек на лыжах, подбитых заячьей шкурой".

Сейчас камусные лыжи называются ЛЫЗЬ. В язык коми это слово было заимствовано в XII-XIII веках от древнерусского лыжЬ, где смягчённый звук [ж’] звучал как [з'] в древнепермском языке. Русские познакомились с лямпами-лыжами давно, новгородцы проникли за Урал уже в XI веке.

Этнограф Олег Уляшев говорит, что "именно коми в Усть-Вымском городке обучили дружину Семёна Курбского ходьбе на лыжах перед его двухлетним великим походом в Зауралье, а местные мастера смастерили несколько сотен лыж и охотничьих ручных нарт".
В 1499 году отряды князей Семёна Курбского и Петра Ушатого водным путём достигли Печоры, где заложили крепость Пустозерск.

21 ноября 1499 года войско из 5000 устюжан, двинян и вятчан отправилось в Югорские земли. Воеводы шли на оленях, воины - на собаках и на лыжах(!), и так пересекли Камень, Уральский хребет. Московские дружины дошли до городка Ляпина, взяли 32 городка, более тысячи пленных и 50 князей. К пасхе 1501 года воевода Семён Курбский вернулся в Москву.

Интересно, что в Зауралье камусные лыжи называют подволоками. Однако охотнику были нужны и другие лыжи - для сырой погоды и ходьбы по насту. Это были ЛЯМПЫ. Лыжи-голицы без подбивки смазывали жиром или салом.

Отметим, что с карельского языка созвучное слово "lаmpа" переводится как "изогнутый". И сегодня охотники коми ходят на лямпах. В республике Коми даже Лямпиада проводится!

Вернёмся к названиям гор. Самая большая уральская гора-лыжа с вершиной-голицей тысячелетиями носила имя Лямпа Кутимская.
К сожалению, старинный и ценный топоним утрачен из-за переименования её в гору Гумбольдта по инициативе РГО.
Есть и другие "лыжные" массивы – Лямпы и Лызки, а также одноимённые им названия горных речек.

Полагаю, что русские первопоселенцы услышали первичное имя горы над рекой Тагил – Лызья. Гора-лыжа - "лызья гора"!
При обрусении слово "лызья/лысья" превратилось в похожие на слух и более понятные русским людям названия – Лысая/Лисья.

Да, часто эту гору в народе величают Лысой из-за того, что увал практически безлесный. Лисам там делать нечего и охотиться не на кого.

Возможно, жители окрестной деревни Горбуновой из-за какого-либо случая назвали горушку Лисьей. Этот вариант укрепился с появлением демидовского завода. Когда из заводских труб вырывался оранжево-бурый дым с оксидами азота, в народе это явление называли "Лисий хвост". К Тагилу подходит.

На склонах Лисьей горы пучатся круглобокими каменюгами выходы магматических пород. По пути на вершину мы свернули к большому камню, у которого посередине виднелся неглубокий грот. Жаль, что красивые утёсы исписаны надписями – "Вагонка рулит!".

А ведь эти камни - живые! В их расщелинах умудряются выживать растения. Горные пласты имеют переливчатый чёрно-огненный и дымно-песочный цвет.

И.Я. Кривощёков в Словаре Верхотурского уезда (1910 год) отметил, что Лисья гора - не что иное, как вершина вулкана, который потух около 340—360 миллионов лет назад.

Перед тем, как погаснуть, вулкан выбросил длинный язык лавы, которая медленно стекала вниз, застывая ровной "лыжей" с подошвами. По мнению Кривощёкова, эта гора сложена из авгита и диабазо-порфиритов.

На какое-то время вершина скрылась из глаз, и наша дорога просто уходила в небо, где снег мешался с пушистыми облаками.
Правда, это сумасшедший вид для такой небольшой возвышенности.
Вот-вот возникнет лестница к облакам. Вместо неё вверху мы заметили маленькую башню с портиком.

В XVIII веке на верхушке Лисьей горы построили деревянный дозорный острожек. В начале XIX века на его месте появилась каменная башня.
На чугунной плите у одного из углов башни выбита дата - 1818 год.

Мы поднимались к Сторожевой башне, но у меня было ощущение, что я иду к храму. Настолько была сильна её связь с Небом.
Во время восхождения гора словно услышала и увидела путников. В голубой вышине побежали разноцветные облака. Невероятно, только что была серая хмарь!

Небо над башней казалось совершенно необъятным. И под ним тёмно-синими волнами вздымались хребты, дальние и ближние увалы. Я был восхищён - величественное синегорье окружает Тагил!

Подъём становился круче, а башня - всё ближе. Небеса бушевали, клубясь рваными тучами, пытающимися застить Солнце. И было что-то таинственное в сплошном водовороте из лазури, бьющих лучей солнца, хмурых кустистых туч и тонких кашне из облаков.
О! Я не забуду, насколько празднично и эпически башня приветствовала нас.

Восхождение на Лисью гору сопровождалось сильным ветром.
Местами он смёл весь снег с травяного покрова. И вот - мы стоим на вершине Лисьей горы! На ней красиво уложены камни.

Город - как на ладони.
Вдалеке на Вересовой (Александровской) горе в районе Гальянки виднеется красивейший храм во имя святого Александра Невского. Он вместе со Свято-Троицкой церковью уцелел во время большевистских погромов церквей.

Стройный храм Святой Троицы Живоначальной высится перед карьером Высокогорского ГОКа. Кафедральный собор был возведён в 1885 году на месте прежней старообрядческой каменной часовни.
Большую Свято-троицкую часовню в 1781 году построил старообрядческий диакон Рябинин Андрей Иванович. В июне 1842 года она была освящена в единоверческую церковь.

На горизонте маячит гора Долгая. За тагильским прудом различимы цирк и колесо обозрения, старинные и современные здания Нижнего Тагила. Над городом будто нависает огромный металлургический комбинат с высокими трубами, градирнями и агрегатами.

Сквозь чад пробиваются выхлопы огня. Могучие клубы дыма и пара разубоживают и заволакивают небесную просинь рыжими и белёсыми хвостами. Сложное впечатление осталось у меня от близкого соседства города и завода-гиганта. Но так здесь живут люди.

В XIX веке эта башня была, по сути, пожарной каланчой. Если смотрящий с колоколенки замечал пожар, то он вывешивал красные фонари из больших кожаных пузырей. Над Тагилом раздавался бой бронзового набатного колокола.

В отдельных источниках утверждается, что в середине 1830-х годов рядом с башней была устроена небольшая обсерватория и павильон, у которого вращалась платформа. Обсерватория понадобилась для наблюдения за кометой Галлея. Эта комета была хорошо видна с земли в 1835-1836 годах.

В 2015 году Лисьегорскую башню отреставрировали. Во время реставрации купол башни со шпилем и кровлю покрыли медью.
Башню перекрасили и побелили, а также установили чугунное ограждение при выходе на крышу башни, на втором ярусе здания и на звоннице. Оградку сделали такой же, как была изначально - работы каслинских мастеров!

Вход в башню закрывает тяжёлая чугунная дверь, как и в XIX веке. За дверью скрывается самый маленький музей в России! Внутри, на площади всего 13 "квадратов" находится макет Сторожевой башни в XVIII веке и экспозиция об истории Нижнего Тагила, включая колокола и горельефы. Музейчик открыт с 15 апреля по 30 сентября.

На шпиле под порывами ветра вращается флюгер, выполненный тагильским скульптором Александром Ивановым. Летящий Архангел Михаил сообщает благую весть о двунадесятых праздниках.
Только что наступил Старый Новый Год, и труба Архангела возвестила о грядущем Крещении Господнем, прославляя Богоявление.

Утренний свет превращал свинцовое небо в лазурное. Волшебная лазурь растекалась повсюду, сквозила в разрывах облаков над куполом башни, просвечивала в её оконце. Над суровой уральской землёй разливалась благодать. Хорошо-то как!

Однако нам пора было уходить. Позёмка усилилась, и небеса начали закрываться так же неожиданно. Короткое светопредставление подошло к концу.

Голубое небо стало затягиваться тучами, обещающими беспросветную мглу. Смутные времена. Но мы их переживём.
Глядите - башня же выстояла!


Рецензии