Первые воспоминания детства

Первые воспоминания детства - опыт художественного исследования среди родственников,знакомых и друзей
________________________________

Мой восьмилетний внук Фёдор Монахов демонстрирует для меня странности детской памяти,которая не помнит вчерашнего дня.Он моментально забывает события,которые происходят в семье, в саду,а теперь и в школе.На мои расспросы,что он помнит из своего "детского прошлого" — я пока не получил ответов.Фёдор очень удивляется моим шуточным рассказам о его поведении — внук в эти истории отказывается верить,потому что память мальчика не сохранила их,и я бы сказал,стёрла.Хотя, между прочим,он хорошо запоминает стихи,математические задачи, увлекательные книжные и кино истории,новые слова. А свою текущую жизнь не помнит.

Самое любимое его воспоминание нашей общей семейной хроники,как я с ним знакомился,когда мальчика привезли из роддома.Сижу рядышком и несколько раз повторяю: «Ты — Федулька,а я — Владимир Васильевич».Эту историю даже я не зафиксировал,но она накрепко врезалась в памяти дочери Алины — матери Фёдора.Недаром в одном исследовании ученые сделали любопытное открытие: почти у 40% людей первые воспоминания полностью вымышлены или привнесены старшими членами семьи. Дело даже не в том, что воспоминания спутаны или не соответствуют друг другу, а в том, что того, что они помнят, вообще никогда не было.…Многие наши детские воспоминания сфабрикованы головным мозгом - посчитали современные ученые.


У меня тоже есть одно четкое воспоминание,врезавшееся в мою память с детства,как подлинное,когда мне было 3.5 года.Этот факт подтвердила бабушка Феня (Ф.С.Миняйло),которой я посвятил автобиографические записи,их включили даже в книгу.Поэтому это воспоминание недавно записал.А потом,познакомившись с работами современных психологов,стал собирать воспоминания  знакомых мне людей. Одним сами рассказали,другие прислали письменные ответы на мои вопросы.


Моё первое воспоминание - ОДИН ДОМА

Изюм,улица Ивановская.Зима.На улице вечер.Мне три с половиной года.Бабушке Фене нужно отлучиться через несколько дворов к подружке по делам.Я не соглашаюсь один оставаться дома.Взять с собой бабушка меня не может.Я вымыт,укутан в простыню и лежу на топчане у окна готовый ко сну.Но бабушка каким-то тайным образом

Бабушка даёт последние распоряжения,как себя вести, главное - не вставать с топчана,не бродить по холодному полу(в натопленной хате,построенной еще до революции,укрытой камышом и соломой,пол был земляной) и скрывается за дверью,откуда на меня подуло уличным холодом.Мне становится страшно,жуть постепенно охватывает моё одинокое, оставленное на произвол судьбы тело.Я начинаю хныкать,но не громко,чтобы не привлечь внимание чудовищ,которые бродят вокруг хаты. Лежа на топчане, я достаю ногой до окна и слегонца бью пяткой в шибку. Окна маленькие,стекла мутные, за ними кромешная темнота,которая пугает меня еще больше.Чем больше я боюсь,тем сильнее выстукиваю в стекло пяткой.
Сколько это продолжалось - сказать не могу,но мне показалось долго-долго. Но как только открывается дверь и на пороге появляется бабушка со словами облегчения,я так сильно двигаю ногой в стекло,что оно рассыпается вдребезги и ранит ногу.Холод сразу метнулся в комнату,всюду кровь,я реву что есть силы, перепуганная бабушка с порога бросается меня спасать...Дальше мало что сохранилось в детской памяти,только большая подушка,которой заткнули оконце хаты, и перевязанная чистой тряпичкой пятка,на которую больно ступать...И еще слово "ах,паразит!",которым всегда обзывала внука бабушка после моих детских проказ…

И СЕРОЕ НЕБО ЗА СТЕКЛОМ

Александр Кузьменков,Нижний Тагил
журналист,писатель,критик

Мое первое детское воспоминание можно уложить в одно предложение: оконная рама и серое небо за стеклом. Мало кто этому верит, но я помню, как мать в роддоме показывала меня в окно родственникам. Я уже в сознательном возрасте рассказывал ей об этом, она припомнила этот эпизод и даже сказала, кому именно. Вот, собственно,и все. Прости, что так скупо, но ничего другого не имею: все остальное уже не проходит по разряду первых.

ПОМНЮ ФАМИЛИЮ ДОКТОРА — ДОБРОВОЛЬСКАЯ

Татьяна Баева,Новосибирск,
педагог,режиссёр

Я вот сколько не пыталась, не могу вспомнить. Первые воспоминание — посёлок Анзеба в Братске, мне уже шесть с половиной лет. До этого какие-то отрывочные воспоминания. Как яркие вспышки. прабабушка. Походы за грибами. Какой-то кот. НЕ ПОМНЮ.  и КАКОЕ-ТО ЖУТКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ — ЗУБНОЙ ВРАЧ. у МЕНЯ С САМОГО ДЕТСТВА БЫЛИ ПЛОХИЕ ЗУБЫ И, КОГДА МЕНЯ ОТПРАВЛЯЛИ НА ЛЕТО В ТУЛУН К ДЕДУШКЕ И БАБУШКЕ, ДЕД  ВОДИЛ  МЕНЯ ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ. Вот это ярко помню, дед на двух костылях и я рядом, шагаем к зубному. Странно, но я даже помню фамилию доктора Добровольская. Уже в школьном возрасте я вновь попала к ней, и она рассказала как лечила меня в детстве, и я ее очень сильно укусила .


НА ЁЛКЕ ВИСЕЛИ РВАНЫЕ БАШМАКИ

Людмила Мизандронцева,Новосибирск
строитель,продавец книг,поэт


С детства мой самый любимый праздник – Новый год. И мои первые воспоминания именно об этом празднике. Мне четыре года. Утром 31-го я очень рассердила папу и маму, не хотела идти в детский сад. Закатила настоящую истерику. Валялась на полу, кричала и не давала одевать себя. Конечно, победили родители. Но когда меня вечером привезли домой, в зале стояла огромная елка, а на ней висели старые рваные башмаки. Я сидела под елочкой и горько плакала, ведь я так ждала этот праздник. Мне сказали, что это распорядился Дед Мороз потому что я была очень непослушная. Потом я громко кричала: Дед Мороз, я больше не буду! Утром елка была нарядная, на ней висели игрушки и конфеты. В те далекие времена на елку вешали настоящие конфеты. А я с тех пор стала послушной, так говорили мне родители

И Я УВИДЕЛ ТАНК

Евгений Рыбаченко,Байкал, фотограф


Помню ощущение тесноты в грузовике, в котором мы ехали по Иркутску и кто-то сказал мне:
- Смотри, танк.
Мама говорит, что мы могли ехать из Ангарска в аэропорт Иркутска, мимо памятника "Иркутский комсомолец". Она события с танком не помнит, но говорит другой ситуации, чтобы увидеть танк, быть не могло.Тогда мне было меньше двух лет. А потом многое помню уже с трёхлетнего возраста.У меня хорошая визуальная память.

ПОМНЮ СЕБЯ С ДВУХ ЛЕТ

Владимир Носков,Братск
инженер

Я помню себя с двух лет.Тогда мы жили в Нижнеилимске. Рядом с нами был дом бабы Кати.Ежедневно я самостоятельно покидал наш двор,выходил на улицу и прямиком спешил в избу к  бабе Кате.У неё были курочки.В  сопровождении  соседки,у которой не было своих детей и внучат,заходил в курятник и высматривал какая из курочек уже снеслась. Разговаривать еще не умел,но точно указывал на свежее яйцо.Баба Катя забирала два яйца,вручала мне и я гордо,прижав их к груди,шествовал домой. Мать не соглашалась с таким поведением сына, отчитывала соседку,чтобы та больше не привечала меня. Но одинокая баба Катя была всегда рада мои визитам за яичками.
Из жизни в Нижнеилимске я четко помню еще два случая.Однажды у реки Илим я видел как женщина гналась за маленьким сыном,а догнав стала его хлестать хворостиной. Это произвело на меня сильное впечатление,что я даже расплакался. А еще помню - отец на ярмарке купил нам с сестрой две чашки — красную для девочки,а синюю для меня.На них еще были нанесены белые горошины.Мама наливала в них молоко и мы пили с сестрой.Именно, мой рассказ о чашках убедил моих родственников,что мои воспоминания правдивы.Эти чашки помнили в семье долго. Дальнейшую судьбу посуды не помню...Потом мы переехали в Железногорск-Илимский,стал ходить в сад и четко помню всё,что со мной происходило там,точно по расписанию.При этом вся моя личная история детства вспоминается как самый счастливый период жизни...

В ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ ГОДА ПЫТАЛАСЬ МОДНИЧАТЬ

Алина Монахова, Братск,
педагог,музыкант

На улице Братска с утра лютый холод.Меня собирают в детсад.Поверх шапки и шубы мама закутывает в теплую шаль,что даже лица не видать.Меня это раздражает,но родители настаивают на шали.Отец подхватывает вместе с санками,выносит на улицу,где сразу нас сковывает мороз.И мы едем до сада...Меня мучит только одна мысль,лишь бы никого не встретили из знакомых,лишь бы никто не видел этой позорной шали...В четыре с половиной года уже пыталась модничать…
Еще одна история этого периода в саду.Тихий час.Воспитатель Зоя Александровна нас уложила,а сама вышла куда-то...А нам не спится, нам любопытно,что делается в соседней комнате.Мы поднимаемся с кроватей и забираемся на подоконники высоких окон, из которых видно нашу группу...Но тут неожиданно слышим строгий голос неожиданно появившейся воспитательницы...Все шустренько слезают с окон и по местам....Только я забоялась высоты...Все тут же притворились спящими,а меня одну застукали за шкодой...Зоя Александровна сняла меня  с окна,уложила в постель,укутала одеялом и я сразу уснула от испуга!

А Я СЕБЯ ПОМНЮ С ДВУХ ЛЕТ

Галина Зеленкина,Кодинск

инженер,литератор



Себя отчетливо помню с двух лет.Новый год 1948-1949 года в Бресте. Мне было почти 1,5 года. Я сижу на руках у отца, а сзади идёт мама. Вот мы подходим к двери дома офицеров, где для детей устраивается ёлка. Отец открывает дверь и я вижу нарядную ёлку. А что было дальше не помню.А всё,что сохранила память описала в автобиографических рассказах для семьи.


НАЧАЛО МОЕЙ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ НАЧАЛОСЬ В ПЕЛЁНКАХ

besklauss

Помните ли вы с чего начиналась ваша жизнь. Первое воспоминание, как вы проснулись, вот только что был младенец, кормящийся материнским молоком и вот появился сознательный член общества. А я помню, мое первое воспоминание относится к очень раннему детству.

Мир был очень ярким, когда я проснулся, все вокруг было желтым, каким-то сияющим. Я лежал в деревянной кроватке, когда это было, мне точно неизвестно, родился я в начале весны 1974 года, в середине марта, по гороскопу "рыбы" я верю в Зодиак, характеристики знаков не всеобъемлющи, но они имеют под собой основания, Думаю это была весна, жили мы в Восточной Сибири, сибирскую весну трудно с чем-либо перепутать. Мир расцветает после зимней спячки, после зимних морозов. Так и тогда, светлая комната с желтыми обоями, желтые шторы, комната находится прямо напротив кухни, не помню деталей, лишь ощущения, восторг от осознания себя, своего места в жизни. Я существую! и этим нужно срочно поделится со всем миром вокруг. К матери пришли две подружки или ученицы, она была учительницей в школе, они сидят на кухне и пьют чай. Помню свое восхищение от наличия аудитории, целых две девушки, меня им представили, естественно они тоже по-восторгались:

– Какой хороший ребенок. - Ну и как там положено и покинули меня, но я требовал продолжения банкета.

Дабы не мешал, мама пристегнула меня булавками за распашонку к матрасику и тогда я понял, что мир не столь благожелателен, как мне бы хотелось.

Вот это мое первое воспоминание в жизни. Радует что оно светлое, не радует, что оно связанно с ограничением свободы.
Это я давно уже написал, но вроде в тему. Насколько это правда, не знаю, но вот такие мои первые воспоминания о Братске.


Рецензии