Сады для цветов жизни

         «Подобно тому, как садовник или земледелец ухаживает за своими растениями… точно так же и мы должны стараться относиться к ребёнку. Исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в нерушимом единении с жизнью и природой, в постоянной связи с первоисточником всякой жизни».                Фридрих Фрёбель
    Сегодня, как и обещала, хочу рассказать вам, дорогие читатели, об особенностях немецкого образования и воспитания. Оно разительно отличается от нашего. И в этом моя семья убедилась на личном примере. Для начала давайте рассмотрим систему дошкольного образования в Германии. Это мне знакомо не понаслышке, так как мой внук как раз недавно начал посещать немецкий детский сад.
    Кстати, вы знаете, что детские сады впервые появились именно в Германии, в первой половине XIX века? Их придумал Фридрих Фрёбель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, вместе с командой единомышленников. В городе Бланкенбурге, в 1839 году он открыл первое заведение для дошкольников, которое назвал «детский сад»: дети, согласно его словам, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе. Он разработал специальную программу занятий, по которой малыши тренировали память, усваивали язык и базовые знания об окружающем мире. Назвал он их довольно необычно и высокопарно: «формы жизни» (ребёнок строит или изображает объекты реального мира: дома, дороги, реки, горы), «формы познания» (ребёнок изучает математические и физические свойства предметов) и «формы прекрасного» (ребёнок по нескольким простым правилам создаёт абстрактные предметы и узоры). Многими методиками Фридриха Фрёбеля пользуются до сих пор. Даже если не знают, кто их придумал.
    Каждая земля (единица административного деления - можно сравнить с нашими областями) в Германии имеет собственный закон об образовании. Большинство немецких детей начинает посещать дошкольные учреждения, которые называются «Kindergarten», что в переводе означает «детский сад», в возрасте 3 лет. В некоторых детских садах работают ясли, они называются «Kinderkrippе», которые принимают малышей с шестимесячного возраста, но, говорят, что попасть в них достаточно непросто. Чаще всего места в этих яслях достаются детям из неполных семей. А, вообще, по немецким законам детсад необязателен. То есть у всех детей есть право на него, но не более того.
    Мы живём в маленьком городке, и у нас всего две группы, в первую ходят детки до 3 лет, во вторую – с 3 до 6. Причем режим посещения детского сада родители выбирают сами. Он имеет три разновидности. С 7 утра до 12 дня, с 7 утра до 15 дня и с 7 утра до 16 дня. Количество часов, которое ребёнок проводит в детском саду, зависит от того, работают ли его родители. Если мама или папа заняты полдня, то ребенка примут ровно на этот срок. Право на пребывание в детском саду на целый день есть только у тех детей, чьи родители работают полный день.
    Нам детский сад обходится совершенно бесплатно, но не только потому, что в данное время мы находимся на социальном пособии, но и потому, что с сентября текущего года Нижняя Саксония сделала свои детские сады бесплатными. Такое есть еще в некоторых землях, но не во всех. Но абсолютно в каждой земле Германии значительные скидки предоставляются детям из малоимущих и многодетных семей.
    Никаких завтраков и тем более, полдников, в немецких детских садах нет. Родители кладут в рюкзачки своим отпрыскам нехитрые завтраки: бутерброды, булочки с маслом, фрукты. Обедом кормят в 12 часов дня. Стоимость этого обеда (видела в прайсе) обходится государству в 2 евро пятьдесят центов (что в переводе на наши деньги примерно чуть больше тысячи тенге).
    Что было самым большим удивлением для нашего ребенка, на родине уже посещавшего детский сад, так это, что в нем нет кроваток. А зачем они, если немецкие малыши не знают, что такое сончас, то есть время отдыха. Да, с 7 утра и до 4 дня дети только играют и занимаются с воспитателями. Хотя занятиями это тоже трудно назвать. Так как проходят они только в игровой форме. Главная их задача – научить воспитанников находить общий язык со своими сверстниками. Но стоит отметить, что очень большое внимание в детских садах Германии уделяют развитию речи и образного мышления.               
    Где-то я прочитала, что из-за большого количества детей мигрантов все воспитанники детских садов, достигшие четырёхлетнего возраста, проходят тестирование на знание немецкого языка. А дети, не справившиеся с языковыми заданиями, бесплатно посещают дополнительные занятия. От нас этого не потребовали. Просто спросили, знает ли наш ребенок немецкий язык. На наш ответ, что совершенно не знает, директор детского сада только улыбнулась, махнула рукой и сказала: «Ничего страшного, научится». И это правда, мой внук за 2 недели уже выучил несколько несложных немецких слов, пару песенок и научился считать до десяти на немецком языке. Ходить в «киндергартен» ему очень нравится, и ребенку совершенно не мешает то, что все его одногруппники – чистокровные немцы, совершенно не умеют говорить по-русски. Группа довольно небольшая, около 10 детей (но, как я уже говорила, городок у нас очень маленький). Возраст разный, как я и говорила – от 3 до 6 лет.
    Но самое интересное то, что с этим количеством детей работают три воспитателя: одна женщина и двое мужчин. Да, вы не ослышались. Мужчины – воспитатели в Германии не редкость, они очень охотно идут на работу в дошкольные учреждения, и, по мнению руководителей этих самых учреждений, со своей работой справляются получше многих коллег женского пола. Кстати, в немецком детском саду воспитателей называют только по именам, даже если они предпенсионного возраста. Что хочется сказать о директрисе именно нашего детского сада, так она не сидит целый день королевой в своем кабинете, а довольно охотно играет с детьми, лепит, рисует, общается. Моя дочь, забирая ребенка, неоднократно это видела.
    Дошкольные учреждения в Германии находятся на государственном обеспечении. На мой вопрос, сколько нужно принести альбомов, пластилина и карандашей, директриса удивленно приподняла брови и ответила, что у них есть всё для занятий с детьми и приносить ничего не надо. Про туалетную бумагу, обезжириватель, хозяйственное мыло и прочее из огромного перечня, требуемого нашими детскими садами, я даже и спрашивать не стала. Догадалась, что подобные вопросы здесь просто сочтут, мягко говоря, странными…
    В чью пользу сравнение, решать, конечно, вам.
 


Рецензии