Рецензия на фильм Кончаловского о Микеланджело

Рецензия – отзыв на фильм режиссера Кончаловского
«Il Peccato- Грех» о Микеладжело.

Это рецензия, не заказанная никем. Меня просто поразил этот фильм настолько, что захотелось озвучить все мысли  и идеи, сложившиеся под его влиянием.

Вчера удалось посмотреть новый фильм нашего режиссера Андрея Кончаловского, посвященный Микеланджело, совместное российско-итальянское производство «Il Peccato – Грех».
Гениальный фильм, он оказался более глубоким, чем, наверное, его могли бы поставить даже в Италии, на родине великого скульптура и архитектора.
Кончаловский добавил нашу глубину восприятия искусства, истории, нашу русскую черту глубокого восприятия мира, почти философского с поисками предназначения, или религиозно-мистического, которое не имеет ничего общего с церковностью, а именно свойство души прочувствовать все, одновременно с желанием аналитического ума понять, осознать.

В данном случае осознать талант и подвиг гениального мастера, его самоотдачу.  Что двигало его поисками прекрасного, что стояло за его жизнью, полной лишений, отданной без остатка изнуряющему труду, совершенствованию мастерства с единственной целью – создать прекрасное?
Этого свойства русской души в поисках глубины нет в европейской ментальности. У них более спокойное, порой даже поверхностное восприятие как искусства, так  и истории. Особенно сейчас, когда в искусстве более, чем заметна общая тенденция на упрощение, на отказ от традиций, на перекраивание классических канонов, вплоть до кощунственного принижения классических ценностей и идей красоты и гармонии.

И эта тенденция заметна во всех сферах искусства- живопись в первую очередь, за ней последовал театр и кино. В кино же я прослеживаю еще одну тенденцию – на создание так называемых костюмных фильмов, претендующих на историчность. На самом деле это все та же тенденция на упрощение, поверхностный взгляд на историю, привнесение некоей театральности.
Т.е. очень хорошо, что хоть такие фильмы есть, и костюмы, и декорации в них, действительно, прекрасные, но в них все какое-то искусственное, не настоящее, от действа, до реплик. Это всегда взгляд из 21 века на историческую сказку о былых временах, о прошлых веках.

Или приукрашенную, с красивейшими усадьбами, дворцами, пышными нарядами и выспренными репликами, или унижающую с вызывающе подчеркнутой грязью, лохмотьями, смрадом и развратом.
Ни то, ни другое не кажется истиной, ни живым, ни достоверным. Заслуга Кончаловского именно в том, что он не пошел на поводу ни одной из этих тенденций – ни принижал эпоху, преувеличивая ее отсталость, ни восхвалял чрезмерно ее беспорные достижения.

И в результате фильм получился достоверный, за каждой репликой, за каждой сценой, за каждым жестом – второй, глубокий, продуманный смысл. И вдумчивый зритель читает эти знаки, как книгу с потайным смыслом.
Кончаловскому удалось создать глубокое произведение, не впадая ни в одну из крайностей, без умничания, это не лекция об искусстве.
Это очень живое кино, и зритель словно попадает в то время, ходит вместе с героями по улицам итальянских городов, слушает живую речь.

 И прикасается к Тайне – к творчеству  великого Мастера, образ которого тоже очень живой, то горюющий, то неистовый, то ищущий Бога, то негодующий, то мудрый, то щедрый, то великий, то смешной. Но ему веришь.
Костюмы, конечно, воссозданы, но это не режет глаз неправдоподобностью, т.к. не на этом акцент фильма!
 И это не заумная лекция о канонах скульптуры или живописи, хотя все лучшие работы Микеладжело показаны мастерски, искусно, с подчеркиванием деталей. Зритель просто видит расставленные акценты, хотя никто ему не указывает на них прямо. И это рождает прекрасное чувство сопричастности чуду творчества и изумления перед мастерством.

Я опасалась другого -  перед просмотром я прочла анонс к фильму, в котором кто-то критиковал за излишнее погружение в Средневековье, за мрачные сцены, кому-то резанули глаз темные улицы и антисанитария на них.
Но это же 16 век! И улицы по вечерам, действительно, не освещались! И понятие о чистоте было другим – дома полы надраивали, а по улицам могли и сточные воды течь.  Немножко придать правдоподобия эпохе, но опять же – не на этом акцент фильма! А отдельные сцены просто придают достоверности, т.е. этому средневековью веришь.
Как и сценам, снятым в старинных городах Италии, а это Рим, Флоренция, в которых сохранился колорит эпохи раннего итальянского Возрождения до наших дней. Узкие улочки, мощенные булыжниками, и огромные храмы с великолепными мраморными фасадами. 

И скульптура Микеланджело, его Давид во Флоренции, Моисей, расписные потолки Сикстинской капеллы. Все сцены Италии сняты великолепно – Флоренция, Рим, мраморные карьеры Каррары, в которых попробуй еще побывать! Даже если бы остались только виды в фильме, он уже бы удался! Потому что показана не просто Тоскана или Рим, это Тоскана того времени, Благодаря отсутствию людей в кадрах (вместо ряженых в костюмных фильмах), особому приглушенному освещению, ты словно переносишься во времени. И, действительно, возникает то особое чувство, которое порой тебя охватывает в старинных городах Италии, сродни изумлению – неужели все великолепие этих городов и храмов было построено в таком далеком от нас 16-ом веке?

Флоренция восхищает, изумляет, даже вызывает недоумение – как, при той технике, инструментах, почти  вручную, как можно было создать такую красоту?
Все это построено, выточено из камня и мрамора, расписано на одном только энтузиазме, фанатичной, до безумия, преданности идее создать совершенство, полной самоотдаче в работе.
Всегда, когда думаешь о Микеланджело, вызывает недоумение и восхищение 2 вещи. Как вообще можно было достичь такого мастерства в исполнении, да еще с таким сложным материалом, как мрамор?
Ведь его скульптуры, словно живые, и не только потому, что все в них воссоздано до мельчайших деталей, все схвачено – поза, поворот головы, складки одежды, вены на руках, изгиб рук, передан даже взгляд, настроение!  Взгляд живой, да и сама скульптура словно светится изнутри. Это фантастика – кажется, даже жилки крови набухли и пульсируют.

И видимо этим же вопросом задавался режиссер. Только он не спрашивает напрямую, но то, как он показывает скульптуры – Давид, Пьета, Моисей – в его ракурсах, расставленных акцентах, в его восприятии такие, что зритель невольно проникается и хочет только повторять вслед за римскими папами «Нет слов, это божественно. E’ divino!»
И это, действительно, divino – божественно и непостижимо, и остается таким недосягаемым вплоть до нашего времени. Прошли века, но ни один человек не достиг такой вершины мастерства. Потому что выше подняться уже невозможно.
Второй вопрос, которым задаешься каждый раз, когда видишь Купол Сан Пьетро и Сикстинскую Капеллу, как это было под силу сделать одному человеку? Это титанический труд! 
Добыча мрамора – это и теперь, при современной технике, работа не из легких. А тогда, с телегами и веревками? Я всегда задавалась этим вопросом – как можно было перевезти огромные глыбы мрамора через всю Италию, имея только телеги и ручной труд!
И видимо, этот же вопрос волновал и режиссера, потому что в фильме дан молчаливый ответ – ценою титанических усилий многих простых людей, каменотесов, с риском для жизни, часто ценою жизни. Кадры добычи и транспортировки огромной мраморной глыбы- монстра одни из самых впечатляющих. Ведь даже несмотря на все приспособления, гениально изобретенные Микеланджело, это было практически нереальная задача.
 
И тем не менее, она была осуществлена. Может быть, энтузиазм и сила духа гения-безумца, мечтающего любой ценой сотворить совершенство, заражал всех?
Огромный плюс фильму  в том, что все это не рисованное, все реальное - мраморные каменоломни, прекрасные виды высоких гор, все это остается неизменным в веках. Только нет уже рядом такого человека, вдохновляющего на подвиг служения красоте.

А в немногих бытовых сценах остро схвачен менталитет народа. Актеры -итальянцы, с их живым характером, ярким языком, жизнерадостным восприятием мира, легким юмором, состоящим из дружеских подколок и подбадривания, с их умением сострадать в горе или веселиться от души, радуясь за других, с их изобретательностью, наконец. Наверное, не случайно гениальный изобретатель Микеланджело - сын этой страны.

И тем не менее, не зря фильм называется «Il Peccato – Грех». За свою творческую, мученическую, полную лишений и титанического труда жизнь изобретателя, философа и творца Прекрасного, Микеланджело сталкивается, наверное, со всеми пороками мира, и уж точно со всеми 7-ю смертными грехами, которые один за другим встают у него на пути, чинят препятствия, угрожают и жизни, и творчеству.

Словно лестница к Небу, с непреодолимыми ступенями, его путь к вершинам творчества, где, кажется, само Небо шагает ему навстречу.
Он постоянно сталкивается и видит то с сожалением и печалью, то с гневом все грехи, даже у самых близких, в семье или у преданных друзей, и прежде всего у сильных мира сего, к тому же призванных служить великой идее прославления Бога. И в церкви, и за ее пределами, всюду на его пути, грехи, грехи, грехи.

Они мешают, ставят палки в колеса, от них гибнут чистые и невинные, самые прекрасные душой и телом. Всю его жизнь за ним следуют попятам алчность, даже близких, зависть, даже безусловно талантливых соперников, стяжательство даже у святого престола, коварство и предательство, даже самых преданных друзей.
Это больно, этот путь служения Прекрасному и создания совершенства делает его изгоем, одиночкой. Даже признавая его гениальность, его считают безумцем. Даже хваля в глаза его щедрость и бескорыстие, завистники за спиной в любой момент могут выхватить кинжал или подсыпать яд.

И когда, кажется, уже нет больше сил, и руки опускаются при виде самого безжалостного, кощунственного предательского акта мести гению от руки завистника, жертвой которого пали ни в чем не повинные, невинные, красивые и юные друзья, в момент их любви и счастья -  при виде этой бессмысленной жертвы, Микеланджело уходит в горы, скорбя от невосполнимой утраты.
В этот момент кажется,, что все грехи мира легли на его плечи. Он достиг вершин творчества, но не видит смысла прославлять человека, погрязшего в грехах.
И именно в этот момент скорби, сомнений, неверия, отчаяния в тщетности усилий в стремлении достичь совершенства, в момент, когда он остается один на один со всем грузом грехов человечества, именно в этот момент, кажется, сам Бог протянул ему свою руку.

Как гениально это снято! Как задумано, у меня даже мурашки на коже от этой сцены озарения Микеланджело!  Ведь не было ничего сверхъестественного, никаких спецэффектов. Просто свет, льющийся с неба. Внезапно просветлело небо над мрачными горами, и из-за темных туч потоком полился свет. И улыбка озарения на лице Микеланджело.

Это гениально снято, ведь вдумчивый зритель в этот момент прикоснулся к тайне творчества, вдохновения, а Микеланджело прикоснулся к Небу. Этот свет, льющийся с неба, мне напомнил знаменитую фреску, где рука Бога-отца протянута к Богу-сыну.
А только что произошедшая трагическая гибель юных друзей Мастера преобразовалась в его руках в гимн печали и красоте - Pieta Микеланджело. Словно завеса приподнялась над печальной и такой юной Мадонной, склонившейся над телом, словно уснувшего юного Христа.
Сколько лет искусствоведы пытаются решить тайну этой вечно юной скульптуры, такой печальной и такой прекрасной. Отчего великий Мастер при таком реализме исполнения сделал эти образы такими юными?

Идея режиссера, которая не звучит явно, открытым текстом, тем не менее угадывается через сопоставление образов живой, юной девушки и прекрасного мраморного образа, где каждая складка одежды, каждая линия тела, наклон головы, упавшие кисти рук, все такое истинное, что, кажется, вот-вот, и она пробудится ото сна.

Великолепна передана не только эта идея творческого озарения, но и самого поиска совершенства на земле, которое нереализуемо, тщетно, пока оно прославляет человека, но как только взгляд обращается к Небу, оттуда сразу приходит отклик, ответ в виде озарения, как руки поддержки, протянутой с небес.
Почти бегом спускающийся с гор Микеланджело, спешит, чтобы воплотить новый замысел – вместо громоздкой, тяжелой, приземленной гробницы, прославляющей величие недостойных служителей церкви, погрязших в пороках, в руках его изящный, наполненный светом макет нового храма, купол которого остается идеалом гармонии  и самым безупречным творением Мастера. Это будущий купол храма Сан Пьетро в Ватикане.

Фильм сильный, но который не будешь смотреть дважды.
 Но не из-за того, что он якобы мрачен или много темных сцен средневековья. Напротив, в нем много внутреннего света! Света, исходящего от бескорыстной души Мастера, от его великих работ, которые прозрачны, словно светятся изнутри. Света  от глыбы мрамора, «белой, словно сахар», света от белых фасадов храмов Флоренции.

И не из-за того, что он сложен или глубок, он тем и хорош, что будит и мысль, и воображение.
Но от того, что и одного раза достаточно, чтобы поразить глубоко сердце и возвысить душой. Как повторяли в фильме о работах Микеладжело «Нет слов, божественно!», так и здесь, если вдуматься, вложить в 2-х часовой фильм столько идей, столько смысловых акцентов, и воплотить их так  в репликах, жестах, чтобы они стали понятны, читаемы зрителем – это, нет слов, браво, Кончаловскому, настоящему Мастеру живого образа.

P.S. Уже написанная рецензия- отзыв заставила задуматься о том, как каждый из нас по-разному видит мир. Так же и восприятие кино, одного и того же фильма, может разниться радикально.
Ведь и в жизни кто-то все время смотрит под ноги, то и дело видя много грязи на дорогах, по которым идет.
У многих взгляд скользит по верхушкам деревьев, и видит то ярких синиц с солнечным оперением, то серых ворон, накаркивающих неприятности.
Но, слава Богу, есть те, кто неизменно обращает взор к Небу! И есть Мастера, заставляющие нас поднимать головы чаще.

 24.11.2019   Москва
Анна Кшишевска Иванова


Рецензии
Отлично написано!!!!!!!!!!!!!!!!!

Григорий Аванесов   27.01.2020 11:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.