Ежедневная газета

          Все события и персонажи вымышлены. Любое сходство с реальными событиями случайно.

1. Куда я попала?

       Тогда Вита Аркадьевна и представить себе не могла, что ее ждет на самом деле. Но не следует забегать вперед, всему «свое время и место».
       Позвонил известный правительственный чиновник. Предложение поступило совершенно неожиданное. Возглавить издательский дом. Если честно, то Вита Аркадьевна не сразу поверила в такую удачу. Как она тогда думала. А почему бы и нет? Просмотрела информацию в интернете, почитала исторические справки, полистала подшивку в Национальной библиотеке. На первый взгляд дизайн и формат не просто устаревшие, а отставшие от жизни лет на десять, верстка примитивная. В содержании газеты преобладают пресс-релизы. Но все это поправимо.
       Издательский дом издавал единственную в республике ежедневную общественно-политическую газету. Восемь полос четыре дня в неделю и тридцать две полосы по четвергам. Газета к началу нулевых  просуществовала уже девяносто лет и сменила десять названий. В начале девяностых был даже небольшой период в ее истории, когда редакционный коллектив стал собственником издания. Казалось бы сбылась заветная мечта журналистов? Но не тут-то было. В результате редакционных скандалов и склок сотрудники предпочли искать собственника со стороны. Так у газеты появился владелец - учредитель. Старейшее издание стало принадлежать известному в республике олигарху, политическому деятелю и близкому другу губернатора в одном лице. Уже давно ни для кого не секрет, что любое средство массовой информации в первую очередь - это политический рычаг. Политика редакции любого СМИ всегда зависит от интересов учредителя. То есть, «кто музыку заказывает, тот и девушку танцует», грубо говоря.
        Первый день на новом рабочем месте принес много неожиданного. Вита вошла в директорский кабинет и оторопела, в нос ударил тяжелый табачный запах. Кабинет, это громко сказано, небольшая комната, насквозь прокуренная трубкой предыдущего руководителя. Стены оклеены серенькими обоями в незатейливый цветочек. Мебель — ветхий хлам, в стиле начала пятидесятых, справа у стены  - старый продавленный диван с тканевой обивкой кальсонного сиреневого цвета. Как сообщила Вите одна из шести бухгалтеров, сопровождавших ее в обходе помещений: «Бывший директор - Геннадий Петрович человек пожилой, ему необходимо было отдыхать днем после обеда». Вита словно перенеслась в прошлое, почувствовала себя персонажем фильма о журналистике 50-х годов.  По-видимому жизнь в газете замерла еще несколько десятилетий назад, будто застряв во времени. Экономическая эффективность? Нет не слышали.
        Прошла к окну, открыла форточку, еле державшуюся на одной петле, с рамы посыпались завитки облупившейся, некогда белой краски. На обширном письменном столе не было ничего. Ни компьютера, ни бумажки, ни промокашки. Абсолютно ничего. Сначала Вита приняла это за демарш, но позже поняла, что предыдущий директор по образованию тренер по плаванию, был крайне далек от бюджета, финансов, налогов и прочей мути. На протяжении последних трех лет своего директорства он ждал, что газета сама со временем наберет силы, как спортсмен-юниор. Юниору к тому времени стукнуло девяносто, но это во внимание видимо не бралось. Дела принять не у кого. Значит, придется разбираться самостоятельно. Ладно, разберемся, не боги горшки обжигают. Итак, что мы имеем. Огромные многолетние долги перед партнерами и контрагентами, выражающиеся в семизначной цифре. Хронический дефицит бюджета. Крайне слабая материально-техническая база. Компьютерным оснащением никто серьезно не занимался. Программное обеспечение - полный отстой. Страшно раздутый штат - каждый второй - балласт. Слабо представлена реклама, отсутствует собственная служба доставки и распространения. В конце концов  все это поправимо, кроме, пожалуй, долгов. Глаза боятся, а руки делают, вот прямо завтра и начнем.
        Но уже на следующий день ее ждал первый неприятный сюрприз. Прослышав, что в газете сменилось руководство, с утра в приемной собралась большая очередь из пенсионеров, ветеранов газеты. Кто-то хотел получить бесплатную путевку в санаторий, кому-то нужно было поменять в поликлинике лечащего врача или получить финансовую помощь на зубные протезы, кого-то не устраивали льготы. Один заслуженный дедок принес рукописный роман в толстенной картонной папке с завязками, просил издать. Почти весь день пришлось терпеливо и, скорее всего, безуспешно объяснять пожилым людям, что времена наступили другие, на дворе начало нулевых. Лихие годы вроде бы позади, но намного лучше и проще жить не стало. Советского Союза уже давно нет, мы живем в другой стране, предприятие тоже другое, здесь не выдают бесплатные путевки, лекарства, квартиры. Многие уходили разочарованные, другие обещали написать жалобу в правительство. Вита Аркадьевна дала задание секретарю найти адреса, телефоны организаций, которые должны решать проблемы пенсионеров и разместить в приемной на доске объявлений. 
         На своих страницах газета по возможности объективно освещает наиболее значимые события. Но не стоит забывать, что если у СМИ есть владелец, то в первую очередь газета обслуживает его интересы. Все казалось бы очень просто. Но понять сложную систему взаимоотношений учредителя и правительства республики к газете Вите Аркадьевне удалось не сразу.
         Старейшее издание на протяжении многих лет являлось официальным органом печати Областного комитета РКП(б), позже КПСС и других государственных органов, после перестройки неизменно проводило в жизнь официальную политическую линию правительства республики. Казалось бы этим газета заслуживала финансовую поддержку, льготы и преференции, например, по аренде помещений, коммунальным услугам. Но не тут-то было. Учредителем издательства, то есть владельцем юридически было частное лицо, и как-то так исторически сложилось что, когда речь шла о финансах, лицо кивало на куратора газеты из правительства республики, а куратор на частное лицо, как на владельца газеты. «У семи нянек, как известно, дитя без глазу».
         При ближайшем рассмотрении устаревшим морально и физически оказалось все. Издание походило на старого нищего, который давным-давно привык к своей нищете и уже не пытается бороться с ней, потому что не представляет себе другой жизни, кроме как стоять на паперти с протянутой рукой. Газета, агонизируя,  из последних сил просит кредитования. А если без лирики, говоря современным языком, предприятие стоит на пороге банкротства.
         Не ремонтированные много лет помещения, изношенная  мебель, доисторическая компьютерная техника. Таким аппаратам явно нашлось бы место в музее. Программное обеспечение компов соответствует их техническому состоянию. Отсюда - устаревший дизайн полос. Бюджет издательства провальный, с огромным дефицитом. Чудовищная сумма долга перед типографией, поставщиками бумаги, транспортной компанией и другими партнерами.
         При всем при этом редакция занимает целый этаж большого старинного здания в центре города. Многочисленный коллектив в большинстве своем вольготно располагается в отдельных кабинетах. Персональные помещения занимают даже завхоз, наборщик текстов, три кабинета отводится бухгалтерии, остальные небольшие комнаты распределены между корректорами, верстальщиками, корреспондентами. Особенно озадачил наборщик текстов. Зачем в штате редакции числится сотрудник с давно устаревшей при компьютерных технологиях профессией? Из просторной приемной выходит дверь в большой зал заседаний, всегда закрытый на ключ. Здесь раз в год проводятся собрания. Сегодня почти не осталось газет, которые работают в кабинетной системе. Современная редакция — это большое помещение, где вся творческая часть сосредоточена в одном месте. Так главному редактору легче контролировать все процессы, да и журналистам работается веселее.
         Но предложение Виты Аркадьевны корреспондентам и журналистам переехать в пустующий зал заседаний, было встречено поначалу в штыки, как личное оскорбление.
         Здесь даже сложилась своя мифология, старожилы газеты приписывают ее неуспешность тому, что в старом административном здании, где располагается издательство, некогда находился местный Комитет государственной безопасности. Кто-то даже вспомнил, что в двадцатые-тридцатые  годы существовал подземный ход между КГБ и прокуратурой, расположенной и сейчас напротив, через дорогу, по которому арестованных водили на допросы, а может быть, и в последний путь. Кстати в некоторых помещениях редакции  долго находиться было действительно физически тяжело, столько ужаса помнили эти стены.
         На самом деле причины были другие. Формат газеты помпезный, сохранившийся лишь у немногочисленных успешных столичных коммерческих изданий типа "КоммерсантЪ", явно тормозит ее распространение. Вита Аркадьевна понимала, что с точки зрения маркетинга, газету с таким форматом продать в киосках  невозможно.  Огромные простыни полос форматом "А2" можно прочесть, лишь развернув на большом письменном столе. Люди, еще читавшие газеты, покупали дайджесты с небольшим форматом, удобным для чтения прямо на остановках или в транспорте. Другая часть читателей отслеживала новости и газетные статьи на сайтах в Интернете. Всемирная паутина в те годы уже активно набирала популярность, неизбежно вытесняя печатные СМИ.

2. Давайте знакомиться
       
        То, что начальников не любят - истина, не требующая доказательств. В России же их не любят на генетическом уровне. На первую планерку пришли всего три человека. Остальные – демонстративно ее проигнорировали. Пришлось через секретаря предупредить новых коллег, что в следующий раз неявка на планерку будет сочтена нарушением трудовой дисциплины и потребовать всех, кто отсутствовал, написать объяснительные записки. Через неделю на следующей планерке явка была полной. Вот интересно, почему люди чаще всего вежливость принимают за слабость? После этого случая многие сотрудники зачастили к ней в кабинет в личном, так сказать, порядке засвидетельствовать свое почтение. Немногие продолжили саботаж, но уже без демонстраций, исподтишка.
        По прошлому опыту Вита знала, что, приходя на новое место работы нужно, прежде всего, понять по каким законам действует коллектив. Директор большую часть дня отделен от сотрудников стенами персонального кабинета, поэтому ему нужны верные помощники, особенно на первых порах. Необходимо разобраться, что из себя представляют ее подчиненные, кто и как выполняет свою работу. В любом коллективе у каждого - своя роль, кто-то лидер, кто-то подпевала, кто-то спорщик, кто-то миротворец. Вита решила выделить наиболее авторитетных и тех, кто был готов ответить на неизбежно возникающие вопросы. Сразу выявились те, кто откровенно «стучал» на своих коллег видимо и прошлому руководителю тоже. Просмотрела личные дела. Компания собралась странная. Все считали себя журналистами, но на самом деле профессионалов оказалось немного. В городе за глаза редакцию называют «богадельней». Средний возраст «золотых перьев» составляет примерно шестьдесят - семьдесят лет. Все они может быть и легендарные в прошлом люди, но времена наступили уже совершенно другие. А здесь все еще процветает душный стиль заскорузлого соцреализма. Даже традиционный кроссворд на последней полосе составляет девяносто двух летняя почитательница газеты.
         Ну это и понятно, наверняка причиной всего этого нафталина является «острая гонорарная недостаточность». Местные молодые «акулы пера», естественно предпочитают трудиться в более высокооплачиваемых изданиях. Молодежь в редакции представляет только Матвей Кяппи.
         Ему чуть за тридцать, но он медлителен, как старик. Его позвоночник изменен то ли скалиозом, то ли болезненной застенчивостью, поэтому довольно высокий рост из-за сутулости мало заметен. Длинные, сальные волосы вызывают желание отмыть его до бела. Ходит в застиранных свитерах с вытянутой горловиной и болтающимися рукавами, в грязных ботинках и мятых штанах, собирающихся на ногах двумя гармошками.
         О, первый звонок на новом рабочем месте. Вите звонила глава пресс-службы Правительства, она попросила: "Кяппи на правительственные мероприятия не присылайте пожалуйста, портит антураж своим видом, да и не напишет в газету все равно ничего путного. Всегда небрежно относится к разработке темы, обязательно перепутает все фамилии и цифры".
         Рабочее место Кяппи располагается сразу за дверью редакции и он, сосредоточенно уставившись в экран монитора, что-то постоянно "точит", как мышь из слегка выдвинутого ящика письменного стола. Со стороны выглядит деловито, на самом деле, как выяснилось, в рабочее время скачивает за счет редакции из интернета недавно появившийся очередной роман про Гарри Поттера. В своих очочках, вечно заляпанных пальцами, сам как великовозрастный Гарри Поттер, только так и не ставший волшебником.
           Не женат. Живет, конечно, с мамой. Вита очень удивилась, когда случайно узнала, что он одно из действующих лиц местного любовного треугольника. Какой-то уж очень жалкий герой-любовник.
           Однажды Кяппи написал неплохой материал про молодежный фестиваль. Не шедевр, конечно, но вполне приемлемый. Но сначала опубликовал его в газете-конкуренте, долго гордясь своим достижением. Даже не понимал, как непорядочно поступает по отношению к своей газете. Если считаешь за честь печататься в другом месте, так и иди туда со своей трудовой книжкой. Только тебя лентяя туда не возьмут. А здесь на тебя  приходится тратить ставку и платить налоги.
           Может быть, он неверно выбрал профессию? Или разочаровался в ней? Такое тоже бывает. Хотя скорее всего просто обленился и стал овощем в профессии. Можно его, конечно, пожалеть, но профессия журналиста требует шила в заднице и умения собраться. Если этого нет, то пора сказать коллегам «чао» и заняться чем-нибудь другим.
           Вита решила, что пока пусть будет. Как чемодан без ручки, нести тяжело, а выбросить пока жалко. Может быть парню нужна встряска и еще не поздно все исправить? Она всегда успеет попрощаться с Кяппи. Повод найти не трудно, особенно с его нелюбовью к дисциплине.
           Однажды произошла смешная история, на банкете в ресторане, где редакция на бартер праздновала Новый год, Вита разговорилась с соседями по столу и один из гостей заметил: «Какой у вас замечательный веселый коллектив. Даже батюшка вместе со всеми лихо пляшет на танцполе». Он показал на Матти, из-за длинных волос и бороденки, видимо, приняв его за молодого священника. Вита ответила, кивнув в сторону Светланы Арбузовой: «Что там батюшка, у нас и матушка не хуже отплясывает». Действительно Светлана была женой известного в республике священника. В газете она не оставила никакого даже самого слабого следа. Просто числилась. Возможно благодаря протекции своей матери.
           Мать Светланы Владлена Владимировна Петренко - известный журналист с огромным творческим багажом, в котором  сотни очерков, статей, заметок, интервью, репортажей, работа в ведущих изданиях и сотрудничество с центральными российскими газетами. Лауреат республиканских и всероссийских журналистских конкурсов.
           Но все это было раньше, вчера. Сегодня она исполняет обязанности главного редактора и сама практически не пишет в газету ничего нового. Одна из немногих, кто писать умеет, но не может попасть в ногу со временем. За последнее десятилетие сильно изменилось не только общество и государство, но и журналистика.
           Новые коллеги неоднократно предупреждали Виту быть осторожней с Петренко, ни в коем случае не откровенничать. О ее низком коварстве ходили легенды. Рассказывали, что лет двадцать назад в газете работали две молодые сотрудницы-журналистки, обе в юности закончили один и тот же вуз и даже факультет. У них даже фамилии были созвучные Петренко и Фесенко. Одна вела себя чинно-благородно, другая была цинично-веселой. Петренко вышла замуж, родила дочь, потом развелась с мужем, в общем все правильно, по закону, как у людей. Фесенко вне брака родила двух сыновей от разных отцов. Соперничество  в профессии  зашло так далеко, что та, что побывала  замужем поставила вопрос на общем собрании коллектива об исключении другой из комсомола и увольнении ее с работы за аморальное поведение - рождение детей без штампа в паспорте о замужестве. Времена были такие, что Фесенко - незамужней матери двоих сыновей пришлось уволиться, хорошо, что разрешили по собственному желанию, ныне она трудилась в другом издании. Петренко же сделала неплохую карьеру, много лет работает в газете исполняющей обязанности главного редактора.
          Петренко и Арбузова располагаются  в отдельном кабинете на троих с Наилем Рифкатовичем Хабибуллиным. Возраст Хабибуллина слегка за пятьдесят. Окончил Уральский университет по специальности журналистика. Издалека он выглядит респектабельным, хорошо оплачиваемым журналистом, всегда в строгом костюме, при галстуке и портфеле. Но не дай бог подойти к нему ближе, с ног сбивает застарелый запах крепкого мужского пота. Может быть потому что он постоянно мечется по городу в поиске подработок? Зато бездельником его точно не назовешь, он исполнительный, продуктивный и трудолюбивый автор. Вот кому можно поручить любое задание. Интервью возьмет у кого угодно, не взирая на статусы и лица. На порученную тему напишет обязательно. Как? Нудно и длинно, но это отдельный разговор, во всяком случае, от работы не бегает. Хорошо зарабатывает. Страдает, правда, регулярными непродолжительными запоями. На все праздничные банкеты  непременно приходит с женой. Гордится их разницей в возрасте в десять лет, что не мешает ему иногда делать неприличные предложения одинокой женщине - секретарю Елене. На ее резонные вопросы: "Как на это посмотрит ваша жена?" Отвечает: "Хороший левак семью только укрепляет".
         Хабибуллин подрабатывает пресс-службой какого-то министерства, но не в ущерб основной работе в газете. Все заработанные деньги тащит, как ежик в норку, в семью. Обладает комфортабельной стометровой  квартирой в престижном районе, хорошей дачей и неплохой машиной.
         Однажды у  Виты Аркадьевны состоялся непростой разговор со Светланой Арбузовой. Она буквально требовала поднять ей зарплату: «Мало зарабатываю, на жизнь не хватает».
         А сама совсем недавно отказалась писать статью по заданию редактора, мотивируя тем, что: "Мне это не интересно".
         Вита Аркадьевна попыталась внести ясность: "Хорошо, ищите интересное, находите  темы, волнующие читателя, тогда и деньги будут, берите пример с Хабибуллина. Вы находитесь в равных условиях, а зарабатывает он намного больше. Надо становиться нужной газете, а не наблюдать в сторонке, чем дело кончится. Денег просто так нигде не дают, их заработать надо", - но по глазам прочла, Арбузова не поняла, обиделась. Вскоре она уволилась и правильно сделала.
        Еще один старожил редакции и продуктивный автор - Мехов Владимир Алексеевич. Он увлекается футболом, в молодости играл в прославленной команде города семидесятых годов "Машиностроитель". Сейчас является  спортивным журналистом. Прежде даже возглавлял в Спортивном комитете отдел по связям со средствами массовой информации. Внес значительный  вклад в изучение истории республиканского футбола. Ежегодно на высоком профессиональном уровне публиковались его сборники о спортивных первенствах, о лучших футболистах и тренерах республики. Вита нарадоваться на него не могла, часто ставила его трудолюбие в пример молодым нерадивым журналистам.
        Но случилась некрасивая история с одним из нештатных авторов Филимоновым, теперь таких называют фрилансерами. Изредка Филимонов приносил в редакцию зарисовки о природе, погоде, рыбалке. Размещали их обычно на последней полосе, как бантик или конфетку для читателей. Писал плохо, но его писанину всегда кто-нибудь правил, редактор или корректор. В этот раз он принес незатейливо написанную заметку с интересным сюжетом. На рыбалке Филимонов поймал крупную рыбу, в желудке которой обнаружил старинное обручальное золотое кольцо. Читатели любят такие истории. В коридоре редакции он столкнулся с Меховым, рассказал о находке, тот в свою очередь вызвался подредактировать статейку. Филимонов передал ему текст и довольный умчался ждать, когда его опубликуют. Материальчик напечатали в ближайшем номере, правда подпись стояла под ним не Филимонова, а Мехова. То ли так понравилась Мехову эта история, то ли  пока редактировал, привык к материалу, стал считать его своим, не понятно.
         Разразился страшный скандал. Возмущенный Филимонов ворвался в кабинет Виты Аркадьевны и угрожал всеми карами земными и небесными за плагиат. Нет более обидчивых авторов, чем бездарные писаки, они обычно борются за каждое слово, каждую запятую, вычеркнутые корректором или редактором. Своим поведением они видимо пытаются доказать всему миру свою призрачную значимость в журналистике. Успокоить его не удалось.
         Вызванный на ковер Мехов оправдывался, что в статейке не осталось и следа от творчества Филимонова, поэтому он и поставил свою фамилию, он готов полностью отдать гонорар за статью Филимонову и не понимает, за что тот так взъелся на него и редакцию. Филимонов отказался от гонорара, подал в суд и подключил к теме адвоката. Адвокат с лицом прожженного пройдохи убедил Филимонова, что с редакции можно слупить немалый куш, возможно несколько миллионов рублей. Настрочил исковое заявление и тут такое началось!
        Судились около трех лет с переменным успехом. Лингвистическая экспертиза подтвердила, что с первоначальным текстом ничего не имеет текст опубликованный. Сначала суд выиграла редакция в лице юриста газеты, потом адвокат Филимонова. Прошли все судебные инстанции, остался только Европейский суд по правам человека, известный как Страсбургский суд. В конце концов, поняв, что все равно Филимонов не отстанет, судья вынес решение в его пользу, и присудил редакции выплатить ему пять тысяч рублей. Ни о каких миллионах речь даже не шла. Сколько вытянул за три года у Филимонова денег плут-адвокат, страшно даже подумать. Вся эта эпопея напомнила Вите историю отца Федора из «Двенадцати стульев». Мехов уволился. Вита его не удерживала, понимала, как горько в солидном возрасте по глупости погубить репутацию, которая зарабатывается годами, а рушится за день.
         Демид Цветков — криминальный журналист, он в редакции на особом счету. Представляет отдел расследований. В коллективе держится особняком. Комплексует по поводу отсутствия журналистского, да и вообще высшего образования. Жалеет, что в молодости проучившись полтора года на филфаке, бросил университет. Что не мешает, кстати, ему писать не хуже многих своих коллег по перу со специальным образованием. Разведен, имеет дочь-подростка. Производит впечатление глубоко одинокого человека. Старательно окутывает свою деятельность флером загадочности. Обладает редкой способностью сгущать вокруг себя пространство. Попросил отдельный кабинет, якобы для встреч с фигурантами горячих статей и работы над секретными материалами.
         Сдает тексты в последний момент. Объясняет это тем, что редакторская правка портит его тексты, обезличивает, лишает их индивидуальности. На самом деле это особая тактика, позволяющая шантажировать редактора и сказывающаяся на качестве работы газеты в целом. Благодаря подготовке текста в последний момент, всегда есть возможность просунуть в печать кусок заказного дерьма и слупить гонорар и от редакции и от заказчика. Всегда рассчитывает, что на проигранные судебные иски будет отвечать газета из своего бюджета. И такие случаи бывали неоднократно.
         Хороший журналист всегда имеет что-то в загашнике. Как минимум – сдает статью до критических сроков, позволяя редактору внести правки или отправить материал на доработку. Но Демид доверенное лицо учредителя газеты. И этим все сказано. Ему поручаются статьи о конкурентах и оппонентах учредителя, которые призваны взбудоражить общественное мнение и привлечь внимание заинтересованных лиц. Искать материалы самому ему не нужно, компроматы дают наготово. По-видимому, учредитель доплачивает ему из своего кармана.
          Цветков неактивен в социальных сетях потому, что слабо владеет компьютером. Признаться в этом стыдится, не понимает, что наступили времена, когда одним из основных источников эксклюзива стали именно социальные сети.
          Маргарита Вагина - в прошлом прекрасный корректор. Из тех, кто владеет приемами литературного редактирования. Из слабого текста она может сделать, конечно, не конфетку, но вполне съедобный продукт. Зарплата корректора не самая завидная, но так сложилось исторически и поэтому Маргарита попросила главного редактора дать ей возможность поработать корреспондентом, но позже признавалась: «Я получила своего рода повышение, но остро чувствую, что не справляюсь. Меня не ругают открыто, но я понимаю, что говорят за спиной и от этого становится еще хуже». Маргарита тот случай, когда от повышения по работе хуже всех стало ей самой, она переоценила свои возможности. Радость приносит только дело, которое тебе по плечу. В профессии всегда важна взаимная любовь, когда ты любишь профессию, а она любит тебя.
          Главный редактор Арина Семакова — сравнительно молодая женщина лет сорока пяти. Она несколько лет работала рядовым журналистом в газете, ничем особо не выделяясь. Назначили Семакову недавно, кандидатуру предложили и утвердили в Правительстве. Что не обошлось без трагедий в редакции. Долгие годы ожидавшая этого места Петренко была крайне разочарована, она до последнего дня надеялась стать главным редактором.
           В последние несколько лет Петренко исполняла в газете обязанности главного редактора и не сомневалась, что именно ее назначат на эту должность. После назначения Семаковой, в кабинете Виты Аркадьевны Петренко даже расплакалась и сгоряча вылила на Семакову большой ушат грязи, но быстро спохватившись и, взяв себя в руки, отправилась поздравлять Семакову с новым назначением.
           Обязанность главного редактора редактировать все тексты,  идущие в печать, а значит, Семакова сама в первую очередь должна хорошо писать и чувствовать язык и слово. Журналист может «налить воды» в своих статьях, отклоняться от темы, а редактор, как скульптор, отсекает все лишнее, оставив только "соль", суть вопроса.
           Арина Семакова показалась Вите Аркадьевне неглупой, неплохо образованной, но какой-то уж очень робкой, неуверенной в себе. Совершенно не было в ней жизни. В редакции болтали, что замужем не была и никаких романов никогда за ней не замечали. Не комплимент это для молодой женщины. На газетных полосах ее присутствие ощущается недостаточно, ни колонки редактора, ни авторских статей не появилось и в последствии. В коллективе авторитетом не пользуется, работу редакции организовать не способна, к ней относятся хорошо, как к спокойному, не скандальному  человеку, но не уважают, как слабого руководителя. Сотрудники легко отвечают отказом на ее задания. Понимают, что она не станет "гнать волну" и доказывать свою правоту, оставит все как есть, лишь бы не ссориться, не портить отношения. 
           Генеральный директор отвечает за хозяйственные и технические вопросы, рекламу, распространение и развитие бизнеса. Главный редактор - за контент. За творческую часть. Как правило, все же полная ответственность за газету возлагается на генерального директора. У гендиректора газеты нет замов. Есть руководители подразделений: по рекламе, по развитию, по финансовой части, по продвижению и маркетингу. У каждого руководителя - свой отдел, которым он заправляет. Все они профессионалы, но узкие  специалисты своего дела, поэтому в целом "поляну" видит только директор. В идеале, так как понимала это Вита Аркадьевна, структура редакции проста.
        Отдел новостей - самый главный отдел газеты, отвечает за свежие новости. Подразделяется на подотделы «город», «республика», «страна». Здесь главный редактор должен составлять график дежурств на каждый день. Работа оперативная, новость, которая сегодня стоит дорого, завтра не будет стоить ничего.
        Отдел происшествий занимается криминальными преступлениями и ДТП. Там работают те, кто любит «нервишки пощекотать». Отдел, тесно связан с пресс-службами подразделений полиции.
        Отдел специальных журналистских расследований. Этот отдел занимается «громкими делами». Выводит «на чистую воду» кого надо. Кроме конечно тех, кто является «священной коровой». Обычно журналисты этого отдела не сдают ежедневно материалы в печать, как все, а работают над материалом столько, сколько понадобится, чтобы произвести сенсацию.
         Далее  отдел спорта. Занимается соответственно новостями спорта.
         Отдел светской хроники или культуры. Здесь работают знатоки шоу-бизнеса и мира искусства. Работать там лучше холостяку или незамужней молодой женщине. Потому, что график работы в этом отделе совершенно непредсказуемый: сегодня ты на концерте у Стаса Михайлова, а утром летишь с ним в Монако по его приглашению. Шутка, конечно, в провинции масштабы не те.
         Отдел политики. Занимается политическими новостями и публичными деятелями. Для кого-то скучный отдел, зато работая там, можно приобрести необходимые связи и хорошо заработать на выборах.
         Отдел фотокоров. Достаточно одного-двух фотографов, которые выезжают с журналистом на репортажи и интервью.
         Отдел редактуры и корректуры. Здесь, как правило, сидят интеллектуальные барышни, даже внешне, сильно отличающиеся от всех остальных, типичные училки - филологи. Они исправляют ошибки в текстах.
         Далее отдел верстки и дизайна. Эти творцы собственно собирают и «рисуют» газету, делают ее такой, какой ее видит читатель, обслуживают сайт газеты, на который регулярно и оперативно транслируют материалы выпуска и рекламу. Сотрудники его типичные "сисадмины" - неотъемлемые придатки компьютерной техники.
         Кроме штатных корреспондентов, редакция газеты широко привлекает к созданию материалов нештатных авторов, фрилансеров. Журналисты нередко, используя псевдонимы, печатаются в нескольких газетах, часто трудовая книжка, так называемое "тело", лежит в отделе кадров одного издания, а ее владелец, не покладая рук, трудится внештатником и в других.
         Бухгалтерия считает.
         Секретарь координирует.
         Рекламный отдел  добывает средства на выпуск газеты.
         Ну и естественно важное место занимает юрист. Газете приходится много судиться с различными гражданами или организациями. Причиной судебного иска может стать перепутанная фамилия или неточность, допущенная журналистом в тексте, ошибка просочившаяся в выпуск газеты или плагиат, как это случилось с Меховым.


3. Реклама
 
         Работа печатного ежедневного издания - дело весьма дорогостоящее. Это - зарплата, налоги, аренда, коммунальные платежи, типографские расходы и бумага, транспортные расходы по доставке газеты подписчикам и в пункты продаж. Поэтому рекламные отделы играют очень важную роль в редакционной структуре. Создание рекламы - особый вид журналистской деятельности, потому, что написание рекламного текста - своего рода искусство. Но написание текста и согласование его с заказчиком — заключительный этап работы. До этого надо рекламодателя найти, убедить печататься именно в вашей газете, заключить с ним договор.
         Должность директора по рекламе в газете занимает Наталья Николаевна Соколовская, личность неординарная, даже, можно сказать, феерическая. Как-то зайдя в рекламный отдел, Вита Аркадьевна буквально остолбенела. Там на спинках стульев для посетителей были откровенно развешаны мокрый купальник, резиновая шапочка и влажное банное полотенце, видимо для просушки. На ее немой вопрос сотрудники объяснили, что Соколовская в обеденный перерыв посещает бассейн, а сейчас вышла перекусить, проголодавшись от водных процедур. В другой раз внимание Виты привлек резкий специфический запах, исходящий из открытой двери рекламного отдела. Оказалось, что Наталья Николаевна кушает редьку в целях профилактики гриппа, откусывая от целого корнеплода, как от яблока. "Хорошо, что хоть от кожуры очистила", - подумала Вита. Во второй половине дня Наталья Николаевна отпросилась домой, мотивируя просьбу с детской непосредственностью: у нее от редьки разболелся живот. Пришлось внести ясность. Редька - овощ несомненно полезный, но едят его дома и в натертом виде с подсолнечным маслом, потому, что при всей своей полезности, обладает она весьма своеобразным, не самым приятным запахом.
         На следующий день с утра к Вите в кабинет буквально ворвалась взволнованная сотрудница пресс-службы крупного городского предприятия - рекламодателя, периодически размещавшего в газете свои материалы. Она сообщила, что директор по рекламе Соколовская, узнав что сотрудничество предприятия с газетой приостанавливается, откровенно шантажирует, угрожая, что разместит в газете статью, отрицательно характеризующую работу предприятия. Просила принять меры. Методы работы с клиентами использовались директором по рекламе, мягко говоря, экстравагантные.
         Проверка бухгалтерских документов показала, что дебиторка просто «ломится». Пришлось усадить менеджеров по рекламе за «обзвон» всех должников газеты, юристом были написаны претензионные письма, и деньги потихоньку пошли.
         Начинать  надо было буквально с азов. Основной проблемой, как обычно стал кадровый голод. Кадры, как известно, решают все. Как говорил один король из мультика: «Королевство у нас маленькое, толковых людей мало, все сам, да сам…».
          Но постепенно у Виты Аркадьевны появились сторонники, люди, которые понимали, что без перемен газета не выживет. Их поначалу было немного, но она уже была не одна. Коллектив разделился на «новых» и «старых», Вита про себя называла их «подчиненными» и «сложноподчиненными». «Сложноподчиненные» цеплялись за прежние устои, эти святые люди представления не имели, откуда берутся средства на издание газеты, не понимали роли рекламы. Прежде, в советские времена, еще до перестройки газета существовала за государственный счет, поэтому большинство старых сотрудников считало работу с рекламой второсортным жанром. Привыкли жить на государственном обеспечении, зарабатывать сами не умели и не хотели.
          На одной из планерок обсуждали  модульную рекламу, вышедшую на первой полосе. Известный банк купил всю первую полосу выпуска. «Старые» протестовали, считая рекламу на первой полосе чем-то неприличным, «новые» ликовали, понимая, что это первое крупное достижение отдела рекламы.
          Имиджевая реклама дохода не приносила вовсе. Учредитель, используя газету бесплатно в своих интересах, финансовой помощи не оказывал, настойчиво ссылаясь на самоокупаемость. Все многочисленные сторонники республиканского правительства и оно само печатались в издании также бесплатно. Оппонентов не велено было пускать даже за деньги. Предприятия оппонентов рекламировать также было строго запрещено. Такой образовался информационный коммунизм в отдельно взятой газете.
         Спасти издание мог госзаказ, но вездесущие журналисты проведали, что госзаказы из года в год доставались одному и тому же известному в городе медиамагнату. В маленьком городе шила в мешке не утаишь. А кроме того информация о госзаказах публиковалась на специальном сайте в Интернете.
         Виту Аркадьевну, как генерального директора издательства регулярно приглашали в Правительство на совещания и, мягко говоря, журили за недостаточно хорошую работу с рекламой, налегая на идею самоокупаемости. Вернувшись в редакцию, Вита каждый раз металась по кабинету, бессильно матерясь, и размышляя: "Ну, вот как объяснить не глупым в сущности людям, но страшно далеким от работы с рекламой, что самоокупаемыми бывают только рекламные издания, где абсолютно все площади проданы - заняты коммерческой информацией, рекламными модулями, имиджевыми, хорошо оплаченными статьями? А общественно-политическое издание, поставленное в жесткие рамки запретов, необходимо финансово поддерживать, раз вы все его бесплатно используете. Сидят у себя в кабинетах, отмашки дают!"
        При том, при всем ни для кого в сфере СМИ не было секретом, что остальные, еженедельные газеты города, а значит менее затратные, регулярно получали от своих владельцев ежемесячно по двести — триста тысяч рублей дотаций. В провинции это было секретом Полишинеля.

4.Собачка

        Вита Аркадьевна настойчиво искала выходы из заведомо безвыходного положения. Предложила создать параллельно с изданием газеты вспомогательный бизнес. Печать визиток, листовок и прочей мелкой полиграфии. Но для этого нужно было закупить специальное оборудование. Пойти на затраты не соглашался ни учредитель, ни куратор газеты из правительства. По расчетам Виты выходило, что ежедневная газета - проект не рентабельный, более, чем в пять раз более затратный по сравнению с еженедельниками. Взять, к примеру, хотя бы транспортные расходы – еженедельник развозят по торговым точкам раз в неделю, а ежедневку пять раз. То же самое с полиграфическими услугами, бумагой. Получить согласие учредителя и куратора от правительства на выпуск еженедельного издания не представлялось возможным. Поэтому пришлось следовать мудрому правилу: "Если не можешь изменить обстоятельства, то измени свое отношение к ним".
        Весь год Вита Аркадьевна пахала, "как лошадь", не покладая рук, как будто от этого зависела ее жизнь. Она и раньше всегда относилась к делу ответственно, считала, что если уж делать, то лучше всех. На свой страх и риск поменяла формат газеты с «А2» на удобный, более современный, востребованный читателем «А3».
Изменила дизайн первой полосы, для чего пришлось тесно поработать с версткой. Для стимуляции процесса объявила среди дизайнеров-верстальщиков конкурс и назначила денежную премию за лучший проект дизайна макета первой полосы. Ввела цвет на обложке тридцати двух полосного четвергового номера. Завела новые тематические полосы и рубрики для большего привлечения рекламодателей. Поменяла типографию с госпредприятия на маленькую, частную в пригороде Санкт-Петербурга. Получалось, что даже с транспортными расходами печатать газету там дешевле, особенно, если снизить коэффициент плотности бумаги. Газета живет один день, поэтому и бумага используется газетная.
         А самым главным и сложным было значительно сократить штат. Никто из старожилов насиженные места без сопротивления покидать не собирался. Даже наборщик текстов и девяностодвухлетняя кроссвордистка. Они написали кучу жалоб и не куда-нибудь, а в Правительство, в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, в Роскомнадзор и т.д. и т.п. после того, как Вита  отказалась от их услуг. Короче, "вставляли палки в колеса", мешая работать, как могли.
        Вита перераспределила обязанности между сотрудниками, было сделано новое штатное расписание. Сдала часть освободившихся помещений в субаренду, от другой части отказалась вовсе, чтобы снизить платежи за аренду и коммунальные услуги. В целях экономии налоговых средств, по совету юриста, поменяла систему налогообложения с «общей» на «упрощенку». Создала собственную службу доставки газеты подписчикам и в точки продаж. Пригласила к сотрудничеству молодых журналистов с «именами». Набрала и обучила менеджеров по рекламе. Приобрела в кредит и на бартер новую технику, теперь в каждом отделе и у каждого журналиста был собственный, закрепленный за ним компьютер.
        Вита понимала, что, ломая старые устои, не может угодить всем. Да и не в ее характере было угождать. «Не пряник, чтобы всем нравиться»,- думала она. Понимала, что если все сложится удачно – это общая заслуга коллектива, если что-то пойдет не так, виноватой будет лишь она одна. Пока все складывалось очень даже не плохо. Газета переживала свой Ренессанс, свою эпоху Возрождения.
        Но «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Год подходил к концу. Первый выпуск цветного четвергового тридцати двух полосного номера в новом формате должен был выйти перед самым Новым годом — это был последний выпуск газеты в уходящем году. Ранним утром 31 декабря Вита Аркадьевна, поднявшись по лестнице на свой этаж, неторопливо шла по длинному коридору, на ходу обдумывая утренний доклад охранника о том, что вчера поздно вечером после редакционного корпоратива не совсем трезвые верстальщики и фотографы выносили из здания на руках безжизненное тело нового системного администратора, видимо, менее стойкого еще в употреблении алкогольных напитков.
        "Надо зайти на верстку, и не дай Бог, если не убрали за собой! Тогда вам конец, творцы! А как красиво вчера все начиналось!"
        Мимо, даже не заметив Виту, в сторону мужского туалета галопом промчался всклокоченный  Хабибуллин, тоже видимо не слабо перебравший вчера. Его рубаха на груди была испещрена разноцветными пятнами от вчерашних возлияний и напоминала географическую карту. Яркий галстук — «пожар в джунглях» или "мечта комбайнера", как шутили остроумные верстальщики, уныло свисал широким концом из кармана сильно помятых брюк.
        "Погуляли!", - поняла Вита, - "А Хабибуллин видимо и ночевал здесь. Может запретить вообще эти корпоративы к чертям собачьим?", - подумала она, - "Одна головная боль от них!".
        Но традиция собираться после работы всем коллективом накануне праздников в редакции была давней, сложившейся еще до ее прихода, поэтому настраивать против себя коллектив Вита пока не решалась. Сама Вита Аркадьевна, поздравив сотрудников с наступающим праздником и пригубив бокал шампанского, ушла домой, "дабы не смущать народ в веселии".
        Едва войдя в свой кабинет, не снимая пальто, с нетерпением взяла в руки свежий номер газеты, вдохнув острый, волнующий запах типографской краски. И... глазам не поверила. На большой фотографии на первой полосе на фоне традиционной новогодней елки сидела унылая, неказистая, маленькая собачонка с испуганными глазами и каким-то уж очень виноватым видом. Как-будто в углу нагадила только что. Где только Арина Семакова откопала ее? По астрологическому календарю наступал год собаки и фотографий с этим животным было множество, выбирай — не хочу. Эффект от нового формата и цвета был испорчен напрочь. Общее художественное впечатление от цветной обложки убито. Что главред имела ввиду? Вряд ли обдуманно хотела навредить. Скорее всего таким образом подсознательно выразился весь ее страх от произошедших перемен, неумение самостоятельно принимать решения. Все это и «вылезло» на обложку. Газета - отражение личности редактора. А редактор - креатура солидных людей из правительства. Против лома - нет приема.

8. Я - не Гарри Поттер

        После Нового года все «шишки», как всегда, придется принимать ей, поняла Вита. Любимый праздник был испорчен. Две недели новогодних каникул Вита ломала голову над тем, как достойно выйти из ситуации. И наконец, придумала. На следующий цветной выпуск уже в наступившем году она пригласит другого редактора, более оптимистичного и профессионального. Правда это еще одна зарплата плюс налоги, но другого выхода все равно нет. Теперь цветной тридцати двух полосный четверговый номер будет редактировать новый редактор, а в остальные дни недели четыре восьми полосных выпуска - прежний. Чтобы и волки были сыты и овцы целы.
        Очередную еженедельную планерку проводили в помещении редакции. Удалось все-же с большим трудом убедить журналистов переехать в пустовавший зал совещаний. Вита Аркадьевна вошла в редакцию и еле сдержалась, чтобы не заорать от негодования и возмущения. В просторном, удобном помещении стало грязно, как в свинарнике. На письменных столах валялись вонючие объедки в одноразовых тарелках, особенный срач присутствовал на столе Маргариты Вагиной. Повсюду - использованные, растрепанные кипы скомканной бумаги, коробки, мятые полиэтиленовые пакеты.
        "Спасибо, хоть использованные прокладки не оставила у себя на столе", - подумала Вита.
        Что это — особые журналистские "понты", выраженные в нарочитом неряшестве? Типа, мы такие крутые газетчики, «на коленке» пишем гениальные тексты? Так никаких гениальных текстов не наблюдается. Или протест? Против чего тогда? Не нравится политика газеты — уходи, никто не держит, нет среди вас таких "звезд", которых бы стоило удерживать. Весьма средний в творческом плане коллектив. Ни тем острых, ни аналитики, ни развлекательных материалов. В основном перепечатывали пресс-релизы из правительства и министерств. В последнем номере главный редактор даже не заметила вопиющую оплошность журналиста. Статья называлась "Белые ночи Каира", журналист Хорошилов делился с читателями летними впечатлениями от поездки в Египет. Какие белые ночи? Там стоит тьма кромешная по ночам, кроме Санкт-Петербурга и Карелии есть еще много мест, где можно погулять ночью без освещения, но не в Египте - точно.
        Как довести до сознания взрослых людей, что большая часть успеха газеты зависит именно от их профессионализма, а не от Виты? Нужны креативные материалы, а не обзор новых книжек, как это делает большой любитель чтения, заместитель редактора. Если не отсиживать на работе весь день в пустой болтовне, играя в компьютерные игры и скачивая очередную книжку про Гарри Поттера, а "рыскать" в поисках событий, фактов, тем, писать интересно, тогда и тиражи поднимутся и продажи. Сидят и ждут, что по мановению волшебной палочки Виты газета станет популярной. Но я вам не Гарри Поттер. Не понимают, что это от их мастерства зависит все, в том числе и рейтинги, и реклама, а значит - зарплата каждого! Вита Аркадьевна, еле сдержалась, чтобы запальчиво не высказать все это вслух.
        Но сейчас было не до чистоты. Утро началось со звонка топ-менеджера известного развлекательного телеканала. Он гневно выражал претензию по поводу того, что главный редактор разместила в очередном выпуске газеты критическую морализаторскую статью о формате телеканала. Статья подписана известной журналисткой Петренко. Той самой ханжой, которая некогда свою коллегу, мать двоих детей выжила из издательства. Теперь она клеймила позором за безнравственность телеканал. Читатель ждет динамики, хочет получить от журналиста не морализаторский текст, а художественно оформленный, увлекательный материал. Но, как известно, старую собаку новым фокусам учить - только портить. Автор статьи понятия не имела, что этот телеканал является деловым партнером, взаимно продвигает газету, создает ей пиар. Причем бесплатно. Газета не конкурент для телеканала, у нас разные ниши потребителей. Вита терпеливо разжевывала, что такое промоушен, пиар, самореклама, необходимость взаимного сотрудничества с другими СМИ. Осталось только в рот положить. Прошло время, когда была одна газета, две программы на телевидении и одно радио. Теперь, слава Богу, есть выбор. Ну не нравится формат развлекательного телеканала — не ешь, то есть не смотри. Утопи пальцем кнопку переключения на пульте и перед тобой предстанет телеканал «Культура» с безупречным во всех смыслах качеством программ. Другие времена - другие песни.
        Плавно перешла к теме чистоты. Безнравственно обходить грязь стороной. Уборщица за свою весьма небольшую зарплату моет пол и туалеты, свой стол каждый сам в состоянии привести в порядок. Свой рабочий дом надо делать чистым. "Разруха в головах, а не в клозетах".
        Последний вопрос на повестке дня касался беспрецедентной драки в редакции. Грачев и Малинин - два "пылких благородных дона", два журналиста – интеллигента, более того два давних друга, разгорячившись в споре, подрались прямо в редакции и вовсе не из-за идейных разногласий. "Испанские страсти" вспыхнули из-за пропитых совместно денег. У одного из них жена, уехав в отпуск, доверчиво оставила дома некую сумму, а приятели дружно эти деньги прогуляли. Когда проспались, гость отказался возмещать свою половину убытков. Вита Аркадьевна предупредила, что заниматься разборками, кто прав, кто виноват и воспитанием взрослых мужчин не станет, а если история с дракой повторится на территории редакции, то уволит обоих.
        Была и еще одна весьма неприятная тема для разговора, но Вита поднимать ее пока не стала. Дело в том, что каждый вечер системный администратор с помощью специального сервиса составлял для Виты историю поисковых компьютерных запросов, совершенных сотрудниками за день. Во-первых с целью экономии средств предприятия. Во-вторых, по мнению Виты, свои секреты каждому следует хранить дома, а на работу сотрудники приходят, чтобы трудиться. Вчера вечером сисадмин вошел к ней в кабинет  буквально с «перевернутым» лицом. В системе были обнаружены запросы сайтов с детской порнографией. Есть оказывается такие сайты, «Малолетка», например, «Маленькая сучка» и тому подобные. Сайты посещались с компьютера известного журналиста, который находится в его персональном кабинете. Доступ и пароль к компу был только у него. Но слишком уж чудовищное обвинение, чтобы вот так просто его предъявить. Вдруг это ошибка? Уж очень щекотлив предмет разговора. Надо еще понаблюдать, решила Вита.

9. Кришнаитка

        Вита Аркадьевна собралась на обед. Война войной, а обед по расписанию. Хотя если честно, то не часто выпадали дни, когда можно было по назначению использовать свой обеденный перерыв. Частенько приходилось обходиться чашкой чая с завалявшейся печенюшкой. Да и сегодня не столько хотелось есть, сколько размяться, пройтись по летней улице, вдохнуть свежего воздуха. Вита вышла из кабинета в приемную и, поворачивая ключ в дверях, краем глаза заметила необычайно яркое шествие по коридору.
        "Это что за шапито?", - пронеслось в голове. Она увидела ярко-оранжевые спины четверых посетителей, направлявшихся в сторону корректорской. Судя по фигурам - два молодых мужчины и две юные женщины, все в индийских сари оранжевого цвета.
        "Накрылся обед медным тазом!", - поняла Вита. Она решительно направилась вслед за  странной делегацией.
        "Господа, вы кого-то ищете?", - строго спросила Вита.
        «А Наташу корректора, где можно найти?», - ответил молодой симпатичный мужчина в оранжевом одеянии с легким летящим светлым шарфом и длинными деревянными бусами, напоминающими четки, на шее, обернувшись к Вите.
Никакой угрозы во взгляде, голос - мягкий тенор, интонация вежливая, даже чуть заискивающая.
        Наташа-корректор появилась в редакции недавно. Светленькая, с легкими вьющимися волосами, распахнутыми голубыми глазами, в изношенной, но чистой одежде. На лице - ни тени косметики. Вита приняла ее на работу скорее из жалости. Обычно предпочитала профессионалов, на которых не требовалось тратить время, чтобы обучить. Да и вообще на работу предпочитала брать мужчин.
        Как выяснилось, Наташа живет вдвоем с бабушкой на бабушкину крошечную пенсию, учится на пятом курсе филологического факультета в университете. Родители погибли в автомобильной аварии  давно, девочке не было еще десяти лет. Ищет подработку. Бабушка в прошлом учитель русского языка и литературы.
        Наташа легко прошла тест на грамотность и хорошее знание  русского языка, а он включает пятьдесят достаточно сложных вопросов. Вита, поколебавшись немного, решила ее на работу принять, но, конечно, с испытательным сроком.
        Припомнилось, что среди корреспонденции получила несколько дней назад анонимку, в которой доброжелатель сообщал, что в коллектив идеологического предприятия втерлась кришнаитка. Аноним предостерегал Виту об иностранных шпионах и про жидомасонские происки. Вита выбросила гнусную бумажонку в корзину для мусора, усмехнувшись явному маразму автора.
        "Во-первых, ненавижу анонимки, во-вторых стиль письма напоминает донос", - выбросила и тут же забыла о ней.
        Посетителей вежливо попросила покинуть редакцию: "Мне безразлична религия, национальность, сексуальная ориентация моих сотрудников, у себя дома делайте что хотите, но на территории предприятия мы работаем, трудовая дисциплина обязательна для всех". Наташу пригласила зайти в свой кабинет. Вернувшись к себе, открыла сайт о кришнаитах. Обычная тоталитарная секта, кстати запрещенная во многих странах. Сначала надо разобраться самой в чем тут дело, а потом можно в газете организовать дискуссию с читателями по вопросам сектантства и пригласить экспертом-консультантом отца Константина, настоятеля одного из храмов города, а Наташу назначить корректором материалов по этой теме. Девочка неглупая, сама разберется, кто прав, решила Вита.

10. Конец? Нет еще не конец.

        Время шло, мировой экономический кризис докатился и до окраин России. Сократились доходы от рекламы, рухнула субаренда, резко поднялись цены на типографские услуги, бумагу и все остальное.  Как правило, в трудные времена предприятия, фирмы, организации на рекламе начинают экономить в первую очередь. Предложениями об аренде помещений по смехотворным ценам был обклеен весь город.
         С 1 января 2011 года в России произошла очередная «налоговая революция». Взносы, которые работодатели должны ежемесячно перечислять в федеральные социальные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования) выросли и составили тридцать четыре процента от фонда оплаты труда. До этого было тринадцать процентов. Разница очевидна. Те кто работал "по-белому", сильно пострадали, те, кто "по-черному" - легко выстояли. В редакции начались невыплаты зарплаты. Признать свою вину в неоказании помощи газете в трудной жизненной ситуации ни учредитель, ни правительственный чиновник, курировавший издание, не пожелали. «Стрелочником» назначили Виту Аркадьевну. Старое правило межличностных отношений на работе: «Ты – начальник, я – дурак. Я – начальник, ты – дурак» никто не отменял. Или можно по другому трактовать ситуацию, более оптимистично: кому много дается, с того много и спросится. Добрые дела не остаются безнаказанными.
        Газета начала медленно умирать, прожив девяносто семь лет. Долгую человеческую жизнь. Из них - семь лет жизни Виты. Семь лет много это или мало? Смотря как считать. Семь лет работы, которая всегда с тобой. Работы не за страх, а на совесть. Здесь не получается «выключить станок и по домам». В жизни директора издательства не редкость, когда тебе ночью могут позвонить из типографии, где печатается ночной сменой тираж на завтра, чтобы что-то уточнить. Или службе доставки может приспичить в шесть утра по телефону порешать какие – то вопросы. Круг служебных обязанностей директора издательства достаточно широк.
        Главное все же это работа с людьми. Постоянно надо учитывать человеческий фактор, межличностные отношения в коллективе. Жизнь редакции насыщена общением, событиями, буднями и праздниками. У Виты Аркадьевны появились как сторонники, так и злые недруги. Кого-то не приняла на работу или уволила за некомпетентность, чьи-то произведения не сочла достойными публикации, в чьем-то "творчестве" не увидела потенциала. У людей редко получается объективно оценить даже свою внешность, а не то чтобы работу. А чаще всего - если не позволяешь сесть себе на голову, значит ты плохая. А руководителю в интересах дела иногда приходится принимать и непопулярные решения.
        Подводя итоги своего трудного пути, Вита Аркадьевна вспомнила, как была неприятно удивлена, обнаружив в рекламном отделе запившую горькую прямо на работе, менеджера по рекламе, Аллу Велехову - в прошлом учительницу русского языка и литературы. Толковая молодая женщина, симпатичная внешне оказалась запойной пьяницей. На нее периодически «накатывало», и справиться с этим недугом она то ли не хотела, то ли уже не могла. Муж - моряк работал на рыболовном траулере, подолгу отсутствовал и понятия не имел, о том, что происходит с его женой. Однажды к вечеру она напилась так, что не смогла ответить на вопрос, в какой детский сад ходит ее дочка, чтобы кто-нибудь из сотрудников забрал ребенка вместо нее. Менеджеры из рекламной службы обзвонили все детские сады и, конечно, нашли и забрали ребенка. И вот ведь что интересно, в рекламном отделе все знали про вредную привычку своей коллеги Велеховой. Даже, как оказалось, с работы ее не раз отправляли домой на такси в известном состоянии, но начальству никто об этом не сообщал, не порядочно это, видите ли, по их мнению. В Европе про то, что ты проехал на красный свет, тут же в полицию сообщит масса народу, причем им за это даже не заплатят, просто так положено: увидел нарушение закона - сообщил. Почему-то там скрывать преступление - это преступление.
        Или вот еще история. Как-то пришлось разбираться с крепкими бритоголовыми ребятами неинтеллигентного вида из коллекторского агентства. Появились в 90–е такие организации в России, которые берут на себя роль посредника между кредитором и должником, и проводят работу по возврату долга за определенный процент. Ввалились втроем в кабинет не постучав, дверь распахнули с ноги.
Вита Аркадьевна в это время работала с документами, готовилась к налоговой проверке, время сильно поджимало, отвлекаться было некогда. Не дай Бог где-то пропустишь подпись или печать, не поставленную или еще какой-то незначительный промах, штраф налоговики могут выписать приличный.
        Гаркнула, не поднимая головы, на вошедших: "Вышли вон! И вошли снова, постучав, как полагается!"
        И они послушно вышли и снова вошли, вежливо постучав и даже поздоровались, как опоздавшие двоечники - в класс к строгому учителю. Как оказалось, коллекторы разыскивали редакционного фотографа Котова.
        Как известно, фотограф фотографу рознь, этого же смело можно было назвать талантливым фотохудожником. Он как-то незаметно для окружающих и для себя в первую очередь, стал заядлым игроманом, и так же виртуозно, как фотографировал, назанимал денег у всех, у кого смог, взял авансы под заказы, которые выполнять не собирался, а в итоге стал проигрывать свою шальную головушку. Кто-то из кредиторов, устав ждать возвращения долга, обратился в коллекторское агентство.
        Коллекторы и сейчас не отличаются большим гуманизмом, а в те годы таким видом деятельности занимались редкие отморозки из бандитов. Они сразу заявили что, если Котов не вернет долг, то ему придется распрощаться с жизнью.
        "И кому от этого будет польза?", - сказала Вита, - "Кредитор не получит долг, вы - проценты с работы, я лишусь сотрудника, Котов - жизни. Давайте мыслить конструктивно".
        Бандосы приосанились, им вряд ли до этого предлагали конструктивно мыслить.
        "Вы даете возможность Котову зарабатывать", - продолжила Вита свою мысль, - "Вежливо за ним присматриваете, подчеркиваю - вежливо, чтобы не приближался к казино и игральным автоматам, курируете, так сказать. Из заработка высчитываете определенный процент, оставив на жизнь необходимый минимум и все. Все довольны, все смеются".
        "Порешили", - сказал старший из них.
        Вскоре казино и игральные автоматы были запрещены, те бандосы куда-то исчезли. Фотограф жив-здоров по сей день, по праздникам присылает Вите Аркадьевне поздравительные открытки в Контакте.
        Вспомнила, как сама Вита выиграла онлайн-конкурс «100 лучших менеджеров России». Приняла в нем участие случайно, потом увлеклась и победила. Медаль, значок и диплом вручали в Министерстве экономического развития в торжественной обстановке. В газете поместили заметку под рубрикой "Знай наших".
        Как поздравляли с днем свадьбы двух корреспондентов, Марго из их газеты и Сашу из другого издания.
        Как всей редакцией не раз широко отмечали Новый год и другие праздники в хороших ресторанах - на бартер разумеется.
        А сколько за это время сотрудникам редакции было вручено дипломов и наград за победы в журналистских конкурсах! Не сосчитать! Стены редакции можно было бы вместо обоев украсить дипломами от потолка до пола. Так много хорошего и не очень произошло за это время.
        Сейчас же газета завершала свой жизненный путь. Все, что смогла, Вита Аркадьевна  для нее сделала. Она всегда была трудоголиком, бралась за самое сложное, окуналась с головой в работу, рвала шаблоны, рисковала, иногда шла ва-банк. Временами было страшно, одиноко и тяжело, но надеяться было не на кого, кроме себя самой. Утешает, конечно, что большую часть жизни занималась интересной работой и каждое новое дело становилось смыслом существования. Сначала телевидение, потом радио, позже - газеты. Более сорока лет в средствах массовой информации - не шутка. А ежедневная газета стала для Виты не просто работой, а живым существом, детищем. Всегда ведь больше любишь детей неблагополучных, тех, в кого вложил больше сил, нервов, крови.
        Но изменить что-то было уже невозможно. Проиграв выборы и завершив свою политическую карьеру, учредитель принял решение о закрытии газеты. Исчезла необходимость в рычаге. Исполнив все необходимые формальности, Вита оказалась на распутье. Работы нет. Мужа нет. Как-то все некогда было заниматься устройством личной жизни. Есть сын. Но у него своя собственная жизнь. Есть пенсия. Но прожить на нее весьма не просто. Счет 2:2. Ничья.

Все события и персонажи вымышлены. Любое сходство с реальными событиями случайно.


Рецензии