ЦИАМовские истории

Продолжение баек авиакосмической промышленности см. здесь http://www.proza.ru/2017/08/07/1604 и здесь http://www.proza.ru/2017/04/13/2083

Короткие истории
Наверное забавные, рассказанные старожилами ЦИАМ

Большинство историй произошло до моего появления в ЦИАМ т.е. до 1987г., правда некоторые и после, но они и будут не первые.

А первой пойдет история – «Домик для мышки»

Ее. Наверное, лучше бы рассказали Фагим Шайхович Гельмедов, или Олег Иванович Иванов. В 70-80 г.г. исследовали высоконапорные ступени и сверхзвуковые вентиляторы. Для увеличения эффективности придумали устанавливать надроторные устройства (НРУ). Надроторное устройство представляет собой кольцо с многочисленными прорезами выполненными примерно нормально к средней линии лопатки рабочего колеса. Теория подобного НРУ бала создана Гельмедовым и Локштановым, но точного расчета параметров не обеспечивала и для получения нужных результатов требовалась большая экспериментальная работа. А результаты были очень обнадеживающие. В ряде случаев удавалось повысить эффективность ступени, а также расширить диапазон устойчивой работы.
Вариантов надроторных устройств было изготовлено большое количество. Тем более, что для каждой исследуемой ступени приходилось делать семейство НРУ.
Испытания проводись на стендах У-96 и УВ-11.
В отделение пришла молодая девушка, выпускница МАИ – Леночка и ее направили на стенд У-96.
Молодые люди, работники стенда дружно принялись за ней ухаживать. Нетрудно догадаться, что Леночка, непроизвольно стала пользоваться вниманием и просила, при случае выполнить для неё некие мелкие поручения.
На стенде неожиданно поймали белую мышку. Откуда она взялась, Бог весть. Может быть мутация местных мышей. Может быть сбежала с соседнего стенда.
Молодые люди поймали мышку, посадили в трехлитровую банку и принесли Леночке. А Леночка, как это не странно, не испугалась, наоборот, она обрадовалась. А также попрасила – мальчики. Сделайте домик для мышки.
Молодые люди, наперегонки бросились выполнять поручение. И тут им на глаза попалось замечательное кольцо НРУ. Оно было высокое, умеренного диаметра и с большим количеством прорезей. Так. Что в результате получалась частая решетка и нужно было сделать дно и крышку с дверцей.
Мальчики расстарались и сделали «домик для мышки». Леночка увидев обрадовалась, захлопала в ладоши и наверное поцеловала автоа домика.
Была ли довольна мышка, мне неизвестно, но ее посадили в домик и какое-то время мышка в домике жила, на радость Леночке на стенде.
Через какое-то время Леночка собралась отнести домик домой.
К этому времени Гельмедов собрался доисследовать перспективную ступень. Потребовалось кольцо НРУ с заданным количеством прорезей и размерами. У кольца был инвентарный номер и место на складе. Пошли искать – нет на месте. Обыскали, не нашли и уже собрались заказывать новое. И тут Иванов О. И. по пути к проходной, в конце дня заметил Леночку с «домиком для мышки», которая собралась отнести домик с мышкой домой.
Как она собиралась пронести домик через проходную. Я не знаю. Кто помнит, на проходной стояли двойные турникеты. Заходишь, тебе открывают первый, ты, если входишь, нажимаешь кнопку со своим пропуском (у меня была кнопка № 38). Не ошибся, охранник открывает второй турникет. А если выходишь, то отдаешь пропуск охраннику и он открывает второй турникет. Но если вносишь или выносишь. Что-то то должен предьявить соответствующее разрешение.
Так, что Леночку скорее всего бы не выпустили. Но на ее счасть встретился на пути Иванов О. И.. И он обратил внимание на домик. Обратил внимание и спросил Леночку, Леночка – что это? Домик для мышки – ответила Леночка. А ну ка пойдем, сказал О. И. и они отправились обратно на стенд.
Так. Чудесным образом нашлось потерянное кольцо НРУ, а мышка обрела, в последствии, новый домик.
Я Леночку на стенде уже не застал, а историю мне рассказали. То ли Никулин Владимир, то ли Евгений Бакулин.

Героические будни
Эту историю лучше знает Рачков Николай Семенович.

Можно придумать эпиграф из песни Николая Анисимова, посвященную вертолетам – «Это скачут по небу галопом 20тысяч резвых лошадей»

Мощности авиационных двигателей чудовищные. Это у Ми-8 мощность 20 тысяч лошадиных сил, а у Ил – 76 ил Ан – 124 во много раз больше. И такие двигатели и их компрессора нужно исследовать. А это значит. Нужно передать на вал компрессора. С заданной частотой вращения мощность измеряемую тысячей и десятком тысяч Киловатт.
Для сопряжения двигателя и объекта применяются мультипликаторы, повышающие частоту вращения и гидромуфты, позволяющие ее регулировать.
З а данными устройствами следят и при малейшей неисправности оправляют на переборку. Бывают случаи, когда мощность объекта превышает допустимую для, например мультипликатора. Так порвали входной вал мультипликатора на стенде УК-3. Очень хотели выйти на расчетную частоту, и проморгали момент превышения мощности.
А на стенде УВ-11 в мультипликаторе появился посторонний звук. Вроде бы ничего особенного, но испытание прекратили. Объект сняли. Пригласили главного инженера. Пришел и наш завлаб Рачков Н.С.
Они походили вокруг, попросили дать вращение на двигатель и стали слушать. На низких оборотах звук не возникал. Попросили поднять обороты. Моторист сказал – покиньте бокс, что правильно. Н. С. И главный инженер бокс покинули.
Если Вы не знаете, то я Вам скажу, на стенде комната персонала, она как бы продолжение мастерской стенда и имеет общий, со стендом выход. Так в комнате персонала начальник стенда Свердлик занимался подготовкой гребенок к испытанию. И это было разумно, ведь испытания нет, значит опасности нет, а готовить гребенки надо.
Моторист стал поднимать обороты, и на не очень большой частоте вращения мультипликатор разлетелся…
Да так разлетелся, что еще несколько минут шестеренки бегали по стенду. А разлившееся масло загорелось.
Все очень испугались за товарища Свердлика. Но все обошлось, он вылез через форточку.
Потом с других стендов приходили и просили повторить. Не смог. Форточка в раза полтора меньше размеров товарища Свердлика.
А вот приспичило – и вылез…

Вторая история произошла на стенде УК-2. Там просто колоссальные мощности передавались, теперь уже через гидромуфту. До 10 Мегаватт.
Здесь ничего не предвещало аварии, но… Иногда случается и но. По водяному трубопроводу приплыла щепка. И эта щепка заклинила ротор гидромуфты, чашки. Врезультате гидромуфта ралетелась. Следы «шрапнели» до сих пор мозно увидеть на стенах стенда. Зал заполнился паром. А двигатель, который не собирался останавливаться и после снятия напряжения, принялся остатками гидромуфты долбить собственный фундамент.
И тут… Два наших героя Николай Рачков и Владимир Панин выскочили из пультовой, вот сговорились, или был общий порыв не знаю, схватили шпалу, ее подкладывали под объект, когда перегружали с тележки и вот этой шпалой принялись тормозить вал двигателя
И затормозили!  Герои. А небось еще и выговор получили…
А стенд УВ-11 оказался странно не везучим, или везучим. Уже в наше время на нем дважды произвольно срабатывала система пожаротушения. Весь стенд покрывался белым порошком и работники стенда. Как проклятые. Целую неделю убирали эту гадость. Так она еще и вредная, зараза…


Следующая история посвящена одному человеку Юрию Григоричу Баранову.

Появление его на стенде УК-1 было настоящим спасением. Не сразу, но вскоре после его появления испытания стали проходить весьма успешно. Перестало течь масло. Стали правильно закрепляется объекты. Были исправлены и подтянуты крепления двигателей.
Пришел он на стенд в момент его реконструкции. И это тем более было здорово. Ляпов у подрядчика было много. Загорелся двигатель маслопомпы – Юра его мгновенно потушил. Пробило кабель подачи возбуждения. Опять все было быстро исправлено.
А главное все с юмором. Не походит по длине шланг – у него это звучало так – «да… не хватает на москвич».
Так что после его появления на стенде стало чисто и все обрело свое место.
Вот таких бы работников. Да на каждый стенд!

Еще можно было бы написать историю с названием «Страстный ЦИАМовский поцелуй». Но как нибудь в другой раз.


Ефимов А.В 2020г.


В ПОИСКАХ ТОЧКИ ОПОРЫ от Боева Д. А.
(из Хроник подпольных работ)
Дмитрий Соколовский   Рисунок Владимира Романова

Известно, что люди изобретающие - всегда люди увлекающиеся. Иногда, впрочем, эта увлеченность переходит всякие границы и доходит до некритического отношения к собственным работам. Поэтому появлялись у этого народа идеи, совсем ничего общего с наукой не имеющие. Из серии "верую, ибо неразумно". При спокойном рассмотрении всем становилось ясно, что пустышка, однако, какое-то время она увлекала. Такова история с "Машиной Дина". Допускаю, впрочем, что ничего случайного нет и здесь: изначально могло предполагаться "охмурение" слушателей. Впрочем, давайте думать о людях хорошо - жизнь покажет, насколько мы ошибались.
В далеком уже теперь 1962 году журнал "Изобретатель и ра-ционализатор" опубликовал статью о некой оригинальной конструкции - безопорном инерциоиде с эксцентричными маховиками, разработки страхового агента Норманна Дина. Утверждалось, что он изобрел устройство, создающее тягу за счет неуравновешенной силы инерции, возникающей при вращении этой системы. Никаких тебе воздушных винтов или реактивных струй, а раз - и полетели хоть в космос. Или поскакали - поехали, но все равно, ни от чего не отталкиваясь. Заманчиво!
Мысль инженерная забурлила. Это "проняло" и сотрудников многих НИИ. Особенно - не слишком-то хорошо изучавших в свое время теоретическую механику, что является (увы!) отечественной инженерной традицией. Как заметил Эдисон, "к сожалению, большинство людей предпочитают безмерно трудиться, вместо того чтобы немного подумать".
...А посему, в одном из самых научно-исследовательских институтов Москвы силами энтузиастов (в режиме секретности от собственного руководства) строилась действующая модель инерциоида. Все делалось всерьез: машину довели до опытного образца. "Втихую" в КБ составили проект и при поддержке заместителя начальни¬ка одной из лабораторий (также страстно желавшего осчастливить человечество) столь же "подпольно" изготовили ее детали на производстве: что-то где-то выточили, что-то сделали, что-то собрали.
Никто из начальства организации не был в курсе этих движений, все считали, что разговоры идут в области теоретических построений. Дело в том, что среди наиболее последовательных сторонников безопорного движения гуляла некая теория влияния инерционных сил, математически обоснованная выражениями в частных производных: как потом выяснилось, неправильно взятых, но, естественно, подтверждающих теорию. Когда стало понятно, что "защитники прогресса" не шутят, в институте устроили научно-техническое совещание. Тогда еще совсем молодой блестящий ученый Леонид Николаевич Дружинин, покойный ныне, к великому сожалению, "по косточкам" педантично разобрал эту проблему, и стало ясно (общий вздох облегчения), что законы физики все-таки не нарушаются, а в выводе ошибка. Здесь нелишне вспомнить, что еще около двух веков назад русский академик, ве¬ликий механик, математик и философ Д'Аламбер сказал как-буд- то специально по этому поводу: "Тело не может само себя приве¬сти в движение, потому что нет никакого основания к тому, чтобы оно двигалось предпочтительнее в одну сторону, чем в другую".
Тем временем бурная "подпольная деятельность" все же продолжалась. Машину собрали и на одной из установок, где было силоизмерительное устройство, попробовали измерить тягу. Смонтировали на рычаге весов построенную машину, подключили ее электромоторы, запустили их - и ... ничего. Стрелка на нуле.
Выключили, подкрутили что-то, почистили контакты, включили - ноль. Опять разобрали, собрали (самые преданные - продули и потерли тряпочкой). Включили - и вдруг, стрелка весов дернулась!!! Все обалдели: на самом-то деле никто по-настоящему не верил, что что-то может получиться. Больше этот результат повторить не удалось, но ведь все же видели: было! Это уже потом выяснилось, что один шутник (который просил не упоминать его в связи со всем этим сейчас он один из ведущих ученых, а тогда - молодой специалист - но уже Михаил Михайлович) в то время, когда все стояли вокруг машины, потихоньку, как и все в этой истории, левой ногой наступил на коромысло весов. И этой ногой нечувствительно вошел в историю неформальной физики. Этот факт, точнее, его часть: "где-то что-то замерялось и чего-то получилось", по слухам, ходит и до сих пор, приобретши свойства народного предания.
Тем, в общем-то, история и закончилась. Может особой необходимости вспоминать эти события сейчас и не было бы, когда бы до сих пор не продолжал народ технический тратить свои силы, время и средства, пытаясь преодолеть то, что на самом деле достаточно элементарно отбрасывается усилием разума. И мы бы не стали развлекать вас зазря такой байкой, не продолжай к нам приходить статьи поклонников вытаскивания себя за косичку пари¬ка из болота. Как недавно заметил один из некогда наиболее яростных апологетов "безопорников", а ныне правоверный механик Нурбей Гулиа (кстати говоря, кажется - автор тех самых статей по "машине Дина"): "Давно уже махнули рукой на "философский камень", искатели "панацеи" превратились в заурядных знахарей, а вот "вечные"двигатели и инерцоиды продолжают конструировать". И он же: "Сравнить ощущения человека, хоть вкратце изучившего механику, можно разве только с прозрением слепого".
Коллеги, может пора все-таки прозревать, а? Жизнь коротка, а вокруг так много воистину непознанного!

Впечатление о путешествии в ЦИАМ. Никита Уткин

19 мая 2010 года мы все тёплым, ясным утром с нетерпением ждали поездки в ЦИАМ – Центральный Институт Авиамоторного Строения им. Барановой. Я и 7-классники сели утром в школьный автобус и отдалились от учёбы и суеты. Даже пробки, которые утомляют львиную долю населения Москвы и других городов и весей, не остановили нашу любознательность. Во время поездки я и Витя Кислов рассказывали друг другу всякие истории и анекдоты, а остальные товарищи забавлялись разными играми. Через полтора часа мы оказались в подмосковном городе Лыткарино, который мы быстро проехали, а около него и находится ЦИАМ. Мы вышли из школьного автобуса, подождали немножко, а затем нас провели к проходной, через которую не каждый человек может пройти. Но нас пропустили, и мы оказались в абсолютно другом мире, полном разных чудес и тайн. Мы прошли через длинную дорогу, ведущую через сквер, своеобразный портал между миром ЦИАМа, окружающего самое главное здание, и самим этим зданием. Затем мы вошли через запасной вход, поскольку главный вход был на ремонте, прошли по узкой лестнице, по коридорам и оказались в одном из цехов.
Высокий потолок, словно небесный свод, длина цеха, разнообразные устройства – всё это показывало, что вот теперь мы попали в совсем необычный и удивительный мир техники и авиамоторных испытаний. Нам показывали разные устройства, мы прошли другой цех, который много чем отличался от первого. Под нами уходили вниз многочисленные трубы, узкие металлические лесенки, над нами возвышался протяжённый мостовой кран, по концам которого светились три лампочки – может, это какая-то сигнализация? Нам рассказали об испытании двигателей в различных условиях – при разных температурах, при разном давлении – ведь залетают наши самолёты на десятки километров над землёй. Трубы эти доставляют фреон – охлаждающуюся при испарении жидкость, воду, очень сложная система трубопроводов обеспечивает нужные условия для испытания. Даже ворона хотела узнать побольше об огромном цехе – залетела под потолок-свод и кружилась вдалеке.
Смотря на эту систему, осознаёшь, какая она огромная, и как ей сложно управлять. Но современная техника облегчает труды физиков. Профессор, исполняющий роль экскурсовода, провёл нас в центр управления, где находились огромные панно – карты трубопроводов всего ЦИАМа. Многочисленные трубопроводы показаны на этой схеме разными линиями, которые иногда пересекаются. Когда мы приезжали, испытаний не было, но можно представить себе эту схему в работе, которая светится мириадами красных и зелёных звёздочек. Ответственные работники должны управлять этой системой и следить за ней. Сколько электроэнергии, какое большое напряжение движет этой системой! Мы должны гордиться ЦИАМом, потому что он во всём мире уникален, и нет больше на Земле такого центра. Дальше нам  показали другой центр управления и провели в барокамеру. Это цилиндрическое строение освещалось шестью прожекторами, но в нём царил полумрак. Илья Терентьев назвал круглую выемку «воротами ада», потому что она была в копоти и в саже, там ведь в дни испытаний двигатели работают, в барокамере создаётся низкое давление. Когда мы были, там давление, естественно равнялось атмосферному давлению. Потом нам показали звуковую камеру размером 5*5*6 метров. Там было много устройств, проверяющих шум двигателя – это ведь важно. Мягкий свет от прожекторов с лампами накаливания освещал весь зал. Затем нас провели в комнату управления звуковой камерой, на мониторах плазменных плоских экранов виднелась эта камера.
Потом мы уехали из ЦИАМа и вернулись в школу только к началу восьмого урока, потому что везде были пробки. Мне очень понравился ЦИАМ и этот день, который мы провели там. Уроки прогуляли, зато сколько узнали! Спасибо за внимание!
Уткин Никита


Рецензии