Издержки суперплановой экономики

        "Ту-Ту!!!"  Фото из интернет

        Весь период существования СССР  действовала плановая система хозяйствования. План стоял во главе всего. Был создан и просуществовал до самого конца страны такой специальный государственный орган регулирования развития и функционирования экономики, как Госплан СССР.  Этот орган управления был гораздо влиятельнее многих министерств. Ведь именно здесь определялись основные направления развития страны на перспективу. Распределялись денежные и материальные потоки между отраслями и территориями.

        В принципе – идея правильная. Нет ни одной страны, нет ни одной фирмы или предприятия, нет ни одной семьи, где бы не планировалось ее существования на уровень какого-то более или менее удаленного временного горизонта. Нельзя жить только сегодняшним днем. 

        Но у нас в стране процесс планирования, на мой взгляд, был доведен до полного абсурда. Абсурда, который и привел в известной степени к краху СССР. Хотя это, конечно, не было единственной причиной его развала.

        Итак, о планировании. В стране планировалось буквально все. Сколько тонн чугуна и стали надо выпустить, сколько нефти добыть, откуда и куда ее перекачать. Ну, это – ладно. Это и надо планировать. А вот сколько выпустить пар обуви, пошить костюмов, наштамповать сковородок и кастрюль и так далее, и так далее - это, мне кажется, был уже большой перебор.

        И все это разрабатывалось до самых мелочей, с доведением планов выпуска продукции до каждого конкретного предприятия. Ведь для выполнения всех этих планов надо было соответственно запланировать и поставку этим предприятиям исходного материала, расход энергоресурсов, численность трудового коллектива предприятия и фонд заработной платы, и так далее, и так далее.

        Вроде бы все логично. А на деле получался абсурд. Вот, например, каждому железнодорожному подразделению спускались многочисленные планы, от выполнения которых находились в зависимости и показатели успешности или не успешности его работы. В том числе и премиальный фонд, и карьерный рост его руководителей. Так что планы надо было выполнять любой ценой. Как правило, они и выполнялись. Каким образом они порой выполнялись, я продемонстрирую вам на одном лишь примере из практики моей работы в должности поездного диспетчера.

        Каждому отделению спускалась из Управления железной дороги цифра планового грузооборота на такой-то месяц, квартал, год. Грузооборот, поясню, это произведение перевезенных тонн на перемещенные километры. Грузооборот и измеряется в тонно-километрах. Вот, допустим, перевезли мы с вами 60 тонн на 100 километров. Наш показатель грузооборота составит: 60 тонн * 100 километров равняется 6 000 тонно-километров. Понятно?

        И вот, заданы к выполнению конкретные цифры грузооборота. Подсчитывался он по каждому отделению железной дороги в ежедневном режиме. Подходит конец отчетного планового периода времени – месяца, квартала, года. Достигнутая на данный момент цифра выполненного грузооборота не дотягивает до плановой. Скандал! Но мы-то не дураки какие-то. Особенно начальство! И что мы делаем?

        На какой-нибудь грузовой или сортировочной станции из проходящих составов "выдергиваем" вагончики потяжелее и накапливаем их на отдельном пути. Потяжелее – это чтобы тонн побольше было. Вот накопили вагончиков на целый состав. Состав тяжеловесный настолько, насколько это позволяют действующие нормативы. Что называется – под самое горлышко. Подгоняем к нему локомотив и ну возить этот состав по Московскому кольцу по кругу. Это мы наматываем недостающие километры. Перемещаемые тонны состава множим на «намотанные» километры – вот тебе и грузооборот! Катаем до тех пор, пока не получим заданную планом цифру грузооборота. Можно слегка и перевыполнить. Главное – не слишком переборщить. Мало одного состава – можно сформировать и два и три. Сколько надо, столько и сформируем. В итоге – этот показатель будет выполнен и даже немножко перевыполнен. Какой ущерб в расходе электроэнергии или другого вида топлива; задержка в доставке грузов, содержащегося в "выдернутых" вагончиках; износа оборудования и так далее и так далее. Ну, это другой вопрос! Но план-то выполнен!

        Вот вам налицо пример суперпланового хозяйства, доведенного до полной абсурдности. И это только один пример с одним показателем в одной отрасли. А таких примеров можно привести по стране сколько угодно. Ну, какое государство, фирма, предприятие, семья выдержит такое планирование? Вот оно и не выдержало.
       
        Хотя, конечно, это не единственная и далеко не главная причина развала такого мощного государства, как СССР. 


Рецензии
На авиационном транспорте была такая же картина. Чтобы получить премиальные надо было выполнять план по грузам и по пассажирам. Если не хватало пассажиров- организовывали катание, не хватало груза - возили литые болванки, которые доставлялись кразами на аэродром. Было бы экономичнее, если бы кразы проехали ещё 90км, но нет надо было перегружать на самолёты.

Виталий Буняк   02.09.2021 22:13     Заявить о нарушении
Вы меня просто удивили, уважаемый Виталий!
Я думал, что хоть до авиации эта дурь не добралась. Ан нет!
И это не единственная глупость, которая творилась при плановой экономике.
Чего же удивляться, что страна рухнула.
Удивительно другое - как долго она держалась.
Сейчас держится на разбазаривании природных ресурсов.
На век нынешних Правителей, конечно, их хватит.
А с чем наших внуков и правнуков оставят?
После них - хоть потоп. Такова, видно, их логика.
Это логика всех временщиков.
Здоровья! Удачи!

Виктор Ардашин   03.09.2021 06:58   Заявить о нарушении