Жизнь и Смерть Владимира Ульянова-Ленина. Глава 14

    Глава 14. 1905-1907 год. Крестьянские восстания.               
     Разгон I и II Государственной Думы. IV Объединительный и V съезды РСДРП.

 
      В России уже проводилась крестьянская реформа в 1861 году, под названием «Отмена крепостного права», но её итоги не удовлетворили основную массу крестьянского населения, что также использовалось «революционерами» для разжигания недовольства и бунтов у крестьян. Призывы «революционеров» к социализации земли российским крестьянством не приветствовались.


      При крестьянских бунтах жертвами всегда были, помещичья усадьба с имуществом и сельхозинвентарём, сам помещик, даже если он был либерал со своими крестьянами, кабак и кабатчик, который был ростовщиком крестьян в округе. Цель погрома у ростовщика-кабатчика для бунтовщиков была кроме того, чтобы забрать алкоголь и напиться, уничтожить свои долговые, заёмные расписки. Зажиточных крестьян-кулаков так же не устраивала перспектива социализации земли и распределение её в пользу бедных-безземельных, которые трудились у землевладельцев в качестве наёмных работников.


    Программ-минимум, принятая «социал-демократами» на 1-ом, организационном съезде «РСДРП» в Минске, в 1898 году, предусматривала, в том числе, «решение крестьянского и рабочего вопросов».


      Российские «социал-демократические» движения, развивавшиеся из «народовольческих» организаций, стремились к вовлечению в свои партии и крестьян, составлявших подавляющую, сто миллионную по численности часть населения Российской Империи.

 
     Ульянов-Ленин, став поборником «диктатуры пролетариата» планировал подчинить интересы крестьянского населения интересам политики «диктатуры пролетариата», численность которого на то время составляла менее 10% населения. В своих заявлениях он неоднократно высказывал мысль о необходимости создания «революционных крестьянских комитетов» для руководства крестьянским движением, но на практике «социал-демократам»-освобожденцам этого осуществить не удалось.

 
       Вовлечь громадную массу крестьянства, занятого ежедневным трудом для собственного выживания, в политическую деятельность партий, было невозможно. Единственным способом поднять крестьянина на бунт, надо было вызвать недовольство у каждого крестьянина тяжестью их жизни, жестокостью в обращении с ними арендаторов, кредиторов, представителей властей и прочими жизненными неурядицами. При бунте, при грабеже помещичьих усадеб, большая часть барского имущества опять же доставалась зажиточным крестьянам, у них были лошади и телеги, голытьба на себе много утащить не могла.

 
    С 31 июля по 1 августа 1905 года в Москве, при поддержке и участии «социал-демократов», «эсеров», «освобожденцев», сторонников «освобождения» крестьянина от земли, в соответствии с решениями «объединённой Женевской конференции» был проведён нелегальный «Учредительный съезд» «Всероссийского крестьянского союза», «ВКС». «Делегаты», представители «губернских крестьянских союзов» из 22 центральных губерний, с преимущественно русским населением, собирались на частных квартирах. На «Съезде» присутствовало более 100 человек, в том числе около 25 «революционеров».

 
    «Съезд» провозгласил себя первым «Учредительным съездом Всероссийского Крестьянского Союза», «ВКС». Им была определена структура «ВКС», включавшая периодический проводимые съезды, всероссийские, губернские, и комитеты, Главный, губернские, уездные, волостные и сельские. «Съезд» избрал «Главный комитет», включивший 8 человек, Семена и Василия Мазуренко, Василия Краснова, Сергея Курнина, Медведева, Овчаренко, Григория Шапошникова, Хомутова, а также «Центральное бюро содействия», «ЦБС» в составе 5 человек, Степана Блеклова, Александра Левицкого, Алексея Стааль, Владимира Тан-Богораз, Архипа Тесленко.

 
     «Делегаты Съезда» постановили, созвать «Учредительное собрание», требовать обязательного и бесплатного обучения, причём школы должны быть светскими, преподавание «Закона Божьего» объявить необязательным, преподавание вести на местных национальных языках. Местное самоуправление должно быть построено на принципе всеобщего голосования. «Съезд» выступил за национализацию земли и отмену частной земельной собственности, монастырские, церковные, удельные, кабинетские и государственные земли решено было отобрать без выкупа, у частных владельцев земля должна быть отобрана частью с выкупом, частью без выкупа, условия национализации земли должны быть определены «Учредительным собранием». Программа «Съезда» «ВКС» повторяла в основном программу «Партии социалистов-революционеров», «ПСР». Предложение представителя московского комитета «РСДРП» Андрея Шестакова об установлении «Демократической Республики» было отклонено, о «власти советов» и «диктатуре пролетариата» вопросы не поднимались.


      Руководство «ВКС» и большинство «делегатов» были сторонниками мирных средств борьбы и выступали против вооруженного восстания.


          В 1905 году общероссийское крестьянское движение выдвинуло, странный лозунг, «Земля Божья!». Либералы и революционеры отнесли этот лозунг на счёт невежества, на деревенские предрассудки и религиозность. Реальное содержание данного лозунга было понятно любому мужику и не принималось его арендодателем, землевладельцем, нанимателем. Раз земля «Божья», считали крестьяне, она не может быть собственностью помещиков и кого-либо, она должна стать достоянием «крестьянской общины». «Земля Божья», говорили крестьяне, «а мы у Господа «арендатели»».


        «Революционеры-освобожденцы» считали, что ликвидация сельской общины и «освобождение» крестьян от земли является единственным, реально существующим вариантом дальнейшего развития капитализма в России, поэтому их аграрные программы предусматривали национализацию земли, у Владимира Ульянова-Ленина, или муниципализацию земли, у Георгия Плеханова.


        В процессе развития капиталистических отношений в России и российское сельское хозяйство изменялось. Происходило социальное расслоение крестьянства по имущественному признаку. Крестьянство распалось на несколько социальных прослоек, по размеру засеваемого надела земли, которую каждый обрабатывал. Крепкие хозяйства, с засевом земли более 50 десятин, средние, с засевом земли от 50 до 25 десятин, зажиточные, с засевом земли от 25 до 10 десятин. Десятина составляла 1,09 гектара. Крестьяне, засевавшие земли меньше 10 десятин, считались малоземельными, бедняками. Соответственно между зажиточными, бедными и безземельными крестьянами зародились отношения антагонизма. Это проявлялось даже в годы голода при неурожаях в губерниях России. «Справные», зажиточные крестьяне угрожали благотворительным лицам, проводившим раздачу денег голодающей бедноте, физической расправой. «Надо поддерживать не бедноту, заявляли «справные», а нас, потому что у них, у голытьбы, никогда ничего не было и не будет», говорили они представителям благотворителей.


     Ульянов-Ленин общался с такими «справными» крестьянами в 1893 году, когда Ульяновы проживали на своём хуторе, купленном в Алакаевке, в Самарской губернии. Он вспоминал свои разговоры с местным зажиточным крестьянином Кисликовым, который был одним из тех «реакционных смутьянов», которые словами, «земля Божья, а мы арендаторы у Бога», настраивали местных самарских крестьян против агитаторов «социалистов». Ульянов-Ленин любил повторять слова Маркса о том, что «у крестьянина есть не только предрассудок, но и рассудок». И этот самарский крестьянин был одним из тех, кто имел этот «рассудок».


       Было в крестьянской жизни России еще течение «земское движение», социальная база которого была реальнее, чем у «социалистов-революционеров», но менее реальна, чем «рабочий класс» социал-демократов. Оно опиралось на «кооператоров» деревни, на мелких служащих органов «земства», на часть радикальной интеллигенции. Организовать эту среду было трудно, а вывести на улицы «со знамёнами» невозможно. Эти элементы постоянно «колебались» и к «тем», и к «другим».


       Адреса от «земцев всех губерний» в 1894 году, с пожеланиями к императору, при восшествии на престол Николая II, о «совместной работе с правительством, о предоставления «доступа голоса земств к престолу»», Николай II назвал «бессмысленными мечтаниями». Деятели «Земского движения» больше оказывали поддержку профессиональным организациям, в которые входили «земские служащие», врачи, учителя и другие, в ряде случаев были инициаторами создания этих «профсоюзов», чем решением крестьянских проблем. В среду «земцев» постепенно стали внедряться, на оплачиваемые «земские» должности, сторонники различных «революционных» антиправительственных движений.


        В начале 1900-х годов произошла смена настроений участников «Земского движения». Впервые «земцы» выступили за создание законодательного представительского органа, введение демократических свобод, равноправие сословий на первом легальном «Земском съезде», в ноябре 1904 года, в Санкт-Петербурге где присутствовали делегаты от 33 губерний. Сказалось влияние нараставшего общероссийского «социалистического» движения и «внедрение социалистов» в «земские» организации.


  Непродолжительные «либеральные игры» царской администрации «периода князя Святополк-Мирского», со всякой «либеральщиной», окончились после лаконичной резолюции, которую Николай II начертал карандашом на полях «Петиции земств о введении конституции», поданной делегатами «Съезда», «просьба бестактна и нагла», а через 11 месяцев сам эту конституцию «даровал».


        В Революцию 1905–1907 года, «Земское движение» пошло на убыль и фактически прекратилось с изданием «Манифеста 17 октября» 1905 года, умеренные «земцы» с удовлетворением встретили этот акт и вошли в состав партии «Союз 17 октября», большинство представителей «Земского движения» примкнуло к «Конституционно-демократической партии», «кадетам», во главе с Павлом Милюковым.


        В сентябре 1905 года, прошёл последний, разрешённый «земский» съезд, 20 представителей от 12 губерний собрались для раз-ассигнования накопленных «земских» средств, деньги были направлены на помощь голодающим в губерниях, где случился неурожай.


         После «Манифеста 17 октября», было расширено избирательное право «законом 11 декабря» и был подготовлен «Проект аграрной реформы» с «принудительным отчуждением земли». Землевладельцы-дворяне активизировались и принялись организовывать свои «съезды объединенных дворянских обществ». Начавшей работать «Государственной Думой» был поставлен вопрос, «о принудительном наделении крестьян землей за счет отчуждения части помещичьих». В этом проекте монарх усмотрел «революционный дух», давление определенных партий. Проект императором был отклонен.


       Правительством, был принят ряд «Указов», вносящих коренные изменения в сложившуюся систему земельных правоотношений того времени,
    «Указом от 3 ноября 1905 года», была расширена деятельность «Крестьянского банка» по скупке частных землевладельческих участков и продаже их крестьянам трудового типа, на льготных условиях, в кредит.
     «Указом от 8 ноября 1905 года», были отменены «выкупные платежи за надельные земли», отведенные крестьянам после «Реформы 1861 года».
    «Указом от 12 августа 1906 года» произошла передача «Крестьянскому банку» удельных земель, которые были пригодны в сельскохозяйственном пользовании и не входили в состав «лесных дач».
    «Указом от 19 сентября 1906 года» была передана свободная часть «Кабинетских земель Алтайского округа» казне, для отвода этих земель переселенцам из центральной России.
    «Указ от 9 ноября 1906 года» давал возможность крестьянам выходить из общины и получать в свою собственность все за ним закрепленные наделы земли. Это положил начало распаду крестьянской общины, к чему и стремились «социалисты», сторонники развития капитализма в России.

 
     Крестьяне становились полноправными хозяевами земли, с правом её продажи или сдачи в аренду. Крестьянин мог получить «отруб» или переселиться на «хутор». «Отруб», это часть общинной земли, которая выделялась крестьянину в постоянное пользование и уже не подлежала переделу, которые ежегодно происходили внутри общины. При этом крестьянин оставался жить на прежнем месте. А если крестьянин желал переселиться на «хутор», то свой дом он переносил на выделенную землю, уже за пределы населенного пункта. Крестьянин получил возможность богатеть. Создание «хуторов» и «отрубов» кредитовалось «Крестьянским банком», созданным, еще в 1882 году, для выдачи ссуд крестьянам на покупку земли.


        В ходе «земельной реформы» вышедшие из общины бедняки, продавали свои вновь полученные земельные наделы богатым соседям и уезжали из деревни в город. Ушедшие в города крестьяне пополняли армию безработных и низкоквалифицированных рабочих, основных участников забастовочного движения.

 
        Вырастала сельская буржуазия, кулачество, зажиточные середняки. Они закупали сельскохозяйственную технику, производство и импорт которой выросли в разы. Эти слои крестьянства не стали союзниками самодержавия и помещиков. Многие зажиточные крестьяне-кулаки не стали выделяться из общины, им это было невыгодно, крестьянская община сохранялась в центральной части России.


      Высшей точкой революционного взрыва, стало вооруженное восстание в Москве, в декабре 1905 года, и его неизбежное подавление войсками. Затем революционная ситуация стала затухать.


       По всей стране применялись воинские отряды. Военные беспощадно расправлялись с бунтовщиками, оказывавшими вооружённое сопротивление войскам.


      В январе 1906 года Владимир Ульянов-Ленин приезжал нелегально и в Москву, на заседание Московского Комитета «РСДРП», на котором обсуждались итоги декабрьского вооружённого восстания. Он очень интересовался перипетиями борьбы. Со слов члена «МК РСДРП» Скворцова-Степанова, который рассказывал Ульянову-Ленину о ходе восстания, «…его глаза и всё лицо освещалось радостной улыбкой, когда я рассказывал ему, что в Москве ни у кого, и прежде всего у рабочих, нет чувства подавленности, а скорее наоборот…». По итогам восстания Ульянов-Ленин написал для партийной печати статью, «Уроки московского восстания». В статье он анализировал причины поражения восстания, давал рекомендации по переходу восставших от баррикадных боёв к «партизанской тактике ведения войны», человеческие потери, в основном среди мирного населения, его не волновали. Московское вооружённое восстание, было первое восстание в России, которое объединёнными усилиями всех «революционеров», прежде всего «эсеров», удалось «разжечь» из массовой стачки.


       Георгий Плеханов расценивал «Московское вооружённое восстание», как неудачное, поскольку оно не привело к победе, и прямо говорил, «пролетариату не надо было браться за оружие…». Споры, между лидерами, были теоретические, жертвы людские были реальные, они были «расходным материалом» и их не волновали.


       27 января 1906 года, боевая дружина петербургской организации «РСДРП» совершила нападение на трактир «Тверь», где собрались члены «Союза русского народа», рабочие заводов Невской заставы. Нападение было совершено   по заданию Петербургского комитета «РСДРП». Сначала «боевиками» были брошены в чайную две бомбы, а затем выбегающие из чайной люди, расстреливались из револьверов. «Боевиками» были убиты два человека, около двадцати ранены.


      Высоким оставался уровень крестьянских волнений. В 1906 году в сельской местности произошли 2600 выступлений. В ряде губерний под натиском крестьян помещики пошли на уступки, снизили арендные цены, повысили оплату труда сельскохозяйственным рабочим, улучшили условия труда. К концу 1906 года и крестьянское движение пошло на убыль.


      Правительство Столыпина одержало почти бескровную победу над революцией, но модернизации и реорганизации монархического режима, в результате государственного переворота «17 октября», не было проведено.

 
     В 1905-1907 годах все монархические партии и организации насчитывали больше 200 тысяч человек, их называли «черносотенными». Они также оказали существенное влияние на подавление «первой русской революции».


     1-я «Государственная Дума», начав работу 27 апреля 1906 года, просуществовала 72 дня, и была распущенна императором, 9 июля 1906 года.

 
     Выборы в «Думу» проводились по «Сословно-куриальной системе», которая была признана более предпочтительной для России, чем общие, прямые, равные и тайные выборы. Император, и председатель правительства Сергей Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».


      «Социал-демократы» и «эсеры», всего 18 представителей, избранные как «независимые», в «Думе» вошли во фракцию «Трудового Союза», «трудовиков». Ульянов-Ленин поддерживал политику «бойкота» выборов, считал «Государственную Думу» «бессильной», газета «Искра» начала публикацию карикатур на работу «Думы».

 
       Георгий Плеханов объяснял «социал-демократам», что, дискредитируя «Думу», они тем самым поддерживают царя и правительство, которое не будет дожидаться, пока народ придет на выручку депутатам, а просто разгонит «Думу». Прогноз Плеханова сбылся, «Думу» император разогнал.

 
     Борьбу за «демократизацию» России в «Думе» повели «Конституционные Демократы», во главе с Павлом Милюковым. С началом работы «Думы» «кадеты» поставили вопросы, «об амнистии всех политических заключённых», «отмене смертной казни», «упразднении Государственного Совета», «установлении ответственности Совета министров перед Думой».


     Провал революционной тактики конца 1905 года заставил «социал-демократов» устроить примирительный съезд в Стокгольме, в апреле 1906 года. Было предложение, объединить социал-демократические партии России, Польши, Литвы, Латвии, Финляндии, Болгарии и Бунд.

 
     С 27 апреля 1906 года, начала работу «I Государственная Дума». «Дума» стала палатой Парламента и законодательным органом Российской империи, второй палатой Парламента стал Государственный Совет Российской империи. Из 478 депутатов, избранных в состав «Думы», представители «РСДРП» составляли 18 человек. Первоначально они входили в состав фракции трудовиков, которых было в «Думе» 107 человек. Первый закон, который был принят «Думой», это ассигнование денежных средств в количестве 15 миллионов рублей на помощь голодающему населению.


      В 1905 году в Российской империи в 138 уездах в 21 губернии, случился неурожай, число пострадавших от голода превысило 18 миллионов человек.

 
      На деньги правительства и российских и зарубежных финансовых организаций создавались пекарни, столовые, санитарные пункты для голодающих, погорельцев и малоимущих. В 1906-1907 годах, при обострившейся политической обстановке в стране, помощь голодающим продолжалась.


      Правительство реально заботилось об оказании помощи голодающему населению, «социалисты» разъясняли голодающим, почему они голодают и призывали население подняться на борьбу с самодержавием, призывали к вооружённому восстанию. Социалисты помогали голодающим «словом» и использовали голод как фактор для организации бунтов.

   
      Лидер «социал-демократов» Германии Эдуард Бернштейн, в своих отзывах на события по работе «I Государственной Думы» писал, «Достойны не смеха, а самого серьезного осуждения попытки «социал-демократов» объяснить те или другие шаги «кадетов», как начавшуюся измену пролетариату». Ульянов-Ленин и сам, потом признавал свою ошибку по бойкоту выборов в «I Думу», как тактическую.


      За две недели до начала работы 1-ой «Государственной Думы», с 23 апреля по 8 мая 1906 года, в Стокгольме прошёл IV, «объединительный», съезд «РСДРП». На съезде планировалось объединиться с национальным партиям России, Польши, Литвы, Латвии, Финляндии, Украины, Болгарии, Бунд.


     На съезде обсуждались вопросы по аграрной политике, так как этот вопрос предстоял обсуждению на заседаниях «Думы». На этом объединительном съезде, Ульянов-Ленин проводил свою аграрную политику, «по национализации земли». Отстаивая программу национализации земли, он планировал создание «крестьянских комитетов», которые, по его замыслам, расправятся с помещиками и чиновниками, соединившись с рабочими в вооруженном восстании по свержению самодержавия, откажутся от личного землевладения и всё это, естественно, под руководством «революционной партии диктатуры пролетариата». Ульянову-Ленину была нужна власть над всеми, и над крестьянами, и над пролетариатом, с помещиками, буржуазией и чиновниками «вопрос» их существования планировалось решить в процессе восстания и после установления «диктатуры пролетариата», в соответствии с тем, на чьей стороне они будут. Плеханов и другие «социал-демократы» отстаивали аграрную программу по муниципализации земли и раздачу её крестьянам по трудовой потребности. «Социал-демократы» стремились защитить экономические интересы крестьянства, без вооружённых восстаний и ликвидации помещиков и чиновников.


     18 членов «РСДРП» и «Эсеров» уже были избраны в депутаты «Думы», но в виду своей малочисленности примкнули к фракции «трудовиков», группе депутатов из крестьян и интеллигентов народнического направления. «Трудовики» были организацией исключительно парламентской, не подчинялась строгой партийной дисциплине. Легально эти 18 депутатов считались «беспартийными».


       На съезде в Стокгольме присутствовало 112 делегатов с решающими голосами от 57 организаций, 22 делегата с совещательными голосами от 13 организаций совещательным и 12 представителей национальных социал-демократических организаций, Социал-демократия Королевства Польского и Литвы, Латышская социал-демократия, Бунд, представители Украинской, Финляндской и Болгарской социал-демократических рабочих партий. По фракционной принадлежности из числа решающих голосов приблизительно 62 принадлежали «меньшевикам» и 46, «большевикам», «большевиков» было меньше.


     Съезд утвердил резолюции «о Государственной думе», «о вооруженном восстании» по итогам голосования. Было решено участвовать в выборах и в дальнейшей работе «Думы». Резолюция «о вооруженном восстании» постановила, «противодействию всем попыткам вовлечения пролетариата в вооруженные столкновения». Без обсуждения съезд вынес компромиссную резолюцию «о профессиональных союзах», признававшую необходимым содействие партии в организации профессиональных союзов, и резолюцию «об отношении к крестьянскому движению».

 
       На съезде был решен вопрос об объединении с социал-демократией Польши и Литвы, с латышской социал-демократией, которые вошли в состав «РСДРП» как территориальные организации, ведущие работу среди пролетариата всех национальностей данной территории. Фактически было заложено основание для формирования национальных кадров, стремившихся к отделению своих национальных групп от Российской империи, прихватив побольше территорий и созданных за предыдущие времена инфраструктур. Под лозунгом «интернационализма» на национальных территориях игнорировался «интерес» русскоязычного населения.


      Съезд принял также проект условий объединения с «Бундом», но в специальной резолюции решительно высказался против организации пролетариата по национальностям. На съезде, по инициативе «Украинской социал-демократической рабочей партии», «УСДРП», был поставлен вопрос об объединении с «УСДРП», однако соглашения с ней не состоялось.


      Действия боевиков, членов «РСДРП», подражавших «анархистам» и «эсерам», были осуждены руководством «РСДРП». Юлий Мартов предложил исключить боевиков из партии, «за совершаемые ими незаконные экспроприации и террористические акты». Георгий Плеханов призывал бороться с «большевистским бакунизмом», многие члены партии считали «Ульянова-Ленина и компанию» обычными грабителями, а Фёдор Дан «окрестил» большевистскую фракцию членов «ЦК РСДРП», «компанией уголовников». Были ещё и деньги, которые стали регулярно передаваться московскими фабрикантами-староверами, на партию «РСДРП», лозунг которой был, «долой самодержавие», а фабриканты-староверы ставили своей целью сменить царя на «православного», который вернёт «древлее православие». Главной целью Ульянова-Ленина было с помощью денег усилить свои позиции внутри «РСДРП» и собрать «свою партию» внутри «РСДРП» используя деньги, приходившие к нему, которые он аккумулировал на своих счетах и выдавал их лично своим сторонникам, «на дело» и для проживания. Руководители «РСДРП» поняли, что Ульянов-Ленин не передаёт идущие к нему деньги в «партийную кассу» полностью, а присваивает большую их часть на нужды организации своей фракции.


       Ульянов-Ленин субсидировал этими деньгами, Петербургский и Московский комитеты «РСДРП», как ключевые в российском революционном движении, выдавая первому по тысяче рублей в месяц и второму по пятьсот рублей. Деньги шли на подкуп полицейских и жандармов, судейских, вооружение «боевиков», закупку оружия и боеприпасов. В этот период времени, фабрикант Савва Морозов выдавал ежемесячно Леониду Красину по 2000 рублей на нужды «РСДРП», который затем переправлял их Ульянову-Ленину, у Ульянова-Ленина оставалось ещё по 500 рублей в месяц на «мелкие» расходы. Относительно малая часть денежных поступлений от грабежей попадала в общепартийную кассу, и члены ЦК «РСДРП» были возмущены тем, что им не удаётся заставить «Большевистский центр» полностью передавать полученные деньги в ЦК.


      Ульянов-Ленин стремился лично «оседлать» функцию управления финансовыми поступлениями в партийную кассу и не собирался никому этого уступать, он считал самым надёжным способом исполнения «революционной» работы не энтузиазм, а денежную оплату.


     Но, вместо «объединения», на «съезде» произошло дальнейшее нарастание расхождения между различными фракциями и национальными комитетами. Такие вожди, как Аксельрод, Плеханов, доказывали основательно и серьезно невозможность тактики захвата власти пролетариатом при помощи победоносной революции в крестьянской, полуфеодальной России. Они продолжали утверждать, что только «буржуазно-демократическая» революция возможна в России и что с либералами и капиталистами надо не бороться, а надо их поддерживать в этом стремлении. Всё это, подтверждалось декабрьским провалом восстания в Москве, поэтому «социал-демократы», возглавляемые Георгием Плехановым и Юлием Мартовым, одержали на «съезде» верх над сторонниками «диктатуры пролетариата». Кроме этого были разные позиции у всех территориальных партий и фракций по аграрной программе и по отношениям к выборам в «I Государственную Думу».


     Но на практике, Ульянов-Ленин продолжал придерживаться своей тактики. На сложные рассуждения «плехановцев», он, по-прежнему находясь за границей, отвечал демагогией и призывами к «диктатуре пролетариата», свержению самодержавия и продолжению курса к восстанию через забастовку. Ульянов-Ленин, оказавшись в меньшинстве в ЦК, избранном на Стокгольмском съезде «РСДРП», собрал нелегальное совещание своих сторонников, и они создали свой нелегальный в партийном отношении «Центральный Комитет», который стали называть «Большевистский центр», «БЦ», во главе с Ульяновым-Лениным. Ульянов-Ленин твёрдо «гнул» свою линию. С этого времени «большевики», как их позже «окрестили», были в меньшинстве и в «ЦК РСДРП», и в Петроградском комитете, скрывали свою сепаратную работу. Состав первого «БЦ» был законспирирован, были известны имена только трёх человек, Ульянов (Ленин), Александр Малиновский (Богданов) и Леонид Красин (Никитич). Они себя сами называли «финансовой группой», а «посвящённые» называли их «коллегия трех». До Лондонского съезда, 30 апреля 1907 года, руководящая роль в «БЦ» принадлежала «коллегии трёх». После Лондонского съезда состав «БЦ» был значительно расширен. Секретарём «БЦ» была назначена Надежда Крупская, объём её работы ещё больше увеличился. Местонахождения «БЦ» менялось, вместе с перемещениями Крупской и Ульянова по Европейским столицам. В феврале 1910 года «БЦ» был ликвидирован решением Парижского пленума «ЦК РСДРП» с формулировкой, «…идя целиком навстречу назревшей потребности в организационном единстве партии, заявляем, «мы распускаем свой фракционный центр, мы прекращаем издание газеты „Пролетарий“…».  В «Кратком курсе истории ВКП(б)», изданном в 1938 году понятие о «БЦ» отсутствовало.


       В начале мая 1906 года, «кадетская» фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.


         Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров Ивану Горемыкину, из мелкопоместных дворян, который 13 мая ответил отказом на все требования «Думы».


      Правительство предпочло объявить всю «I Думу», «новым советом рабочих депутатов или союзом союзов», так как были приняты законы «по улучшению положения рабочих». Вместо того, чтобы использовать «Думу» как средство против революционного подъёма, Правительство, по указу императора, объявило о роспуске «Думы», в ночь на 9 июля 1906 года, в 6 часов утра «Указ о роспуске» был расклеен по Санкт-Петербургу, в том числе на воротах Таврического дворца, где проводились заседания «Думы».


       Члены разогнанной Думы решили собрались в Выборге, который входил в территорию Великого Княжества Финляндского, на территории которого деятельность имперской жандармерии и полиции была ограничена.  Всего собралось 220 депутатов, почти половина избранного состава. Председатель Государственной Думы Сергей Муромцев, из дворян, открыл заседание фразой, «заседание Государственной Думы возобновляется». 22 июля было принято обращения «От Думы к народу». Обращение призывало к пассивному гражданскому неповиновению властям, до созыва новой Думы, а именно, не давать рекрутов, не платить податей и не платить по займам, которые заключило правительство без согласия «Думы».

 
     Роспуск «Первой Государственной Думы» провел резкую черту в политической жизни России до и тем, что стало после. Первым признаком этого перелома был процесс затухания революции.

 
     Там же, в Финляндию, укрылся Владимир Ульянов-Ленин после революционных событий ноября 1905 года в Санкт-Петербурге и, проживал нелегально по поддельным документам в Финляндии, в Куоккала до декабря 1907 года. Он пишет статьи в социал-демократические газеты «Вперёд», «Эхо», «Пролетарий», которые издавалась в Выборге, Женеве и Париже как газеты комитетов «РСДРП» Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Курского, Пермского. В газетах было опубликовано 125 статей, критических заметок и прочих документов с авторством Ульянова-Ленина, под различными псевдонимами.


    С середины лета 1906 года, Ульянов-Ленин проживал в местечке Куокалла, где поселился на даче у коллеги по партии, для конспирации, и чтобы не тратиться на наём жилья. Он копил деньги от «эксов», в «партийной» кассе, для жизни за границей, а пока жил на даче у коллеги по партии. Ещё была жива его маменька, Мария Александровна, она помогала сыну материально, до последних дней своей жизни в 1916 году.


    Впервые, в своей политической карьере, Ленин выступил в России, перед российской аудиторией, в ноябре 1906 года. Выступление было на собрании партийного актива Санкт-Петербургского Комитета «РСДРП», с критикой аграрной программы партии «эсеров». Собрание было нелегальное, тайное, сам он приехал нелегально с территории Финляндии и было прервано, из-за налёта полиции, пришлось срочно уходить. Аграрная Программа Партии «эсеров», партии, которая формировала сторонников среди крестьянства, являлась членом Социалистического Интернационала, «Устав» её соответствовал программным требованиям Социалистического Интернационала и включал в себя «социализацию земли», что означало следующее, «Отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи, Переход всей земли в распоряжение центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями, Пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым, то есть обеспечивать норму потребительную, на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе, то есть земля не должна была быть источником личного обогащения».


      Эта программа поддержкой крестьян сельской общины, так как она декларировала то, о чём многие из них мечтали. Но цель Социалистического Интернационала, по ликвидации частной собственности на землю была в ином, «обеспечить свободный доступ человечества к природным ресурсам Земли», в данном случае «к природным ресурсам России». Ульянов-Ленин, как член Международного Социалистического Бюро, всю эту «политическую механику» понимал, и она его не устраивала, его цели не соответствовали цели «Социалистического Интернационала». Его цели были какие-то другие, а может это были и не его цели, потому что практически, «принцип свободного доступа «человечества» к природным ресурсам России», был реализован на первых шагах его власти частично, за деньги, в форме «концессий». Ульянов-Ленин планировал национализировать землю, перевести её в государственную собственность, он планировал руководить посредством «диктатуры партии» не только пролетариатом, но и крестьянством.


       Организовать вооружённое восстание рабочих в Санкт-Петербурге «революционерам» ни одной из партий не удалось, так как рабочие Санкт-Петербурга, которые составляли основную массу «Совета Рабочих депутатов», организованные и воспитанные Григорием Гапоном и группой бывших социал-демократов Карелиных, отвергали идею вооружённого восстания и боролись только за свои экономические интересы, за интересы рабочих. В Санкт-Петербурге, «Советом» был принудительно введён 8-часовой рабочий день, на что фабриканты ответили локаутом-закрытием предприятий. Поэтому все свои усилия по разжиганию вооружённого восстания «революционеры» перенесли из Санкт-Петербурга в Москву, где рабочие союзы были слабы. Только в Москве «революционерам» удалось «поджечь» часть воинских подразделений и часть рабочих на вооружённое восстание, которое продержалось 9 дней и унесло около 500 человеческих жизней, 700 человек было ранено, с обеих сторон. Большей частью, жертвами восстания становились случайные московские обыватели.


       Как свидетельствует одна из ближайших коллег Ульянова-Ленина, Елена Стасова, «Ленин сформулировав свою, новую, тактику террора, стал настаивать на немедленном приведении её в жизнь и превратился в ярого сторонника «массового террора»».


       В этот период, с 25 октября 1906 года, Ленин писал, что большевики вовсе не возражают против политических убийств, индивидуальный террор должен сочетаться с массовыми процессами.


       Ульянов-Ленин публично объявил грабёж допустимым средством революционной борьбы. Большевики были не единственной социал-демократической организацией в России, прибегавшей к грабежам, которые назывались, на языке революционеров, «эксам», которые проводились организованно и систематически, «Большевистским Центром», «БЦ», практиковали «эксы» и «анархисты» и «эсеры», деньги были нужны всем «партиям». В других партиях, у «анархистов» и «эсеров» лиц, присваивавших «партийные деньги» казнили закрытым, партийным судом.


     До конца декабря 1907 года, Ульянов-Ленин нелегально ездил отсюда в Санкт-Петербург, маскировался под рабочего. В этот период он выступал на различных партийных собраниях, с критикой всех и вся, с лозунгами, «да здравствует диктатура пролетариата, долой самодержавие», все кто присутствовал на собрании, по дефектам его речи в произношении, не смотря на его маскировку, все понимали, выступает Ульянов-Ленин, и громко аплодировали.


      Также, в период нелегального пребывания в Финляндии, вместе с Надеждой Константиновной, Ульянов-Ленин ездил в Выборг, который был в это время территорией Великого Княжества Литовского, здесь набиралась «матрица» нелегальной «социал-демократической» газеты «Пролетарий», для печати «матрица» переправлялась в Санкт-Петербург. Газета была Центральным Органом «РСДРП», а Ульянов-Ленин был её главным редактором и «главным бухгалтером», так как деньги за набор «матрицы» и печать в типографиях он платил рабочим наличными, сам. Деньги для оплаты перевозила с собой в саквояже, Надежда Константиновна, так было надёжнее для «кассы», при случайном аресте Ульянова-Ленина. У Владимира Ульянова был прецедент в молодости, произошедший с ним в Санкт-Петербурге, когда его забрали в полицию с тысячей рублей в кармане.


      Приезжал Ульянов-Ленин и в Санкт-Петербург, в издательство «Вперёд», в которое в 1905 году влились журналы «Наша мысль», издательства «Марксист» и «Утро». С весны 1907 года, дополнительно было организовано легальное издание газеты взамен газеты «Новая Жизнь», которая выходила с 27 октября по 3 декабря 1905 года и было выпущено 28 номеров, в которых Ульянов-Ленин опубликовал 13 статей. Новая газета выходила под разными названиями, «Волна», «Вперёд», «Эхо», в июле её закрыли.

 
       Официальным редактором и издателем всех книг, а также и произведений печатной графики, открыток, в издательстве «Вперёд», являлся Антон Долгин. Под «личиной» Антона Долгина, мещанина из города Слуцк, скрывался освобождённый из тюрьмы, после манифеста 17 октября 1905 года, Илья Белопольский (Эли-Мейлах Говшиевич), из типографских рабочих. Редакцию журнала «Наша мысль» возглавлял Владимир Бонч-Бруевич, сподвижник Плеханова, вышло 5 номеров журнала, после чего журнал закрыли.


       Ульянов-Ленин выступал против буржуазной свободы печати и ратовал за партийность печати, чтобы партийная печать, на своих страницах, отражала только интересы пролетариата, то есть партии диктатуры пролетариата.


       Магазин и склад издательства находились, до весны 1907 года в Санкт-Петербурге, в доме N 9 по Караванной улице. Квартира была разделена на две части. В одной помещался магазин, где происходила розничная продажа литературы, тут же были приемный кабинет и бухгалтерия, в другой части был организован оптовый склад. Издательство «Вперёд» было первым крупным легальным «социалистическим» издательством в дореволюционной России. Создание его оказалось возможным в период первой русской революции 1905 – 1907 года, когда много политической, антиправительственной литературы, при ослаблении деятельности цензуры, выпускалось фиктивными издательствами, в подпольных типографиях или за границей России.

 
       При начале своей деятельности издательство «Вперёд» рекламировало себя, скрывая свою «революционную» направленность, объявление гласило, «Центральный книжный склад «Вперёд» поставил себе задачей постоянно иметь в продаже все издания марксистского направления, выходящие как в России, так и за границей. Кроме того, книжный склад «Вперёд» всегда будет пополняться литературой, по-рабочему и крестьянскому вопросу всех фракций. Помимо этой специальной задачи, центральный книжный склад «Вперёд» берет на себя составление всевозможных библиотек - по преимуществу для широкого массового читателя как городского, так и сельского».


     Ульянов-Ленин находился на нелегальном положении, после событий декабря 1905 года проживал в Финляндии, часто приезжал в издательство, вникал во все подробности издательства, как член ЦК «РСДРП», приходил и со своими статьями, правил там корректуру и даже иногда писал в редакции статьи. Он направлял работу издательства, подробно рассматривал корректуры и рукописи, ожидавшие печати.


     Несмотря на то, что издательство подвергалось обыскам, часто конфисковали печатную продукцию и оно в любое время могло быть закрыто царским правительством, издательство приносило в «партийную» кассу, ежемесячно, не одну тысячу рублей, распространяя дешёвые копеечные брошюры и открытки среди населения.


      Вся работа издательства «Вперёд» была построена так, что оно и в целом и каждая его часть отдельно, издательство, склад, магазин, могли вести свою работу самостоятельно, сочетая легальные формы работы с нелегальными.


       Помещение издательства и книжного склада «Вперёд» часто использовалось и как место заседаний Петербургского комитета «РСДРП», и как место встреч «революционеров», скрывавшихся на нелегальном положении. Бывали в издательстве Надежда Крупская, сестры Менжинские, Максим Литвинов (Меер Валлах), а также оно использовалось как «явка» для прибывавших в Россию партийных эмигрантов.


       Существовавшие при издательстве центральный книжный склад и магазин, занимались распространением нелегальных брошюр, открыток, листовок и тех произведений, на которые в момент их выпуска объявлялся запрет. Широко практиковался выпуск литературы под вымышленными издательскими марками, такими как, «Наш голос», «Новая волна», «Новая дума», «Пролетарское дело». Таким же конспиративным порядком выпускались издания, которым грозила неминуемая конфискация. Издательство организовало дело так, что некоторые Санкт-Петербургские типографии время от времени печатали брошюры этих юридически не оформленных издательств.


       Среди выпущенной издательством «Вперёд» книжной продукции присутствовали и статьи Ульянова-Ленина. За время своего существования издательство выпустило под своей маркой и вымышленными марками двенадцать брошюр Ленина «по вопросам тактики рабочей партии при выборах в I и II Думу», «о пересмотре аграрной программы «РСДРП»», а также отчет Санкт-Петербургским рабочим, «об Объединительном съезде РСДРП».


        Издание и распространение политической литературы, даже в годы ослабления царской цензуры, представляли собой сложное, затратное дело. Надо было преодолевать препятствия, которые ставились цензурой, полицией и охранкой. В борьбе за распространение литературы издательство прибегало к взяткам. Существовала такса по взяткам, пристав получал пятьдесят рублей, его помощник, пятнадцать – двадцать рублей. Сотрудники издательства, заранее предупрежденные, успевали прятать все книги, подлежащие конфискации. Обыск
производился поверхностно. Получив в кабинете заведующего взятку, пристав писал в отчёте начальству, «Изъятых и конфискованных книг в розничном и оптовом складе книгоиздательства «Вперёд» не обнаружено».


       Издательство летом 1907 года, все же вынуждено было закрыться, подвергнувшись форменному полицейскому разгрому, под руководством сотрудников охранки, которые взяток не брали.


      31 июля 1906 года, в Терийоки, Великое Княжество Финляндское прогремело убийство Михаила Герценштейна, председателя первой подкомиссии аграрной комиссии и члена трёх других комиссий, финансовой, бюджетной и об ассигновании средств на продовольственную помощь населению, депутата «Думы». За короткий срок существования «I Государственной Думы», он трижды выступил в общем собрании «Думы» по аграрному вопросу. Герценштейн происходил из еврейской семьи, принял православие, был крещён. По итогам проведённого следствия было установлено, что убийство совершил Александр Казанцев, член «черносотенной» организации «Священная Дружина». К моменту обнаружения, Казанцев уже был убит и не мог предстать перед судом.


       Летом 1906 года с новой силой поднялось крестьянское движение. «Эсеры» и «анархисты» продолжали вести террористическую борьбу. От их рук погибло несколько тысяч человек, в большинстве своем, чиновников и военнослужащих. Террористами-самоубийцами была взорвана дача премьер-министра Столыпина. Сам Столыпин получил только легкое ранение, но погибли десятки случайных людей, посетители, просители.


       В ответ, в августе 1906 года, были введены военно-полевые суды. Они возглавлялись не профессиональными юристами, а офицерами, которые судили не военнослужащих, а гражданских лиц, задержанных с оружием в руках. До своей ликвидации в апреле 1907 года, «суды» вынесли более тысячи смертных приговоров, примерно половина политических казней периода правления Столыпина за 5 лет.

 
      Осенью 1906 года, вместе с другими арестованными членами «Исполкома Совета Санкт-Петербурга», Александр Парвус (Гельфанд) предстал на открытом судебном процессе, получившем большой общественный резонанс. В отличие от Бронштейна (Троцкого), приговорённого к пожизненному поселению в Сибири, с лишением всех гражданских прав, Парвус получил 3 года ссылки в Туруханский край. Но оба, по пути в ссылку бежали, вернувшись сначала в Санкт-Петербург, а затем в Германию, где Парвуса ожидал большой скандал. У обоих, у Парвуса и у Троцкого при аресте была обувь, в каблуки которой были спрятаны золотые червонцы, которые они использовали для подкупа охраны и побега.


     Парвус в Германии был подвергнут «партийному суду» германских социал-демократов, по жалобе Максима Горького. Парвус был литературным агентом Горького в Германии и скрывал в свою пользу гонорары от спектаклей Горького в Берлине и в других городах Германии, поставленных по пьесам Горького.


       В начале своей революционной деятельности, Парвус (Гельфанд), какое-то время, входил в террористическую организацию «Народная воля». Ее представители входили в «Международное Социалистическое Бюро» и пытались применить марксистские положения «Социалистического Интернационала» к российским реалиям и пришли к выводу, что в России, феодальном крестьянском государстве, переворот может быть совершен только «снизу», с помощью крестьянских масс. Но что они думали по поводу религии, в которой Маркс усмотрел только «опиум для народа»? Как можно было убить веру в Бога и «доброго царя» в русском крестьянине, приверженце традиций и обрядов? Этот вопрос был полностью проигнорирован и «народовольцами», и «социалистами-революционерами».


     Численность партии «социалистов-революционеров» возросла к 1907 году до 50–60 тыс. человек, руководство в партии оставалось за интеллигентами и работниками «умственного труда».


      Крестьянское движение, нараставшее медленнее рабочего, весной 1906 года достигло своего пика. На этом этапе восстания, которые прошли более чем в каждом втором уезде, но после уступок правительства и репрессий пошли на спад, принимали формы грабежа помещичьих имений всей крестьянской общиной. В феврале 1906 года начались крестьянские волнения в губерниях, Курской, Орловской, Харьковской, Лифляндской и других.


       10 марта 1906 года, Ульянов-Ленин писал, в газете «Вперёд», «Начинаются крестьянские восстания. Из различных губерний приходят известия о нападении крестьян на помещичьи усадьбы, об изъятии крестьянами помещичьего хлеба, скота... Городское рабочее движение приобретает нового союзника в революционном крестьянстве».


     Не принималось во внимание то, что крестьянские бунты начинались стихийно там, где наступил голод, городские рабочие голодали только во время забастовок и прекращения работы, их поднимали на забастовки «революционеры».


    Крестьяне бунтовали без политической программы, они боролись за физическое выживание, все губернии не бунтовали, восстания в армии и на флоте, организованные «эсерами» и «анархистами», были подавлены военной силой.


     Общей чертой, отличающей 1906 год от 1905 года, стало появление на политической арене легальных политических партий и соответственное появление, в более или менее «явочном» порядке, литературы, журнальной, брошюрной и особенно газетной с противоправительственным содержанием. «Партии» получили дальнейшее развитие, разделяясь на партийные группы и фракции, сохраняя и «выращивая» свои профессиональные кадры. Для этого были нужны деньги, деньги находили, разными способами, чаще криминальными, ограблениями.


    Шла подготовка к выборам в «Государственную Думу». В январе 1906 года, Ульянов-Ленин написал работу «Государственная Дума и Социал-демократическая тактика». Конференция «большинства» «РСДРП», организованная и проведённая Ульяновым-Лениным, в апреле 1905 года в Лондоне, в составе 22 его сторонников, приняла резолюцию, «…не участия в выборах в Думу.»  В статье, написанной Лениным по итогам конференции, он подчёркивал, «Самодержавное правительство, все время после 17-го октября, попирало все основные гражданские свободы, завоеванные пролетариатом. Правительство залило всю страну кровью расстреливая из пушек и пулеметов борющихся за свободу рабочих, крестьян, солдат и матросов! Правительство издевается над общенародным требованием созыва учредительного собрания и законом 11-го декабря пытается снова обмануть пролетариат и крестьянство и отсрочить свою окончательную гибель.». Всю кровь и людские жертвы, прошедших восстаний, Ульянов-Ленин выставлял «на счёт» правительству, не вспоминая, что организаторами и вдохновителями этих кровавых событий были «революционеры» разных мастей, особенно старались в этом «эсеры» и «анархисты», по содержанию газетной статьи Ульянова-Ленина «революционеры были не при чём, ни в чём не виноватые».


        Первая русская революция закончилась государственным переворотом 3 июня 1907 года, изданием нового «закона», по выборам в «Думу», закон был издан Правительством без участия «Думы». Издание «Положения о выборах», без ратификации его «Государственной Думой», стало прямым нарушением Основных законов 23 апреля 1906 года, где указывалось, что «законы, вносящие изменения в положение о выборах в Госдуму, не могут быть приняты во время прекращения занятий Госдумы». В связи с этим, события 3 июня назвали «третье июньским государственным переворотом».


     «Положение о выборах в Госдуму», опубликованное правительством, сохраняло прежние ограничения избирательных прав и вводило новые ограничения,
      «1. Парламент должен быть «русским по духу», иные народности должны иметь представителей для решения своих нужд, а не быть «вершителями вопросов чисто русских». Было урезано представительство национальных окраин: Польши, Кавказа, Средней Азии. Европейскую Россию представляли 103 депутата, Азиатскую, 15 депутатов.
      2.Сохранялась «сословно-куриальная» система выборов, Землевладельческая курия, Городская курия, Крестьянская курия, Рабочая курия.
Общая тенденция, увеличение представительства землевладельцев и городской буржуазии, уменьшение представителей рабочих, крестьян, мелкой и средней интеллигенции.
       3.Сокращается общая численность Госдумы с 524 до 442 человека. В Новой «Госдуме» заняли 146 мест правые, 155 – октябристы, 108 – кадеты, 13 – трудовики, 20 – социал-демократы.


     Победили силы старого порядка, неограниченная монархия и поместное дворянство. Тогда и теперь их победа была неполная, и борьба между старым, отживавшим правом и зародышами нового продолжалась и теперь, только к монархической, дворянской «узде», над народным представительством прибавлялась другая, классовый избирательный закон. Но и это было, опять, только перемирие, а не мир. Настоящие победители шли гораздо дальше, они стремились к полной реставрации государственного строя.


       С 20 февраля 1907 года начала работу «II Государственная Дума». Она также вступила в резкую конфронтацию с Советом министров правительства, также провела всего одну сессию по 3 июня 1907 года, и была распущена. После этого избирательное законодательство было изменено. «II Дума» проработала 102 дня.


       В работе «II Думы» приняли участие делегаты и «эсеров», и «РСДРП», чтобы использовать парламентскую трибуну для пропаганды своих идей, «эсеры» прежде всего аграрных, «социал-демократы» общегражданских.


     В мае 1907 года прошёл V съезд «РСДРП», который предоставил умеренным «плехановцам» возможность жёстко критиковать сторонников «диктатуры пролетариата» за их «уголовную практику» по экспроприациям. На съезде было принято решение положить конец всякому участию «социал-демократов» в террористической деятельности и экспроприациях. Призывы Юлия Мартова к возрождению чистоты революционного сознания, на Ульянова-Ленина, не произвели никакого впечатления, лидер сторонников «диктатуры пролетариата» слушал их с неприкрытой иронией, а во время чтения финансового отчёта, когда докладчик упомянул о крупном пожертвовании от анонимного благодетеля, «Икса», Ульянов-Ленин саркастически прокомментировал, «Не от икса, а от экса».


       V съезд «РСДРП» проходил с 30 апреля по 17 мая в Лондоне, в помещении церкви Братства на Саутгейт-Роуд. Съезд планировали провести в Копенгагене, но как всегда, получил разрешение на проведение только на «острове», в Лондоне.  «Островитяне» неизменно придерживались своего принципа, «Разделяй и Властвуй», а если проще, «мути воду» по всей Европе, особенно в России.

 
       Съезд проходил в обстановке спада революции 1905—1907 года в России и начавшегося наступления «Столыпинской» реакции. К V съезду легального разделения на фракции внутри «РСДРП» не было. Ульянов-Ленин проводил скрытую работу по собиранию сторонников «диктатуры пролетариата» и гражданской войны в Российской империи. Лично сам он избегал любого нарушения законодательства, чтобы не попасть в тюрьму, кроме политической пропаганды и написания «ценных рекомендаций», то есть подстрекательства, как «правильно нападать на полицию и солдат».

 
      На съезде были представлены 145 партийных организаций «социал-демократов», 100 организаций «РСДРП», 8 организаций Польши и Литвы, 7 организаций Латышского края», 30 организаций «еврейского союза», «Бунда». Участвовало 303 делегата с решающим голосом и 39 с совещательным, представлявших 150 тысяч членов партии. Среди делегатов с решающим голосом было 177 от «РСДРП», 45 представителей Польши и Литвы во главе с «гражданкой Германии» Розой Люксембург, Юлианом Мархлевским и Яном Тышка, 26 представителей Латвии во главе с Розинь и Ленцманом и 55 представителей «Бунда» во главе с Абрамовичем и Либером.


     Съезд возглавляли лидеры Плеханов, Аксельрод, Дан, Жордания, Мартов, Мартынов, Церетели. На съезде присутствовал и «беспартийный» Максим Горький, прибывший в Лондон проездом в Америку.


    В повестку съезда были включены следующие пункты, отчет ЦК, отчет думской группа и ее организация, отношение к буржуазным партиям, тактика отношений с «Государственной Думой», «Рабочий съезд» и беспартийные рабочие организации, Профсоюзы и партия, Партизанские выступления, Безработица, экономический кризис и локауты, Штутгартский Международный конгресс II Интернационала, где впервые появился Ульянов-Ленин, прошедший перед съездом, отношение к милитаризму, работа в армии, организационные вопросы, разное.

 
        Ленин был избран в президиум съезда и председательствовал на 6-м, 7, 14, 15, 25, 27, 34 и 35-м заседаниях съезда, был докладчиком по вопросу, «об отношении «РСДРП» к буржуазным партиям», выступал с «замечаниями и возражениями» по многим вопросам, которые рассматривались на съезде.


        На съезде Ульянов-Ленин прошёл кандидатом в члены ЦК «РСДРП».


      Решения съезда:
   1. По вопросу отношения к буржуазным партиям была принята резолюция с поправками Ульянова-Ленина. В ней съезд дал «социал-демократическую» оценку, всем не пролетарским партиям, «черносотенцам», «октябристам», «кадетам» и «эсерам» и была сформулировал тактика революционной социал-демократии по отношению к этим партиям.
   2. Съезд принял резолюцию «О Государственной Думе», в основу которой были положены предложения Ульянова-Ленина. В ней указывалось, что думская деятельность «социал-демократов» должна быть подчинена вне Думской работе, и «Думу» следует использовать прежде всего как трибуну для разоблачения самодержавия и соглашательской политики буржуазии, для провозглашения и пропаганды революционной программы партии «РСДРП».
   3. Резолюцией о профсоюзах была также отвергнута идея об их «нейтральности», профсоюзы, как и литература должны были «придерживаться» принципа партийности.
   4. Был принят новый «Организационный устав» «РСДРП». В этом «Уставе» в п.9 было прописано, «Помимо организаций, утвержденных съездом партии, все остальные партийные организации утверждаются Центральным Комитетом. Все постановления ЦК обязательны для всех партийных организаций, которые обязаны также давать определенные ЦК средства в центральную партийную кассу».
     Устав исключил из рядов «РСДРП» все партийные образования, не утверждённые на съезде и самими ЦК. Разговоров и прений по статусу «Большевистского Центра», «БЦ» на съезде не происходило, его как бы и не существовало.
   5. Резолюция, принятая съездом, «о партизанских выступлениях», отклонила предложение Ульянова-Ленина, «об организации вооруженных выступлений рабочих, в период забастовок и стачек».


  Следующий съезд «РСДРП», VI, состоялся только через долгих 10 лет, в 1917 году, в августе.


Рецензии