Просто мама ч 6

   Человек - это такая самообучающаяся штука. Надо только не мешать ей это делать.Малыш может научиться всему сам! Наша задача - обеспечить ему безопасное пространство, и, в зависимости от возраста, - кормить, поить и заботиться о нем соответствующим образом.

   Он САМ учится ползать, ходить, говорить. Он просто наблюдает за нами и очень внимательно. А потом  старательно повторяет одни и те же движения, пока не выучит их. Он самому интересно научиться держать ложку и одевать носочки.  Ему интересно вообще ВСЕ!

  Нужно просто культивировать этот интерес. Нужно дать ему время насладиться процессом обучения, чтобы потом не упрекать  в безразличии к жизни.

  ...Детская площадка. Малыш отошел в сторонку и наблюдает за муравьишкой. Ему интересно, что тот делает, куда ползет, как справится с травинкой, где его дом и как там все устроено. Но вот подходит кто-то из взрослых и выдергивает его из этого процесса. Потому что: "Что ты тут сидишь, пошли к детям в песочницу играть! Смотри, как интересно."

  (А еще иногда говорят: "Что за чепухой ты тут занимаешься, лучше бы..." Варианты разные. Но кому лучше? И то, что "чепуха" для нас - для него может быть архиважным занятием. Ведь каждый малыш - первооткрыватель мира!)

  Так кому интересно уйти в песочницу? Если ребенку станет интересно, он сам туда придет! Но мы  настойчивы в своем желании увлечь его игрой, и он либо послушно идет к другим детям, либо закатывает истерику.

  Ни то, ни другое не есть хорошо для малыша. Мы вырвали его из того, что ему было действительно важно, мы совершили насилие, мы обесценили его интерес к жизни, мы ограничили ему его время. Мы пренебрежительно отнеслись к тому, что он делал - ведь в этом пассивном наблюдении за муравьем ребенок на самом деле совершал очень большую работу: он познавал! Он  открывал для себя огромный мир -  изучал, анализировал, сопоставлял и делал выводы (сам!). Почему мы не хотим (не умеем?) этого понять? Пусть учится. Наша задача - просто откорректировать его выводы, если они не точны. Но очень бережно, не унижая своего малыша.

  Ведь потом, став взрослым, он будет страдать от того, что у него нет времени "на себя": на то, что действительно интересно. Потому что "нужно" сделать то-то и то-то...

  Вот так получаются несчастные люди, у которых отобрали их время. Которые думают, что их увлечение - это чепуха, что есть вещи "поважнее".

  Конечно, мы никогда не хотим причинить вред своему дитя. Мы все делаем ему во благо... Но именно мы выращиваем неСАМостоятельных людей, увы...  Людей, которым не дали времени научиться чему-то самим тогда, когда они этого хотели, могли и были готовы к этому.

  Пусть ребенок делает и познает то, что ему важно прямо сейчас! Пусть изучит то, что хочет изучить. И пусть САМ одевается в садик и на улицу, не дергайте его и не называйте копушей, неумехой или как-то еще. Он УМЕХА, просто ему нужно время, чтобы стать им. Дайте же ему время! Ведь оно больше не вернется.

  И начните давать время себе, для себя и своих "хочу"! (ведь когда-то кто-то тоже не дал его вам...)

Новосибирск, ноябрь 2019г


Рецензии