Пречистенка 23. Говорит Москва

"Говорит Москва"

С возрастом все больше всплывает в памяти далекое прошлое и, оценивая это прошлое, понимаешь, какая непростая, но и интересная жизнь была.
В молодости мы частенько говорили: «Мы, дети войны, счастья не знали». Хотя, на самом деле, я и мои одногодки были послевоенным поколением. Но война прочно вошла в нашу память благодаря родителям и бабушкам-дедушкам. Мы очень трепетно относились к их воспоминаниям и получили от них наказ -  передать эту память своим детям и внукам.
Сегодня я хочу рассказать свою собственную историю, связанную с войной.
Жила моя семья в центре Москвы в коммуналке. Была у нас одна комната. Соседей было много, жили дружно. Даже в то непростое время народ был гостеприимным и хлебосольным (насколько это было возможным в те пятидесятые годы двадцатого века). Частенько нас и наших соседей навещали гости, не только москвичи, но и много было приезжих, родных и друзей.
Однажды приехал к нам в гости друг отца с Урала, Виктор М. На самом деле, он приехал в командировку и решил остановиться не в гостинице, а у своего хорошего доброго друга. Днём он бегал по делам, связанным с работой, а вечером Виктор и мой отец собирались за столом и под рюмочку-другую и за ужином разговаривали, что-то вспоминая или обсуждая…  Оба баловались стихами. Напишут что-то и разбирают потом, сколько поэтических ошибок сделали. У меня до сих пор хранится тетрадь со стихами отца и с пометками Виктора. Но что интересно -  они никогда во время своих встреч не говорили о прошедшей войне. Темы их бесед были разные, но тема «война» была табу…
Был у нас в комнате репродуктор, не тарелка черная, а вполне цивильное радио на одну программу. Мы его никогда не выключали. В 6 утра оно играло нам гимн и устраивало побудку, а в 12 ночи - опять гимн и отход ко сну. Все остальное время радио просто работало: новости, концерты, радиоспектакли и прочие передачи. Мы никогда не включали его очень громко -  главное, чтобы было слышно нашего говоруна,  и  все настолько привыкли к нему – ведь оно было уже нашим членом семьи, и мы всегда были в курсе событий в стране. Мне, маленькой, всегда было непонятно, почему каждый час объявляют: «Слушайте последние известия». Для меня слово «последние» означало, что больше не будут их передавать, они же последние… А через час опять последние известия, причем передавали те же самые, что и час назад.
Вот однажды и случилась история с двумя друзьями и радио. В очередной приезд Виктора в Москву вечером, как всегда, мой отец и его друг готовились душевно  пообщаться за ужином. Нажарили картошки, порезали селедку, украсили ее лучком, положили на тарелку несколько бочковых соленых огурчиков и поставили на стол бутылку водки. Сидят, разговаривают, обсуждают всякие вопросы. Только подняли очередную рюмку, как вдруг раздался голос Левитана из нашего репродуктора:
 - Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. За истекшие сутки враг захватил ...
И дальше шел список мест, захваченных врагом. Мой отец и Виктор замерли, в глазах у них застыл ужас. Совсем недавно закончилась война и вдруг опять этот голос… Помню их шок, их застывшие лица - сидят тридцатилетние мужики, слушают всем хорошо известный голос, а я, маленькая,  смотрю на них и мне страшно от выражения их глаз….
Но вот  Левитан заканчивает свое сообщение, и следом звучит голос обычного диктора:
- Вы прослушали радиоспектакль...
Я уже не помню, что это был за спектакль, но понятно, что он был про войну. И вот тут-то  друзья облегченно выдохнули и сказали:
- Вот и выпьем за то, чтобы такие новости мы слышали только в спектаклях или  смотрели о них в кино. И чтобы вот эта мелочь пузатая (так они называли меня), никогда не узнала, что такое настоящая  война.


Рецензии
Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто замерзал на снегу.... До сих пор помню эту песню, ее пел мой отец и она часто звучала в то время из черных тарелок. Удачи.

Александр Аввакумов   25.01.2020 09:27     Заявить о нарушении
Спасибо!

Vikingnz   25.01.2020 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.