О святости, фанатизме и реальностях

Мне порой жаль, что я не принадлежу к тем людям, которые способны безудержно восхищаться, безоглядно верить и любить, фанатеть  даже от вида своего кумира, от одного названия любимой команды. Жить было бы намного проще, если бы  ограничивался шашлычком, баночкой-другой пива,  лежанием  на диване, наслаждаясь игрой любимой команды и творческими фантазиями. Однако, увы, я из тех, кто  на солнце невольно видит пятна, а на лицах всеобщих кумиров  морщины и мешки под глазами.
 
Кто в моём воспитании виноват – не берусь окончательно судить. Советская школа, литература, преподаватели института, которые учили критически и объективно смотреть даже на  В.Ленина, а некоторые, сами  недавно репрессированные, при нас студентах отдавали должное И.Сталину и критиковали правящего Л. Брежнева и его команду…

 Врут, что  в наше время был тоталитарный режим. Свободомыслие и возможности были у всех. Иначе диссиденты и современные пожилые политики не были бы такими смелыми и эрудированными…
К чему это я? К тому, что недавно  в квартире   своего нового друга, увидел примерно миллион картинок, фото, всяких других штучек с портретами Николая II и его семьи, осенённых большими и малыми крестиками...
Что он верующий, я знал, но что Николай II был его кумиром, узнал впервые.
- Так ты  их фанат?,- удивлённо спросил я.
 - Они святые,- коротко  и убеждённо отсёк он мою возможную иронию. - На небе –Господь Бог, на земле святым был царь Николай Второй. Он болел всем сердцем за Россию, но его подставили, предали, а потом и убили… Он и его дети мученики и невинные жертвы большевистского террора . Как Христос принял на себя все боли людей, так и эта семья стала воплощением страданий всего народа русского…

- А знаешь ли ты, что святым он в своё время вовсе и не был. Сделали его таким лишь спустя сто лет, когда надо было очернить большевиков. А  будучи  глубоко верующим, он  просто обязан был, как библейский царь Соломон, справедливо и твёрдо управлять своей страной, не доводить народ до революции и не уходить  в отставку по первому требованию, полагаясь на волю неба. Он отпустил вожжи государственной  колесницы и сам стал её жертвой. И даже детей, которых нужно было увозить и спасать, как это делали другие цари и короли в минуты опасности, он, по сути, подставил под железный каток  революции.
Его глаза потемнели.

 Вы видели глаза сильно верующего человека? Они, конечно, у всех разные, но как только начинаешь говорить что-то противоречащее их мировоззрению, они становятся тёмными, непрозрачными. отрешёнными… Ты для них становишься орудием дьявола, который искушает опасными мыслями и соблазнами. Таких глаз не бывает только у священников, которые  учились ремеслу  проповедей и привыкли  убеждать..
Я понял, что теряю друга. Он мне не верит. А чтобы его убедить нужно начинать издалека, отключив от посторонних влияний, нужно его желание, нужно время…
Да и возможно ли это? В идеологии тоже есть точка  невозврата.

До сегодняшнего дня среди историков  ,политологов, политиков нет единого мнения по Николаю II и  событиям связанным с убийством его и его семьи. Более того, мнения зачастую диаметрально противоположны.
Между прочим ,в 1998 году РПЦ не признала обнаруженные останки святыми  мощами царских мучеников, поскольку  мощи чудесами не прославились, не   источали мирру  и пр. и не были надёжно идентифицированы. Однако в 2000 году решением Архиерейского Собора РПЦ  бывший царь и его семья признаны « страстотерпцами в сонме новомучеников и исповедников Российских» и канонизированы «за  мученическую кончину за Христа и подвергшимся гонениям после Октябрьской революции 1917 года». Эксгумация останков, анализ и экспертиза  вначале не дала однозначного ответа. Однако  1 октября 2008 года Президиум Верховного суда РФ принял решение о реабилитации Николая II и членов его семьи как жертв политических репрессий, а 30 декабря 2008 года Генеральная прокуратура РФ со второй попытки  тоже реабилитировала  Николая II  и его семью. И только после этого в декабре 2008 года на научно-практической конференции  генетиков по инициативе Следственного комитета при прокуратуре РФ  было заявлено, что останки царя и его семьи идентифицированы.
Таким образом, вопрос о царской семье был закрыт в ускоренном порядке по политическим мотивам.

Однако на этом всё не кончилось. На месте расстрела царской семьи возведён  «Храм на крови». Если в первый год там побывало несколько сотен почитателей, то спустя 30 лет в день поминовения прибывают уже десятки тысяч паломников. Так в 2019 году в Крестном ходе к месту захоронения семьи шли уже 60 тысяч паломников. Настоящий ажиотаж в религиозных кругах вызвал выход в свет  художественного фильма о юности Николая II    « Матильда». Фанатизирующие поклонники, ещё не видя его, потребовали запрета фильма и даже пытались организовать его бойкот в кинотеатрах.  Создается впечатление, что речь уже идёт о восстановлении в России монархии и о признании глубокой вины русского народа перед царской семьёй Романовых, за отрешение от власти в 1917 году и покаянии.

 Возникает несколько вполне законных вопросов.  Если кто-то признан святым, значит ли это, что все обязаны наложить табу  на его личную жизнь и все его дела?  И не говорить ничего отрицательного под предлогом оскорбления чувств верующих?
 Не многовато ли берут на себя церковники и религиозные фанаты? У  нас ведь ещё не отменили свободу вероисповедания, свободу мнений, свободу творчества! И вообще, что такое святость в современном понимании? Наверное это, помимо  преданности своему Богу, правильный образ жизни, мудрое правление вверенной страной, политика направленная на процветание и мир, а не на мракобесие и подавление инакомыслящих? Если на  жизнь Николая II  посмотреть под этим углом, то святости как-то не видно… А если судить по его  высказываниям и делам, по мнению людей его окружавших и исследователей,  то и здесь  возникает немало неудобных вопросов.

 Так кто он такой? Для начала нужно  вылить на себя ушат холодной воды…  Чтобы не страдать излишней жалостью и патриотизмом, поскольку в этих событиях замешана кровь детей, женщин и слуг… Попытаемся посмотреть на  его жизнь нарочито  отстраненно,  холодно и трезво, беря за основу только проверенные факты.
   Зададимся таким вопросом.  Как часто в истории бывали цареубийства?  Оказывается, часто. И в далеком прошлом и в новое время и  в новейшее .Основные причины: соперничество, борьба за власть, устранение потенциальных противников. Откройте историю любой  страны, и вы найдете факты прямых убийств правителей, скрытых истреблений. Во все века  пытались оклеветать,  сгноить в тюрьмах, травили ядами, подсылали убийц. В политической борьбе все средства были  хороши. Этот  циничный принцип работал всегда и работает сегодня… Наиболее ярко это выразил Николо Макиавелли в сочинении под символичным названием «Государь». 
 Цари,  короли, ханы,  шахи, султаны  и  т.д. первоначально у всех народов были вполне земными людьми. Они позже из племенных вождей,  мелких князей превратились в царей, к которым нужно было буквально подползать, демонстрируя свое ничтожество. Это священники  и придворные с подачи тех же царьков нарисовали над ними нимб святости. И много столетия приучали простой народ к этой мысли. Не бескорыстно, конечно.

 Православная Россия не исключение. История первых русских князей изобилует предательствами, ожесточенной борьбой за власть,  потрясающей  жестокостью. В борьбе за власть и влияние  православные князья не гнушались и убийством  отцов с матерями ,  родных братьев  и  сестер,  малолетних детей. Зверства Ивана Грозного по отношению к политическим противникам во многом были вызваны попытками  устранить его самого. Вспомним также  убийство Лжедмитрия, попытки царевны Софьи уничтожить Петра I, стрелецкие бунты против царя, убийство царевича Алексея,   пожизненное  заточение до смерти малолетнего Ивана Антоновича, лишение жизней Петра  III и Павла I без всяких судов и следствий.
И это в  века, когда во всех церквах цари  назывались помазанниками божьими, когда поднять руку на царственную особу было величайшим грехом. Но это только для простого народа.

 В  ХVII- ХVIII веках передовая юридическая мысль на основе народного опыта пришла к выводу, что цари  и короли вовсе не небожители и святые, а люди несущие прямую ответственность за страдания народа, которым  управляют…   И что народ имеет право сам утверждать конституции,  выбирать правителей, ликвидировать тирании, утверждать свои права любыми средствами вплоть до революций и войн. Так при всем Лондоне  в 1649 году был казнен английский король Карл I, а затем во Франции Людовик ХVIII с супругой  Марией-Антуанетой. Частыми стали  бунты и революции с попытками напрямую  физически ликвидировать монархов . Последние, помня о судьбе Карла I и  Людовика ХVIII, заблаговременно продумывали пути спасения как себя, так и своих семейств. А в США нашли новую форму правления без монархов, принцев и наследников.
К началу ХХ века  на карте Европы сохранившихся монархов можно было пересчитать по пальцам. В их числе и  Российская империя,  где вплоть до революции 1905 года,  напрочь  отметалась всякая мысль  об ограничении самодержавия.
  Весь мир уже отменил крепостное право, распределил землю между теми, кто ее обрабатывает, усиленно развивал   науки и  просвещение,  вводил бесплатное обучение всех детей, тогда как Россия уповала на «самодержавие, православие и народность», а « закон о кухаркиных детях»  в 80 е годы ХIХ века резко ограничивал возможности этой самой «народности». Авторитет царской власти снизился настолько, что попытки убить царя вовсе не считались чем-то из ряда вон  выходящим. Среди революционеров очень популярной была идея о ликвидации царской власти, в том числе и физически, как главной виновницы всех бед народа и тормоза в развитии страны. Декабристы, петрашевцы, народники, эсеры развивали эту идею, пытались осуществить на практике и были весьма популярны в среде интеллигенции.
 Как заметил один из Романовых ,профессия царя была опасной профессией.  Николаю II нужно было быть готовым к  этому .

 Возникает вопрос. Ну почему  в период революций 1917 года он повёт себя так пассивно?  Он сдал страну, как сдают полк другому командиру, не кликнул на помощь своих сторонников, коих оставалось ещё немало, позволил себя арестовать.  Или хотя бы попытаться спасти свою любимую семью…?
А ведь были предложения, были люди , были деньги.
Так по утверждению американских историков  (  Г. Кинг и П. Вильсон « Романовы. Судьба царской династии» )  до последних дней Романовы хранили на себе драгоценностей на сумму примерно  2878 тысяч рублей, что по курсу 2003 года составляло 14 миллионов 78 тысяч долларов. Романовы распределили драгоценности среди верных слуг, спрятали, а затем тайно  переданы в  местные монастыри.  Судьба этих драгоценностей  до конца не ясна.

Кто изучал его биографию, и те , кто был вблизи, отмечают:  он был особым среди  Романовых, а другие более категорично добавляют: «. Николай II был бездарностью поразительной.» Сохранилось убийственная характеристика близкого ко двору генерала Драгомирова: «Сидеть на престоле годен, но стоять во главе России не способен». Министр иностранных дел Н. П. Дурново (кстати, в своей обширной докладной записке предсказавший революцию задолго до семнадцатого года) считал, что Николай «обладает средним образованием гвардейского полковника хорошего семейства» .
 Его вообще не готовили к столь ответственному посту. Александр III, отец цесаревича Николая, умер внезапно и безвременно, в сорок девять лет. А молодой цесаревич, как отмечают некоторые историки, занимался главным образом тем, что кушал шампанское и устраивал групповушки с балеринами, путешествовал, наслаждался жизнью.
Вообще-то, неподготовленность сама по себе ни о чем еще не говорит. Николая I тоже абсолютно не готовили к роли императора огромной державы — он до последнего момента не предполагал, что будет царствовать.  Но сумел твёрдой рукой  управлять страной 30 лет.
Приведем несколько наблюдений и цитат, зафиксированных в популярной исторической литературе постсоветского времени, характеризующих  последнего русского царя.  Безусловно, не как окончательный вердикт, а как информацию для размышления…
О личных качествах:
« Верный муж, любящий преданный отец, скромный, обаятельный, глубоко религиозный человек, скромный в потребностях».
  Все  правильно!  Многие факты подтверждают это. Только этих качеств для руководителя такой гигантской империи совершенно недостаточно.
 « Мистицизм, религиозность, романтический склад, чувствительность, покорность, уступчивость, отсутствие  качеств лидера, делали его неспособным к своей должности в сложный период».
 
 Его молодая жена  Александра Федоровна имела  такие  качества как религиозность, замкнутость, чопорность, но она была, по общему мнению,  еще « неестественно  серьезная, волевая, властная, убежденная, что должна управлять, подчинять слабых  мужчин…. А  ему  нужна была вторая  мать, нянька, руководитель…».
Казалось бы, что может быть лучше , чем счастливый  любящий и любимый правитель на троне?  Но в государственных делах всё сложнее… И даже то, что Николай упросил родителей дать согласие на женитьбу с немецкой принцессой, к которой испытывал сильные чувства, для России обернулось  бедой. Мировым опытом проверено, что цари, короли и прочие монархи должны жениться вовсе не по любви, а  руководствуясь в первую очередь двумя целями: принести политическую выгоду стране и обеспечить здоровое потомство.
Ни того ни другого его брак не принёс.

Николай женился по любви, и  на российском престоле оказалась амбициозная женщина со страшной болезнью в генах — гемофилией (несвертываемость крови).
Последствия известны. Родился неизлечимо больной наследник. Легко представить, как это повлияло на психическое состояние царственной четы, и без того не блиставшей интеллектом и уравновешенностью. При дворе замаячила череда сменявших друг друга шарлатанов — «магнетизеры», «целители», «святые старцы». В конце концов появился Григорий Распутин -фигура, впрочем, весьма неоднозначная.


 Если присмотреться к убеждениям Николая II , то и они наводят на невесёлые мысли.
 «Он и Александра глубоко верили, что Россией руководит божественный промысел, судьба  с  ее сокрушительной неумолимой силой, которую нужно неизбежно принять ,верил в предсказания Серафима  Саровского, и особенно Авеля Вещего, убежденные, что всякие несчастья- это кара божья»
Выходит, что со свойственным ему трагическим фатализмом, Николай пассивно приписывал  «божьей воле» любую очередную катастрофу, которая обрушивалась на его империю, любую кровавую драму, которую ему приходилось пережить в личной жизни.
Не здесь ли причина его неестественного, самоубийственного спокойствия в годы революции? 
 « Он не понимал, что в России нужны срочные реформы. В ней менее 5% владеет почти всеми богатствами. Рабочие работают по 18 часов в сутки, часто в смертельных условиях. Скудная пища. Бараки. Дети с 8 лет работают вместе с родителями. В шахтах и рудниках условия были еще хуже…Из развлечений –дешевая водка» 
 « Я никогда , ни при каких обстоятельствах не соглашусь на представительные формы правления, потому,  полагаю, что они принесут вред народу, который Бог вверил моим заботам?»

 Согласитесь, настораживающая характеристика монарха начала ХХ века. Похоже, правитель величайшей империи не понимал требований своего времени , да  и своего народа.
Но как это мировоззрение воплощалось в  практические дела?
В мае 1896 года во время его коронации были насмерть задавлены более 1000 человек. Но  в  тот же день, несмотря на уговоры близких соблюдать траур, император с супругой отправились на бал к французскому послу…Танцевали…
Чуть раньше из-за невыносимых условий восстали рабочие- текстильщики в Ярославле..  Дивизия солдат подавила стачку, убив 13 человек. « Я очень доволен тем, как войска вели себя в Ярославле во время мятежей на фабрике»- так прокомментировал отчет Николай II.

В  первые  10 лет правления он приказывал подавлять студенческие волнения, а студентов отправлять в ссылку или на каторгу.
 « Кровавое воскресение» 9 января 1905 года с расстрелом безоружных рабочих, которые с женами, детьми, при иконах хотели вручить петицию об улучшении условий труда,  жизни, отмену детского труда и вовсе сделал  царя «Николаем Кровавым»
 Начавшаяся революция подавлялась жестоко, часто по прямому приказу царя.
 Восстание 1905 года на Кавказе было подавлено без кровопролития. Николай был недоволен:«Ничего хорошего!  В таких случаях надо расстреливать!»
 Начавшийся хаос  осени 1905 года вынудил царя на решительные действия, он ввел военное положение, отменил судопроизводство. Но лишь под угрозой самоубийства его дядя Великий князь Николай Николаевич  добился введения Конституции  17 октября. Так в России появилась первая Государственная Дума. Но тут же была разогнана. А за ней вторая, а перед созывом  третьей , было серьезно изменено законодательство, чтобы не допустить всяких либеральных депутатов.
В ходе революции ярко проявился и  антисеметизм  Николая II. В это время большинство евреев жили за чертой оседлости, введенной еще Екатериной II .  Еврейские погромы начались при Александре III-  отце Николая.    Но после опубликования в 1900 году « Протоколов  сионских мудрецов», сомнительном документе, где говорилось о еврейском заговоре с целью мирового господства, начались погромы, затмившие Александра III. В Кишиневском погроме 1903 года с одобрения Николая II были отпечатаны тысячи листовок с призывами расправиться с евреями.  Под их воздействием 50 евреев были  растерзаны, а около 600 избиты и подверглись пыткам. Царь заявил, что полностью  одобряет погром: евреям « нужно дать урок, поскольку они  взомнили о себе и выступают инициаторами революционного движения». После этих событий многие молодые евреи пополнили ряды революционеров.
 Во время революции 1905 с 18 по 29 октября было 690 погромов, в ходе которых сотни евреев были убиты, десятки тысяч лишились крова. В Одессе было убито около 1000 евреев, их тела были изрублены саблями и топорами на глазах домочадцев.  Полиция не вмешивалась.

Царь был пылким сторонником черносотенцев и  печально известного « Союза  русского народа» , которые занимались физическим уничтожением революционеров и инакомыслящих. 23 декабря 1905 года он и царевич Алексей стали почетными членами этого союза. Он лично пообещал смягчить приговоры членам  « черной сотни» и « Союза русского народа» за погромы и убийства и выделил 2,5 миллиона рублей в их поддержку.
 В этих  словах и делах проглядывает еще один лик этого скромного, набожного , мягкого человека . Выходит, во многом он сам породил волну ненависти жестокости, которая ударила позже по нему самому и его семье.

Российское общество в начале ХХ века приучили к крови и жертвам . Русско-японская война,  революция 1905-1907,  Первая мировая война. За 17 лет  с начала века жизни лишились миллионы россиян. Никто не знает сколько покалечено , ранено, потеряло здоровье, c согласия или по прямому указанию царственных особ. С молчаливого согласия церкви.  Особенно доставалось, так называемым, российским инородцам. Летом 1916 года вспыхнуло восстание в Туркестане местных жителей, возмущенных отъёмом земли, произволом царских чиновников и незаконной отправкой на фронт мужчин. По приказу властей  восстание было подавлено. Но как?  Документы высвечивают чудовищную жестокость властей. Очевидец тех событий  публицист А. Вегман писал :
«Аулы сжигались  и в пламени вместе со скарбом горели загнанные туда живые люди. Чтобы избежать мучительной смерти, киргизские женщины бросались со скал вниз головой».
 Жестокость, насилие в  Туркестане стали предметом выступления  А. Керенского даже на заседании  IV Государственной Думы в 1916 году.
Ненависть накапливалась. У многих в России имелся личный счет к властям. И конечно к правителю.

Как великую заслугу ему ставят быстрое экономическое развитие России в начале ХХ века. Если объективно, то главная заслуга принадлежит капиталу, причём больше иностранному, который хлынул в Россию из-за невиданной для Европы выгоды.
Личное участие Николая  на посту  главнокомандующего в годы мировой войны, по мнению многих историков, не принесло никаких позитивных изменений в ход военных действий. Из столицы донесения ему присылала  та  же Александра Федоровна, которая принимала отчеты министров, а он держал её в курсе всех  военных дел . Все восприняли это как недоверие и некомпетентность.

 Дальнейшее достаточно хорошо известно. Отречение. Арест  Временным правительством. Заключение в Петропавловскую крепость. Содержали их вполне сносно. Для  «гражданина Романова» и его семьи, каким он стал после добровольного отречения,  и Временное правительство , и большевики до последнего дня выделяли прислугу, поваров, врача, охрану, транспорт. Имели вполне приличные жилые помещения,  возможность посещать церковь и молиться... Так что тяжёлых физических мучений они не испытывали.

Сегодня  любят смаковать подробности расстрела  царской семьи. Детали любой казни у каждого нормального человека  вызывают омерзение  и  невольное сочувствие к убитым.  Кровь невинных дочерей и малолетнего сына,  домыслы  уничтожения трупов производят сильное впечатление на сегодняшнего  гуманизированного  обывателя.  Но , думается,  нужно сделать поправку на жестокое время первой четверти ХХ века, вспомнить о реках и морях крови пролитой  уж совсем невиновными россиянами, отправленными на войну, или заявившими об элементарных правах и раздавленными жестоким катком царизма еще до революций 1917 года..
Между прочим, Екатеринбург, где до убийства содержалась царская семья, в июле 1918 года был с трёх сторон окружён войсками белых, и его ничего не стоило взять. Город защищало несколько сот  красноармейцев, вооружённых охотничьими ружьями и револьверами. Дисциплина защитников была крайне слабой , процветало пьянство… При первом  наступлении эти защитники города  разбежались. Полковник Войцеховский, шедший на освобождение царя, имел репутацию сильного командира и одну из лучших дивизий. Но по каким-то причинам Войцеховский не торопился брать Екатеринбург и вошёл в город лишь 25 июля через неделю после расстрела царской семьи. Ряд историков ( вовсе не советских) полагает, что белые умышленно  провоцировали трагедию.
 Кто-то дальновидно просчитал ситуацию, что большевики, советчики к середине лета 1918 года повсюду расстреливаемые, гонимые, вешаемые не проявят рыцарское благородство по отношению к своему классовому врагу, который ни их самих, ни их детей никогда не щадил.  Да  и  военно-политическая  ситуация на  Урале  была  архиопасная  для  новой  власти.   Похоже, политики хотели сделать царскую семью  сокральной жертвой.  Они этого добились.

 Ко времени  смерти Николай II  был почти забыт, о нем лишь изредка осведомлялись родственники из числа коронованных особ  Европы, да в головах горсточки монархистов время от времени созревали все новые невыполнимые планы освобождения императора. А генералы и офицеры царской армии не нуждались в нем. Пока Николай оставался на троне, многочисленные представители дома Романовых открыто интриговали против царя. Они считали, что в России будущего ему нет места.
Правительства граничащих с  Россией союзных государств, за независимость которых так храбро сражались русские солдаты, приветствовали известие об отречении царя и низложении монархии. Самодержавие умерло, и прежний монарх стал политическим трупом. А  с убийством царя у белого движения появился прекрасный материал для пропагандистской войны против большевиков.

        При всем при этом, Николай  II оказался очень дальновидным, но не в вопросах политики и стратегии, а в пропаганде семейных ценностей, в центре которых поставил свою семью. Еще до войны он поручил написать свою биографию и опубликовал ее в Англии, Франции и конечно в России, где представил себя благочестивым патриотом, любящим отцом.  Фотографии, открытки,  православные  календари и  т.д.  рассказывали о его  жизни, семье,  красивых, умных дочерях, прекрасном  сыне.  Он создавал культ семьи и своей личности. Это не очень соответствовало действительности , но этот пиар сработал позже после его смерти.  Монархистам, РПЦ, белогвардейцам, борцам против большевизма и КПСС скоро понадобился этот миф…

   Спустя некоторое время, сочувствие к  убиенным , подогретое политиками и пропагандистами  вылилось на  Западе в чувство сострадания. Все это послужило материалом для бесчисленных книг, фильмов , эстрадных песен и т.д. В результате реальная судьба семьи императора была заключена в защитный кокон мифа, в котором она во многом утратила связь с историческим прошлым…
Я нисколько не поддерживаю жестокую расправу без   суда над бывшей царской четой, детьми и слугами в принципе. Однако,  знаю, что были и существуют исторические обстоятельства и ситуации, когда жертвами железного катка войн, революций, смут много раз становились совсем невинные люди. В том числе и   дети. Не  только царские дети, как уже реальные, а еще больше потенциальные носители  монархической и белогвардейской идеи, но вообще ангелы от рождения, абсолютно ни в чем земном не виноватые.
Так что лучше до революций не  доходить.
Из книги А. Нижникова "СССР взглядом историка и очевидца"


Рецензии