Один день в Тагиле. Старый завод

Когда завод становится музеем - это хорошо или плохо? На самом деле, в России и на Урале памятники-заводы можно пересчитать по пальцам рук. Например, уникальный комплекс завода Средней плотины XVIII-XIX веков сохранился в селе Кын-Завод на реке Чусовой. Конечно, это хорошо, что сохраняются раритеты времён индустриальной революции. Это вехи развития человечества и промышленного прогресса.

Но когда государство не поддерживает развитие промышленности, то закрываются действующие заводы, исчезая или превращаясь в "музеи". Крупные заводы ещё держатся на плаву, а заводики поменьше не выживают в пространстве с избыточным налогообложением и отсутствием реальной конкуренции в сфере контрактов по госзаказам. Вал дешёвых аналогов из Китая добивает их. Формальные тендеры с заранее известным победителем, в которых цена закупа оказывается завышенной, никак не способствуют борьбе с коррупцией, росту отечественного производства и мелкого бизнеса.

На рынке остаются торгаши, которым проще купить и перепродать, чем произвести. Обыкновенные лампочки, часы, телевизоры и прочая бытовая техника – почти все товары народного потребления производятся не в России, большинство в Китае. Проще продать лес и потом купить у тех же финнов бумагу и мебель, чем сделать самим. Так? То же самое с тканями, машинами, инструментами, сельхозпродукцией. Картошку из Египта завозим.

В СССР была мощная промышленность с собственной элементной базой. Это не сборка агрегатов по иностранной лицензии из иностранных запчастей. Мы разучились делать хорошие машины и не можем выпускать телефоны российского производства? Не позорно ли для страны, запускающей космические корабли?

Свердловские заводы потихоньку превращаются по большей части в арендные площади под торговые склады. Следующие поколения могут и не понять, отчего это части города Екатеринбурга носят такие странные имена - ВИЗ, Компрессорный, Химмаш, Эльмаш, Уралмаш…
В общем, если для себя не производить штанов, то можно остаться и без них, правда? Тут как бы всей страной не превратиться в "музей".

***
Мы приехали в Нижний Тагил специально, чтобы посмотреть на Старый завод. Демидовский завод-музей хорошо виден с Лисьей горы - от доменных агрегатов до плотины. Плотина перегородила реку Тагил, правый приток Туры, и под Лисьей горой образовался Тагильский пруд.

Если театр начинается с вешалки, то уральские железоделательные заводы XVIII века начинались с постройки плотины. Плотина - это центр и сердце такого завода, снабжающее фабрики энергией воды. И главным при её постройке был плотинный мастер. Он выбирал "угожее место" на реке между двумя возвышенностями.

Ведь требовалось устроить короткую, и одновременно широкую и высокую плотину. Параметры плотины определят будущее завода, его успехи или неудачи. Тагильскую плотину строил легендарный уральский мастер Леонтий Степанович Злобин.

Леонтий Степанович появился на свет в 1679 году в небольшой вологодской деревне. Его семья была из старообрядцев поморского согласия. На Вологодчине Злобины возводили водяные мельницы и устраивали рыбные пруды в селениях. Из-за гонений на старообрядцев семья Злобиных перебралась на Урал. Там талантливый молодой Леонтий приглянулся Никите Антюфееву. Тульскому заводчику, будущему Демидову, без толкового плотинного мастера было не обойтись.

В 1700 году тобольский "прикащик и боярской сын" Михайло Бибиков уже приступал к строительству плотины близ рудных месторождений на реке Тагил, но война со шведами затормозила строительство.

В 1720 году туда прибыл Леонтий Злобин и доложил Никите Демидовичу: "Место оное внеже посмотрено и помечено ранее сыном боярским Михайлой доброе и паче быть не может". После того, как Леонтия Злобина затребовали для строительства Исетского завода в Екатеринбурге, плотину достраивал помощник, плотинный мастер Иев Балакин.

Спустившись с Лисьей горы, мы пошли к Старому заводу, который дал последний гудок в 1987 году. Его первая домна была задута в 1725 году. Вдумайтесь только - демидовский завод отработал целых 262 года!

У застывших домен нас встретил бородатый сталевар в рукавицах-вачегах. Он молча ворошил шихту и на глаз определял её состав. Дед-сталевар глянул на нас из-под косматых бровей, а в окладистой бороде усмешка спряталась - што, завода не видали?

Он до сих пор ждёт, когда маневровый танк-паровоз 9Пм-161 подвезёт от Высокогорского рудника к дробильной мельнице новую партию хорошей, "магнитной руды".
Но вагонетки стоят. Замерли могучие домны, замер на постаменте и старенький паровоз, не дымит и не разводит пары. Встали подъёмники, никто не грузит шихту в печь. Не слышно боя хвостовых молотов.

Заводская труба смотрится брошенным маяком. Ни тебе дыма, ни пара, ни "лисьих хвостов"! В вышине - только облака, а ржаво-красное железо резко контрастирует с синим январским небом. Теперь это музей - Демидовский Завод.

За оградой находится бункерная эстакада доменного цеха. Белой скатертью снег покрыл ленты скиповых подъёмников, улиты на колёсиках остановились. Потух огонь доменных печей. Недвижны и не грохочут вагоны. В заводе прорастают молодые берёзки и сосны.
На руках старого металлурга не тает снег…

Доменные печи и трубы - фирменный знак Демидовского завода. И этот завод стоит ныне в память о талантливых тагильских доменщиках. С начала XVIII и по конец ХХ века они прошли трудный и легендарный путь. Построить в тайге город-завод, смастерить плотину и печи, отыскать руду и секрет плавильной шихты - это ж сколько знаний надо иметь!

Впервые в России им удалось проплавить трудно восстановимый магнитный железняк, а также получить сплав ферромарганца. Заводские мастера научились плавить титано-магнетитовые руды. Они добились получения феррохрома и ванадиевого чугуна.

В ХХ веке Старый завод применял новые технологии, чтобы выдать в домнах качественный чугун. Во время Великой Отечественной войны он снабжал оборонку феррохромом и ферромарганцем, выпускал нержавеющую ленту для строительства самолётов.

За бункерной эстакадой находится литейный двор доменных печей. По соседству расположились мартеновские печи и разливочная площадка мартеновского цеха. В 1890-е годы на месте, где были первые мартеновские печи, возвели новое здание. По другую сторону от домен расположились сутуночная и листобойная фабрики прокатного цеха, построенного в 1902 году.

Новый мартен построили с четырьмя пролётами и арочными крышами, которые опираются на колонны и кирпичную стену с южной стороны. Колонны и фермы перекрытия составили единую железную конструкцию на заклепочных соединениях. Получилось уникальное сооружение, с одной стороны, изящное и ажурное, с другой - лёгкое и прочное. Оно вошло в учебники для современных строителей. Интересны разнообразные фермы прокатного цеха, находящегося рядом.

И все эти жизненно важные заводские агрегаты зависели от подачи воды через плотину. Перед плотиной находится небольшое здание над водозабором из пруда. Дальше под землёй скрыто "плотинное тело", которое не перестраивалось с 1721 года!

Ещё тогда Леонтий Злобин заложил хитроумную конструкцию из лиственницы, глины и камня, которая подаёт и распределяет поступающую воду. Деревянный ларь-водовод простоял вплоть до 1899 года, после чего был заменен на изделие из металла. После наводнения 1927 года прорезы плотины реконструировали и переукрепили.

Сейчас у всех на виду "вешняковый", третий прорез плотины. Им любуются экскурсанты и туристы. Но у него была лишь третья роль – сбросить паводковые воды из пруда по весне. Главными же были два прореза, располагавшиеся слева от вешнячного. Через первый прорез часть воды отводилась к доменным воздуходувкам. Через второй прорез вода поступала на водобойные колёса станов и молотов кричного производства.

Сила потока воды, падающей на водобойные колёса из рабочих прорезов, в итоге закачивала воздух в плавильные печи. Она же приводила в движение мельницы для измельчения руды, молоты для отковки железа из крицы, вращала маховые колёса прокатных станов, запускала лесопильные мельницы и прочие механизмы.

Количество водобойных, "подливных" колёс говорило о мощности завода. В оснастку знаменитого Ревдинского завода на Чусовой входили 33 водобойных колеса. Плотина Исетского завода в Екатеринбурге обладала 60 колёсами, диаметром от двух до шести метров.

В 1780 году на старом Тагильском заводе в работе находилось 57 колёс большого диаметра. Благодаря им работали четыре доменные печи и четыре кричных фабрики, оборудованные семью молотами и четырнадцатью горнами. Эти колёса приводили в действие две прокатные машины и четыре листобойных молота. За вешняковым прорезом поместили пильную мельницу. На ней пилили лес, который доставляли к заводу по воде через пруд.

Для таких масштабных задач Леонтий Степанович Злобин спроектировал одну из крупнейших на Урале плотин. Огромная плотина Старого тагильского завода под Лисьей горой имела сто четыре сажени в длину, пять саженей в высоту. В нижней части её ширина составляла сорок саженей. 1 сажень = 2,13 м.

За плотиной набирался водой пруд длиной в 16 километров, глубиной около четырёх метров. Хотя в некоторых местах глубина была до 14 метров. Плотина Старого завода сама по себе является чудом и достижением отечественной гидротехники!

Тагильская плотина пережила разрушительное наводнение 1927 года. Чтобы её спасти, были открыты шлюзы, и вода ринулась в цеха...
Выстояла плотина и в кошмарный паводок 1964 года.
Ай, да плотинныя мастера! Знатно сработали и дело знали.

Мы подошли к обрыву над рекой у водосброса. Над ним возвышаются ажурные заводские фонари и колокол. Флюгер над плотинной рындой украшен хвостом с цифрами 1722. Это год основания города Нижний Тагил, когда Выйский завод выдал первую продукцию, чугун и медь. Тот завод был на речке Вые, притоке реки Тагил.
Значит, через два года нас ждёт грандиозный юбилей!

По-хорошему, на флюгере у плотины Старого завода должна была быть цифра 1725. В декабре 1725 года меха вдохнули жизнь в его доменные печи, и домны выдали первый чугун. Через 35 лет в заводе было доменное и кричное производство, работали укладная, проволочная, якорная, медно-котельная и меховая фабрики, лесопильная и мучная мельницы, кирпичные и дегтярные сараи, налажено производство гвоздей и кос...

***
В этом месте я сделаю отступление от перечисления технических достижений. Иначе создаётся впечатление, что уральцы - "скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазами, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик". Такими нас увидел классик А.П. Чехов.

Знал ли высокомерный Чехов, что в середине XIX века на уральских заводах возникают… самодеятельные театры? Да-да! Пример подал тот самый строгановский Кын-Завод. В 1840 году граф Григорий Александрович Строганов одобрил прошение заводских служащих и выделил помещение для театра. Труппу актёров составили служащие завода и их жёны.

В 1869 году при С.Г. Строганове в Кыну построено деревянное здание заводской Чертёжной, в котором граф выделил целый зал для народного Театра, отапливаемый печами, более чем на сто мест да ещё с балконом! Безусловно, о том народном Театре на Чусовой были наслышаны в Тагиле, как и о появлении театров в Ирбите и Екатеринбурге.

В ноябре 1862 года служащие Александр Петерюхин, Лука Петров, Иван Шушпанов и Георгий Вишневский задумали открыть любительский театр в Нижне-Тагильске. Они обратились в управу Нижнетагильских заводов, чтобы арендовать деревянный дом на Нижней Ерзовке (ул. Папанина). Тагильчане приняли участие в сборе пожертвований, собрав 160 с половиной рублей. Это были не нынешние деревянные рубли. Деньги потратили на музыкальные инструменты, мебель, пьесы, парики и прочее.

После ремонта получился зал на 108 мест со сценой и занавесом. По некоторым источникам, задник расписал сам Василий Худояров. Доход от спектаклей расходовался на произведение новых "живых картин" и на помощь "беднейшим жителям завода". Спектакли шли нерегулярно, в работу театра то и дело вмешивалась полиция.

Однако тагильский театр набирал популярность. В 1871 году П.П. Демидов "сочувственно" выделил 500 рублей на ремонт помещения. Возможно, сыграла роль и давнишняя конкуренция Демидовых со Строгановыми. Действительно, чем Тагил хуже?
Так или нет, а в 1878 году Старый завод приютил тагильский театр… в помещении бывших конюшен!

В 1890-х годах здание для театра отремонтировали. Там же расположились заводской клуб для служащих и театральная библиотека. В зрительном зале на 350 мест разместилось 12 рядов партера, 8 лож и балкон с галереей. Играли пьесы Фонвизина, Найденова, Островского, Горького, водевили Ленского.

Сайт Нижнетагильского театра драмы сообщает, что до начала 1900-х годов на заводской сцене играли Пелагея Попова, и Дарья Рябова, Ольга и Юлия Шорины, учительница Агния Мотылёва, служащий Михаил Гусев и его жена. Ведущим артистом и руководителем театра был Александр Боташев.

В стенах театра на Старом заводе выступали настоящие звёзды русской драмы того времени - В.Н. Давыдов, В.В. Чарский, Г.Н. Федотова, К.А. Варламов, А.А. Яблочкина.
И вот ведь казус истории. У заводчан в Кыну и Тагиле, "деланых в заводе механиками", одними из любимых были именно пьесы Чехова, незабвенного нашего Антона Палыча!

***
Демидовы и Строгановы внимательно следили за новыми технологиями в машиностроении и металлургии, их заводы осваивали паровые турбины французских инженеров. В 1833 году на Выйском заводе Ефим и Мирон Черепановы, отец и сын, построили легендарный, первый в России паровоз - "сухопутный пароход".

На демидовских заводах пробовали метод пудлингования, но особо он не прижился. Зато в 1875 году на Старом (Нижнетагильском) заводе вошли в строй первые пятитонные мартеновские печи. И какие красивые цеха строили! Известный специалист по истории архитектуры Н.С. Алферов отметил, что "уральские зодчие создали своеобразную ветвь архитектуры русского классицизма - промышленную архитектуру".

- В 1895 году на Старом заводе было построено железнодорожное депо и запущена Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога. Узкоколейка длиной 64 км шла по маршруту Нижнетагильский завод - Антоновский завод - Черноисточинск - Висимо-Шайтанский завод - Висимо-Уткинский завод.

Тогда же начали переводить домны Старого завода на горячее дутьё и через год приступили к модернизации доменного корпуса.

- К 1912 году, как указывают источники, "завод полностью перешёл на производство чугуна, мартеновских слитков и листового железа, в связи с чем был перестроен прокатный цех, сооружена новая домна с подъёмником, запущена 25-тонная мартеновская печь и фабрика огнеупоров, сооружено новое паровозное депо".

- в 1913 году "запущена новая заводская электростанция с четырьмя паровыми котлами и турбогенераторами переменного тока на 750 кВт, обслуживавшая весь Нижний Тагил, в цехах появилось электрическое освещение"…

Это была славная история. В октябре 1987 года Старый завод остановился. Торжественно разнёсся прощальный гудок над Тагилом. Символические ключи от завода вручили Нижнетагильскому музею-заповеднику.

За великими достижениями в объёмах стоит искусство мастеров у печей и плотин, а также тяжелейший, подчас непосильный, "чёрный" труд работяг в рудниках и заводах, которые вынесли на своих плечах все тяготы заводского бытия.

Железные люди в железных заводах - вот она, история горнозаводского Урала!
Хочешь к ней прикоснуться? Просто постой у заводской плотины.
Ты слышишь, как доносится гул минувших столетий?


Рецензии